Interested Article - Бёрдслей, Обри
- 2020-02-10
- 1
О́бри Ви́нсент Бёрдсли (Бердслей) , или Би́рдсли ( англ. Aubrey Vincent Beardsley ; 21 августа 1872 , Брайтон , графство Суссекс — 16 марта 1898 , Ментона , Франция ) — английский художник - график , книжный иллюстратор , декоратор , поэт , один из видных представителей английского « Эстетического движения » и символизма в изобразительном искусстве периода модерна . Преждевременно скончался от туберкулёза .
Детство и юность
Обри Бёрдсли родился в семье Винсента Пола Бёрдсли (1839—1909), мастера- ювелира из Клеркенвелла, чьими родственниками были состоятельные лондонские ювелиры, и Элен Агнус Питт (1846—1932), дочери главного хирурга индийской армии Уильяма Питта. Питты были солидной и уважаемой семьей в Брайтоне . Несколько поколений в семье отца страдали от туберкулёза. В 1879 году семилетнему Обри поставили аналогичный диагноз. Кроме того, легкомысленный отец вскоре после свадьбы промотал все семейные деньги и, так как он из-за болезни не мог заниматься постоянным трудом, матери, которую Обри боготворил, пришлось зарабатывать на жизнь работой гувернантки с преподаванием музыки и французского языка. С потерей состояния вскоре после рождения сына семья в 1883 году поселилась в Лондоне , где Винсент работал сначала в Вест-Индской и Панамской телеграфной компании, а затем нерегулярно в качестве клерка на пивоваренных заводах.
В семье рано поняли, что их сын — вундеркинд . При поддержке нескольких аристократических семей он занимался с известными пианистами и, как результат, в одиннадцать лет стал сочинять музыку и стихи. В 1884 году Обри появился на публике как «молодой музыкальный феномен», сыграв на нескольких концертах со своей сестрой. В январе 1885 года он начал посещать гимназию Хоува и Сассекса (Hove and Sussex Grammar School) в Брайтоне, где провёл следующие четыре года. Рисовать он начал с четырёх лет и, под влиянием матери, рано пристрастился к английской и французской литературе, а благодаря урокам музыки он осознал свой незаурядный талант. Его первые стихи, рисунки и карикатуры появились в школьном журнале «Прошлое и настоящее». Он ставил на школьной сцене спектакли, некоторые из которых привлекли внимание театральных критиков .
В 1888 году Обри Бёрдсли получил должность в бюро архитектора, а затем клерка в лондонской страховой компании «Guardian Life and Fire Insurance Company». Однако и службу, и любительские спектакли пришлось бросить: осенью юноша начал кашлять кровью . В 1891 году по совету художников Эдварда Бёрн-Джонса , который, познакомил его с Оскаром Уайльдом , и Пьера Пюви де Шаванна он занялся изобразительным искусством. В 1892 году начал посещать занятия в Вестминстерской школе искусств (Westminster School of Art), затем у профессора Фредерика Брауна .
Личная жизнь
Бёрдсли был одновременно публичным человеком и скрытным чудаком. Он говорил: «У меня одна цель — гротеск. Если я не гротеск, я ничто». Уайльд в своём парадоксальном стиле определил, что у Бёрдсли было «лицо, похожее на серебряный топорик, и волосы зелёного цвета». Как-то раз художник появился у своего издателя в утреннем халате и туфлях-лодочках. Хотя Бёрдсли был связан дружескими отношениями с гомосексуальным сообществом, в которое входили многие британские эстеты, подробности его сексуальной ориентации остаются под вопросом. Предположения о его сексуальности включают слухи о кровосмесительных отношениях с его старшей сестрой Мейбл, которая, возможно, забеременела от своего брата и у неё случился выкидыш. О романтических связях Бёрдсли, о его отношениях с мужчинами или женщинами достоверно ничего не известно. Гостиную Бёрсдли, увешанную японскими эротическими эстампами , посещали известные своей гомосексуальной ориентацией Оскар Уайльд , Роберт Росс , Альфред Дуглас (Боузи), Пьер Луи , Джон Грей . К тому же кругу принадлежал и поэт-теоретик Марк-Андре Раффалович , чью книгу стихотворений «Нить и тропа» он проиллюстрировал в 1895 году .
