Музей-квартира С. М. Кирова
- 1 year ago
- 0
- 0
Музейный центр «Московский дом Достоевского» — мемориальный музей, посвящённый творчеству писателя Фёдора Достоевского . Расположен в бывшем здании Мариинской больницы , во флигеле которой с 1821 по 1837 годы проживала его семья. Основан в 1928 году как Музей-квартира Фёдора Миха́йловича Достое́вского, в 1940-м вошёл в состав Государственного литературного музея . На 2018 год в экспозицию входят антикварная мебель, семейные фотографии, а также личные вещи семьи Достоевских .
Детство Достоевского прошло на улице Новая Божедомка , названной в честь находившегося здесь ранее «убогого дома», ликвидированного в 1771 году в связи со вспыхнувшей чумой . В XVII — XVIII веках «убогим домом» или « божедомом » назывались кладбища для нищих , бродяг и самоубийц , где тела могли ожидать захоронения от трёх до пяти месяцев .
В 1803 году пустыри Божедомки были выкуплены у переяславских ямщиков для возведения больничного комплекса Мариинской больницы , инициатором постройки которой стала Мария Фёдоровна . После смерти мужа Павла I она посвятила себя благотворительности и смогла найти частных инвесторов для финансирования строительства и функционирования учреждения. Больница для бедных открылась в 1806 году, однако первая улица в этой местности появилась только в 1850-х и вела в Бутырку через Марьину рощу .
В 1821 году отец писателя Михаил Достоевский получил должность лекаря в отделении «приходящих больных женского пола». Вместе с работой ему выделили квартиру в правом флигеле больницы, куда семья переехала в этом же году. К тому моменту родители Достоевского уже ожидали пополнение в семье : Фёдор Достоевский родился в октябре того же года . Спустя год после появления сына, семья Достоевских переехала в левый флигель, где писатель прожил шестнадцать лет до своего переезда в Петербург в 1837 году .
В гостиной Достоевских зачастую устраивались музыкальные вечера с пением романсов и народных песен , а также семейные чтения: отец любил зачитывать вслух произведения Александра Пушкина , Николая Карамзина , Вальтера Скотта , Гавриилы Державина и Анны Радклиф .
Вставали утром рано, часов в шесть. В восьмом часу отец выходил уже в больницу, или в палату, как у нас говорилось. В это время шла уборка комнат, топка печей по зимам и проч. В девять часов утра отец, возвратившись из больницы, ехал сейчас же в объезд своих довольно многочисленных городских пациентов, или, как у нас говорилось, «на практику». В его отсутствие мы, дети, занимались уроками. В более же позднее время два старшие брата бывали в пансионе . Возвращался отец часов около двенадцати, а в первом часу дня мы постоянно обедывали. <...> Сейчас же после обеда папенька уходил в гостиную, двери из залы затворялись, И он ложился на диван, в халате, заснуть после обеда. Этот отдых его продолжался часа полтора-два, и в это время в зале, где сидело все семейство, была тишина невозмутимая, говорили мало и то шепотом, чтобы не разбудить папеньку; и это, с одной стороны, было самое скучное время дня, но с другой стороны, оно было и приятно, так как все семейство, кроме папеньки, было в одной комнате, в зале. <...> Но наконец папенька вставал, и я покидал свое уединение!.. В четыре часа дня пили вечерний чай, после которого отец вторично шел в палату к больным. Вечера проводились в гостиной, освещенной двумя сальными свечами. <...> Ламп у нас не было, отец не любил их, а у кого они и были, то освещались постным маслом, издававшим неприятный запах. Керосину и других гарных масел тогда не было еще и в помине. Ежели папенька не был занят скорбными листами, то по вечерам читали вслух; о чтениях этих помяну подробнее ниже. Из воспоминаний младшего брата Андрея Достоевского
Строительство больничного комплекса проходило под руководством архитекторов Джакомо Кваренги , Доменико Жилярди и Андрея Михайлова . Главное здание построено в стиле позднего классицизма с расположенными на фасаде лепным гербом Российской империи и медной надписью «Мариинская больница». С двух сторон находились двухэтажные флигели для приёма больных, хозяйственные помещения и . В середине XIX века по проекту архитектора Михаила Быковского здание было незначительно расширено, а во флигелях надстроили третьи этажи. В 1979-м в больнице была проведена косметическая реставрация с восстановлением исторических интерьеров начала XIX века . В дальнейшем объект не претерпевал крупной реставрации .
