Interested Article - Дети — жертвы пороков взрослых

«Де́ти — же́ртвы поро́ков взро́слых» — скульптурная композиция как аллегория борьбы со злом и общественными пороками , установлена на Болотной площади в Москве на территории сквера 800-летия Москвы . Установлена в 2001 году. Автор — художник и скульптор Михаил Шемякин .

Описание

Памятник состоит из 15 скульптур. В центре композиции изображены двое детей с завязанными глазами. У их ног лежат книги: « Народные русские сказки » и « Сказки » Александра Пушкина . Фигуры детей окружают скульптуры в виде антропоморфных монстров , олицетворяющих «взрослые» пороки :

  • Наркомания — изображение лысого мужчины со шприцем и сломанными крыльями.
  • Проституция — фигура женщины с головой лягушки .
  • Воровство — фигура мужчины с головой кабана , уносящего мешочек с деньгами.
  • Алкоголизм карикатурное изображение Бахуса с кубком.
  • Невежество — фигура осла с погремушкой в руках.
  • Лжеучёность — карикатурное изображение Фемиды со шлемом на глазах, свитком с алхимическим деревом и двуглавой марионеткой .
  • Пропаганда насилия — фигура торговца оружием .
  • Садизм — фигура в рясе с головой носорога .
  • Позорный столб для тех, кто без памяти, с колодками.
  • Эксплуатация детского труда — фигура фабриканта с птичьей головой.
  • Нищета — изображение старухи, просящей милостыню .
  • Война — фигура рыцаря в доспехах , с крыльями и в противогазе , держащего бомбу с головой Микки Мауса . Крылья такие же, как у фигуры Наркомания , что образует симметричную композицию.
  • Равнодушие — многорукая фигура, неслышащая и невидящая, с телом наподобие саркофага ; занимает центральное место в композиции .

Композиция задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений… Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть то, что происходит. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься . Михаил Шемякин

История

Заказчиком и соавтором идеи памятника выступил мэр Москвы Юрий Лужков . Он проявлял большой интерес к ходу работы Шемякина над памятником и во время одной из встреч со скульптором подсказал ему своё видение позы одной из фигур — «Садизм». Сам художник вспоминал об этом так:

Лужков вызвал меня и сказал, что поручает создать такой памятник. И дал мне листок бумаги, на котором были перечислены пороки. Заказ был неожиданный и странный. Лужков меня ошеломил. Во-первых, я знал, что сознание постсоветского человека привыкло к городским скульптурам явно реалистическим . И когда говорят: Изобразите порок «детская проституция » или « садизм » (всего было названо 13 пороков!), ты испытываешь большие сомнения. Поначалу я хотел отказаться, потому что смутно представлял, каким образом можно воплотить эту композицию в жизнь. И только шесть месяцев спустя я пришёл к решению, что только символические образы могут встать достойно в этой экспозиции, чтобы не оскорблять зрение зрителей. Получилась такая символическая композиция, где, допустим, пороки разврата изображает лягушка в платье, отсутствие образования - осёл, танцующий с погремушкой. И так далее. Единственный порок, который мне пришлось заново облечь в символическую форму, - это наркомания . Потому что до нашего «благословенного времени» никогда дети от этого порока не страдали. Этот порок в виде страшного ангела смерти, протягивающего ампулу с героином , встал у меня в этом страшном сборище пороков .

2 сентября 2001 года, в День города Москвы , скульптура, подаренная Михаилом Шемякиным столице, была установлена на Болотной площади архитекторами Вячеславом Бухаевым и Андреем Ефимовым . Спонсором памятника выступила компания « Роснефть ». Первое время скульптура была общедоступной для горожан, но после нескольких актов вандализма , когда злоумышленники отпиливали металлические элементы со скульптур, его огородили забором. Несмотря на популярность памятника среди жителей Москвы и туристов, случаи вандализма по отношению к скульптурам прекратились .