Последние годы
С 1894 по 1896 год (в это время к художнику пришёл невиданный успех после публикации шестнадцати иллюстраций к уайльдовской «Саломее») его самочувствие резко ухудшилось — именно тогда создаются мрачные рисунки к « Падению Дома Ашеров » Эдгара По ( 1895 ). Сначала Обри думал о том, как бы выздороветь, потом — как почувствовать себя немного лучше, и, наконец, — прожить ещё хоть один месяц. Раффаловичу он писал в это время:
Я знаю, болезнь моя неизлечима, но я уверен, что можно принять меры к тому, чтобы ход её был менее скор. Не считайте меня глупым, что я так торгуюсь из-за нескольких месяцев, но вы поймёте, что они могут быть для меня ценны по многим причинам. Я с наслаждением начинаю думать о том, что выпущу две или три иллюстрированные вещицы…
31 марта 1897 года Бёрдсли был принят в лоно католической церкви. «Среди наиболее близких его друзей при жизни числились англиканские пасторы и католические священники, которые отдавали должное искренности и глубине его веры»… Он получил то, о чём страстно молил: ещё год жизни. За это время он создал цикл иллюстраций к комедии нравов « Вольпоне » Бена Джонсона , которые ознаменовали собой начало нового стиля. В это время он постоянно перечитывал произведения Блеза Паскаля и писал Раффаловичу:
Он [Паскаль] понял, что, став христианином, творческий человек должен принести в жертву свой дар, как Магдалина жертвует своей красотой.
Смерть
На протяжении всей жизни Бёрдсли страдал от лёгочных кровотечений и часто не мог работать или выходить из дома. Он обратился в католичество в марте 1897 года. В следующем году последнее письмо перед смертью (7 марта 1898 года) было адресовано его издателю Леонарду Смайзерсу и близкому другу Герберту Чарльзу Поллитту: «Иисус — наш Господь и Судья. Дорогой друг, умоляю тебя уничтожить все копии Лисистраты и плохие рисунки… Всем святым, всеми непристойными рисунками. Обри Бердслей в моей предсмертной агонии» . К счастью, эта просьба не была выполнена и Смайзерс продолжал продавать репродукции, а также подделки работ Бёрдсли.
В декабре 1896 года у Бёрдсли случилось сильное кровотечение, в результате чего его здоровье стало ненадёжным. К апрелю 1897 года, через месяц после его обращения в католичество, его ухудшающееся здоровье побудило его переехать на Французскую Ривьеру: «лимонный рай» Ментона на берегу Средиземного моря. Там он умер год спустя, 16 марта 1898 года, в отеле Cosmopolitan в полном сознании, в присутствии матери и сестры, которым он поручил передать последние приветы многочисленным друзьям. Ему было двадцать пять лет. На следующий день после заупокойной мессы в Ментонском соборе его останки были захоронены в Cimetière du Trabuquet. На смерть художника Алджернон Суинберн написал это стихотворение (перевод И. А. Евса):
Возвратись к нам — хотя бы во сне, —
Ты, которому равного нет,
Ты, кому безразличен вполне
Мир земных потрясений и бед.
Но любовь, что была внушена
Чудным даром, чей свет не потух, —
Ты расслышишь. И тронет она
Твой свободный и царственный дух
Творчество
В 1892 году Бёрдсли отправился в Париж , где открыл для себя цветные литографии — плакаты Анри де Тулуз-Лотрека и парижскую моду на японские гравюры. Его первым заказом были иллюстрации к произведению «Смерть Артура» Томаса Мэлори (1893) для издательства «JM Dent and Company». Эта книга стала шедевром графического искусства и ярким примером графической стилизации . В 1894 году вышел новый перевод « Правдивой истории » Лукиана с иллюстрациями Бёрдсли, Уильяма Стрэнга и Дж. Б. Кларка. Он был напечатан в частном порядке тиражом 251 экземпляров . У Обри Бёрдсли было шесть лет творческой деятельности, которые можно подразделить на несколько периодов, определяемых по меняющейся форме его подписей. В ранний период его работы в основном не подписаны. В 1891 и 1892 годах он перешёл к использованию инициалов «A.V.B». В середине 1892 года он использовал знак, который становился всё более изящным под японским влиянием, иногда с прописными литерами «A.B.» .
