Interested Article - Пивоваров, Борис Иванович
- 2020-09-29
- 1
Пивова́ров Бори́с Иванович ( укр. Борис Пивоваров ; 10 июня 1951 , Дрогобыч — 1995 , Львов ) — советский и украинский гитарист . Будучи самоучкой, знал нотную грамоту, считался одним из лучших гитаристов ( электрогитара ) в СССР, особенно после выхода концептуального альбома Давида Тухманова « По волне моей памяти » ( 1976 ), на котором сыграл все гитарные партии. В очень молодом возрасте начал играть в аккомпанирующем ансамбле певца Валерия Ободзинского « » в Донецке а затем оркестре Лундстрема в Москве. В 1973 году перешёл в следующий аккомпанирующий состав Ободзинского — вокально-инструментальный ансамбль (ВИА) « Верные друзья ». Ни одной видеозаписи Пивоварова в публичном пространстве не сохранилось. Известность гитариста практически не выходила за пределы СССР, хотя на Западе его, по некоторым сведениям, называли «советским Клэптоном ». Работавшие с ним музыканты сравнивали его игру на гитаре с игрой Джими Хендрикса . Умер от последствий алкоголизма и наркомании .
Биография
Детство и юность
Борис Пивоваров родился 10 июня 1951 года, детство и юность провёл во Львове , на Западной Украине . Игрой на гитаре Борис Пивоваров начал заниматься самостоятельно, беря уроки у преподавателей Львовской консерватории. Окончил музыкальное училище в Дрогобыче . .
ВИА «Золотая карета», оркестр Олега Лундстрема
В начале 1970-х годов Валерий Ободзинский вместе со своим аккомпанирующим составом « », базирующемся в Донецкой филармонии , был на гастролях во Львове , где музыканты ансамбля познакомились с очень молодым тогда Борисом Пивоваровым. Барабанщик вспоминал об этом:
…От его игры мы просто обалдели. Тогда был в моде Джими Хендрикс , и когда играл Боря, было ощущение, что этот человек играет Хендрикса если не один в один, то очень здорово. Мы его взяли. Ноты он знал. Потом мы помогли с репертуаром, и за счёт того, что он был очень музыкальным парнем, Боря очень быстро вошёл в программу. Был такой случай. Идёт концерт и Валера [Ободзинский] поёт «I believe» Тома Джонса . Боря входил в программу и даже ещё не выходил на сцену, подыгрывал за кулисами. И его обыгрыши были такими классными, что и песня зазвучала по-другому. Сразу полилась такая музыка… Ну, мастер, что там говорить. Всем очень понравилось. Вообще он быстро вошёл в программу. С гитарой он не расставался, возил с собой акустическую, которую держал всегда рядом. Только проснулся и сразу гитару в руки. Когда я слушал Джими Хендрикса, то думал, что там играют несколько гитаристов, но когда я услышал и увидел в реальности, то просто был обескуражен. Боря это делал один, как и Джимми Хендрикс. Я, и Боря играли какие-то произведения из репертуара Джими Хендрикса, но не в концерте, а так, для себя. Кажется, даже готовили репертуар к джазовому фестивалю .
В 1972 году Валерий Ободзинский стал много гастролировать с оркестром Олега Лундстрема, которому было выгодно выступать с популярным певцом, делавшим большие сборы. Для Ободзинского по-прежнему действовал запрет выступлений в РСФСР, и он со своей стороны пытался наладить отношения с Росконцертом , к которому относился оркестр Лундстрема. Музыканты «Золотой кареты» были задействованы в выступлениях оркестра — вплоть до того, что оркестр мог выступать малым составом, а музыканты Ободзинского при этом играли в большом оркестре. В какой-то момент Ободзинский сообщил своим музыкантам, что для восстановления своего статуса переходит в оркестр Лундстрема и забирает с собой в Москву клавишника , гитариста Бориса Пивоварова и барабанщика Александра Цыгальницкого. Цыгальницкий после разговора со своим земляком , с которым они вместе приехали в Донецк из Хабаровска , уезжать из Донецка отказался, и с Ободзинским поехали Щеглов и Пивоваров .
