Interested Article - История танца

Исто́рия та́нца историческое и культуроведческое ; одна из дисциплин театроведения, которая изучает танец в его временном развитии в тесной связи с экономической и социальной средой и географией возникновения и распространения.

Мезолитические танцоры. Наскальные изображения в Бхимбетке , Центральная Индия . Созданы около 10 тыс. лет назад

В отличие от прочих видов человеческой деятельности, танец нечасто оставлял четко идентифицируемые материальные свидетельства, способные просуществовать тысячелетия, подобно каменным орудиям, домашнему снаряжению или пещерной живописи . Невозможно точно определить период, когда танец стал частью культуры человеческого общества, однако несомненно, что ещё до появления древнейших цивилизаций он являлся важным элементом церемоний, ритуалов, празднований и увеселительных мероприятий. Существуют доисторические свидетельства наличия танца у древних народов, например, изображения танцующих в скальных жилищах Бхимбетка ( ) и древнеегипетских захоронениях, датируемых 3 300 годом до н.э.

Первым примером планомерного использования танца, возможно, было сопровождение сказания мифов. Танец мог использоваться для выражения чувств к лицу противоположного пола и был связан с любовной игрой. До возникновения письменности он служил одним из способов передачи сказаний. Танцевальные позы изучались выдающимися греческими скульпторами с целью изображения чувств средствами скульптуры .

Ближний Восток

Танец в Египетской живописи, ок. 1400 до н. э.

В Ветхом Завете неоднократно встречаются упоминания о плясках . Силоамские девушки плясали в хороводах ( Суд. ). Царь Давид , обнажившись, плясал перед ковчегом Завета ( 2Цар. ). Археологические данные свидетельствуют о существовании коллективных женских танцев в Древнем Египте (Гробница Ур-ари-эн-Птах, 6-я династия ). Самой известной древней танцовщицей Ближнего Востока была идумеянка Саломея . Мистическое значение танца ( Сама ) как средства вхождения в транс сохранилось у средневековых дервишей .

Индия

Глубокие танцевальные традиции имеет индийская культура. Танец был характерным действием бога Шивы ( Натараджа ). Индийский трактат по танцу назывался Натьяшастра , где описаны не только виды танцы, но и танцевальные переходы ( карана ). У всех форм классического танца в Индии есть два аспекта: Нритта и Нритья. Нрита можно охарактеризовать как чистый танец, то есть абстрактные движения тела, согласованные с хастами (жестами рук). Нритья - это сочетание чистого танца с сюжетным. В Индии существует поэмы, специально написанные для исполнения в танце. Например, " Гитаговинда " Джаядевы. Поскольку танцы изначально занимали большое место в храмовых ритуалах, архитектор на территории храма предусматривал специальную площадку. Некоторую популярность индийские танцы в Европе приобрели благодаря Мата Хари .

Дальний Восток

В Китае танец сохранил архаические ритуальные черты, исполняемые коллективно во время общенародных праздников: танец льва и танец дракона . В Японии профессия танцовщицы переплеталась с профессией жрицы ( мико ). Танец представлял собой пантомиму, которая содержала в себе определенное повествование ( Кагура ). Развитый японский танец получил название Нихон-буё , суть которого раскрывалась в чередовании определенных заранее заученных поз ( ката ). Танец считался неотъемлемым элементом женского образования, наряду с икебаной и каллиграфией. Существенным атрибутом японских танцовщиц был веер . На Востоке танец содержательно был неотделим от театра ( но , кабуки ).

Древняя Греция

Танцующая менада , древнегреческая терракотовая статуэтка
и танцовщица с кроталами . Изображение на античном краснофигурном килике (ок. 520 г. до н.э.; ч/б фото цв. оригинала). Британский музей (Лондон)

Танец ( греч. Χορός ) широко был представлен в культуре Древней Греции. От греческого наименования танца происходит понятие хореография . Среди греческих богинь была особая богиня танца Терпсихора . Широко представлены религиозные танцы, которые исполняли корибанты и вакханки . Важным значением Древней Греции была определенная секуляризация танца. Существовали также брачные, военные (коллективный танец с оружием), театральные (с элементами пантомимы) и даже салонные. Мужчины и женщины танцевали порознь.

