Interested Article - Бесленеевцы
- 2020-09-09
- 1
Беслене́евцы (самоназвание: адыгэ , беслъэней ) — этнографическая группа (субэтнос) адыгов , исторически занимавшее промежуточное положение между западными адыгами и восточными ( кабардинцами ). Ныне проживают в Карачаево-Черкесии , Адыгее и Краснодарском крае . Широко представлены в адыгской диаспоре за рубежом.
Общие сведения
Бесленеевцы ранее занимали территорию по верхнему течению правого берега реки Лабы и её притоку Ходзю, на востоке и северо-востоке по реке Урупу и её притокам Большому и Малому Тегеням и другим рекам, примерно до линии станиц Упорной и Отрадной, при этом они соседствовали на северо-западе с махошевцами , на западе — с мамхеговцами , на юге и юго-востоке — с абазинами .
Бесленеевцы по характеру, культуре, происхождению близки к кабардинцам, а собственный бесленеевский диалект адыгского языка ( со значительными различиями в произношении согласных ) наиболее близок к кабардинскому диалекту ( что не вызывает затруднений во взаимопонимании при общении как с кабардинцами , так и с другими адыгами ) .
Верующие: мусульмане - сунниты .
Древними княжескими родами бесленеевцев считались — Каноковы и Шолоховы, потомки Беслана, сына легендарного Инала, родоначальника кабардинских князей .
Наименование
В русских источниках XVI—XVIII веков бесленеевцы отражены под разными наименованиями: бесленейцы, беслинцы, бесленейские черкасы и т. п., а занимаемый ими район — Бесленей, Бысленей, Бесленейские кабаки (то есть поселения) .
Бесленеевцы. XVI век
Первые упоминания в истории о бесленеевцах известны с XIV века. Так например — в российских летописях сохранились сведения, что в составе первой кабардинской делегации, приехавшей в Москву в 1552 году для переговоров с Иваном Грозным, находился один из бесленевских князей — Маащук .
Как и у большинства адыгских этнических групп, у бесленеевцев был феодальный строй . Бесленеевцы проживали в долинах Большой и Малой Лабы , на берегах Урупа , Ходзя и Фарса к востоку от темиргоевцев и абадзехов , южнее бесленеевцев жили абазины-ашхарцы : башилбаевцы, баракаевцы и кызылбеки . Основным занятием было земледелие и скотоводство, большое внимание уделялось садоводству.
В 1571 году бесленеевцы по приказу Крымского хана участвовали в Крымском походе на Москву , которое закончилось сожжением части Москвы и захватам 100 тысяч пленных, и поэтому бесленеевцы в этот период истории не участвовали в переговорах с русским царём, так как влияние на них Крымских ханов было очень сильным. Вот строки из документа второй четверти XVII века: «бесленеи дают крымскому хану Шан-Гирею ясаку (то есть дани ): ясырю (значит, в неволю, для продажи в рабство) женок и девок, аргамаков (породистых лошадей) и шанцирей (кольчужных воинских доспехов по тем временам чрезвычайно дорогих), всего названного по пятьсот, а Шан-Гирей требует тысячу, …».
Бесленеевцы. XVII век
Турецкий разведчик Эвлия Челеби в 1667 году, в своём отчёте сделал следующее описание истории и жизни бесленеевцев :
«Великое пшуко (княжество) Беснейбай. Их бей обитает здесь. Он распоряжается в общей сложности пятью тысячами отважных, отборных воинов, конных и пеших. И народ этот — весьма сильный, смелый, мужественный. Это пшуко построено, подобно Бахчисараю, в просторном ущелье, по обеим сторонам которого — каменные скалы. Оно достойно того, чтобы называться городом. Сей народ бесней прежде расселялся до самых земель Чин, Фагфур и Москва. Затем, спасаясь от притеснений вновь пришедших калмыков, они обосновались в этом скалистом, неприступном ущелье. И во все времена у этого народа войны и распри только с народом калмык. Хану они отправили богатые подарки, прислали прекрасных и миловидных девушек и невольников — огланов. Ибо они с ханом — родственники по линии семейства и потомков. Здесь мы в течение пяти дней предавались наслаждениям и удовольствиям, осматривали все и изучали этот народ искусных умельцев»
Бесленеевцы. XVIII век
Знаменитый сподвижник российского императора Петра I Александр Бекович Черкасский был урождённым Девлет-Гиреем Бекмурзином — прямым потомком бесленеевского князя, породнившегося с крымским ханом, но сохранившим адыгский патриотизм. Не случайно, одной из его жизнеобразующих идей, сформировавшейся во время ногайско-крымского плена ещё в детстве, был план грандиозного российско-казачье-горского похода в Закубанье, чтобы навсегда освободить его обитателей от диктата Крыма и Турции.
- 1768 год — бесленеевцы были покорены русскими .
- 1774 год — бесленеевцам возвращена им независимость .
- 1775 год — над всеми покорёнными народами Кубанской обл. был назначен ханом наместник ханского престола Шагин-Гирей .