Вокально-инструментальный ансамбль «Верные друзья»
В 1973 году с Валерия Ободзинского был снят годичный запрет на выступления в РСФСР , и он, уйдя из оркестра Лундстрема, который ему уже был не нужен, стал подбирать себе новый, теперь уже московский, аккомпанирующий состав. Директор Ободзинского , отсмотрев в июне 1973 года все выступавшие ансамбли на Всесоюзном фестивале, посвящённом 50-летию образования СССР и X Всемирному фестивалю молодёжи и студентов , остановил свой выбор на вокально-инструментальном ансамбле « » и сделал им соответствующее предложение с обязательным условием изменения названия коллектива.
В перешедшую к нему бо́льшую часть ансамбля, который стал называться « Верные друзья », Ободзинский добавил своих прежних музыкантов из донецкой « », которые, как и Ободзинский, прошли через оркестр Лундстрема транзитом, — пианиста и аранжировщика , ставшего руководителем нового ансамбля, и Бориса Пивоварова . Духовая секция ансамбля была затем усилена ещё одним музыкантом «Золотой кареты» — трубачом и тромбонистом оркестра Лундстрема .
В 1977 году из-за алкогольной и наркотической зависимости Валерий Ободзинский начал срывать один концерт за другим, и к концу года произошёл окончательный разрыв Ободзинского со своим аккомпанирующим составом. «Верные друзья», которые раньше выступали со своим репертуаром небольшой частью концертов Ободзинского и эпизодически делали собственные записи, начали самостоятельную карьеру .
Через год, в 1978 году, после конфликта с новым руководителем «Верных друзей» Ефимом Дымовым , Пивоваров ушёл из ансамбля и, уехав из Москвы, вернулся во Львов . Другой участник «Верных друзей», Георгий Мамиконов , комментировал это следующим образом: «С ним расстались понятно по какой причине» .
В 2011 году на прямой вопрос интервьюера, курил ли Пивоваров травку , бас-гитарист и вокалист «Верных друзей» Валерий Дурандин ответил так же прямо: «Да, это было» . Георгий Мамиконов говорил, что Борис Пивоваров был «без царя в голове». С Пивоваровым в ансамбле сошёлся Александр Бырыкин , «но у Саши хватило ума себя сдерживать» . Иногда Борис Пивоваров становился буйным. Ефим Дымов рассказывал: «Помню, когда внезапно между концертами напился гитарист Пивоваров, в костюмерную никто не решался зайти, потому что в руках у него был нож. Валера [Ободзинский] без раздумья вошёл в комнату и треснул его по лицу, после чего тот успокоился» . Своеобразной легендой стал рассказ о том, как Борис Пивоваров неоднократно, будучи в невменяемом состоянии, сидя на стуле за кулисами, «на автомате» играл всю концертную программу Ободзинского и «Верных друзей» .
Альбом «По волне моей памяти»
1975 год по количеству аншлаговых концертов был, предположительно, пиком популярности Валерия Ободзинского . При этом из-за продолжавшего действовать запрета ему удавалось записываться лишь на миньонах и сборниках разных авторов, а единственный собственный его гигант был записан им ещё в 1970 году. Сами пластинки существенных денег не приносили, но напрямую влияли на увеличение концертных доходов. В этой ситуации Ободзинскому поступило предложение от председателя художественного совета фирмы-монополиста « Мелодия », композитора Никиты Богословского , контролировавшего выпуск всех пластинок, кроме гибких, о совместной записи его, Богословского, песен. Условием Богословского были сотрудничество Ободзинского с согласованными авторами и отказ от работы с Давидом Тухмановым и Леонидом Дербенёвым . Ободзинский согласился, записав в сопровождении « Верных друзей » сначала миньон с четырьмя песнями Богословского, затем, в 1976 году, — гигант « », на который, в качестве прощального жеста, попала лишь одна песня Дербенёва (« » на музыку Александра Зацепина ) и одна — Тухманова (« » на слова Владимира Харитонова ), причём тухмановская песня уже дважды в 1974 году выходила на других пластинках .
На новом гиганте Ободзинского «Любовь моя — песня» не оказалось ни одного шлягера. Через полгода после его выхода Ободзинский, понявший свой промах, пришёл к Дербенёву с предложением возобновить сотрудничество. Но ни Дербенёв, ни Тухманов Ободзинского не простили — они не написали для него больше ни одной песни . Одновременно с разворачиванием этого конфликта Тухманов начал работу над альбомом « По волне моей памяти » и выбрал в качестве инструменталистов нового проекта ритм-секцию «Верных друзей» — Бориса Пивоварова (гитара), (бас-гитара) и (ударные), оставив себе клавишные . По свидетельству другого музыканта «Верных друзей», Георгия Мамиконова , Тухманов выбрал этих троих «по слухам. Раньше только так было. Стало известно среди музыкантов, что у нас очень хорошая ритм-секция. Тухманов послушал и пригласил» .
