Interested Article - Шумский, Яков Данилович

Яков Данилович Шумский (1732—1812) — русский актёр , оперный певец ( баритон ), комик, один из первых русских профессиональных артистов на русской сцене. Соратник Фёдора Волкова по созданию первого русского театра в Ярославле в конце 1740-х годов.

Биография

Малоросс по происхождению, Шумский сперва собирался сделаться цирюльником , но, попав как-то раз в Ярославле в театр Ф. Г. Волкова, был так поражён всем виденным на сцене, что сделался горячим поклонником сценического искусства и вскоре изъявил даже желание вступить в число актёров. Волков охотно принял его в свою труппу, так как сразу заметил в нём выдающийся комический талант. Уже в первый год (1751) своей сценической карьеры Шумский сыскал широкую популярность у ярославской публики. Особенно нравился он ей в роли слуги Карпа двухактной комедии Ф. Волкова «Суд Шемякин».

Гравюра работы И. Ф. Лапина

В следующем 1752 году Волков со всей своей труппой был вызван в Петербург, где 18 марта исполнил во дворце сумароковскую трагедию «Хорев» . После этого спектакля, в котором принимал участие также и Шумский, последний был, по повелению императрицы Елизаветы Петровны , вместе с Гавриилом и Григорием Волковыми, Дмитревским и Поповым , помещён в 1-ю роту Сухопутного кадетского шляхетского корпуса «для необходимого театральным артистам обучения словесности, иностранным языкам и гимнастике». В корпусе образованием молодого артиста руководил известный П. И. Мелиссино , под наблюдением которого Шумский много занимался. Впрочем, эти занятия нисколько не мешали ему участвовать в придворных спектаклях, которые изредка давались труппой Волкова.

Четыре года спустя, когда учреждён был Российский театр (первый из императорских театров ), Шумский оставил кадетский корпус и с этих пор выступал почти в каждом спектакле. В начале марта 1759 года Шумский был командирован в качестве помощника Ф. Волкова в Москву для постановки там публичных русских спектаклей. По прибытии в Москву им удалось быстро сформировать труппу и уже в середине апреля того же года открыть театр. Конечно, главными персонажами были Ф. Волков и Шумский.

Возвратившись в следующем году в Петербург, Шумский стал так же часто, как и раньше, появляться на сцене, по-прежнему привлекая к себе симпатии публики своим выдающимся комическим талантом. В течение своей дальнейшей 25-летней сценической деятельности Шумский создал целый ряд удачных ролей, играл как в классических драмах известных европейских драматургов, так и в первых пьесах русских литераторов. Особенно хорош был в роли «Созия» в комедии «Амфитрион» и в роли Еремеевны (первый исполнитель) в фонвизинской комедии «Недоросль» . Среди других ролей: Эктор («Игрок» Реньяра ), Скапин ( «Скапиновы обманы» Мольера , 1757), Валентин («Менехмы, или Близнецы» Реньяра, 1763).

Вёл педагогическую и режиссёрскую работу; в 1760-х годах руководил спектаклями в Шляхетском корпусе, где размещалась актёрская школа.

Выступал в операх. Первый исполнитель партий: Афанасия («Несчастие от кареты» на текст Княжнина , музыка Пашкевича ); Крестьянина («Санкт-Петербургский гостиный двор» Матинского ); Ивана («Два охотника»); Анкудина («Мельник — колдун, обманщик и сват» текст с музыкой в переработке Соколовского ). Среди партнёров — А. М. Михайлова , .

Его женой стала партнёрша по сцене, одна из первых русских профессиональных актрис Ольга Ананьина .

По выходе в отставку в 1785 году Шумский уже редко появлялся на сцене, хотя и прожил ещё очень долго. Год смерти Шумского не известен, но в 1811 году К. Аксаков как-то раз встретил его у другого знаменитого артиста Я. Е. Шушерина .

Оценка творчества

Портрет кон. XVIII в.

Талант Шумского был исключительный; в игре его было так много жизненности, что несмотря на рутину , господствовавшего тогда на сцене, ему удавалось создавать яркие типы и характеры. Биограф Фонвизина князь Вяземский влиянию игры Шумского в значительной мере приписывает самое появление комедий этого писателя. Князь Шаховской , вдохновленный игрой Шумского, написал водевиль «Актёр на родине», в котором Шумский является главным действующим лицом. Шумский выведен и в водевиле Хмельницкого «Актёры между собой, или Первый дебют актрисы Троепольской ».

[bookz.ru/authors/avtor-neizvesten-3/theatre_encicl/page-735-theatre_encicl.html СТЭ] о Якове Шумском:

«Обладая большим самобытным комедийным дарованием, Ш. смело преодолевал на придворной сцене условности классицизма. „… Его талант был чистый инстинкт или, пожалуй, вдохновение“, — писал С. Т. Аксаков („ Я. Е. Шушерин и современные ему театральные знаменитости“ в кн.: Собр. соч., т. 2, 1955, с. 388). <…> Д. И. Фонвизин восторженно отзывался об его исполнении роли слуги, выдающего себя за модного франта-дворянина в пьесе „Генрих и Пернилла“ Гольберга (1760). Одобрение автора получило также исполнение Ш. роли преданного, честного слуги Василия в пьесе „Мот, любовью исправленный“ Лукина. Лучшая роль Ш. — Созий в комедии „Амфитрион“ Мольера (1761)» .

По определению «Энциклопедического словаря»:

«Вплоть до конца XVIII в. занимал на петербургской сцене место первого комика».

Примечания

  1. [bookz.ru/authors/avtor-neizvesten-3/theatre_encicl/page-735-theatre_encicl.html СТЭ]

Источники

Источник —

Same as Шумский, Яков Данилович