Interested Article - Дом драматурга Тарновского

Дом драмату́рга Тарно́вского памятник культурного наследия регионального значения в Большом Гнездниковском переулке, 3/5, Тверского района Москвы. История дома связана с именем драматурга Константина Августовича Тарновского, при котором особняк стал центром культурной жизни столицы . Здание было возведено в конце XVIII — начале XIX веков на основе каменных палат 1738 года, дважды расширено флигелями и надстроено третьим этажом .

С конца XIX века и до революции особняк принадлежал департаменту полиции Российской империи , в нём находились архив, сыск , редакция и типография ведомственной газеты. С 1908 года начальником был знаменитый следователь Аркадий Кошко́ .

В 2005—2006 годах в ходе строительства административно-жилого комплекса в Большом Гнездниковском переулке дом Тарновского полностью разобрали и построили заново, частично сохранена небольшая часть кирпича оригинальной кладки .

История

Первые сведения

Земельное владение на месте современного Большого Гнездниковского переулка согласно переписи 1738—1742 годов принадлежало обер-секретарю Матвею Козмину . Позднее его сын, тайный советник Сергей Козмин , выкупил соседнее имение купцов Ветошниковых, а затем перепродал объединённый участок купцу 3-й гильдии Андрею Дмитриевичу Кондикову .

Уже в 1830 году в документах о доме Тарновского говорилось «дом сей выстроен с давних пор», однако сведения о первых владельцах не сохранились. Известно, что здание пережило пожар 1812-го , а в его основе находились палаты XVII века. С 1815 года домом владела штабс-ротмистрша Анна Огарёва, которая сдавала здание в аренду. Позднее его выкупил коллежский советник Михаил Николаевич Еропкин , от него по наследству особняк перешёл к дочери Анне .

Тарновские

В середине XIX века дом принадлежал Анне Михайловне (в девичестве Еропкиной) и её супругу Петру Александровичу Нащокину . По заказу нового хозяина здание расширили двухэтажной пристройкой и переоформили фасады в стиле ампир . Дочь Нащокиных Елизавета сочеталась браком с известным столичным драматургом Константином Тарновским . Он прославился как литератор, переводчик с французского , автор многочисленных постановок для театра, занимал высокий пост инспектора репертуара и являлся одним из основателей московского Артистического кружка . Здание вошло в историю как выдающийся музыкальный салон: Тарновские постоянно устраивали вечера, куда приглашались выдающиеся деятели искусства, среди них были Василий Живокини , Михаил Щепкин , Гликерия Федотова , Пётр. Чайковский , Николай Рубинштейн . В этот период к особняку пристроили второй двухэтажный флигель .

Дальнейшая история

В конце XIX — начале XX веков здание отдали его под полицейский участок, под руководством архитектора Александра Попова-младшего был надстроен третий этаж . В доме разместили адресный стол, сыскное и охранное бюро, архив, а также типографию и редакцию газеты « Ведомости московской городской полиции », о которой в своей книге « Москва и москвичи » Владимир Гиляровский писал, что «газету эту не читал никто». На тот момент ведомство находилось в затяжном кризисе: количество преступлений стремительно росло, а раскрываемость близилась к нулю . Для исправления ситуации в 1908 году начальником сыскного отделения назначили следователя Аркадия Кошко, получившего прозвище «русский Шерлок Холмс ». Под его руководством за пять лет обстановка в столице радикально изменилась — кражи и ограбления, пик которых раньше приходился на праздники, практически сошли на нет. Для раскрытия преступлений стали использовать метод дактилоскопии , патрулирование опасных районов стали поручать специальным «летучим отрядам» городовых. В этот период из центра культурной жизни бывший особняк Тарновского стал местом, куда горожане могли обратиться за помощью, а «преступники боялись даже упоминания о доме 5/3 в Гнездниковском» .