Большинство графических работ Бёрдсли выполнены тушью и имеют большие тёмные области: «заливки», контрастирующие с такими же большими полями белой бумаги, что делает прихотливые контуры рисунка в духе стилизаций ар-нуво ещё более выразительными. На рисунки Бёрдсли безусловно повлияла японская гравюра на дереве, творчество Прерафаэлитов и Э. Бёрн-Джонса , а также средневековая миниатюра, с которой он познакомился по совету Бёрн-Джонса. Обри Бёрдсли «работал по ночам, при свечах, в комнате с чёрными обоями и развешанными по стенам японскими эротическими гравюрами сюнга » .
Он был ведущей фигурой в « Эстетического движения » и символизма эстетическом движении, в которое также входили Оскар Уайльд и Джеймс Макнил Уистлер . Обри дорожил своей репутацией меломана и библиофила. Его любовно собранная огромная библиотека восхищала, как и блестящее знание коллекций Британского музея и Национальной галереи. Обри Бёрдсли в оригинале читал греческих и латинских авторов и «часто поражал учёных остротой восприятия всех тонкостей», как писал о нём современник. Одной из отличительных черт его работ являлся утончённый эротизм . Критик С. К. Маковский , который одним из первых открыл Бёрдсли русской публике, описал их в своём эссе:
Как цветы, взлелеянные рукой знатока в стеклянных оранжереях с искусственной влагой (…) отрава слишком тонких курений и слишком изысканных форм.
Галерея
-
Павлинья юбка. 1893
-
Любовная записка. Иллюстрация к «Похищению замка» А. Поупа. 1896
-
Обложка к серии изданий «Библиотека Пьеро». 1896
-
Маскарад. Обложка журнала «The Yellow Book». Вып. 1. 1894
-
Аристофан. «Лисистрата». 1896
-
Иллюстрация к «Лисистрате»
-
Иллюстрация к «Лисистрате»
-
Иллюстрация к «Саломее» О. Уайльда. 1904
-
Иллюстрация к «Саломее»
-
Чёрный кот. Иллюстрация к рассказу Э. А. По. 1894—1895
По цензурным соображениям Бёрдсли часто делал свои иллюстрации в двух вариантах: авторском и для цензуры. По той же причине обыватели часто воспринимали его неадекватно: «сеятелем общественного разврата», гомосексуалом и соблазнителем собственной сестры Мэйбл. Сознавая это, Бёрдсли неоднократно замечал, что «У французских полицейских существуют серьёзные сомнения относительно моего пола». И тут же добавлял, что все сомневающиеся «могут прийти и убедиться в нём лично» — впрочем, это было ответом на статью в газете «St. Paul», полную грубых намёков. Но он с восторгом говорил о художниках и писателях, совершенно враждебных его устремлениям. В
1894 году
Обри вместе с американским писателем Генри Харландом стал художественным редактором журнала «
Жёлтая книга
» (The Yellow Book, 1894—1897), который приобрёл популярность как сборник произведений талантливых писателей, поэтов, художников, преимущественно нетрадиционной эротической направленности. Для первых четырех выпусков журнала Бёрдсли сделал обложки и множество иллюстраций.
Член клуба гедонистов, один из «королей дендизма», носящий в петлице увядшую розу, своим поведением он провоцировал скандал. И скандал произошёл, тесно связанный с трагедией Оскара Уайльда . Когда в 1895 году , обвинённый в гомосексуальной связи, Уайльд отправился в тюрьму, то взял с собой какую-то книгу жёлтого цвета. Комментировавший это журналист по ошибке написал «the yellow book» вместо «a yellow book». Для викторианской Англии этого хватило, чтоб закрыть издание. Так Бёрдсли остался без средств к существованию. Издатель «Жёлтой книги» Джон Лэйн заметил однажды, что «Бёрдсли немало пострадал от слишком поспешной оценки его искусства».
К наиболее «откровенным» произведениям художника относятся его иллюстрации для частного издания « Лисистрата » Аристофана (1896) и его рисунки для пьесы Оскара Уайльда « Саломея », премьера которой состоялась в Париже в 1896 году. Среди других крупных проектов — издание 1896 года «Похищение локона» Александра Поупа .