На время записи инструментальной части тухмановского альбома у Валерия Ободзинского и «Верных друзей» были заморожены все поездки, что очень не нравилось Ободзинскому. Дополнительное время тратилось и на то, что Тухманову пришлось учить и разбирать ноты вместе с Борисом Пивоваровым, который не знал нотной грамоты. В этом Тухманову помогал Аркадий Фельдбарг .
К моменту выхода альбома «По волне моей памяти» в сентябре 1976 года разрыв между Тухмановым и Ободзинским уже давно произошёл, и Тухманов, не без основания считавший «Верных друзей» ансамблем Ободзинского, убрал с обложки альбома все упоминания о них — при том, что принадлежность всех других музыкантов проекта к каким-либо музыкальным коллективам была не без ошибок, но явно обозначена .
Ефим Дымов , возглавлявший «Верных друзей» после разрыва ансамбля в конце 1977 года с Валерием Ободзинским, считал, что если бы Тухманов написал на обложке альбома о принадлежности Пивоварова, Фельдбарга и Плоткина к «Верным друзьям», то популярность ансамбля впоследствии была бы существенно выше. Сами Пивоваров, Фельдбарг и Плоткин своим участием в тухмановском проекте всегда гордились. В отличие от Пивоварова, ушедшего из ансамбля после конфликта с Дымовым, Фельдбарг и Плоткин покинули «Верных друзей» и Москву позже из-за приказа Министерства культуры РСФСР о запрете приёма на работу в Росконцерт людей, не имевших прописки в РСФСР (оба вернулись в Ригу , из которой в своё время приехали) .
Миньон «Памяти гитариста. Памяти поэта»
В 1975 году ритм-секция вокально-инструментального ансамбля « Верные друзья » последовательно с песнями альбома Давида Тухманова « По волне моей памяти » записала также две баллады, которые составили миньон « Памяти гитариста. Памяти поэта », вышедший лишь в 1978 году. Тухманов не мог найти для его записи певца с большим диапазоном голоса, и Борис Пивоваров вспомнил солиста и бас-гитариста ансамбля « Добры молодцы » , которого он слышал на концерте во Львове и потом на джем-сейшене в клубе, куда Евдокимова пригласили львовские музыканты. Пивоваров тогда с Евдокимовым не знакомился, но голос его запомнил, и мнение Бориса Пивоварова послужило достаточной рекомендацией для Давида Тухманова и Татьяны Сашко к приглашению Александра Евдокимова сначала к прослушиванию, а затем к записи пластинки .
Сохранилась обложка миньона «Памяти гитариста. Памяти поэта», который Тухманов подарил Пивоварову со следующим инскриптом : «Дорогому Боре Пивоварову на добрую память с горячей благодарностью за эту пластинку» .
По некоторым сведениям, Борис Пивоваров встречался с Давидом Тухмановым в 1980-е годы в Крыму вместе с другими музыкантами львовского вокально-инструментального ансамбля « », в котором он тогда играл .
Вокально-инструментальный ансамбль «Смеричка»
С 1980 года Борис Пивоваров непродолжительное время играл в украинском вокально-инструментальном ансамбле « Смеричка » . На временную работу в «Смеричку» его пригласил музыкальный руководитель ансамбля — вместо сдававшего экзамены в консерваторию гитариста . Соколов, по его словам, ещё до «Смерички» давно и хорошо знал Пивоварова и говорил, что тот мог играть на гитаре целый день. Спустя несколько десятилетий он называл Бориса Пивоварова «выдающимся гитаристом и замечательным человеком», но, не конкретизируя, говорил, что «были у него и свои минусы» .
Вокально-инструментальный ансамбль «Під Левом»
С 1982 года Борис Пивоваров играл во львовском вокально-инструментальном ансамбле « » («Подо Львом»), выступавшем в одноимённом ресторане. Выиграв конкурс Львовского объединения музыкальных ансамблей, ансамбль получил возможность поменять площадку для выступлений и, вернув себе старое название «Джерело», перешёл в ресторан «Молодёжный» .