Последний опасный набег состоялся в 1790 году, когда 30-тысячный турецкий корпус под командованием Батал-паши был сокрушён и разбит российскими войсками, поддержанными частью горских ополчений, на берегу верхней Кубани , неподалёку от нынешнего города Черкесска .
С этих пор, бесленеевцы становятся ближайшим приграничным народом к владениям России , выдвинувшимся на правый берег Кубани по всему её течению.
Бесленеевцы. XIX век
С. М. Броневский описывал бесленеевцев так: «Живут зажиточно и опрятно по Черкесскому обычаю в больших деревнях, числом до 1 500 семей; сеют немного хлеба, держат много скота, наипаче овец, коих отгоняют восемь вёрст выше Прочного Окопа. Не менее промышляют воровскими поисками в соседние земли или, как сами называют, наездничеством и ремеслом военных людей…». Он же сообщает, что бесленеевцы с открытой душой принимают беглецов из числа разных других адыгских племён. И действительно, вторым важнейшим компонентом формирования нынешней черкесской народности являются кабардинцы, которые большими группами уходили в ближайшее Закубанье, отказываясь подчиняться российским державным порядкам, утверждавшимся на их земле.
Главным организатором бесленеевского сопротивления был кабардинский князь Адиль-Гирей Атажукин. Царские власти, недовольные его воинствующим «исламизмом», военной активностью и пропагандой ориентации на Турцию, определили ему местом поселения город Екатеринослав . Но он бежал из этой ссылки к бесленеевцам и затем, неоднократно возвращаясь в родную Кабарду, Адиль-Гирей «уводил» немалые «партии» кабардинцев за Кубань, в округу своего поселка, расположенного в «весьма крепком месте при речке Малый Зеленчук». Особенно усилился приток «немирных» кабардинцев в 1804 году («едва ли самом тяжёлом годе борьбы России с Кавказом», как писал авторитетный дореволюционный историк Н. Ф Грабовский) и в 1822 году в ходе и после подавления генералом Ермоловым серии антироссийских мощных выступлений в Кабарде. События первого из них были, между прочим, художественно отражены М. Ю. Лермонтовым в поэме «Измаил-Бей», в которой достаточно достоверно показана обстановка в Закубанье и вокруг него, когда «громадные толпы кубанцев и громадные скопища кабардинцев остервенились» (это слова документа!) и нанесли чувствительные поражения царским генералам Глазенапу и Лихачёву .
1833 год — русский генерал Г. Х. Засс разбил отряд горцев на правом берегу р. Лабы, после чего разорил до основания аул бесленеевского князя Айтека Конокова, захватив 68 пленных, сжег запасы сена и хлеба бесленеевцев. То же повторялось и в следующие годы. Все жители приведены были в ужас; кабардинцы, бесленеевцы, багоевцы и медовеевцы, поселившиеся на истоках рек Зеленчугов и Урупа, просили Засса о мире, выдали аманатов и переселились на указанные им плоские, во всякое время доступные местности .
В конце Русско-Кавказской войны началось переселение кавказских горцев (в том числе бесленеевцев) в Османскую империю .
Бесленеевцев, по данным на 1882 год, стало поданными России 6063 душ, которые в основном проживали в аулах Канокой и Кургокой .
Современное положение
После Кавказской войны , бесленеевцы и собственно бесленеевский диалект на исторической родине сохранились лишь в 5 населённых пунктах: два в Карачаево-Черкесии — Бесленей ( адыг. Тхьастыкъуей ), Вако-Жиле ( адыг. Дэхъушыкъуей ); два в Успенском районе Краснодарского края — Кургоковский ( адыг. Кургъокъуей ), Коноковский ( адыг. Бэчымзей ); один в республике Адыгея — Уляп ( адыг. Улапэ ).
Среди черкесской (адыгской) диаспоры бесленеевцы в основной массе проживают в Турции , в илах: Болу , Амасья , Чорум , Биледжик , Эскишехир и Нигде .
Источники
- Коряков Ю. Б. АДЫГЕЙЦЫ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); от 8 декабря 2019 на Wayback Machine Дата обращения: 29.08.2017
- ↑ . Дата обращения: 14 июня 2012. Архивировано из 22 декабря 2015 года.
- . Дата обращения: 14 июня 2012. 21 января 2013 года.
- Самир Хотко . . Адыгэ Хэку (3 декабря 2006). Дата обращения: 28 февраля 2023. 28 февраля 2023 года.
- . Дата обращения: 22 апреля 2010. Архивировано из 2 августа 2008 года.
- Дата обращения: 13 июня 2012. 25 апреля 2013 года.
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- 28 февраля 2014 года.
- Засс, Григорий Христофорович // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М. : Бизнессофт, ИДДК, 2007.
Литература
- Бижев А. Х. Бесленей в историческом и этнокультурном контексте адыгского этноса // Археология и этнология Северного Кавказа. — Нальчик, 2015. — Вып. 4 . — С. 136—143 . — ISBN 978-5-91766-098-1 .
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Виноградов В. Б. . — Армавир, 1995.
- Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. — М. : Наука , 1974. — С. 41—43.
- 2020-09-09
- 1