Бёрдсли работал для таких журналов, как « The Studio » и «The Savoy», соучредителем которых он был. Как соучредитель Бёрдсли мог продолжать писать, а также иллюстрировать, так появился ряд его собственных произведений, в том числе «Под холмом» (рассказ, основанный на легенде о Тангейзере) и «Баллада о цирюльнике» .
По определению В. Г. Власова
«Бёрдсли взял от китайского и японского искусства изощрённый язык линии и пятна, а от европейского модерна — безудержную стилизацию извивающихся и сплетающихся растительных форм, манерность, вялость и анемичность образов, эротику, граничащую с пошлостью. Но благодаря природной одарённости, каким-то удивительным образом ему удалось создать из этой причудливой мешанины оригинальное искусство, которое снискало огромную популярность во всём мире. Чёрно-белой графике Бёрдсли стремились подражать многие, она пришлась по вкусу как обывателям, так и эстетам… Утверждение А. А. Сидорова о том, что Бёрдсли „первый высвободил собственно графические средства“ не выдерживает критики, поскольку это сделали до него другие. Бёрдсли лишь занимался стилизацией готовых форм: романтических — английской графики, изогнутых линий японской гравюры, силуэтов ар-нуво и картин постимпрессионистов , а через прерафаэлитов — образов Боттичелли , помпейских фресок и древнегреческой вазописи. Характерно и то, что более ценная в художественном отношении графика Ван де Велде или Валлоттона никогда не имела такого успеха. Бёрдсли оказал значительное влияние и на русских художников „ Мира искусства “… Как и искусство модерна в целом, Бёрдсли был соткан из противоречий: неистовый католик и циничный порнограф, гений фантазии и дилетант в рисунке, музыкант, поэт, иллюстрировавший свои собственные произведения, и человек ограниченных, мещанских вкусов…»
Однако А. А. Сидоров в целом оценил творчество Бёрдсли более жёстко, написав однажды, что это «нечто среднее между публичным и сумасшедшим домом» .
Бёрдсли был карикатуристом и сделал несколько политических карикатур, демонстрируя дерзкое «уайльдовское» остроумие в искусстве. Творения Бёрдсли отражали нравственный упадок его эпохи, и его влияние было огромным, что ясно видно в работах французских символистов, движении плакатного искусства 1890-х годов и работах многих художников модерна более позднего периода. Некоторые предполагаемые работы Бёрдсли были опубликованы в книге под названием "Пятьдесят рисунков Обри Бёрдсли, выбранных из коллекции мистера Х. С. Николс. Позже было обнаружено, что это подделки, отличающиеся почти порнографическими деталями, редкими в творчестве самого художника .
Необычное и дерзкое искусство Бёрдсли продолжало вызывать споры в Великобритании ещё долго после его смерти. Во время выставки его гравюр, проходившей в Музей Виктории и АльбертаМузее Виктории и Альберта в Лондоне в 1966 году, полиция совершила рейд на частную лондонскую галерею за выставление копий тех же гравюр, выставленных в музее, и владельцу было предъявлено обвинение по закону о непристойности .
В массовой культуре
«Обри (Aubrey)» (1982) — эпизод британского телесериала телерадиокорпорации BBC, снятый по сценарию . Сюжет посвящен периоду жизни Бёрдслея (в исполнении актёра ) с апреля 1895 года, когда после ареста Оскара Уайльда и закрытия « Желтой книги » , художник теряет средства к существованию и умирает от туберкулеза в 1898 году.
Обри Бёрдслей также фигурирует на обложке альбома « Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера »(1967) группы « Битлз ».
Документальный фильм телерадиокорпорации BBC « Бёрдслей и его работа» был снят в 1982 году .
В сюрреалистичном фильме ужасов 1977 (2003) года « На смертном одре: Постель-людоед » заметную роль играет призрак Обри Бёрдслея.
Примечания
- ↑ (нидерл.)
- ↑ (англ.) // — OUP , 2018. — ISBN 978-0-19-977378-7 —
- (англ.)
- Deutsche Nationalbibliothek Record #118507826 // (нем.) — 2012—2016.
