Православная иконография Иисуса Христа
- 1 year ago
- 0
- 0
Рождение Иисуса Христа — события, связанные с описанными в Новом Завете рождением Иисуса Христа . Евангелия от Луки и от Матфея описывают события существенно различно. В память данного события совершается празднование Рождества Христова .
Еще в книге Быт. говорится о семени женщины, которое победит змея; в данной книге считается, что это первое место, которое говорит о приходе мессии, который родится через непорочное зачатие.
И сказал Господь Бог змею: … и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелистов Матфея ( Мф. ) и Луки :
В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле . Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею . Пошёл также и Иосиф из Галилеи , из города Назарета , в Иудею , в город Давидов, называемый Вифлеем , потому что он был из дома и рода Давидова , записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли , потому что не было им места в гостинице.
— Лк.
Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город» согласно родословной его колена. Так как Иосиф был потомок Давида, и Мария была обручена Иосифу, они направились в Вифлеем.
После рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи , извещённые об этом событии явлением ангела .
Согласно евангелисту Матфею , на небе была явлена чудесная звезда , которая привела к младенцу Иисусу волхвов . Они преподнесли дары — золото , ладан и смирну ; не как младенцу, а как Царю ( Мф. ). К тому времени Святое семейство уже нашло приют «в доме» (скорей всего вернулось обратно в Назарет так как прошло примерно около двух лет) и уже по отношению к Иисусу на греческом употребляется слово "ребёнок", а не младенец уже ( Мф. ).
Узнав о рождении Мессии от волхвов и желая Его уничтожить, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет. Однако Христос был чудесно спасён от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьёй, где они и жили до смерти Ирода ( Мф. ).
По всей видимости, сначала, в 8-й день после рождения Иисуса, произошло Его обрезание ( Лк. ), а в 40-й день жертвоприношение в Иерусалимском храме ( Лк. ), а только потом уже поклонение волхвов через примерно два года, а потом уже бегство в Египет , избиение младенцев .
Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует в двух апокрифических источниках: « Протоевангелии Иакова » и « Евангелии Псевдо-Матфея ». Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере (см. Пещера Рождества ), которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды.
Когда Мария почувствовала наступление родов, Иосиф пошёл искать повитуху , но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. По утверждению Киприана Карфагенского , Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздаёт Младенцу Своему благоговейное попечение». Он писал, что рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида .
Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы , и её образ вошёл в иконографию Рождества Христова и в народные обычаи, связанные с родами.
Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т. п.) не привели к какой-либо конкретной дате. Считается, что Иисус Христос родился в 4 год до н. э. . Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году , либо в толковании Ипполита Римского на книгу пророка Даниила , написанном до 211 года, где он пишет, что Христос родился в среду, 25 декабря, в 42-й год правления Августа .
Счисление, положенное в основание нашей эры, было сделано в 525 году римским монахом , папским архивариусом , Дионисием Малым . Дионисий, возможно, основывался на данных Хронографического сборника за 354 год (Chronographus anni CCCLIIII) . Здесь рождение Иисуса отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, то есть на 1 г. н. э. Запись в Хронографе 354 г. имеет вид: Hos cons. dominus Iesus Christus natus est VIII Kal. Ian. d. Ven. luna XV («При этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ в пятницу 15-й луны») , то есть 25 декабря .
В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 годом до н. э. (момент прохождения кометы Галлея , которая могла быть Вифлеемской звездой ) до 6 года н. э., когда, предположительно, проводилась первая перепись населения в правление Квириния — проконсула Сирии с 6 г. н. э. ( Лк. ) . Противоположное мнение исходит из соотнесения даты Рождества с периодом правления Ирода I Великого (на основании упоминания об «избиении младенцев»), то есть до 4 г. до н. э. (тот умер в 4 году до н. э., по другим данным, в 1 году до н. э. ). Достоверно известно, что общеримских переписей в правление Августа не было, а провинциальная перепись Квириния происходила в 6 году н. э., то есть спустя почти 10 лет после смерти Ирода, и, судя по реакции иудеев, была первой. Разрешить это хронологическое противоречие невозможно . Часть учёных считает, что автор Евангелия от Луки допустил ошибку, увязав рождение Иисуса с переписью Квириния , однако возможно и иное мнение: недостоверность предания об «избиении младенцев», не подтвержденном иными, независимыми источниками. В Толковой Библии преемников Лопухина годом рождения Иисуса Христа назван 5 год до н. э. (749 год от основания Рима) .
Согласно Евангелию от Луки, Иисус вышел на проповедь, когда ему было «около 30 лет» ( Лк. ). Вместе с тем Лука даёт временные привязки, позволяющие датировать начало этой проповеди примерно 28-29 годами н. э. ( Лк. ). Если из 28 года вычесть тридцать, становится ясно, что Иисус не мог родиться задолго до смерти Ирода (7-5 год до н. э.) . С другой стороны, ещё Ириней Лионский обратил внимание на строки Евангелия от Иоанна, в которых иудеи упрекают Иисуса, что ему ещё нет и 50 лет ( Ин. ). В этом случае Иисус мог быть старше 30 лет и родиться задолго до смерти Ирода. Впрочем, мнение Иринея не поддерживается современными ему авторами, а число 50 в данном случае считается скорее риторическим округлением .
Как отмечает исследователь Роберт Д. Майерс: «Библейское описание рождества Иисуса не содержит указания на дату события. Но сообщение Луки ( Лк. ), что были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего», указывает на то, что Иисус родился летом или ранней осенью. Так как декабрь в Иудее холодный и дождливый, пастухи, по всей вероятности, ночью искали бы убежища для своего стада" . Однако, согласно Талмуду , пастухи, пасшие стада для храмовых жертв, бывали на полях даже за тридцать дней до Пасхи, т. e. в феврале, когда количество дождя в Иудее бывает весьма значительно, что опровергает мнения критиков .