Interested Article - Глория (картина Тициана)
- 2021-09-06
- 2
Глория ( итал. La Gloria ) — картина Тициана , созданная в 1551—1554 годах для императора Карла V . Картина хранится в музее Прадо , Мадрид . Другие названия: «Слава» , «Святая Троица» , «Поклонение Святой Троице» .
История
Карл V и его наследник Филипп пригласили Тициана в Аугсбург в 1550 году и заказали ему несколько картин, в частности и «Глорию». Картина была закончена и отправлена заказчикам в октябре 1554 года. Карл после отречения от престола взял картину с собой в монастырь Юсте в Эстремадуре , где провел остаток жизни. После его смерти полотно вместе с его останками было перенесено в Эскориал , а с 1837 года картина хранится в Прадо .
Есть некоторая неясность в отношении того, как самом деле называется картина: Тициан назвал ее «Троица», в приложении к завещанию Карла она числится как «Страшный суд», а с начала семнадцатого века её часто называли «Глория» .
Сюжет и художественные особенности картины
Сюжет произведения связывают с отрывком из книги « О граде Божьем » святого Августина , который повествует о небесном видении блаженных .
Замысел и композиция картины обсуждались в Аугсбурге с императором. Вероятно, Карл высказывал свои пожелания художнику даже более настойчиво и конкретно, чем обычно .
Композиционный центр полотна смещён наверх, где изображена Святая Троица , окружённая бесчисленным сонмом ангелов. Ниже — множество фигур, обращенных к Троице взглядами и жестами. Зритель как бы находится на небесах вместе с персонажами картины и видит землю с высоты птичьего полёта, где в миниатюре изображена гибель великого борца с ересями Петра Мученика .
В левой части картины рядом с Христом изображена Дева Мария в синем одеянии, подле неё — Иоанн Креститель , ниже — ветхозаветные патриархи и пророки: Адам и Ева , Ной , Моисей , Давид , Иезекииль . Что касается женской фигуры в зеленом на переднем плане, некоторые специалисты связывают её с , другие — с Марией Магдалиной или считают аллегорией католической церкви .
Справа от зрителя — облачённые в саваны члены императорской семьи в окружении ангелов: сам Карл снял корону и поставил рядом на облако, рядом с ним его покойная жена Изабелла , чуть ниже — его дети: Филипп и Хуана и его сестры Элеонора и Мария . Ещё ниже, у правого картины художник изобразил самого себя . Что касается, других фигур, то по поводу их идентификации остаются разногласия. Возможно, среди них можно найти портреты Пьетро Аретино или посла Испании в Венеции Франсиско де Варгаса . Важно заметить, что на полотне отсутствуют фигуры других членов императорской семьи — брата Фердинанда и племянника Максимилиана , отношения с которыми у Карла осложнились из-за вопроса о престолонаследии .
Монументальные фигуры на переднем плане достигают почти натуральной величины, они плотно скомпонованы в сложных позах и ракурсах, что заставляет говорить о влиянии Микеланджело , особенно « Страшного суда » и росписей сводов Сикстинской капеллы , поразивших Тициана во время визита в Рим в 1545—1546 годах, а также « Битвы при Кашине » с картонами которой художник познакомился ранее по копиям и гравюрам .
См. также
Примечания
- ↑ , p. 71.
- Виппер Б. Р. . — М. : Изд-во АН СССР, 1956. — С. 301. — 372 с. 14 марта 2023 года.
- А. и Л. Вентури. Тициан Вечеллио // . — М. , 1927. — Т. 41 часть VIII. — Стб. 212.
- Филиппо Педрокко. . — Москва: Слово, 1995. — 79 с. 14 марта 2023 года.
- ↑ . www.museodelprado.es . Дата обращения: 14 марта 2023. 7 августа 2018 года.
- . www.nationalgallery.org.uk . Дата обращения: 14 марта 2023. 14 марта 2023 года.
- ↑ Bruce Cole. . — Boulder, Colo. : Icon Editions, 1999. — С. 168—173. — 306 с. — ISBN 978-0-06-430905-9 .
- , p. 177-178.
- , p. 64.
- , p. 65.
- , p. 66.
- , p. 525.
- , p. 178.
Ссылки
Литература
- Georg Gronau. . — London, Duckworth; New York, Scribner's, 1904. — С. 177—178. — 460 с.
- Erwin Panofsky. . — [New York] New York University Press, 1969. — С. 63—71. — 370 с. — ISBN 978-0-7148-1325-7 .
- Йен Дж. Кеннеди. Тициан. 1490—1576 = Titian. — М. : Taschen / , 2007. — С. 71. — 96 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9794-0028-0 .
- Sheila Hale. . — Harper Press, 2012. — С. 525, 548—549. — 832 с. — ISBN 978-0-00-717582-6 . от 26 января 2022 на Wayback Machine
- 2021-09-06
- 2