Interested Article - Лощиц, Юрий Михайлович

Ю́рий Миха́йлович Ло́щиц ( 21 декабря 1938 , село Валегоцулово , Одесская область ) — советский и российский писатель, публицист и литературовед. Лауреат Патриаршей литературной премии ( 2013 ) .

Свой путь в литературе начал в середине 1950-х как поэт, однако большинство стихов не публиковалось до 1990 года . Приобрёл известность биографиями, выходившими в серии « Жизнь замечательных людей ». Наибольший резонанс вызвали книга об Иване Гончарове , повлиявшая на концепцию фильма « Несколько дней из жизни И. И. Обломова », и жизнеописание Дмитрия Донского .

Для поэзии Лощица советского периода характерны лиризм, обилие религиозных образов. В более позднее время он уделяет основное внимание гражданской проблематике, обращается к традициям древнерусской стиховой культуры; также занимается переводами сербских поэтов.

С 1990-х годов работает над художественной прозой. В романах «Унион» и «Полумир» эпизоды русской и сербской истории XIX - XX веков соседствуют с трагическими событиями послеперестроечных лет. Автобиографическая повесть «Послевоенное кино» рассказывает о детских годах.

В публицистике выступает с консервативно- почвеннических позиций.

Биография

Родился 21 декабря 1938 года в селе Валегоцулове (ныне Долинское) Одесской области в украинско-белорусской семье. Отец, Михаил Фёдорович Лощиц ( 1917 2015 ) — выходец из крестьян, участник обороны Ленинграда и прорыва блокады; после войны работал в военной прессе, ушёл в отставку в звании генерал-майора. Мать, Тамара Захаровна Грабовенко ( 1920 2007 ) — сельская учительница.

В 1939 году Михаил Лощиц был призван в армию, и его жена увезла ребёнка из Валегоцулова к своим родителям в село Фёдоровка . Там они пережили Великую Отечественную войну , немецкую и румынскую оккупацию. После окончания войны в 1945 году семья переехала в Новосибирск , где была дислоцирована воинская часть отца, а через два года — в Москву .

В 1962 Юрий Лощиц окончил филологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова . В студенческий период посещал литературные мастерские Павла Антокольского и Николая Старшинова . После университета на некоторое время увлёкся журналистикой, работал корреспондентом и редактором в газетах « Ленинское знамя » ( 1962 1964 ), « Пионерская правда » ( 1964 1965 ), « Учительской газете » ( 1966 1970 ). Позже вспоминал эти годы как напрасно потерянные, хотя журналистские навыки оказались востребованными и в дальнейшей жизни .

Выбор писательского пути, по словам самого Лощица, определило «общее для той поры романтически-преувеличенное представление о том, что литература способна самым решительным образом повлиять на всеобщую перемену жизни к лучшему». Любовь к художественному слову Древней Руси, её культуре он перенял от своих университетских преподавателей — Николая Либана , Владимира Турбина . Благодаря произведениям Виктора Астафьева , Василия Белова , Валентина Распутина писатель смог «лучше понять трагедию, пережитую в XX веке русской деревней» . В конце 60-х — начале 70-х годов через знакомство с древнерусской архитектурой и иконописью Лощиц обратился в православие , что в значительной мере определило его дальнейшее творчество .

В 1974 1983 был редактором серии « Жизнь замечательных людей » издательства « Молодая гвардия », где участвовал в работе над книгами «Паскаль» и «Чаадаев» Бориса Тарасова , «Рублёв» Валерия Сергеева , «Кант» и «Шеллинг» Арсения Гулыги . В 1990 1994 служил редактором газеты « Литературная Россия » . В 1995 1997 гг. возглавлял журнал « » . В 2003 2007 гг. являлся главным редактором историко-культурологического альманаха « » . С 2000 г. — редактор портала «Русское воскресение».

Член Союза писателей СССР с 1980 , с 2003 — секретарь правления Союза писателей России . В декабре 2010 г. вошёл в состав Совета экспертов Патриаршей литературной премии . С 5 мая 2015 года — член Палаты попечителей этой премии .