После революции специальным декретом нового правительства сыск был упразднён. В марте 1917 года в Большом Гнездниковском начался погром — толпа вынесла из здания все архивные документы и сожгла прямо во дворе, перекрыв доступ пожарным . Вскоре здание отдали Московскому уголовному розыску . В период сталинской реконструкции Москвы 1930-х флигель времён Тарновских разобрали. В 1970-х в непосредственной близости от дома Тарновского было построено новое здание МХАТ имени Горького .

Современность

Внешние изображения
, 2005
, 2005
, 2005

В начале 2000-х дом Тарновского был признан объектом культурного наследия регионального значения и получил соответствующий охранный статус. В 2004 году мэрия выдала разрешение на проведение ремонтно-реставрационных работ, при исследовании структуры здания под объёмами XIX и XVIII веков были обнаружены следы каменных палат XVII века. Несмотря на широкий резонанс в СМИ и протесты архитектурной общественности, здание было разрушено. Согласно отзывам строителей-сотрудников фирмы «Меридж», «оно упало само». На месте памятника культуры в 2008 году был возведён административно-жилой комплекс по проекту архитекторов Сергей Ткаченко , Н. Рыбин, О. Дубровский, Л. Шевченко . Здание напоминает оригинал, однако значительно отличается стилистически, фасады частично сложены из кирпича оригинального строения .

Примечания

  1. , с. 119.
  2. , с. 196—197.
  3. .
  4. . Проект “Москва, которой нет” (11 октября 2005). Дата обращения: 25 октября 2018. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
  5. , с. 196.
  6. .
  7. , с. 16—19.
  8. .
  9. Портал “Памятники архитектуры Москвы и Московской области”. Дата обращения: 25 октября 2018.
  10. .
  11. , с. 108—109.
  12. , с. 380.
  13. . Москва, которой нет. Дата обращения: 23 марта 2015. Архивировано из 2 апреля 2015 года.

Литература

  • Амфитеатров А. В. Из давних лет... / под ред. Суриса А. М.. — Москва-Берлин: Direct-Media, 2016. — С. 16—19. — ISBN 978-5-4475-8196-1 .
  • Вострышев М. И . Москва: все улицы, площади, бульвары, переулки. — М. : Алгоритм , Эксмо, 2010. — С. 118—119. — ISBN 978-5-699-33874-0 .
  • Малинин Н. С. Архитектура Москвы. 1989—2009: Путеводитель. — М. : Улей, 2009. — С. 380. — 400 с. — ISBN 978-5-91529-017-3 .
  • Кошко А. Ф. Очерки уголовного мира царской России. Воспоминания бывшего начальника Московской сыскной полиции и заведующего всем уголовным розыском Российской империи Аркадия Францевича Кошко. — М. : Столица, 1992. — ISBN 507055-1019 -5.
  • Уилкинсон, А. 10 факторов, которые угрожают исторической Москве // Московское архитектурное наследие: Точка невозврата / под ред. Харриса Э.. — М. : SAVE Europe's Heritage, 2007. — Т. 1 . — С. 108—109 .
  • Москва, которая есть: 100 примеров реставрации / И. А. Савина, М. В. Ляпина, Е. И. Степанова. — Москва: ЗАО «Объединенное гуманитарное издательство», 2012. — С. 196—197. — ISBN 978-5-94282-690-1 .
  • Романюк С. К. Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты / под ред. Янцевой Л. И. — Москва: Центрполиграф, 2016. — 831 с. — ISBN 978-5-227-06422-6 .
  • Васькин А. // Литературная газета. — 2008. — 19 ноября ( № 47 (6199) ).
  • Мирзоян Г. // Ноев ковчег : журнал. — 2013. — 16-30 Ноябрь ( № 21 (227) ).
  • Молева Н. Литературные тропы Москвы. — Московские учебники и картолитография, 1997. — С. 91. — 256 с. — ISBN 5-7853-0048-6 .
Источник —

Same as Дом драматурга Тарновского