- / В. А. Кулаков // «Банкетная кампания» 1904 — Большой Иргиз. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 348. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 3). — ISBN 5-85270-331-1 .
- Ермолович Д. И. Англо-русский словарь персоналий. — М.: Рус. яз., 1993. — 336 с. — С. 48
- Brophy B. Black and White: a Portrait of Aubrey Beardsley. — New York, 1968: Stein and Day. — OCLC 801979437
- Farren J., McCain S. Aubrey Beardsley Art, Bio, Ideas. The Art Story. — Retrieved 26 July 2022. от 31 марта 2023 на Wayback Machine
- Beardsley, Aubrey, Artist. — Part 1 — The Formative Years. — Epsom & Ewell History Explorer
- Fredeman W. E., Latham D. Haunted texts: studies in Pre-Raphaelitism in honour of William E. Fredeman. — University of Toronto Press, 2003. — ISBN 0-8020-3662-7 . ISBN 978-0-8020-3662-9 . — Р. 194
- Beardsley, Aubrey (1970). The Letters of Aubrey Beardsley. Fairleigh Dickinson Univ Press. ISBN 978-0-8386-6884-9
- Мэлори Т. Смерть Артура. Серия: Литературные памятники. Иллюстрации О. Бердслея. — М.: Наука, 1974. — 900 с.
- Beardsley (Aubrey Vincent) // T. Bose, Paul Tiessen. Bookman’s Catalogue. — Vol. 1 A-L: The Norman Colbeck Collection (UBC Press, 1987). — Р. 41
- Harris B. S. The Collected Drawings of Aubrey Beardsley. — Crown Publishers, 1967
- Власов В. Г. Бёрдсли, Бердслей Обри Винсент // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. — Т. 2. — Словарь имён, 1996. — С. 95. — ISBN-5-88737-005-X
- Souter N., Souter T. The Illustration Handbook: A Guide to the World’s Greatest Illustrators. — Oceana, 2012. — Р. 41. — ISBN 978-1-84573-473-2
- The Life of Aubrey Beardsley" (PDF). Victorian Web. Retrieved 8 May 2012 от 13 ноября 2022 на Wayback Machine
- Власов В. Г. Бёрдсли, 1996. — С. 95
- Сидоров А. А. Обри Бердслей: Жизнь и творчество. — Избранные рисунки. — М.: Венок, 1917. — С. 60
- Symons Aurthus. The Collected Drawings of Aubrey Beardsley. — New York: Crescent Books Inc., 1967. — Р. V
- Guffey Е. Retro: The Culture of Revival. — London: Reaktion Books, 2006. — Р. 7
- . Дата обращения: 20 апреля 2019. 22 апреля 2019 года.
Литература
- Бердслей О. Рисунки. Проза. Стихи. Афоризмы. Письма. Воспоминания и статьи о Бердслее / Вступительная статья, проект альбома, составление, подготовка текстов и примечания А. Басманова. — М. : Игра-техника, 1992. — 288 с. — ISBN 5-900360-03-2 .
- Шедевры графики. Обри Бердслей. — М. : Эксмо, 2007.
- Власов В. Г. Бёрдсли, Бердслей Обри Винсент // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 95. — 543 с., [8] л. ил. — ISBN 5-88737-005-X . — OCLC .
- Камчатова А. В., Котломанов А. О., Кроллау Н. Е. Германия. Англия. XV–XIX века : биографический словарь / А. В. Камчатова, А. О. Котломанов, Н. Е. Кроллау. — СПб. : Азбука-Классика, 2008. — С. 252, 253, 260–264, 269, 336, 357. — 480 с. : ил., цв. ил. — (Художники Западной Европы). — ISBN 978-5-91181-907-1 . — OCLC .
- Сидоров А. А. Искусство Бердслея. — М. , 1926.
- Weintraub St. Beardsley. — Harmondsworth, 1972.
- Обри Бердслей, 66 избранных рисунков, альбом гравюр, М., RENAISSANCE, 1991
Ссылки на оригинальные работы Бердслея
- The Savoy Magazine (1896) от 15 августа 2018 на Wayback Machine от 15 августа 2018 на Wayback Machine
- от 21 января 2013 на Wayback Machine
- от 20 ноября 2011 на Wayback Machine
- 2020-02-10
- 1