С начала 1970-х был активистом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры . В 1990 году стал одним из подписавших письмо 74-х . Участвовал в защите Белого дома в октябре 1993 года . С журналистскими командировками ездил в Афганистан в 1988 году и в Югославию во время военных конфликтов 1990-х .

Отец двоих сыновей. Живёт и работает в Москве.

Творчество

Поэзия

Юрий Лощиц начал писать стихи ещё в средней школе, первые публикации — в коллективных сборниках поэтов МГУ «Радуга» ( 1958 ) и «Открытая земля» ( 1959 ). Обучаясь в университете, пережил увлечение поэзией и личностью Велимира Хлебникова .

В 1961 году из-за появления «Стихов о бессоннице» Лощица в новогоднем номере архангельской молодежной газеты « » редакция издания была разогнана. Сам факт публикации бюро обкома КПСС признало «грубой политической ошибкой», посвятив ему специальное постановление :

<…> Ю. Лашицем допущено много ошибочных, порочных положений, с аполитичных позиций рассматриваются некоторые успехи нашего народа. Так ракеты и спутники в толковании этого автора появились «из пота нашего и крови», что «недосыпали мы, недоедали, чтобы этим спутникам летать». В период, когда в нашей стране установлен 6-7 часовой рабочий день, автор Ю. Лошиц утверждает, что «все отдыхи долой отброшены» и заключает, что «надо на земле работать, а отсыпаться под землёй» .

После прихода автора к вере в его стихах наряду с религиозными мотивами («Серый день», «Дерзай, да будешь Божий…», «И вот остались мы одни…», «Бог по имени Нет (Подражание английскому)») появляются лирические описания природы («Река, и за рекой гора…», «Журавль», «Песня странника»), а также религиозно окрашенные воспоминания о детстве («Дарья», «Мама вносит с мороза бельё…») .

Первая книга поэзии «Столица полей» была издана, отчасти по цензурным соображениям , только в 1990 году . Позже вышли сборники «Больше, чем всё» ( 2001 ) и «Величие забытых» ( 2007 ). В 1990-е и 2000-е годы наряду с привычной силлаботоникой поэт использует ритмические возможности древнерусской стиховой культуры — как книжной, так и фольклорной. Характерными для поэзии Лощица становятся причеты («Песня»), плачи («Прощание с Сербией»), разговорные интонации («Класс»). Сквозные темы стихов 1990-х — боль за поруганную Отчизну, за обманутых и униженных соотечественников («Он видел великую кровь…», «Сквозь строй») .

Преимущественно напевная и печальная, поэзия Лощица отображает прогрессирующий распад мира . Тема Божьего возмездия реализована средствами буффонады, речитатива, раешного стиха, полифонии голосов и реплик в поэме «Христос ругается». Приведенные в Евангелии гневные слова Спасителя , обличавшего «порождений ехидниных», легли в основу образа « Ярого ока , Спаса-Ругателя», истребляющего все нечистое .

Для гражданских стихов Лощица характерны трагические интонации («По одному уйдем мы, не узнав / На ком из нас опомнится Россия» («Юрий Селезнев», 1994 )), параллели с сербской историей («Прощание с Сербией»). Немалую часть его творчества составляет духовная лирика («У тонкого сна на краю…», «Афон», «Свете тихий»). Немощь человеческой природы и устремленность души к небу выражены в цикле «Валаам» .

Биографическая проза

Для прозы Лощица с самого начала было свойственно желание осмыслить подлинные исторические события и непридуманные человеческие судьбы . Отказываясь от вымышленных персонажей, событий и диалогов , писатель восполняет недостаток биографических сведений обилием деталей, характеризующих ту или иную эпоху. Подобный метод художественно-исследовательской реконструкции проявился уже в книге «Сковорода» ( 1972 ) об украинском философе и поэте XVIII века . Как отмечал Сергей Лыкошин, «в округлом, выразительном слове Ю. Лощица открывалась история, выраженная в мировоззрении Г. Сковороды… понимание многих скрытых от глаз, но ясных сердцу движений разума и откровений духа» .

