Interested Article - Онежский Крестный монастырь

Оне́жский ( Ки́йский ) Кре́стный монасты́рь — мужской монастырь , расположенный на острове Кий ( Онежская губа Белого моря ). Основан в 1656 году патриархом Никоном .

Основание монастыря

В 1639 году иеромонах (будущий патриарх ) Никон при побеге из Соловецкого монастыря потерпел бедствие у скал на подходе к устью Онеги , но спасся в бухте Кий-острова.

В мимошедшем 1639-м году мы, будуще Иеромонахом, творихом шествие по морю из скита Анзерскаго и во время то от великаго морскаго волнения едва не потопихомся; но, уповающе на силу Божественнаго Животворящаго Креста, спасение получихом пред Онежским устьем, к пристанищу к Кию острову, и славу воздахом Распеншемуся на Кресте Господу нашему Иисусу Христу о оном избавлении.
Будуще же тогда на том острове, на воспоминание того своего спасения водрузихом на том месте Святый и Животворящий Крест…

Церковь Рождества Богородицы
Надкладезная церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста с хозяйственно-келейным корпусом

В память о своём спасении Никон по поморскому обычаю установил на острове поклонный крест и дал обет воздвигнуть на этом острове монастырь. Через 13 лет, в 1652 году Никон (в то время уже митрополит Новгородский) был послан в Соловецкий монастырь для перенесения мощей святителя Филиппа в Москву. На обратном пути он снова посетил Кий-остров и в память об этом событии поставил часовню на другом, ближнем к материку конце острова, с крестом внутри неё. Здесь он возобновил свой обет, а в 1656 году , уже будучи патриархом, добился у царя разрешения на основание на Кий-острове монастыря во имя Воздвижения Креста Господня . Официально монастырь основан по грамоте царя Алексея Михайловича , данной 13 июня 1656 года.

Для сбора средств на строительство монастыря Никон обратился к народу. Была собрана огромная для того времени сумма — около 6000 рублей. Строительством первых сооружений на острове с 1656 по 1659 год руководили старцы Нифонт Теребинский и Исаия, а также стольник Василий Поскочин — доверенные лица Никона. Первым деревянным храмом обители стала, вероятно, церковь Воздвижения (опись марта 1657 года), её переосвятили в 1661 году в церковь Собора Святого Архистратига Михаила. Иверская деревянная церковь была построена в 1659 году. В 1660 году Никон сам приехал на Кий-остров и жил здесь, руководя строительством, почти весь год. В частности, здесь он устроил систему сбора пресной воды по образцу палестинских монастырей. 2 сентября 1660 года он лично освятил центральный Крестовоздвиженский собор монастыря. 8 сентября 1660 года он же освятил третью деревянную церковь Всех Святых; она сохранилась по сей день. Впоследствии деревянных храмов уже не возводили, строили только часовни. В конце сентября 1660 года Никон отправился в Москву и на Кий-остров более не возвращался.

Политически новый монастырь задумывался как альтернатива Соловецкому , ставшему одним из старообрядческих центров. В частности, Онежскому Крестному монастырю была передана часть вотчины с крепостными крестьянами, принадлежавшая ранее Соловецкому монастырю. Выдающееся значение монастыря подтверждалось и тем, что с самого начала он был устроен ставропигиальным (патриаршим) и им сразу управляли архимандриты — небывалый случай для того времени.

Наиболее почитаемая реликвия монастыря — « Кийский крест », изготовленный по заказу Никона кипарисовый крест, который должен был быть равен размерами Кресту Господню , и содержащий во внутренних ковчежцах до 300 различных святынь (частицы мощей различных святых , земля из святых мест и так далее). Ныне Кийский крест находится в Москве, в храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках .

До разорения монастыря большевиками в монастыре хранились также золотые и серебряные священные сосуды — вклад патриарха Никона, его деревянный посох и точёный подсвечник предносный. В монастырской библиотеке хранилось житие патриарха в 250 листов, написанное полууставом его ставрофором Иваном Шушериным .

Дальнейшая история монастыря

В конце 1730 года в монастырь под строгий надзор было решено сослать лишённого сана и монашества бывшего епископа Воронежского Льва (Юрлова) , который был освобожден из заключения на острове лишь после вступления на престол Елизаветы Петровны .

После секуляризации , проведённой Екатериной II , монастырь пришёл в упадок.

В 1756 году на территории монастыря была устроена лесная биржа и таможня для установления торговли лесным материалом с иностранцами. Оба учреждения были упразднены с восстановлением монастыря.

В 1764 году, после секуляризации , монастырская эксплуатация крестьян села Ворзогоры прекратилась, но не полностью. Переданные в государственную казну, они были объявлены «экономическими» и обложены оброком для содержания монастыря на Кий-острове .

9 июля 1854 года во время Крымской войны перенёс разорение от английских войск , высадившихся на Кий-острове. В следующем году здания монастыря пострадали от пожара, однако были вскоре восстановлены.

