Кириллова книга
- 1 year ago
- 0
- 0
Пала́ты Аве́ркия Кири́ллова — здание в Москве , редкий образец частного жилого строительства второй половины XVII — самого начала XVIII веков. Находится по адресу: Берсеневская набережная , дом № 20 (ныне в здании расположен Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва ).
Участок земли у самой кромки Москвы-реки , на котором стоят палаты, изначально принадлежал Беклемишевым . После казни в 1525 году Ивана Берсень-Беклемишева , сначала попавшего в опалу, а затем замешанного в т. н. «деле Максима Грека », эти земли перешли в царское владение. Вскоре они были пожалованы некоему Кириллу — основателю рода . Дошедший до наших дней ансамбль сложился в 1656—1657 годах при его внуке, думном дьяке Аверкии Кириллове .
В 1703—1711 годах дом был несколько перестроен под руководством нового владельца усадьбы — дьяка Оружейной палаты А. Ф. Курбатова, возглавлявшего в то время строительство Кремлёвского арсенала . В этот период в средней части северного фасада, выходящего на набережную, появилась пристройка, выполненная во вкусе петровской эпохи .
Во второй половине 1860-х годов архитектор А. П. Попов осуществил некоторую перестройку и приспособление палат для размещения Московского археологического общества , которое находилось здесь в 1868—1923 годах.
В 1941—2014 годах здание занимал Российский институт культурологии .
Наружный декор Никольской церкви и самих палат чрезвычайно разнообразен и сложен. Каждый из двух дома венчается сложным карнизом с поребриком , на окнах — пышные наличники , стена дробится многочисленными вертикальными тягами : лизенами, пилястрами и полуколоннами . Общее впечатление нарядности и пышности усиливает использование цветных изразцов . На южном фасаде и на своде юго-восточной палаты сохранились фрагменты росписей.
Пристройка в средней части выходящего на набережную северного фасада появилась в 1703—1711 годах, при домовладельце А. Ф. Курбатове. Трёхъярусная, с мощным декоративным завершением и огромными несколько причудливой формы волютами , фланкирующими «теремок» верхнего яруса, она отражает вкусы петровской эпохи . Выделяются окна среднего яруса: они несколько больше, чем остальные, обрамлены строгими наличниками и завершаются лучковыми фронтонами -раковинками. Над входом — мощный на фигурных консолях . Углы пристройки рустованы , что придаёт ей некую архитектурную собранность и контрастирует с прихотливой и «необязательной» архитектурой XVII века.
Близстоящая Церковь Николы на Берсеневке ранее соединялась с палатами крытым переходом.