«Гончаров»

Известность писателю принесла вторая из художественных биографий — «Гончаров» ( 1977 ), в которой перед читателем открывался духовный путь русского классика. В книге разрушались идеологические схемы, сложившиеся в советское время вокруг творчества Ивана Гончарова . Центральной стала глава о романе «Обломов», где Лощиц вводит персонажа в мифологический, сказочно-фольклорный и библейский контекст, а также говорит о глубине и современности «проблемы Обломова». По мнению писателя, Обломов не только подвергается критике автора, но и выражает собственные идеи Гончарова, бросая вызов ограниченному практицизму.

Книга «Гончаров», наряду с другими изданиями серии «ЖЗЛ» («Достоевский» Юрия Селезнева , «Островский» Михаила Лобанова , «Гоголь» Игоря Золотусского ), оказалась в центре острых полемик о классике в начале 1980-х . Издательство выдвинуло книгу на соискание Государственной премии , однако с публичным осуждением «Гончарова» выступил секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов . После выхода передовой статьи «Революция, народ, история» в журнале « Коммунист » , где автору инкриминировались «попытка идеализировать старину», «отступление от социально-классовых критериев», началась кампания против книги и её автора.

Среди критиков биографии Гончарова — Борис Бялик («противоречие с ленинскими оценками») , С. Вайсман («антидобролюбовская трактовка обломовщины») , Станислав Рассадин , , Пётр Николаев , Владимир Новиков , В. Баранов , Юрий Суровцев и Виталий Озеров . Семён Резник в позднее опубликованной статье «Остановите музыку!» обвинял Лощица в антисемитизме, неприятии прогресса, клевете на декабристов и народников, а также отмечал, что тот находится «в плену разрушительных иллюзий и, если не завиральных, то, несомненно, тлетворных идей». По словам Резника, «Гончаров» — «это своего рода образец произведения антибиографического жанра» .

Феликс Кузнецов говорил о недостатках «Гончарова» в статьях «„Нигилизм“ и нигилизм» и «Истина истории» . С поддержкой книги выступили Михаил Лобанов и Дмитрий Жуков . Впоследствии идеи биографии положительно оценивал Валентин Недзвецкий , который неоднократно ссылался на неё в своих работах .

Составители примечаний к «Обломову» в полном собрании сочинений Гончарова, выходящем в издательстве « Наука » с 1997 г., поддерживают некоторые из высказанных в биографии точек зрения — в частности, сопоставление романа с книгой «Фрегат „Паллада“». При этом суждения писателя о Штольце, на их взгляд, «предельно пристрастны, почти памфлетны». Вывод же Лощица об автобиографичности образа Обломова эти исследователи считают «итоговым для советского этапа изучения связи биографии Гончарова и его творчества» .

Концепция романа и его героя, данная Лощицем, воплощена в фильме Никиты Михалкова « Несколько дней из жизни И. И. Обломова » ( 1979 ) .

Эпизод с гонениями на «Гончарова» был затронут в книге Михаила Ходорковского и Леонида Невзлина «Человек с рублём» в контексте общей критики советского строя , на что сам Лощиц отреагировал с иронией. По его мнению, миллиардеры упомянули биографию Гончарова из-за несогласия автора с Лениным, а саму книгу не читали, иначе оказались бы в стане её противников .

«Дмитрий Донской»

Художественная биография «Дмитрий Донской» ( 1980 ) воссоздавала картину русской жизни XIV в. Лощиц достаточно точно следовал источникам, в то же время многочисленные художественные элементы сближают его книгу с историческим романом. Автор также использовал ряд спорных « татищевских известий », отнеся в своей библиографии « Историю Российскую » Василия Татищева , написанную по второй четверти XVIII века, к разделу «Источники», а не к разделу «Исследования» . Беллетризованным является и подробное описание Куликовской битвы , которое, по мнению Алексея Любомудрова, «стало одним из лучших в русской исторической прозе» . Однако Лощиц не ограничился художественной реконструкцией и непосредственно вслед за ней поместил отдельную главу «Обстоятельства битвы», содержащую подробный разбор известий разновременных источников .