В 1936 году во дворе больницы был установлeн ранее находившийся на Цветном бульваре памятник Фёдору Достоевскому скульптора Сергея Меркурова . Работу над памятником архитектор начал ещё в 1911 году и перед тем, как ваять фигуру в шведском граните , он создал около 20 бюстов писателя, для которых позировал артист и композитор Александр Вертинский .
В 1857 году во дворе Мариинской больницы была возведена церковь Успения праведной Анны , уничтоженная советскими властями в 1930-х годах .
Открытие музея-квартиры Достоевского состоялось 11 ноября 1928 года и было приурочено к 107-летию со дня рождения писателя . Инициатор, создательница и первый директор музея - Вера Степановна Нечаева .
В первой половине 1930-х, после передачи Музея-квартиры Библиотеке им. Ленина , в экспозицию вошла коллекция второй жены Достоевского Анны Григорьевны , вспоминавшей:
Действительно, мы с мужем представляли собой людей «совсем другой конструкции, другого склада, других воззрений», но «всегда оставались собою», нимало не вторя и не подделываясь друг к другу, и не впутывались своею душою — я — в его психологию, он — в мою, и таким образом мой добрый муж и я — мы оба чувствовали себя свободными душой .
В 1940-х годах учреждение было реорганизовано и вошло в состав Государственного литературного музея .
Большую роль в воссоздании интерьеров музея сыграли мемуары младшего брата писателя Андрея Достоевского , в которых он подробно описал обстановку квартиры. При входе в музей находятся сени со сводчатым потолком с выходами в кладовую и кухню. Здесь же стоит лестница, ведущая на второй этаж, где располагались другие казённые квартиры .
Деревянная перегородка отделяет прихожую от бывшей комнаты Фёдора и Михаила Достоевских . В начале XIX века помещение отапливалась белой изразцовой печью , в то время как сами братья спали на кованых сундуках . Единственное окно комнаты выходило в чулан , где была комната няни .
При входе из холодных сеней, как обыкновенно бывает, помещалась передняя в одно окно (на чистый двор). В задней части этой довольно глубокой передней отделялось с помощью дощатой столярной перегородки, не доходящей до потолка, полутемное помещение для детской. Далее следовал зал — довольно поместительная комната о двух окнах на улицу и трех на чистый двор. Потом гостиная в два окна на улицу, от которой тоже столярною дощатою перегородкою отделялось полусветлое помещение для спальни родителей. Вот и вся квартира! Андрей Достоевский
Следующая комната — «Рабочая зала» — из-за недостатка пространства одновременно функционировала как столовая и рабочий кабинет для родителей. Здесь семья собиралась по вечерам: дети учили уроки, а родители занимались своими делами. Как и при жизни Достоевского, здесь стоят 18 обитых зелёным сафьяном стульев, два ломберных стола и большой обеденный . Тут же экспонируется литография с картины « Фельдъегерская тройка» работы художника Александра Орловского и оригинал переписки между родителями писателя от 23 августа 1833 года с приписанными словами Достоевского: « Любезнейшая маменька! Мы уже приехали к папеньке, любезнейшая маменька, в добром здоровье. Папенька и Николенька тоже находятся в добром здоровье. Дай Бог, чтобы и вы были здоровы. Приезжайте к нам, любезная маменька, остальной хлеб, я думаю, недолго убрать, и гречиху, я думаю, Вы уже понемногу убираете. Прощайте, любезная маменька, с почтением целую Ваши ручки и пребуду с Ваш покорный сын Фёдор Достоевский » .
В гостиной стоит оригинальная мебель начала XIX века — туалетный столик, и кресла, а на стенах висят семейные фотографии вместе с миниатюрами прабабушки и прадедушки Достоевского. Центральными предметами коллекции являются последний фотопортрет писателя, сделанный в 1880 году после посещения Достоевским открытия памятника Пушкину , и бронзовые канделябры из личной коллекции Андрея Достоевского .
В последнем зале музея находится выставочное пространство, посвящённое мемориальным вещам писателя: письменный стол из петербургской квартиры Достоевского с чернильным набором, очками, шляпой и визитными карточками лежащими на столешнице , фотографии детей и жены. Во всех комнатах экспозиции стоят стеллажи с книгами из семейной библиотеки Достоевских: собранная коллекция включает в себя работы литературных классиков, прижизненные издания писателя, а также большое количество лубочных изданий русских сказок, которые няня Достоевского читала ему перед сном . Экскурсия завершается в больничном коридоре где экспонируется ручка писателя, символизирующая начало и конец творческого пути.
Музей проводит большую работу по организации и проведению конференций, лекций, встреч с учёными-достоевсковедами, литераторами, деятелям культуры