Песни ансамбля, записанные на репетициях звукорежиссёром Маркияном Дрибнюком, в начале 2000-х годов были отреставрированы им на собственной студии MD и в 2003 году изданы на компакт-диске, посвящённом двум умершим к тому времени участникам ансамбля — Борису Пивоварову и Александру Балаяну .
Последние годы
Борис Пивоваров умер от последствий алкоголизма и наркомании в возрасте сорока трёх лет в 1995 году во Львове ; похоронен там же . По той же причине умер переживший Бориса Пивоварова лишь на два года Валерий Ободзинский , в аккомпанирующих составах которого « » и « Верные друзья » гитарист работал несколько лет.
Электрогитара Gibson Les Paul 54 Custom
Гитара Бориса Пивоварова завершала образ легендарного советского гитариста, о котором на протяжении десятилетий почти ничего не было известно. О «знаменитом Gibson ’е» Пивоварова говорили, что гитара была «окутана особой таинственностью» .
Электрогитару Gibson Les Paul 54 Custom Борис Пивоваров купил в 1973 году, в самом начале своей работы в « Верных друзьях », за очень большие по тому времени 3500 рублей (среди коллекционеров и музыкантов эта гибсоновская гитара, будучи полностью чёрной, известна как Black Beauty — «чёрная красавица») и уже не расставался с ней до конца жизни . По ироничному воспоминанию звукооператора Эдварда Зайца, Пивоваров «играл на гитаре с утра и до утра, не выпуская её из рук» .
По свидетельству одного из присутствовавших на похоронах Бориса Пивоварова в 1995 году во Львове , вдова гитариста говорила, что не будет продавать гитару, а отдаст её какому-нибудь талантливому молодому гитаристу. Но в итоге пивоваровская гитара оказалась на хранении в студии в Москве .
Рецепция личности и творчества
Предметом шуток друзей Бориса Пивоварова были его довольно толстые пальцы рук: «как это ты умудряешься нажимать эти тонкие струны своими „нескрипичными пальчиками“?»
В 1972 году Борис Пивоваров был назван ведущим одной из западных радиостанций «советским Клэптоном » .
Украинский гитарист , которому в год выхода альбома « По волне моей памяти » в 1976 году было 17 лет, спустя десятилетия писал об игре Бориса Пивоварова, что тот «ловко справлялся с интереснейшими партиями и лил каскады импровизаций в различных по стилю треках пластинки Д. Тухманова» . В 1978 году Гурин побывал в Анапе на концерте вокально-инструментального ансамбля « », где Пивоваров исполнил две джаз-роковые композиции:
Это было захватывающе: его гитара была очень послушной в его руках, он представил удивительные композиции, вмещающие в себе и разнообразные гармонии, переменные ритмы, и интересные гитарные мелодические линии. Не стану врать — он меня поразил… <…> …Его игра, аура профессионала в области гитары как-то надолго оставила след в моей памяти .
Окончив Львовскую государственную консерваторию имени М. В. Лысенко по классу гитары и начав преподавать с 1991 года в , Сергей Гурин услышал от одного из своих учеников, что тот «несколько лет назад слышал Б. Пивоварова в каком-то львовском клубе, что это было сногсшибательно, что в пассаже Пивоваров промахнулся позицией (а, может, это кому-то и показалось), но пассаж от этого только выиграл, потому что был построен на каком-то „крутом ладе“, и что, вроде бы, Пивоваров занимался по школе знаменитого саксофониста Колтрейна » .
По свидетельству Сергея Гурина, «слава <…> Бориса Пивоварова <…> гремела по всему Советскому Союзу». Сам Гурин через много лет после смерти Пивоварова говорил, что в своё время «обожествлял» этого гитариста и опасается «узнать о нём что-то такое, что может разрушить» его «лично созданный миф о кумире» .