Показывая средневековый мир изнутри, автор помогал читателю войти в него. В монологах персонажей, отрывках летописей, авторских раздумьях приоткрывалось закрытое для современников православное миросозерцание. В условиях жёсткой идеологической цензуры и атеистического диктата Лощицу удавалось, используя несобственно-прямую речь, излагать даже основы христианской аскетики .

Главной в книге является тема исторического испытания. Автор призывал современников перенять и сохранить созидательную энергию, мужество в преодолении препятствий, высшие духовные достижения, присущие соотечественникам средневековой эпохи. Кульминация книги — лирический монолог автора, в котором, на взгляд Любомудрова, различимы интонации Гоголя и Достоевского :

Слышите ли вы, други, нашу тризну?.. И вы слышите ли там, везде, по всему свету?.. Мы — будем! Хотите ли, не хотите, мы будем жить, будем строить златошлемные каменные дива и прочные житницы, рожать детей и сеять зерно в благодатные борозды. Мы еще соберем добрых гостей со всего света, и никто не уйдет с русского пира несыт.

«Дмитрию Донскому» посвятили доброжелательные разборы Л. Демин, Михаил Антонов , Вадим Каргалов , В. Калита , Алексей Любомудров , Виктор Буганов . В 1993 г. появилось канадское репринтное воспроизведение советского издания 1980 года ( Монреаль ; Нью-Йорк ) с предисловием Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Виталия , который назвал книгу «шедевром русской исторической литературы» и отметил, что она вдохновляет «на подвиг любви к своей Вере и попранной Родине». По словам владыки Виталия, «автор изложил весь этот труд прекрасным русским языком, вернув к жизни многие старые русские, полузабытые или просто забытые, слова» .

Книга выдержала около 10 переизданий , её общий тираж превысил четыре миллиона экземпляров.

Попытка экранизации

В 1982 киностудия « Мосфильм » заключила с Лощицем договор на экранизацию «Дмитрия Донского». Кинокартину планировал снять Никита Михалков, но по личному распоряжению Юрия Андропова работу над фильмом пришлось прекратить, чтобы «не обижать восточных товарищей » .

«Кирилл и Мефодий»

В 2013 году вышла книга «Кирилл и Мефодий», над которой писатель работал более двенадцати лет . Валерий Ганичев охарактеризовал её как «громадную по масштабу и глубине», подчеркнув работу автора с источниками и обоснованность оценок эпохи . Председатель Издательского совета Русской православной церкви митрополит Калужский Климент (Капалин) также считает работу «по-настоящему качественной» . В то же время протодиакон Андрей Кураев , подтвердив знание Лощицем фактического материала, назвал биографию «в целом <…> агиткой, очень далекой от научности», а её стиль сравнил со стилем книг Владимира Мединского .

С тем, что автор «многое навязывает своему читателю, и это касается не только идейно-содержательной составляющей», согласился и историк Денис Сахарных. Среди других его замечаний — «презумпция разумности, благости и неизбежности всех свершений» героев книги, «„толстые“ политические намёки, без которых вполне можно было обойтись» и «далеко не полное освещение» значимости подвига Кирилла и Мефодия. Неотъемлемым достоинством биографии Сахарных считает то, что она не просто «образец исторической публицистики», а «просветительский текст», и именно с просветительской точки зрения он получился наиболее удачным .