Средневековье

С распространением христианства танцы начинают восприниматься как пережиток язычества и подвергаются критике. практически исчезает. Пляски превращаются в низменное порицаемое занятие: пляска святого Вита и пляска смерти XIV века . Тем не менее, в Европе начинается "танцевальная революция", когда танец становится привилегией господствующего класса. Постепенно формируется и приобретает важное значение салонный танец и понятие бала , где завершенный вид получает парный танец с непременным кавалером и дамой. Первый бал исторически зафиксирован в 1385 году в Амьене . Примером староевропейского танца является бранль , павана , аллеманда , фанданго , сардана , муишеранга . Вместе с цыганами приходит танец фламенко . В Польше распространение получил краковяк .

Новое Время

В 1589 году появляется танцевальный учебник Туано Арбо , который свидетельствует о появлении классического танца . В XVII веке появляется балет , с такими характерными танцами как менуэт и контрданс . В 1713 году в Париже была учреждена первая балетная школа, занятия которой проводились в Королевской опере . В XVIII веке появляется вальс , болеро и кадриль , а в XIX веке - полька . Известной балериной XIX века была исполнительница роли Жизель Карлотта Гризи .

В 1830 году в Париже ( Монпарнас ) появился сценический женский танец канкан , отличительным элементом которого были энергичные махи ногами, поднятие юбок и эффектный шпагат в конце. Известной исполнительницей канкана была Ла Гулю . В 1868 году во Франции появился такой танцевальный жанр как бурлеск , от которого впоследствии отпочковался стриптиз ( Мулен Руж , 1893 год ).

В 1892 году появляется Танец модерн ( Лои Фуллер ), который впоследствии развила и популяризовала Айседора Дункан

В 1911 году образуется Русский балет Дягилева , в котором активное участие принимали Вацлав Нижинский и Матильда Кшесинская . В 1934 году Ваганова публикует работу Основы классического танца

Наши дни

В начале XX века появились такие танцы, как фокстрот , чарльстон , ча-ча-ча . Немалую роль в появлении современного танца сыграла афроамериканская традиция свинга и музыка джаз . Конфликтность танца партнеров акцентирована в танцах пасодобль и танго . Мировую известность приобрела бразильская карнавальная самба . Взаимопроникновение восточных и западных традиций создали такое танцевальное направление, как японское буто . В 1970-х годах в Нью-Йорке возникает контактная импровизация — техника, оказавшая значительное влияние на развитие западного современного танца. В это же время в американской уличной хип-хоп культуре зарождается брейкинг .

В конце XX века под влиянием клубной субкультуры появились танцы с характерными эротическими движениями, такие, как гоу-гоу .

Примечания

  1. Мамонтов С. П. Основы культурологии: Учеб. пособие для вузов / С. П. Мамонтов. — М.: Олимп: ИНФРА-М, 1999. — 317 с. — Серия: Высшее образование — ISBN 5-86225-648-2 (ИНФРА-М)
  2. Dubey-Pathak, Meenakshi (2014). (PDF) . Adoranten 2014 . Tanums Hällristningsmuseum Underslös. (PDF) из оригинала 13 сентября 2021 . Дата обращения: 13 сентября 2021 .

Ссылки

Литература

  • Блок Л. Д. Классический танец: история и современность. — М.: Искусство, 1987. — 382 с.
  • Бороздина Т. Н. Древне-египетский танец. — М.: Издательство Д. Я. Маковский и сын, 1919. — 36 с.
  • Вашкевич Н. Н. История хореографии всех времен и народов. — М.: Издательство Кнебель, 1908. — 85 с.
  • Королева Э. А. Ранние формы танца. — Кишинев: Штиница, 1977. — 216 с.
  • Худеков С. Н. История танцев. Часть I-IV. — СПб.(Петроград): Типография «Петербургской газеты», 1913-1918.
    • Часть I. — 1913. — 308 с.
    • Часть II. — 1914. — 370 с.
    • Часть III. — 1915. — 400 с.
    • Часть IV. — 1918. — 309 с.
  • Худеков С. Н. Всеобщая история танца. — М.: Эксмо, 2009. — 288 с. — ISBN 978-5-699-32891-8 .
  • Худеков С. Н. Иллюстрированная история танца / С. Н. Худеков. — М.: Эксмо, 2009. — 285 с.: ил. — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-31863-6 .
  • Кондратенко Ю. А. Категория «характерное» в теории и истории танца / Ю. А. Кондратенко // Обсерватория культуры. — 2008. — № 6. — С. 96-101.
Источник —

Same as История танца