Саксофонист Ефим Дымов , который после разрыва «Верных друзей» в 1977 году с Валерием Ободзинским возглавил ансамбль, уже после смерти Бориса Пивоварова характеризовал его как человека «простого и приятного», но «слабого на выпивку и травку » . Вокалист «Верных друзей» говорил о Пивоварове: «Он ведь знал ноты, и гитарист был от Бога! Боря Пивоваров мог быть никаким, вдребезги пьяным, но отыграть концерт божественно. Его просто сажали на стул за кулисами, и он играл. Талантливый человек! Но, часто выпивал. Хотя, кто в той гастрольной нашей жизни не выпивал…» Скрипач , также работавший вместе с Пивоваровым в ВИА «Верные друзья», вспоминал:
Закладывал Боря очень сильно, к сожаленью. Да и не только алкоголь, и наркота была. Насколько талантлив был, настолько и неуправляем. Но я считаю, что и его жена сыграла здесь отрицательную роль. Если мы гастролировали по Украине, то она зачастую сопровождала Борю, и обязательно присутствовало спиртное. Скажем, работаем в Виннице. От Львова доехать совсем недалеко. И она сопровождала Борю так очень часто. Тамара — бывшая гимнастка, которая стала домохозяйкой. Времени у неё было много…
Певец Игорь Иванов , который творчески пересёкся с Пивоваровым, видимо, единственный раз — на записи песни Давида Тухманова « Из вагантов », вспоминал об этом: «Очень жалко, что Тухманов вырезал коду в песне „Из вагантов“. Там Пивоваров так играл на гитаре, что я просто заслушивался. Он играл так вкусно! Так красиво! Это было просто замечательно! Вообще Пивоваров выдающийся гитарист. Музыкант от Бога!»
На рубеже 1980-х годов Борис Пивоваров считался одним из лучших гитаристов в СССР . В 2015 году продюсер Миша Плоткин вспоминал, как в 1980 году неосмотрительно показал Давиду Тухманову, который искал исполнителей для своего нового альбома « НЛО », участника своего вокально-инструментального ансамбля « Надежда » Алексея Белова с предложением «послушать гитариста, который ничуть не хуже, а может даже лучше» Бориса Пивоварова. Это привело к необратимым потерям «Надежды»: Тухманов посмотрел не только Белова, но и других участников плоткинского ансамбля, и после этого трое из них — Алексей Белов, Николай Носков (вокал, ритм-гитара) и Дмитрий Серебряков (ударные) — перешли в созданную Тухмановым под запись нового альбома группу « » .
Песни (партия гитары)
Альбом «По волне моей памяти» (1976)
- Я мысленно вхожу в ваш кабинет ( Давид Тухманов — Максимилиан Волошин ) — вокал Мехрдад Бади
- Из Сафо ( Давид Тухманов — Сапфо , перевод Викентия Вересаева ) — вокал Наталия Капустина
- Из вагантов ( Давид Тухманов — ваганты , перевод Льва Гинзбурга ) — вокал Игорь Иванов
- Приглашение к путешествию ( Давид Тухманов — Шарль Бодлер , перевод Ирины Озеровой ) — вокал Александр Бырыкин
- Доброй ночи ( Давид Тухманов — Перси Биши Шелли ) — вокал Мехрдад Бади
- По волне моей памяти ( Давид Тухманов — Николас Гильен , перевод Инны Тыняновой ) — вокал Владислав Андрианов
- Сентиментальная прогулка ( Давид Тухманов — Поль Верлен , перевод Ариадны Эфрон ) — вокал Сергей Беликов
- ( Давид Тухманов — Иоганн Вольфганг Гёте , перевод Вильгельма Левика ) — вокал Александр Лерман
- Смятение ( Давид Тухманов — Анна Ахматова ) — вокал Людмила Барыкина
- ( Давид Тухманов — Адам Мицкевич , перевод Семёна Кирсанова ) — вокал Вера Капустина, Людмила Иванова, Наталия Олеарник, Алла Гавричкина, Виктор Енченко
Миньон «Памяти гитариста. Памяти поэта» (1978)
- ( Давид Тухманов — Роберт Рождественский ) — вокал
- ( Давид Тухманов — Андрей Вознесенский ) — вокал
ВИА «Верные друзья»
- ( Сергей Березин — Леонид Дербенёв ) — вокал Валерий Дурандин (миньон « », 1974)
- ( Тихон Хренников — Михаил Матусовский ) — вокал Евгений Гудков (миньон « », 1974)
Комментарии
- В русском переводе в исполнении Валерия Ободзинского песня называлась «Я верю».
- При этом для Ободзинского ещё некоторое время сохранялся запрет на выпуск пластинок-гигантов и — вплоть до перестройки — запрет на появление на телевидении, наложенный председателем Государственного комитета по радио и телевещанию при Совете Министров СССР в 1970—1985 годах Сергеем Лапиным . Проводивший на телевидении последовательную антисемитскую политику Лапин ошибочно считал поляка Ободзинского из-за его одесского происхождения евреем . Лапину приписывается такой диалог: «Немедленно уберите Градского !» — «Это не Градский, а Ободзинский». — «Тем более: нам одного Кобзона хватит!» (см.: . Pressa Today (10 февраля 2016). Дата обращения: 8 января 2017. 15 марта 2016 года. ).