Художественная проза

Романы «Унион» ( 1992 ) и «Полумир» ( 1996 ) составляют дилогию, действие которой происходит то в Сербии , то в России. В первом из них совмещаются несколько исторических пластов: в текст введены историко-документальные повести о генерале Драже Михайловиче и четническом Равногорском движении, о вожде первого Сербского восстания Георгии Черном , основателе королевской династии Карагеоргиевичей . Автор «присутствует» и в послевоенной сталинской Москве, и в Афганистане , оставаясь при этом в тесном номере белградского отеля «Унион» в самый канун распада советского «униона» . По мнению Эдуарда Володина , «Унион» «можно рассматривать и как современное летописание о Сербии, и как традиционное для эпоса хождение за три моря русского героя». Название второго романа тоже сербское: Полумир — маленькое селение в Сербии, где слегка подвыпившие герои мечтают учредить столицу всего славянского сообщества .

Появление обоих романов в сербском переводе ( Белград Дервента , 1997 ; Белград, 2005 ) вызвало большое число откликов в югославской периодике . Так, говорил о необычности формы в статье «В сербском коло». По его словам, «хотя роман Лощица охватывает события и обстоятельства двух столетий, действительное время романа, написанного в стиле потока сознания и в монологах, длится от вечера до утра…» .

Автобиографическая повесть «Послевоенное кино» ( 2000 ) стала неким итогом размышлений Лощица над истоками народного характера, смыслом современной истории России. В ней запечатлены воспоминания автора о своем детстве, картины послевоенной Сибири, Украины, Москвы. На взгляд Эдуарда Володина, это «одна из лучших православно определенных повестей нашей литературы последних десятилетий <…> Интонация книги — светлая, добрая, обнадеживающая — наполняет читателей светом и добротой, на которые так скупа наша циничная и озлобленная повседневность» . Внутреннюю убедительность повести подчёркивал Виктор Гуминский , отмечавший, что детское восприятие мира — «глубокий взгляд современного художника, проницающий времена и дали и умеющий за призрачными оболочками настоящего разглядеть пустоту и национальную трагедию, а за патиной ушедших эпох — полноту бытия и твёрдую веру в будущее» .

«Пасха красная» ( 2002 ) — опыт в жанре паломнического хожения . Документальная повесть рассказывает о встрече Пасхи в Иерусалиме , где автор собирал свидетельства о жизни первых христиан.

Публицистика

Книга Лощица «Земля-именинница» ( 1979 ) — цикл лирических эссе, исторических очерков, рассказов о родной истории, топонимике, о единстве земли и рождённого ей народа. Сборник был доброжелательно встречен критиками , В. Рыбаковым , Юрием Селезневым . По мнению Алексея Любомудрова, в книге Лощиц «выступил как талантливый мастер слова — живого, богатого, мягкого, затрагивающего глубину человеческого сердца, волнующего душу» . В противовес этой точке зрения Семён Резник заявлял, что «основным стержнем» книги «является воспевание и идеализация самой дремучей патриархальщины», а самого автора характеризовал как «малоталантливого и крайне невежественного литератора» .

Другие публицистические произведения писателя — книга «Слушание земли» ( 1988 ), документальный очерк «Свидетельствую» ( 1995 ), книга «Славянские святцы» ( 2006 ). Юрий Лощиц регулярно выступает по острым общественно-политическим вопросам на страницах журнала « ». Характеризуя свои убеждения, автор подчёркивал: «… ничего намеренно „патриотического“ я никогда не ставил себе целью писать, полагая, что патриотизм — это не профессия, не должность, а внутреннее состояние, и если оно есть, то это и так видно» .

Переводы

Лощиц — автор переводов с сербского : отрывков из книги Драгиши Васича «Воспоминания о России», эпических песен из « », стихотворений Джуры Якшича , Десанки Максимович , .

Киносценарии

Автор сценариев к телевизионным фильмам о святых Мефодии и Кирилле: «Солунский пролог» ( 1997 ) и «Торжество и смерть в Риме» ( 2001 ), а также «Старец Силуан Афонский» ( 2001 ) .

На других языках

«Гончаров» переведен на болгарский ( София , 1983 ), «Дмитрий Донской» — на польский ( Варшава , 1987 ), сербский ( Белград Приштина , 2000 ) и армянский, «Унион» — на сербский (Белград— Дервента , 1997 ; Белград, 2005 ), «Полумир» — также на сербский язык (Белград, 2005 ). Стихотворения из книги «Столица полей» переводил на сербский .

