Аскольдова могила
- 1 year ago
- 0
- 0
«Аско́льдова моги́ла» — романтическая, историко-бытовая опера Алексея Николаевича Верстовского ( 1835 ) по одноимённому роману М. Н. Загоскина , который был также автором либретто оперы.
После «Вадима» Верстовский долго искал тему для новой оперы и наконец остановил свой выбор на романе М. Загоскина, сюжет которого, со всеми его драматически напряжёнными ситуациями, как нельзя лучше подходил для сцены. Правда, в процессе работы над либретто многое пришлось изменить, в том числе трагическую развязку романа заменить счастливым концом . По цензурным соображением (людей, причисленных к лику святых запрещалось представлять на сцене) действие оперы было перенесено из времён князя Владимира во времена княжения Святослава Игоревича — в эпоху борьбы государственнических устремлений с феодальными усобицами . Нашла своё отражение в опере и тема борьбы христианства с язычеством . Силы, противостоявшие единству Руси, воплотились в «Аскольдовой могиле» в достаточно противоречивом образе Неизвестного: этот загадочный, вполне « романтический », персонаж, с одной стороны, ненавидит варягов , которыми окружил себя Святослав, любит Русь, но Русь «дедов и отцов», скорбит о её судьбе, с другой — в музыкальной характеристике Неизвестного, в отличие от основных героев оперы, Верстовский не использовал русские народные интонации .
Верстовский в процессе работы переосмыслил не только роман, но и написанное Загоскиным либретто. Так, Тороп Голован, скоморох и гудошник — традиционный персонаж русской сказочно-комической оперы конца XVIII — начала XIX века, у Загоскина представлен как орудие воли Неизвестного; в музыке Верстовского он, наоборот, воплощает доброе начало . И музыкально, и сценически это наиболее яркий персонаж оперы и фактически главный её герой: именно песни Торопа, многочисленные и очень выразительные, определяют события; он стал любимым героем демократической публики . Народность этого персонажа Верстовский подчеркнул и своей излюбленной формой - сольной песней с хоровым припевом .
Мрачной фантастике противопоставляется красочная бытовая сторона жизни киевлян. Ещё одна образная сфера оперы — лирика, связанная в первую очередь с главной героиней Надеждой, возлюбленной Всеслава. Её лирическая натура характеризуется романсовыми интонациями и создаёт тонкий портрет юной мечтательной девушки пушкинской эпохи [ источник не указан 2955 дней ] .
Автор многократно вносил в партитуру изменения, направленные на усиление динамики музыкально-драматического развития, с 1840-х годов такие изменения вносились практически в каждую постановку. Верстовский вставлял музыкальные номера из других сочинений, купировал диалоги и в некоторых случаях заменял их на речитативы. Однако традиции постановочной работы в театрах России первой половины XIX в. в значительной мере затрудняют выявление авторских изменений текста оперы, поэтому публикация оригинального текста Верстовского представляет значительные трудности. Оригинальная партитура оперы не опубликована по сей день. В XX веке при изданиях и постановках опера также подвергалась неоднократным редакторским правкам [ источник не указан 2955 дней ] .
Опера была поставлена на сцене московского Большого театра 15 сентября 1835 года. Она быстро завоевала популярность, особенно в Москве. За 25 лет в Большом театре прошло свыше 400 представлений этой оперы, а в постоянном репертуаре театра опера удерживалась вплоть до 1887 года. С. Т. Аксаков вспоминал, что опера «превосходно поставлена, и где прелестный голос и до совершенства доведённая игра г-на Бантышева в роли Торопки Голована до сих пор восхищают зрителей» . Сам Верстовский вспоминал, что « Государь в проезд свой удостоил её высокой похвалы» .
Опера была поставлена за год до «Жизни за царя» Глинки и стала не только вершиной творчества Верстовского, но и по праву считается итогом того исторического пути, которая прошла русская опера в XVIII и начале XIX века (доглинкинский период русской музыки). А. Н. Серов отводил ей «одно из самых почетных мест» и отмечал в ней стремление к истинной народности, характерность национального колорита и мелодическое богатство . Несмотря на то, что опера написана с разговорными диалогами, роль музыкального развития в ней очень высока, это предвосхищает некоторые черты опер Глинки. Вместе с тем, в ней есть ряд драматургических просчётов, из-за которых, несмотря на огромный успех, «Аскольдова могила» неоднократно подвергалась критике. Основными недостатками оперы были излишняя многословность разговорных диалогов, обилие персонажей без пения. Все это усложняло основную сюжетную интригу и затрудняло восприятие музыки, а после премьер опер М. И. Глинки само наличие разговорных диалогов в опере и вовсе воспринималось как анахронизм [ источник не указан 2955 дней ] .
Киевляне и киевлянки. Славянская и варяжская дружины князя Святослава; слуги и служительницы в селе Предиславине; рыбаки и хор адских духов. Действие оперы происходит в древней Руси, во времена киевского князя Святослава Игоревича.
Партия |
Премьера в Большом театре в Москве
16 сентября 1835 года дирижёр И. И. Фельцман |
---|---|
Неизвестный (высокий бас или баритон) | Н. В. Лавров |
Торопка Голован, гудошник (тенор) | А. О. Бантышев |
Всеслав, княжой отрок, сирота (тенор) | П. М. Щепин |
Алексей, старый рыбак | М. Волков |
Надежда, его дочь (драматическое сопрано) | Н. В. Репина |
Вышата, княжеский ключник (бас) | Н. М. Никифоров |
Фрелаф, мечник ( тенор ) | В. И. Живокини |
Стемид, дружинник (тенор) | Н. И. Куликов |
Вахрамеевна, ведьма | П. Г. Степанов |
Садко (баритон) | Шуберт |
Год | Организация | Дирижёр | Солисты | Издатель и каталожный номер | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1991 | Академический Большой хор, Симфонический оркестр Московского радио | Юрий Никоненко | Неизвестный - Владислав Верестников, Тороп Голован, гудочник - Лев Кузнецов, Всеслав, княжеский отрок - Игорь Мирошниченко, Алексей, старый рыбак - Юрий Маркелов, Надежда, его дочь - Галина Симкина, Вышата, княжеский ключник - Борис Бежко, Фрелаф, варяжский мечник - Андрей Сальников |
О популярности оперы в самых широких массах свидетельствует тот факт, что в "Очерках бурсы" Н.Г. Помяловского ученики время от времени напевают фрагмент оперы "В старину живали деды веселей своих внучат" .