Иоасаф (Удалов)
- 1 year ago
- 0
- 0
Иоаса́ф Белгоро́дский (устар. Белоградский , в миру — Иоаки́м Андре́евич Горле́нко ; 8 [19] сентября 1705 , Прилуки , Прилуцкий полк , Киевская губерния , Русское царство — 10 (21) декабря 1754 , село Грайворон , Белгородская губерния , Российская империя ) — епископ Русской православной церкви (РПЦ), со 2 (13) июня 1748 года — правящий епископ Белгородский и Обоянский .
В 1911 году был прославлен в лике святителей Русской православной церкви. С 2000-х годов почитается также в составе Соборов Радонежских и Курских святых РПЦ, неофициально входит в число святых Слобожанщины, почитаемых Украинской православною церковью (Московского патриархата) .
Происходил из знатного малороссийского рода Горленко . Родился Иоаким Горленко 8 сентября 1705 года в Прилуках в семье полковника Прилуцкого казачьего полка Андрея Дмитриевича Горленко, его мать — Мария Даниловна — была дочерью гетмана Данило Апостола . Среди родственников Иоакима были и церковные деятели: дядя — иеромонах , младший брат Михаил — архимандрит Митрофан (Горленко) и племянник — архимандрит Наркис (Квитка) , сын Параскевы Горленко.
В 1709 году дед и отец Иоакима вместе с Иваном Мазепой бежали в Османскую империю , но после смерти гетмана вернулись на родину.
В 1713 году он был определён в Киево-Могилянскую академию ; его покровителем и духовником был родной дядя, насельник Киево-Печерской лавры иеромонах Пахомий. Уже в 11 лет Иоаким, по его словам, «возлюбил монашество » и собирался принять постриг , однако долго не решался открыть своё желание родителям. Только в 1723 году он приехал домой попросить у родителей благословение на постриг, но получил отказ. Несмотря на это, он тайно от родителей поступил в Киево-Межигорский монастырь , где 27 октября 1725 года был пострижен в рясофор с именем Иларион. В 1727 году он был переведён в Киево-Братский Богоявленский монастырь , где 21 ноября настоятелем игуменом Иларионом (Левицким) пострижен в мантию с именем Иоасаф; 6 января 1728 года архиепископом Варлаамом (Вонатовичем) он был рукоположён во иеродиакона .
По окончании академического курса он был оставлен преподавателем: с 1729 года был преподавателем словесности низшего отделения академии, с 1731 года — преподавателем класса в среднем отделении. В 1733 году он был также экклесиархом Киево-Братского монастыря. Наконец, 8 ноября 1734 года в киевском Златоверхом монастыре тогда ещё архиепископом Рафаилом он был рукоположён во иеромонаха и 23 ноября переведён в кафедральный Софийский собор . Вскоре он стал членом Киевской духовной консистории .
В 1737 году, 24 июня, он был назначен игуменом Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря , который в его управление значительно устроился.
14 сентября 1744 года указом императрицы Елизаветы Петровны митрополитом Рафаилом возведён в сан архимандрита и в ноябре вызван в Москву; с 29 января 1745 года был назначен наместником Троице-Сергиевой лавры .
Указом императрицы от 15 марта 1748 года он был назначен епископом Белгородским и Обоянским и 2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга был хиротонисан.
За время своего шестилетнего епископского служения он часто объезжал свою епархию, несмотря на свою болезненность. Во время одного из таких путешествий по епархии он заболел и, остановившись в слободе Грайворон , где была его архиерейская вотчина , провёл более двух месяцев на одре болезни; 10 декабря 1754 года скончался.
Тело почившего архипастыря оставалось непогребённым до конца февраля 1755 года, ввиду того, что назначенный Святейшим синодом для совершения погребения Иоасафа преосвященный Переяславский и Бориспольский Иоанн (Козлович) был задержан разливом рек. Два с половиной месяца после кончины тело его во гробе стояло открыто в Свято-Троицком соборе. Лишь 28 февраля 1755 года епископ Иоанн в сослужении сонма пастырей совершил чин отпевания , гроб с телом Иоасафа был поставлен в склепе (в юго-западной части белгородского Свято-Троицкого собора). По инициативе его брата, полковника , распоряжением Синода от 8 июля 1755 года над склепом была освящена придельная церковь. Через несколько лет духовенство Троицкого собора открыло вход в склеп и удостоверилось в нетленности останков Иосафа Белгородского .
