Interested Article - Графика

В. Ван Гог . «Скорбь» («Печаль») . 1882. Музей В. Ван Гога, Амстердам

Гра́фика ( др.-греч. « письменный » от — записывать, писать) — вид изобразительного искусства , в котором основными изобразительными средствами (графическими) являются свойства изобразительной поверхности (чаще белого листа бумаги) и тональные отношения линий, штрихов и пятен. Составной частью графики является рисунок .

Определение и характеристики

Определение специфики и границ искусства графики в отличие от живописи , также связанной с изображением на плоскости, всегда интересовало художников и теоретиков искусства. До конца XIX века понятия графики, живописи и рисунка были жёстко разделены. Под графикой понимали только печатные техники: гравюру по дереву и металлу , литографию , монотипию . Под рисунком — «работу от руки», причём лишь в качестве подготовительного материала ( эскизы, наброски ), но не в качестве самостоятельной разновидности изобразительного искусства. Художник английского модерна У. Крэйн в книге «Линия и форма» ( 1900 ) попытался разграничить понятия графического и живописного начала в искусстве, основываясь на различной степени абстрагирования изобразительной формы. Немецкий художник М. Клингер выделил в качестве основополагающего принципа графического искусства отвлечение, абстрагирование тональных отношений от светотени и окрашенности изображаемых объектов, но в качестве обобщаемого названия Клингер предложил технический термин «искусство грифеля» ( нем. Griffelkunst ), который по понятным причинам не прижился .

В России в начале ХХ века термина графика ещё не существовало, и А. Н. Бенуа для обозначения профессии художников книги, иллюстраторов, рисовальщиков-карикатуристов вынужден был использовать определение «рисовальщик печати» . В иных случаях чаще использовали слово «рисунок», а понятие «живописец» использовали в качестве синонима слова «художник». Но уже около 1900 года появляются определения «синтетическое изображение», «графическое мастерство».

Цвет в графике может применяться, но, в отличие от живописи , он играет вспомогательную роль, и, как правило, локален и абстрагирован от объёмности, светотени, фактуры изображаемого объекта. При работе в графике обычно используют один или два цвета; кроме основного чёрного или красно-коричневого цвета сангины , можно использовать белый (например, белый мел или белила ), в особенности на тонированной бумаге. В. А. Фаворский в ксилографиях 1920 1930-х годов и в теоретических статьях в качестве определяющего признака графического искусства (включающего все разновидности рисовальной и печатной графики) выдвинул понятие специфики «изобразительного пространства», которую создаёт белый лист бумаги. Поэтому наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, которое условно обозначает белый или иной условный фон (по выражению художника, — «воздух белого листа») .

В графике, в частности, в гравюрах , может использоваться большое число цветов (например, при цветной печати с нескольких досок), широкая цветовая палитра, как в живописи, но определяющим признаком остаётся условность пространства. Отсюда особое значение силуэта, контурной линии, направленности штриха. Поэтому, согласно современной музейной классификации, к графике относят акварель , гуашь , пастель и другие техники, использующие бумагу, прозрачные краски на водной основе, цветные рисовальные материалы. Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги или картона. Сочетанием этих изобразительных средств и материалов могут создаваться тональные нюансы . Живопись и графика различаются разной мерой пространственности, проистекающей от различного отношения художника к изобразительной поверхности, хотя эти отношения изменчивы и подвижны . Определяющим признаком, таким образом, становится либо графичность и графическое начало (или принцип) либо противоположное качество — живописность. Поэтому правомочны определения: «графичная живопись» или «живописный рисунок». Первое слово обозначает качество изобразительной формы, второе — принадлежность конкретного произведения к определённому виду искусства .

Наследие графического искусства многообразно. Оно отмечено работами таких всемирно известных мастеров, как Альбрехт Дюрер ( 1471 - 1528 ), Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн ( 1606 - 1669 ), Хиросиге Андо ( 1797 - 1858 ), гравёра и рисовальщика Хокусай Кацусика ( 1760 1849 ), чьё творчество оказало значительное влияние на европейское искусство конца XIX — начала XX века . Многие художники-живописцы внесли немалый вклад в развитие графики. В современном мире графика и графические средства изображения широко используется в массовой культуре и графическом дизайне : оформление книг, реклама, веб-дизайн, дизайн визуальных коммуникаций, средовой дизайн, кинематография, анимация.

Классификация

Понятие «графика», по способу создания изображения, включает в себя два больших раздела: рисовальная или уникальная графика и печатная или тиражная графика. Уникальная графика — произведения, созданные в единственном экземпляре ( рисунок , набросок , монотипия , коллаж ). Печатная графика — произведения, созданные с использованием авторских (изготовленных автором-художником) печатных форм, с которых печатают тираж эстампов (от двух — трёх оттисков до 500—1000 экземпляров, в зависимости от техники и задачи).

По функции графические произведения подразделяются на несколько родов:

Как проявления массовой культуры специфическими видами графики являются в станковой печатной графике — лубок , а в газетно-журнальной — карикатура . Относительно молодой областью графики является также плакат , который в современных формах сложился в XIX веке как вид торговой и театральной рекламы (афиши Ж. Шере , А. Тулуз-Лотрека ), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского , Д. С. Моора , А. А. Дейнеки в СССР и Т. Трепковского — в Польше ). Многие разновидности и жанры прикладной графики в XX веке поглотил графический дизайн , дизайн рекламы и массовых визуальных коммуникаций.

Примечания

  1. Ильина Т. В. Изобразительное искусство. От техники к образу. — СПб.: МКЦ, 2006. — С. 17
  2. Власов В. Г. Графика, графическое начало в искусстве, графичность // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т.. — СПб. : Азбука-Классика , 2005. — Т. III. — С. 282−288.
  3. Клингер М. Живопись и рисунок. — СПб. , 1908.
  4. А. Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX — начала XX века. — Л. : Художник РСФСР, 1989. — С. 94−95.
  5. Фаворский В. А. О графике как об основе книжного искусства (опыт теории графики) // Литературно-теоретическое наследие. — М. : Советский художник , 1988. — С. 309−316. — 588 с.
  6. Власов В. Г. Теория «двух установок зрения» и методика преподавания искусства // Пространство культуры. — М. : «Дом Бурганова», 2009. — № 3 . — С. 65−76 .
  7. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве / Перевод Н. Б. Розенфельд и В. А. Фаворский; предисл. А. В. Васнецова. — М. : МПИ, 1991. — C. 22-27
  8. Власов В. Г. Теория двух установок зрения и педагогическая деятельность художника С. А. Петрова // Актуальные проблемы теории и истории искусства — 2016: Тезисы докладов VII Международной конференции. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2016. ISBN 978-5-288-05691-8 . — С. 336—337

См. также

Ссылки

Источник —

Same as Графика