Награды

Премии

Библиография

  • Лощиц Ю. М. Сковорода. — М. : Молодая гвардия , 1972. — 224 с. — ( Жизнь замечательных людей , выпуск 520). — 65 000 экз.
  • Лощиц Ю. М. Гончаров. — М. : Молодая гвардия , 1977. — 352 с. — ( Жизнь замечательных людей , выпуск 573). — 150 000 экз.
  • Лощиц Ю. М. Земля-именинница. — М. : Современник , 1979. — 208 с. — (Новинки «Современника»). — 100 000 экз.
  • Лощиц Ю. М. Дмитрий Донской. — М. : Молодая гвардия , 1980. — 368, [50] с. — ( Жизнь замечательных людей , выпуск 17 (610)). — 150 000 экз.
  • Лощиц Ю. М. Дмитрий Донской. — 2-е издание. — М. : Молодая гвардия , 1983. — 368 с. — ( Жизнь замечательных людей , выпуск 610). — 100 000 экз.
  • Лощиц Ю. М. Дмитрий Донской. — М. : Военное издательство , 1984. — 351 с. — 100 000 экз.
  • Лощиц Ю. М. Гончаров. — 2-е издание. — М. : Молодая гвардия , 1986. — 368 с. — ( Жизнь замечательных людей ). — 150 000 экз.
  • Лощиц Ю. М. Слушание земли. — М. : Современник , 1988. — 331, [2] с. — 6000 экз. ISBN 5-270-00320-1 .
  • Лощиц Ю. М. Дмитрий Донской. — М. : Издательство ДОСААФ СССР, 1989. — 398 с. — (Библиотека «Отчизны верные сыны»). — 100 000 экз. ISBN 5-7030-0167-6 .
  • Лощиц Ю. М. Дмитрий Донской. — М. : , 1989. — 130 с. — ( Роман-газета (журнал) ). — 3 920 000 экз.
  • Лощиц Ю. М. Столица полей: Стихотворения и поэма. — М. : Советский писатель , 1990. — 144 с. — 6000 экз. ISBN 5-265-01272-9 .
  • Лощиц Ю. М. Дмитрий Донской [Репринтное воспроизведение первого издания 1980 года] / С предисловием митрополита Виталия. — Монреаль — Нью-Йорк: Monastery Press, 1993. — 367 с.
  • Лощиц Ю. М. Дмитрий Донской. — М. : Молодая гвардия , 1995. — 368 с. — ( Жизнь замечательных людей ). — 15 000 экз. ISBN 5-85464-027-9 .
  • Лощиц Ю. М. Свидетельствую (Главы из книги) // Наш современник. — 1995. — № 9 .
  • Лощиц Ю. М. Унион (Проза последних лет): Роман, рассказы. — М. : Военное издательство , 1995. — 382 с. — 5000 экз. ISBN 5-203-01661-5 .
  • Лощиц Ю. М. Дмитрий Донской // Дмитрий Донской: Сборник. — М. : Новатор, 1996. — (Российские судьбы. Жизнеописания, факты и гипотезы, портреты и документы в 30 книгах).
  • Jуриj Лошчиц. Димитриjе Донски. — Београд, Приштина: Просвета, Jединство, 2000.
  • Лощиц Ю. М. Больше, чем всё: Сборник стихотворений. — М. : Военное издательство , 2001.
  • Лощиц Ю. М. Дмитрий Донской. — М. : ИТРК, 2002. — (Библиотека исторического романа).
  • Лощиц Ю. М. Полумир: Повесть, романы. — М. : , 2003. — 640 с. — 10 000 экз. ISBN 5-9553-0017-1 .
  • Лощиц Ю. М. Гончаров. — 3-е издание. — М. : Молодая гвардия , 2004. — 392 с. — ( Жизнь замечательных людей , выпуск 1026 (826)). — 6000 экз. ISBN 5-235-02515-6 .
  • Лощиц Ю. М. Пасха красная // Путешествие в Палестину. — М. : Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2004. — 224 с. — 10 000 экз.
  • Jуриj М. Лошчиц. Српска прича – Руска баjка. Унион. Полумир. — Београд: Хришћанска мисао, 2005.
  • Лощиц Ю. М. Славянские святцы. — М. : ИИПК «Ихтиос», 2006.
  • Лощиц Ю. М. Величие забытых: Сборник стихотворений. — М. : Военное издательство , 2007. — 288 с. — ISBN 978-5-203-02037-6 .
  • Лощиц Ю. М. Избранное: в 3-х томах. — М. : Издательский Дом «Городец», 2008.
  • Лощиц Ю. М. Дмитрий Донской, князь благоверный. — 3-е издание, доп. — М. : Молодая гвардия , 2010. — 326 с. — ( Жизнь замечательных людей , выпуск 1271). — 4000 экз. ISBN 978-5-235-03380-1 .
  • Лощиц Ю. М. Кирилл и Мефодий. — М. : Молодая гвардия , 2013. — 368 с. — ( Жизнь замечательных людей , выпуск 1606 (1406)). — 5000 экз. ISBN 978-5-235-03594-2 .

