Interested Article - Пермская деревянная скульптура
- 2021-02-01
- 2
Пермская деревянная скульптура («Пермские боги») — храмовая скульптура, получившая распространение на территории Пермского края в XVII — XIX веках . Пермская деревянная скульптура уникальна тем, что, являясь, по сути, искусством восточно-христианским, сохранила отчётливые черты языческой культуры, вдобавок испытав влияние западно-европейского барокко .
Возникновение и запрет
Самые древние сохранившиеся образцы пермской деревянной скульптуры относятся к концу XVII — началу XVIII веков и происходят из православных храмов, расположенных в поселениях у реки Колвы : Покчи , Ныроба и Чердыни . Это территория современного Чердынского района , которая в XV — начале XVI веках входила в состав Великопермского княжества . Деревянная скульптура, скорее всего, проникла в Пермь Великую из Русского Севера и Центральной России . По мнению исследователей П. А. Корчагина и Е. В. Шабуровой, пермская культовая скульптура, возникшая через два с половиной столетия после крещения Перми Великой, скорее всего не была заменой для новообращённых их прежних идолов, а напротив, служила «фактором религиозного просвещения» .
В начале XVIII века Русская православная церковь запретила объёмные изображения святых. Постановление Святейшего Синода от 21 мая 1722 года запрещало «иметь в церквах иконы резные, или истесанные, издолбленные, изваянные» . Но искоренить традицию вырезать «богов» из дерева не удалось. Уральские священники предпочитали мириться с присутствием в храме скульптур. К тому же сами лица скульптур говорят о глубоком «внутреннем» понимании безвестными художниками идей христианства. Лики Спасов выражают кротость, смирение, жертвенность, мученичество. Используя старые традиции сакральной пластики, уходящей в глубину веков, пермские мастера придали ей новое духовное содержание. Черты лиц на скульптурах, очевидно, в зависимости от национальной принадлежности самого художника, чаще всего соответствуют коми-пермяцкому или башкирскому типу. Наиболее распространённый образ Христа в пермской скульптуре — « Христос в темнице » или «Спас Полуночный». В русской иконографии этот сюжет появился лишь в XVII веке и, как считается, был заимствован из католической живописи. Он изображает Христа до восхождения на Голгофу , когда Он был поругаем римскими стражниками.
Изучение пермской деревянной скульптуры
По воспоминаниям Н. Н. Серебренникова — первого собирателя Пермской деревянной скульптуры, фигуры Спасов даже ставили внутри храма в некоторое подобие темниц, тоже сделанных из дерева. Прихожане одевали скульптуры и обували, приносили им дары. Легенды приписывали фигурам способность ходить, отчего обувь приходилось менять часто — она снашивалась. Безусловно, всё это элементы языческого восприятия, когда образ Божества становится в какой-то мере самим Божеством.
Помимо Христа, особой любовью пермских мастеров пользовался св. Николай Можайский . Кроме того сохранилось немало скульптурных сцен Распятия со множеством фигур.
«Открывателем» Пермской скульптуры называют Н. Н. Серебренникова, который с 1923 по 1926 года организовал шесть экспедиций по сбору памятников искусства и старины. Большую часть коллекции составляют скульптуры, найденные в сельских храмах севера Пермской области. В 1925 г. в экспедиции участвовал И. Э. Грабарь , первым из крупных художников и искусствоведов оценивший значение и культурную ценность находок.
Большая часть коллекции Пермской деревянной скульптуры находится в Пермской государственной художественной галерее . В 2010 году часть коллекции была отправлена на экспонирование в Лион .
См. также
Примечания
- ↑ Корчагин П. А., Шабурова Е. В. Вехи крещения и христианизации Перми Великой XV — начале XVIII в.: археологический и искусствоведческий аспекты // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. — 2009. — № 6. — С. 196
Литература
- Искусство Прикамья. Пермская деревянная скульптура. — Пермь: Пермское книжное издательство, 1985.
- Власова О.М. Пермская деревянная скульптура. Между востоком и западом. — Пермь: Книжный мир, 2009.
- Власова О.М. Пермская деревянная скульптура конца XVII — начала XX века. Коллекция Пермской государственной художественной галереи. — М. : Арт-Волхонка, 2013. — ISBN 978-5-904508-31-9 .
Ссылки
- 2021-02-01
- 2