Interested Article - Венера дель Пардо

Венера дель Пардо ( итал. La Venere del Pardo ) — картина Тициана , созданная во второй четверти XVI века для испанского короля Филиппа II . Картина написана масляными красками на холсте размером 196×385 см. Картина хранится в Лувре , Париж . Другое название: «Юпитер и Антиопа» ( итал. Giove e Antiope ).

История

В 1550-е годы Тициан работает над серией полотен для испанского короля Филиппа II, который в этот период стал его главным покровителем. Сам художник обозначил жанр этих картин «Поэзия» ( итал. Poesia ), поскольку их сюжет был почерпнут из классических поэм, таких как « Метаморфозы » Овидия .

Большинство специалистов с некоторой долей уверенности относит к этой серии и «Венеру дель Пардо», полагая, что именно о ней написал художник в своём письме 1552 года как о «пейзаже». Вероятно, произведение было отправлено заказчику в том же году. Первое достоверное упоминание картины относится к 1582 году, когда полотно уже находилось в Эль-Пардо , загородной королевской резиденции недалеко от Мадрида, по имени которой картина в XVII веке получила свое условное название . В 1623 году Филипп IV подарил её принцу Уэльскому , будущему английскому королю Карлу I . После казни последнего картина попадает в коллекцию , от него в собрание кардинала Мазарини , а затем Людовика XIV . В 1793 году королевская коллекция была национализирована, и теперь полотно хранится в Лувре .

Картина стала самым большим по размеру полотном Тициана мифологического жанра . За время путешествий по Европе оно сильно пострадала и многократно подвергалось агрессивным подновлениям и реставрациям, начиная уже с XVII века. Поскольку и сам Тициан в ходе своей работы постоянно вносил существенные изменения в композицию, реставраторы не всегда могли отличить изменения, внесённые самим художником, от последующих неквалифицированных вмешательств. Это привело к значительным потерям, и теперь специалистам для восстановления оригинального облика картина приходится обращаться к многочисленным гравюрам и копиям, созданным за четыреста лет .

Сюжет и художественные особенности картины

Специалисты не пришли к единому мнению относительно сюжета картины. Сам Тициан описывал её как просто"пейзаж" или как «обнаженную женщину с пейзажем и сатиром». Отсутствие упоминания какого-то конкретного мифа породило предположение о том, что это не иллюстрация к какой-то конкретной легенде, а просто аркадский пейзаж с фигурами людей, нимф и сатиров. Историки искусства сомневаются в том, что картины с таким неопределенным сюжетом были востребованы в XVI веке. С другой стороны, молодой Тициан картины такого типа уже создавал, например « » и « » .

Согласно другой гипотезе, картина иллюстрирует легенду о Юпитере и Антиопе . Этот сюжет вскользь упомянут в «Метаморфозах» (Книга VI, строки 110-11 ), но и из других источников был известен миф о том, как Юпитер овладел прекрасной Антиопой, приняв обличье сатира . Но это никак не объясняет присутствия других персонажей: охотников с собаками, загнавшими оленя, и второй женщины, сидящей на поляне рядом со вторым сатиром .

По предположению Эрвина Панофского картина создавалась на протяжении нескольких десятилетий в три этапа: начата около 1515 года, затем работа была возобновлена около 1540 года и закончена уже в 1560-годы до 1567 года, когда была отослана Филиппу . От первоначальной композиции картины сохранилась центральная фигура обнажённой женщины, скорее напоминающая « Спящую Венеру » из Дрезденской галереи (1508—1510), чем подобные фигуры созданные позже (« Венера Урбинская », 1538 г.). В дальнейшем художник существенно менял и дополнял композицию. Ему даже пришлось надставить холст слева полосой шириной 60 см. Сидящие фигуры слева стилистически напоминают произведения, созданные в 1520-х годах для Альфонсо д’Эсте . Вероятно, после того, как Филипп в 1551 году заказал Тициану серию «поэзий», художник, чтобы поскорее послать хоть что-то державному патрону, решил доработать громадное полотно, хранившееся в его мастерской уже много лет. Он добавил охотников и дерево с Купидоном, разделившее композицию примерно пополам. Также он внёс некоторые изменения в пейзаж и отдельные детали, например, он скрыл венок из виноградных лоз на голове сидящего сатира, который вновь появился после реставрации XVII века .

См. также

Примечания

  1. , pp. 125—126.
  2. . Louvre . Дата обращения: 22 марта 2023. 22 марта 2023 года.
  3. , pp. 190—191.
  4. , p. 532.
  5. Ирина Мак. . The Art Newspaper Russia (21 июля 2016). Дата обращения: 23 марта 2023. 23 марта 2023 года.
  6. ancientrome.ru . Дата обращения: 23 марта 2023. 12 ноября 2021 года.
  7. , pp. 192.

Ссылки

Литература

  • Charles Hope. . — New York: Harper & Row, Publishers, 1980. — С. 123—126. — 250 с. — ISBN 978-0-06-433375-7 , 978-0-906379-09-7.
  • Georg Gronau. . — London, Duckworth; New York, Scribner's, 1904. — С. 177—178. — 460 с.
  • Erwin Panofsky. . — [New York] New York University Press, 1969. — С. 190—193. — 370 с. — ISBN 978-0-7148-1325-7 .
  • Йен Дж. Кеннеди. Тициан. 1490—1576 = Titian. — М. : Taschen / , 2007. — С. 71. — 96 с. — 3000 экз. ISBN 978-5-9794-0028-0 .
  • Sheila Hale. . — Harper Press, 2012. — С. 525. — 832 с. — ISBN 978-0-00-717582-6 . от 26 января 2022 на Wayback Machine
Источник —

Same as Венера дель Пардо