Примечания

  1. . Дата обращения: 22 мая 2013. 22 июля 2013 года.
  2. Любомудров А. М. Лощиц Юрий Михайлович // . — М. : Российская академия наук. Институт русской литературы (Пушкинский дом), 2005. — Т. 2. — С. 464—467. 17 мая 2012 года.
  3. Гуминский В. М. от 11 июня 2012 на Wayback Machine
  4. Любомудров А. М. от 11 мая 2012 на Wayback Machine
  5. . Дата обращения: 16 августа 2012. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  6. Елфимов А. Г. от 21 марта 2016 на Wayback Machine
  7. . Дата обращения: 29 августа 2012. 7 января 2011 года.
  8. . Дата обращения: 6 мая 2015. 20 апреля 2016 года.
  9. . Дата обращения: 24 июня 2013. 8 ноября 2012 года.
  10. Лощиц Ю. от 20 июня 2013 на Wayback Machine
  11. Сохранена орфография и пунктуация оригинала.
  12. (недоступная ссылка)
  13. Лощиц Ю. М. Кирилл и Мефодий. — М. : Молодая гвардия , 2013. — С. 358. — 368 с. — ( Жизнь замечательных людей , выпуск 1606 (1406)). — 5000 экз. ISBN 978-5-235-03594-2 .
  14. Лыкошин С. А. Сердце у нас одно: Заметки читателя. — М. , 1984. — С. 97—125. — 144 с.
  15. Митрохин Н. А. Русская партия. Движение русских националистов в СССР. 1953-1985. — М. : Новое литературное обозрение, 2003. — С. 541. — ISBN 5-86793-219-2 , ISBN 978-5-86793-219-0 .
  16. Революция, народ, история // Коммунист. — 1979. — № 15 .
  17. // Вопросы литературы. — 1983. — № 1 . — С. 153 .
  18. // Новый мир. — 1986. — № 1 .
  19. // Советская культура. — 1987. — № 21 апреля .
  20. Резник С. // Вестник Online. — 2004. — № 1(338) . 5 марта 2016 года.
  21. Кузнецов Ф. Ф. «Нигилизм» и нигилизм // Новый мир. — 1982. — № 4 . — С. 229—231 .
  22. Кузнецов Ф. Ф. Истина истории // Москва. — 1984. — № 7 .
  23. Жуков Д. А. Биография биографии // Наш современник. — 1979. — № 9 . — С. 155—157 .
  24. Недзвецкий В. А. Конфликт И. А. Гончарова и И. С. Тургенева как историко-литературная проблема // Гончаров И. А.: Материалы юбилейной гончаровской конференции 1987 года / Ред.: Н. Б. Шарыгина. — Ульяновск: Симбирская книга, 1992. — С. 71—85.
  25. Недзвецкий В. А. . — М. : Изд-во МГУ, 1992. — 175 с. 2 июня 2013 года.
  26. Недзвецкий В. А. Эпистолярный жанр в творчестве и в жизни Гончарова // . — М. : ИМЛИ РАН; Наследие, 2000. — Т. 102. — С. 327—335. — (Лит. наследство). 12 октября 2013 года.