- Единственным исключением из этого стали несколько песен Леонидом Дербенёва на музыку Александра Зацепина, записанных Ободзинским для фильма « Между небом и землёй », но написаны они были ещё до конфликта (см.: Колпаков Валерий. . Специальное радио (6 марта 2006). Дата обращения: 5 января 2017. 6 января 2017 года. ).
- Чуть позже выхода компакт-диска умер бывший солист ансамбля «Під Левом» Орест Жукевич (см.: . Вокально-инструментальные ансамбли СССР. Дата обращения: 14 января 2017. 2 января 2017 года. ).
- Толстые пальцы рук у гитариста — не редкий случай. Довольно толстые пальцы были даже у «отца» современной академической гитары Андреса Сеговии .
- Например, по мнению журналиста Алексея Михалёва, снявшего к 40-летию выхода альбома документальный фильм « », «Тухманову удаётся создать суперкоманду, своего рода „сборную Советского Союза“» (см.: Михалёв Алексей. . Россия-24 (1 января 2017). Дата обращения: 16 января 2017. 4 февраля 2017 года. ).
Примечания
- ↑ Колпаков Валерий. . (май 2015). Дата обращения: 11 марта 2017. 12 марта 2017 года.
- ↑ . [Персональный сайт Сергея Гурина]. Дата обращения: 15 января 2017. 16 января 2017 года.
- ↑ Колпаков Валерий. . Специальное радио (27 февраля 2006). Дата обращения: 5 января 2017. 6 января 2017 года.
- ↑ Колпаков Валерий. . Специальное радио (6 марта 2006). Дата обращения: 5 января 2017. 6 января 2017 года.
- ↑ . Парад ансамблей. Дата обращения: 14 января 2017. 10 января 2017 года.
- ↑ Симонян Георгий. . (апрель 2014). Дата обращения: 28 января 2017. 13 февраля 2017 года.
- Колпаков Валерий, Соловьёв Сергей. . (март 2011). Дата обращения: 4 марта 2017. 5 марта 2017 года.
- Ефим Дымов . // Собеседник . — 2009. — 27 октября. 9 марта 2017 года.
- ↑ Симонян Георгий. . (сентябрь 2013). Дата обращения: 6 марта 2017. 6 марта 2017 года.
- Авдеев Дмитрий. . Петропавловск kz — ИА REX-Казахстан (25 февраля 2015). Дата обращения: 14 января 2017. 16 января 2017 года.
- ↑ . Вокально-инструментальные ансамбли СССР. Дата обращения: 14 января 2017. 2 января 2017 года.
- Колпаков Валерий. . . Дата обращения: 1 февраля 2017. 28 февраля 2017 года.
- Симонян Георгий. . (май 2015). Дата обращения: 6 марта 2017. 7 марта 2017 года.
- Колпаков Валерий. . (2006). Дата обращения: 19 февраля 2017. 19 февраля 2017 года.
- Симонян Георгий. . (январь 2015). Дата обращения: 12 января 2017. 18 января 2017 года.
- ↑ . Дата обращения: 29 января 2017. 27 января 2017 года.
Источники
- Колпаков Валерий. . Специальное радио (27 февраля 2006). Дата обращения: 5 января 2017. 6 января 2017 года.
- Колпаков Валерий. . Специальное радио (6 марта 2006). Дата обращения: 5 января 2017. 6 января 2017 года.
- Симонян Георгий. . (апрель 2014). Дата обращения: 28 января 2017. 13 февраля 2017 года.
- Авдеев Дмитрий. . Петропавловск kz — ИА REX-Казахстан (25 февраля 2015). Дата обращения: 14 января 2017. 16 января 2017 года.
- . [Персональный сайт Сергея Гурина]. Дата обращения: 15 января 2017. 16 января 2017 года.
- Колпаков Валерий. . . Дата обращения: 1 февраля 2017. 28 февраля 2017 года.
Ссылки
- . Парад ансамблей. Дата обращения: 14 января 2017. 10 января 2017 года.
- . Каталог советских пластинок. Дата обращения: 20 февраля 2017. 8 января 2017 года.
- . Вокально-инструментальные ансамбли СССР. Дата обращения: 14 января 2017. 2 января 2017 года.
- 2020-09-29
- 1