Монастырь окончательно упразднён в 1922 году .

Архитектура

Максимильян Пресняков. Крестовоздвиженский собор и частично разобранная колокольня с воротами

В настоящее время на Кий-острове сохранились в разном состоянии:

Крестовоздвиженский собор Крестного монастыря

Интерьер Крестовоздвиженского собора, вид с подкупольной галереи

Построен под руководством патриарха Никона и лично им освящён в 1660 году. Зодчих Никон привозит на Кий-остров по окончании работ в Иверском монастыре на Валдае . Вероятнее всего, главным архитектором и непосредственным руководителем строительства каменных сооружений монастыря стал мастер Аверкий Мокеев.

Нижняя, наиболее нагруженная часть стен сложена из привозного известняка , верхняя, что парадоксально, — из более прочного материала — кирпича вперемешку с гранитными валунами.

Собор представляет собой классический в русской храмовой архитектуре четырёхстолпный трёхапсидный храм с мощным кубом (четвериком) основного объёма. Вероятнее всего, собор строился пятиглавым, но после ряда пожаров и обрушений две малые западные главы не восстанавливались и храм остался трёхглавым. В настоящее время разрушены и прикрыты высокой кровлей основания и двух восточных глав. Центральный восьмерик барабана был световым, со слюдяными , а после стеклянными окнами, но из-за опасности создания при пожаре сильной тяги через световые проёмы барабана, они были заложены кирпичом. Нынешняя высота собора примерно на 2 метра меньше бывшей из-за упрощения конструкции маковки на центральном барабане. Входы были оформлены традиционными многоарочными порталами .

Ныне Крестовоздвиженский собор производит впечатление совершенно отличное от задуманного: собор грузен, мощен и несколько непропорционален. Первоначально же с высокой центральной главой на визуально лёгком световом барабане, окружённом малыми главами и с более плоской кровлей храм выглядел намного гармоничнее и возвышеннее. Большей визуальной высоте храма способствовал значительный наклон боковых апсид к центральной вертикальной оси сооружения.

В интерьере собора значительную часть (до трети площади) отгораживал высокий иконостас (не сохранился). Место в иконостасе занимал Кийский крест . Росписи стен, по-видимому, отсутствовали, за исключением подкупольной поверхности — «неба» (не сохранилась). На втором уровне собора была сооружена большая галерея хоров . Исследователи полагают, что в центре галереи находилось место для самого патриарха Никона, ставящего себя таким образом над молящимися и ближе к «небу». Большая (до 2 метров) толщина стен позволила сделать внутристеновую (в северной и западной стенах) лестницу на хоры. Далее в северо-западном углу храма узкая винтовая лестница вела на редкую в русской архитектуре подкупольную галерею, предназначенную для обслуживания огромного паникадила , заказанного Никоном для собора.

Позже в северной и южной частях галереи хоров были отделены два небольших придела .

До недавнего времени в соборе работала кинобудка Кийского дома отдыха (сейчас демонтирована). Ныне собор переосвящён, в храме сооружён небольшой иконостас. Регулярных богослужений в соборе не проводится.

Примечания

  1. . Дата обращения: 14 августа 2006. Архивировано из 22 февраля 2007 года.
  2. Майков Л. Лев Юрлов и его письмо к родственникам. (1743 года, сентября 11) = Левъ Юрловъ и его письмо къ родственникамъ. — РУССКІЙ АРХИВЪ (за 1868 годъ), издаваемый при Чертковской библіотекѣ библіотекаремъ Петромъ Бартеневымъ. — М. , 1869. — Стб. 1058—1064.

Ссылки

Литература

  • [Легатов И. И., священник]. // Архангельские епархиальные ведомости (Часть неофициальная). — 1890. — Вып. 8 . — С. 105—124 .
    Отдельный оттиск: Св. И. Л-ов [Легатов И. И., священник]. . — Архангельск: Типо-литография наследников Д. Горяйнова, 1890. — С. 1—19. — 44 с.
  • Сойкин П. П. // : Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб. : Воскресение, 1994. — С. 51—55. — 712 с. — 20 000 экз. ISBN 5-88335-001-1 .
  • Гнутова С. В., Щедрина К. А. // Иеротопия. Исследование сакральных пространств : Материалы международного симпозиума / Редактор-составитель А. М. Лидов. — М. : Центр восточнохристианской культуры, Радуница, 2004. — С. 681—705.
  • Абрамовский В. Н., Кольцова Т. М. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2009. — Вып. специальный к № 2 . — С. 97—113 . — ISSN .
  • Крестный Онежский монастырь: Исторические источники / Сост.: В. Н. Абрамовский. — Архангельск, 2011. — 85 с. — 550 экз.
  • Кольцова Т. М. // Православная энциклопедия . — М. , 2013. — Т. XXXIII : « Киево-Печерская лавра — Кипрская икона Божией Матери». — С. 414-424. — 752 с. — 33 000 экз. ISBN 978-5-89572-037-0 .
Источник —

Same as Онежский Крестный монастырь