  27. Гончаров И. А. Обломов: Роман в четырех частях. Примечания // Полное собрание сочинений и писем: В 20 т / Ред. тома Т. А. Лапицкая, В. А. Туниманов (гл. ред.); Сост. примеч.: А. Г. Гродецкая, С. Н. Гуськов, Н. В. Калинина, Т. И. Орнатская, М. В. Отрадин, А. В. Романова, В. А. Туниманов. — СПб. : Наука, 2004. — Т. 6. — С. 5—610..
  28. . lib.ru. Дата обращения: 29 августа 2012. 10 сентября 2012 года.
  29. Лощиц Ю. М. Неоткрытой Сибирью: Путевые записки // Избранное: В 3 т. — М. : Издательский Дом «Городец», 2008. — Т. 2. — С. 489—492. — 656 с. — 2000 экз. ISBN 978-5-9584-0219-9 .
  30. Лощиц Ю.М. Дмитрий Донской. – М.: Молодая гвардия, 1980. – С. 365.
  31. Лощиц Ю.М. Дмитрий Донской. – М.: Молодая гвардия, 1980. – С. 259-283.
  32. Лощиц Ю.М. Дмитрий Донской. – М.: Молодая гвардия, 1980. – С. 284-317.
  33. // Наш современник. — 1981. — № 5 .
  34. // Москва. — 1982. — № 2 .
  35. // Огонёк. — 1983. — № 36 .
  36. // Север. — 1986. — № 12 .
  37. // Роман-газета. — 1989. — № 9—10 .
  38. Поспелов А. от 13 октября 2013 на Wayback Machine
  39. Ганичев В. от 11 февраля 2013 на Wayback Machine
  40. . Дата обращения: 26 июня 2013. 23 октября 2013 года.
  41. Сахарных Д. // Портал-Credo.Ru . — 2014. — ISBN 978-5-235-03594-2 . 29 мая 2014 года.
  42. Калаич Др. От Москвы до Равной Горы (серб.) // Duga. — 1998. — Бр. 1702 .
  43. Морач М. Судбинске паралеле (серб.) // Борба. — 1998. — Бр. 26 марта .
  44. Jовановић С. Сличност судбина (серб.) // Књижевне новине. — 2006. — Бр. 1126 .
  45. Томић Н. Руски роман о Србима (серб.) // Вечерње новости . — 2006. — Бр. 28 jул. .
  46. Данойлич М. В сербском коло (серб.) // Dnevni Telegraf. — 1998. — Бр. 19 февраля . — С. 10 .
  47. Володин Э. Ф. Доброта детства // Ответ перед Господом держать нам всем. — М. , 2002. — С. 7—9.
  48. // Волга. — 1980. — № 8 .
  49. // Семья и школа. — 1980. — № 5 .
  50. Селезнёв Ю. М. Златая цепь. — М. : Современник, 1985. — С. 198, 275. — 415 с.
  51. Резник С. // Вестник Online. — 2004. — № 5(342) . 21 ноября 2008 года.
  52. Лощиц Ю., Уханов И. // Завтра . — 2001. — № 38 (407) . 19 октября 2011 года.
  53. . Дата обращения: 24 мая 2013. 11 мая 2012 года.
  54. . Дата обращения: 24 мая 2013. 6 марта 2016 года.
  55. . Дата обращения: 24 мая 2013. 21 февраля 2015 года.
  56. . Дата обращения: 24 мая 2013. 8 марта 2016 года.
  57. (серб.) . Радио-телевизиja Србиjе (30 июня 2014). Дата обращения: 23 июля 2014. 20 августа 2014 года.

Ссылки

Источник —

Same as Лощиц, Юрий Михайлович