Большинство российских исследователей, включая А. И. Жиленкова, отмечают, что святитель Иоасаф оставил после себя краткую автобиографию (Путешествие в свете сем грешника Иоасафа игумена Мгарского), последование событий в которой обрывается на событиях мая 1746 года, фамильные записки, стихотворный диалог «Брань семи добродетелей с семью грехами смертными» (изданы в 1892 году В. Горленко в Киеве), поучение (Слово святителя Иоасафа Белгородского о любви к Богу), несколько писем и окружных посланий, молитву святителя Иоасафа Белгородского . В художественном мышлении святителя российские исследователи выделяют традиционалистские черты, а также специфическую содержательность литературной формы при её идеологическом содержании. Отмечая заслуги исследования Жиленкова, Белгородская епархия РПЦ в конце 2012 года официально признала святителя родоначальником художественной литературы Белгородского края .
В современной украинской историографии литературное наследие святителя Иоасафа, в частности, в книге «Слободская Украина», «Брань честных семи добродетелей» отнесена к украинскому барокко .
В декабре 1908 года епископ Курский Питирим (Окнов) представил Святейшему Синоду ряд прошений о прославлении епископа Иоасафа от духовенства и мирян. Синодом была образована комиссия под председательством Питирима, в которую также входили князь Н. Д. Жевахов , только что издавший свою трёхтомную монографию об Иоасафе, и протоиерей , сыгравший существенную роль в методическом внедрении имени святителя в преподавание Закона Божьего (они оба познакомились в конце 1906 года). В декабре 1910 года Святейший Синод принял решение о канонизации, ссылаясь на 54 достоверных свидетельства «чудесных действий», совершенных по предстательству Иоасафу, и на нетление мощей, засвидетельствованное 19—25 мая того же года Киевским митрополитом Флавианом (Городецким) и Курским архиепископом Питиримом . На основании представленных свидетельств и акта освидетельствования мощей синод направил всеподданнейший доклад, на котором 10 декабря 1910 года Николай II начертал: «<…> Приемлю предложения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием».
Рака для св. мощей Святителя Иоасафа Белгородского и сень над нею в Свято-Троицком соборе были изготовлены по проекту архитектора Покровского В. А. (1910—1911 гг.; утрачены).
Торжества канонизации и открытия мощей состоялись 4 (17) сентября 1911 года при Курском Преосвященном Питириме (Окнове) и викарном Белгородском епископе Никодиме в присутствии Елисаветы Феодоровны и Константина Константиновича .
1 декабря 1920 года , во исполнение постановления Народного комиссариата юстиции от 23 августа 1920 года «О ликвидации мощей», состоялось вскрытие мощей святителя под руководством специально назначенной комиссии. Комиссия составила официальный акт, подписанный её членами и опубликованный в «Курской правде» за 10 декабря 1920 года . Согласно Отчету V (ликвидационного) отдела Народного комиссариата юстиции: «мощи оказались хорошо сохранившемся мумифицированным трупом» . Мощи были отправлены в Москву, в Музей Наркомздрава на Петровке дом 14 , здесь на выставке по социальной медицине и гигиене, в специальном отделе по гниению и разложению животных предметов, мощи Иоасафа демонстрировались вместе с мумифицированными трупами фальшивомонетчика и крысы . Затем мощи были отправлены в антирелигиозный музей. В 1930-х годах их перевезли в Ленинград и поместили в экспозицию Музея истории религии и атеизма в бывшем Казанском соборе .
Об обретении мощей в 1991 году А. И. Папков, автор статьи в Православной энциклопедии , пишет следующее :
К сер. 30-х гг. XX в. мощи были переданы в Музей истории религии и атеизма, располагавшийся в Казанском соборе в Ленинграде. Там они иногда выставлялись в северном приделе, напротив могилы М. И. Кутузова. Поскольку демонстрация мощей вызывала приток верующих в музей, от их показа отказались и поместили их в подвал. В 1970 г. на юге СССР были отмечены случаи холеры, в связи с чем в музее должна была пройти проверка санитарной инспекции. В ожидании ее комендант Казанского собора распорядилась закопать мощи Иоасафа в сыром подвале. Однако рабочие не решились сделать это и зарыли останки в шлаке чердачного перекрытия собора в надежде, что они лучше сохранятся. Спустя 20 лет один из рабочих, прятавших тело, А. В. Соколов, сообщил об этом представителям РПЦ. 28 февр. 1991 г. мощи были обретены. Специальная комиссия из представителей духовенства Ленинграда, Курска и Белгорода провела идентификацию.
До 10 августа 1991 года мощи пребывали в Преображенском соборе Ленинграда, после чего доставлены, через Москву и Курск , в Белгород.
17 сентября 1991 года в Преображенский собор, при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, были торжественно перенесены мощи святителя Иоасафа.
В 2008 году в книге «Слободская Украина» подверг критике тот факт, что во время служения в Белгороде святитель Иоасаф занимался принудительной русификацией церковно-приходской литературы, которая использовалась на территории современных Белгородской и Харьковской областей. Также Маслийчук подверг критике святителя за непреднамеренное уничтожение книг киевской печати. При этом личная архипастырская репутация святителя, как противника латинизации церковно-приходского образования Украины, борца с обрядоверием и святителя, не поклонявшегося имперской элите, никогда не оспаривалась.