Памятник работы Михаила Шемякина вызвал полярную реакцию общественности. Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Российской академии образования Вера Абраменкова сравнила скульптурные изображения пороков с символикой «в духе масонских лож , тайных орденов типа розенкрейцеров , оккультных сект » и назвала памятник вредным для детской психики . Она раскритиковала памятник с религиозных позиций за акцентированное изображение пороков:

По замыслу автора, это «памятник детям, жертвам пороков взрослых». В народе, правда, его немедленно прозвали просто «памятником порокам». И неслучайно, ведь эта огромная композиция, раскинувшаяся на достаточно обширной территории, почти вся посвящена старательному, живописному изображению пороков. Их тринадцать, чёртова дюжина . Они стоят полукругом, возвышаясь, как бы нависая над двумя детишками, мальчиком и девочкой. У детей глаза завязаны, а руки вытянуты. То ли они играют, то ли что-то ищут. Впечатление жуткое: полукруг пороков наступает на маленьких, беззащитных детей, находящихся в центре композиции

Доктор исторических наук, искусствовед Нина Молева увидела в композиции «хоровод пороков на Царицыном лугу. Именно на нём, в виду Кремля и едва ли не единственной по красоте его панорамы, олицетворение всех видов мерзостей, которыми способны отравить детскую жизнь взрослые — родители, учителя, предки, солдаты , отдававшие и продолжающие отдавать им все свои силы и само существование» .

Против установки скульптур выступали и представители городских властей. В частности, депутат Московской городской думы Александр Крутов отозвался о них так:

Кто-то считает, что если М. Шемякин — известный художник и скульптор, то и новая работа талантлива; другое мнение — М. Шемякин совершенно не московский художник, и его скульптура будет выглядеть в нашем городском ландшафте инородным телом; кто-то уверен, что сама мысль «Дети — жертвы пороков взрослых» странная. Возникает также вопрос: есть ли у города возможность финансирования подобных проектов?

Критически отозвался о памятнике и корреспондент Радио «Свобода» в Вашингтоне Владимир Абаринов. По словам журналиста, мысль о сооружении подобного монумента в центре Москвы показалась ему «дикой и невозможной» из-за общего диссонанса с архитектурным обликом города .

В то же время протоиерей и литературовед Андрей Дударев высоко оценил работу Шемякина, назвав его искусство «сложным, многоплановым и безукоризненно точным». По мнению священника, композиция представляет собой образец христианского искусства: он увидел в ней гротеск в духе Даниила Хармса , параллели с творчеством Иеронима Босха и альбомом Islands группы King Crimson .

Галерея

Ссылки

См. также

Примечания

  1. Сергей Шокарев, Михаил Вострышев. . — М. : Алгоритм, 2011. — 1064 с. — ISBN 978-5-4320-0001-9 .
  2. . LookAtMe. Дата обращения: 1 марта 2018. 8 марта 2018 года.
  3. . Узнай Москву. Дата обращения: 1 марта 2018. 8 марта 2018 года.
  4. Анастасия Берсенева, Ксения Вильчинская. . Russian Mystery. Дата обращения: 1 марта 2018. 8 марта 2018 года.
  5. на YouTube
  6. Дарина Никонова. . Log-in.ru (26 июля 2007). Дата обращения: 1 марта 2018. 13 августа 2012 года.
  7. . МосГид (21 марта 2011). Дата обращения: 1 марта 2018. 8 марта 2018 года.
  8. . NewsRu.Com (28 марта 2008). Дата обращения: 1 марта 2018. 8 марта 2018 года.
  9. Татьяна Шишова. . Православие.ру (5 декабря 2001). Дата обращения: 1 февраля 2018. 25 декабря 2001 года.
  10. Нина Молева. . — М. : Эксмо, 2007. — 416 с. — ISBN 5-699-18489-9 .
  11. Владимир Абаринов. . Грани.Ру (12 октября 2010). Дата обращения: 1 марта 2018. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  12. Андрей Дударев. . Киевская Русь (2 мая 2013). Дата обращения: 1 марта 2018. 7 марта 2018 года.
Источник —

Same as Дети — жертвы пороков взрослых