Мощи находятся в соборе 11 месяцев в году, с 16 сентября (день второго обретения мощей) по 19 августа (день Преображения Господня). С 19 августа по 16 сентября мощи находятся в Иоасафовском соборе Белгорода на улице Попова (кладбищенском). Переносятся крестным ходом.
Память: 10 (23) декабря и 4 (17) сентября (первое обретение мощей ).
В 1912 году Иван Скородумов принял монашеский постриг в честь святителя Иоасафа. В 1950-е он занял архиепископскую кафедру Русской православной церкви заграницей в Буэнос-Айресе .
В 1924 году князь Владимир Жевахов принял монашеский постриг в честь своего дальнего предка, вскоре рукоположен во диакона и во иерея. В 1926 году хиротонисан во епископа.
Критика Иоасафа содержится в сочинении бывшего священника, а затем с 1920-х годов церковного разоблачителя , « » (1923). Паозерский пишет, что Иоасаф канонизован был синодом 4 сентября 1911 года, по усиленным стараниям его родственников — князя Жевахова и жандармского полковника Горленко, сделавшим на этом свою карьеру: труды первого вознаграждены были владимирским крестом, а второй — из мелких чинов государственной канцелярии был назначен товарищем синодального обер-прокурора. По мнению М. Паозерского, профессор А. Н. Лебедев был открытым врагом совершенств и добродетелей Иоасафа, и обрисовал его человеком чёрствым и жестоким, даже для своего сурового времени. В книге Лебедева «Белогородские архиереи и среда их архипастырской деятельности» приведены архивные документы, согласно которым судебные дела, разбиравшиеся под непосредственным надзором Иоасафа, чуть не в каждом сопровождались резолюциями: «пороть», «сечь», «усечь» «вложить плетей», «учинить жестокое плетьми наказание», «бить плетьми нещадно» и т. п. Иоасаф усиленно следил за политической благонадежностью подчиненного ему духовенства, результатом чего является целый ряд розысков и расследований о не совершении священниками богослужений и благодарственных молебнов в царские дни , розысков, сопровождаемых битьем плетьми, заключением в монастыри, лишением сана и т. п. Нелегко жилось при Иосафе мирской пастве: за всякое ничтожное нарушение церковных постановлении вызов в консисторию, плети, заточение в монастырь и т. п. Все отрицательные качества Иоасафа, зафиксированные его указами и резолюциями, не оспаривает, по мнению М. Ф. Паозерского, и составитель его жития, священник В. А. Борисов, но объясняет их отчасти духом времени, отчасти «внутренним жаром души святителя, стремившегося привести грешника к сознанию своего греха и исправлению». Паозерский считает, что выходящая из ряда жестокость Иоасафа остается доказанною, и удивляется, как могли Иоасафа возвести во святые из-за его поступков .
Советский религиовед писал о Иоасафе: «Он не останавливался перед жестокими наказаниями плетьми лиц, провинившихся в чем-либо… Деяния епископа Иоасафа более подходили не духовному лицу, а служителю царской охранки» .
Советский и российский религиовед Н. С. Гордиенко писал о Иоасафе и его канонизации следующее: «Дурная слава окружала имя епископа белгородского Иоасафа (Горленко), который за малейшее непослушание подвергал подчиненных наказаниям плетьми. В противовес нараставшему революционному подъёму, который не могла остановить разнузданная политическая реакция, в 1911 году была организована канонизация епископа Иоасафа Белгородского — церковного феодала-крепостника и мракобеса» .
Среди наследия святителя Иоасафа наибольшее распространение получил текст его Ежечасной молитвы. Этот текст подробно анализировался В. Д. Жеваховым и С. А. Нилусом в книге «Молитва святителя Иоасафа Белгородского и всея России чудотворца (1705—1754): опыт краткого комментария» , выдержавшей три издания. Точная дата возникновения текста не установлена, чаще всего авторы книг об Иоасафе хронологически относят этот текст к последнему (белгородскому) периоду жизни святителя . В своём анализе, опубликованном в 1912—1915 годах в данной книге, В. Д. Жевахов подчёркивал ряд подвижнических символов, применявшихся Иоасафом в ночном молитвенном подвиге:
Начиная с 1909 года (по другим данным — с 1907), к тексту Ежечасной молитвы Иоасафа Белгородского стали проявлять внимание русские композиторы, как церковные, так и академические. При этом структура хоровых произведений на этот текст в большинстве случаев опирается на структуру самого текста молитвы, описанную В. Д. Жеваховым: