Interested Article - Лифтон, Роберт Джей

Ро́берт Джей Ли́фтон ( англ. Robert Jay Lifton ) (род. 16 мая 1926, Нью-Йорк , США ) — американский психиатр и писатель, известный, преимущественно, в связи с его исследованиями психологических причин и следствий войн и политического насилия, а также теорией исправления (реформирования) мышления . Лифтон стоял у истоков теории психоистории .

Биография

Родился 16 мая 1926 года Нью-Йорк ( боро Бруклин ) в семье предпринимателя Гарольда А. Лифтона и Сиэль (Рот) Лифтон.

В 1948 году получил медицинское образование, проходя обучение в Корнеллском университете и (англ.) . В 1948—1949 годы проходил в интернатуру в Еврейской больнице Бруклина, а также в 1949—1951 годы стажировку в области психиатрии в (англ.) Городского университета Нью-Йорка .

В 1951—1953 годы в Японии и Корее проходил военную службу психиатром Военно-воздушных силах США , где у него возник интерес к войне и политике. Позже работал преподавателем и исследователем в Вашингтонской школе психиатрии, Гарвардском университете и (англ.) , где способствовал созданию Центра изучения человеческого насилия.

В 1952 году женился на детской писательнице Бетти Джин Киршнер, в браке с которой родилось двоих детей. Супруга скончалась в Бостоне 19 ноября 2010 года от тяжёлой пневмонии.

Лифтон увлекается комиксами , а также написал две книги юмористических комиксов о птицах.

Член (англ.) .

Научная деятельность

Уэллфлитская психоисторическая группа

В 1960-е годы Лифтон вместе со своим учителем психиатром Эриком Эриксоном и историком (англ.) создал группу по изучению истории при помощи методов психологии и психоанализа. Встречи проходили в доме Лифтона в (англ.) (штат Массачусетс ). Группа сосредоточила своё внимание главным образом на психологических мотивациях для войны, терроризма и геноцида в новейшей истории . В 1965 году они получили финансовую поддержку от Американской академии искусств и наук для того, чтобы сделать психоисторию отдельной области научных исследований. Итоги исследований были опубликованы в 1975 году в сборнике статей «Explorations in Psychohistory: The Wellfleet Papers».

Изучение «исправления мышления»

С 1953 года Лифтон опросил американских солдат, побывавших в плену во время Корейской войны. Наряду с 25 европейцами и американцами, Лифтон опросил 15 китайцев, покинувших Китай после (англ.) индоктринации . На основании этих исследований Лифтон написал монографию «Исправление мышления» и психология тоталитаризма: Исследование «промывания мозгов» в Китае ( англ. Thought Reform and the Psychology of Totalism: A Study of "Brainwashing" in China ) .

Это было исследование насильственных техник, которые он называл «исправление мышления» или « промывание мозгов », хотя предпочитал первый термин. В книге был введён в оборот термин thought-terminating cliché. Лифтон пришёл к выводу, что когда военнопленные приехали в США, их мышление возвратилось в прежнее состояние, в противоположность расхожему мнению о «промывании мозгов» . Первое издание вышло в W. W. Norton & Company . В 1989 году книга была переиздана (англ.) .

Исследование жертв войн и военных преступлений

Лифтоном были написаны три монографии, раскрывающие суть психологического приспосабливания людей, оказавшихся в тяжёлых условиях военного времени: «Смерть в жизни: выжившие Хиросимы» ( англ. Death in Life: Survivors of Hiroshima ; 1967), «Домой с войны: ветераны Вьетнама — ни жертвы, ни палачи» ( англ. Home from the War: Vietnam Veterans — Neither Victims nor Executioners ; 1973) и «Нацистские врачи: медицинские убийства и психология геноцида» ( англ. The Nazi Doctors: Medical Killing and the Psychology of Genocide ; 1986). На основании исследований Лифтон пришёл к выводу о том, что жертвы всех этих страшных событий в их жизни, испытали на себе тяжелейшие виды патологий, которые в мирное время возникают от чувства страха и давления, исходящего от современного общества.

Исследования Лифтона, касающиеся поведения людей, совершивших лично или коллективно военные преступления, привели к выводу о том, что человеческая природа не является по своей сущности жестокой, и лишь отдельные психопаты способны совершать зверства, не испытывая при этом серьёзного эмоционального потрясения. Также он выяснил, что совершение такого рода преступлений не требует от индивида наличие какого-то неповторимой степени злобности или психического заболевания, и вполне может быть произойти при возникновении определённых условий (случайных или намеренных), который Лифтон обозначил как «обстоятельства, вызывающие зверство» ( англ. atrocity-producing situations ). В первую очередь Лифтон обратился к глубокому изучению нацистских врачей, пытаясь понять, как профессиональные медики попытались обосновать своё участие в Холокосте от первых дней существования программы Т-4 до лагерей смерти .

После проведения исследований, связанных с атомной бомбардировкой Хиросимы и Вьетнамской войной , Лифтон пришёл к выводу, что многие выжившие в этих событиях, ставшие свидетелями множества смертей и разрушений и испытавшие распад личности, через некоторое время могли вернуться в прежнее эмоционально-устойчивое состояние, но без надлежащей психологической поддержки и помощи у них могло остаться чувство отсутствия ощущения сегодняшнего дня и комплекс вины . В 2005 году в автобиографии «My Life So Far» Джейн Фонда описала работу Лифтона и его коллег (англ.) , Хаима Шатана и Сары Хейли с ветеранами Вьетнама, как « безустанную и чуткую » .

Лифтон стал одним из первых устраивать терапевтические дискуссионные группы, где специалисты в области психиатрии могли встретиться и вживую пообщаться с ветеранами Вьетнамской войны. Он и Нефф смогли добиться включения посттравматического стрессового расстройства в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам . В 1969 году его книга «Смерть в жизни: выжившие Хиросимы» получила Национальную книжную премию в номинации «Наука, философия и религия» .

Теории тотализма и многообразного самоуправления

Понятие «тотализм» впервые было использовано Лифтоном в монографии «Исправление мышления» и психология тоталитаризма: Исследование «промывания мозгов» в Китае", по которым понимаются идеологические движения и организации, которые стремятся установить всесторонний (тотальный) контроль над всеми сторонами жизни человека, включая поведение и мышление. Причём его подход отличается от теории тоталитаризма тем, что он может быть применён по отношению к идеологии групп, которые не обладают властью в государстве.

По мнению Лифтона, такие группы всегда терпят поражение, поскольку нанося вред отдельной личности или обществу следуют предсказуемой общей схеме. Он выделяет два ключевых мотива у тоталистских движений: страх и отрицание смерти. Лифтон отмечает, что они направляются для совершения насилия над козлами отпущения — другими группами и сообществами, объявляемыми несущими угрозы для выживания. Кроме того, внушается страх общественных перемен .

В дальнейших исследованиях Лифтон сосредоточил своё внимание на типах перемен, которым тотализм противоборствует, и которые он обозначил понятием «многообразное самоуправление». В «Исправление мышления» и психология тоталитаризма: Исследование «промывания мозгов» в Китае" он отмечал, что развитие «постоянно изменяющейся и многогранной личности» является хорошим знаком в современных обществах, а психическое здоровье в настоящее время требует « непрерывного поиска и личностного опыта », которые требует взращивание нового гибкого общества, готового отказаться или сузить влияние предшествующих культур и традиций.

Критика современных войн и терроризма

После своих исследований жертв атомной бомбардировки Хиросимы Лифтон стал выступать против ядерного оружия , утверждая, что ядерная стратегия и военная доктрина сделал массовый геноцид обычным явлением. И, не будучи строгим пацифистом , Лифтон выступал с жёсткой критикой ведение военных действий США во Вьетнамской и Иракской войнах , считая, что они были вызваны иррациональными и агрессивными особенностями американской политики, движимыми чувством страха.

Об этнических чистках в Боснии и Герцеговине Лифтон в 1993 году говорил так:

То, что произошло там, заслуживает использования слова геноцид . Имеют место усилия для систематического уничтожения всей группы. Это даже было обозначено сербскими националистами как « этнические чистки ». Это понятие означает массовое убийство , массовое переселение, и в сущности это геноцид.

Лифтон уделил большое внимание терроризму , как новой большой угрозе, связанной с распространением ядерного и химического оружия, наряду с тотальными идеологиями. В то же время он выступал с критикой политики « войны с терроризмом », считая её в том виде, в каком она проводилась ошибочной и опасной попыткой «уничтожить всё хрупкое» .

Известные выступления

В 1986 году наряду с Мартином Шервином (ведущий), Эдгаром Доктороу и Куртом Воннегутом выступил в качестве участника с американской стороны в телемосте Москва-Бостон между МГУ имени М. В. Ломоносова и Тафтским университетом по теме «Ядерный век. Культура и бомба». Советскую сторону представляли М. К. Мамардашвили (ведущий), Р. А. Быков , Р. А. Медведев и Ю. А. Левада .

В 2003 году Лифтон принял участие в документальном фильме (англ.) , посвящённом рассмотрению человеческой жестокости и страха смерти, связанных с подсознанием .

В 2006 году вместе со своим коллегой психиатром (англ.) принял участие в документальном фильме «Расшифровывая прошлое» ( англ. Decoding the Past ) телеканала History Channel , который был посвящён вопросы о деструктивных культах .

18 мая 2008 года выступил в (англ.) , а также принял участие в обсуждении «синдрома сверхдержавы», который США пережили в современную эпоху .

Научные труды

  • (1961; русское издание — Технология «промывки мозгов»: Психология тоталитаризма. СПб.: Прайм-Еврознак, 2005)
  • Death in Life: Survivors of Hiroshima (1967)
  • Revolutionary Immortality: Mao Tse-Tung and the Chinese Cultural Revolution , Random House, 1968.
  • Birds, Words, and Birds (cartoons), Random House, 1969.
  • History and Human Survival: Essays on the Young and the Old, Survivors and the Dead, Peace and War, and on Contemporary Psychohistory , Random House, 1970.
  • Boundaries , Canadian Broadcasting Corporation (Toronto), 1969, published as Boundaries: Psychological Man in Revolution , Random House, 1970.
  • Home from the War: Vietnam Veterans—Neither Victims nor Executioners , Simon & Schuster (New York City), 1973.
  • (With Eric Olson) Living and Dying , Praeger, 1974.
  • The Life of the Self: Toward a New Psychology , Simon & Schuster, 1976.
  • Psychobirds , Countryman Press, 1978.
  • (With Shuichi Kato and Michael Reich) Six Lives/Six Deaths: Portraits from Modern Japan (originally published in Japanese as Nihonjin no shiseikan, 1977), Yale University Press (New Haven, CT), 1979.
  • The Broken Connection: On Death and the Continuity of Life , Simon & Schuster, 1979.
  • (With Richard A. Falk) Indefensible Weapons: The Political and Psychological Case against Nuclearism , Basic Books (New York City), 1982.
  • The Nazi Doctors: Medical Killing and the Psychology of Genocide , Basic Books, August 2000(first edition 1986).
  • The Future of Immortality and Other Essays for a Nuclear Age , Basic Books, 1987.
  • (With Eric Markusen) The Genocidal Mentality: Nazi Holocaust and Nuclear Threat , Basic Books, 1990.
  • The Protean Self: Human Resilience in an Age of Fragmentation , Basic Books, 1993.
  • (With Greg Mitchell) Hiroshima in America: Fifty Years of Denial , Putnam’s (New York City), 1995.
  • Destroying the World to Save It: Aum Shinrikyo, Apocalyptic Violence, and the New Global Terrorism , Owl Books, 2000.
  • (With Greg Mitchell) Who Owns Death? Capital Punishment, the American Conscience, and the End of Executions , Morrow, 2000.
  • Superpower Syndrome: America’s Apocalyptic Confrontation With the World , Nation Books, 2003.
  • Losing Reality: On Cults, Cultism, and the Mindset of Political and Religious Zealotry . New York, London: New Press, 2019. ISBN 978-1-62097-512-1 .

Примечания

  1. A. L. Wilkes Knowledge in Minds , p. 323, Psychology Press, 1997 ISBN 978-0-86377-439-3
  2. (англ.) . Clio.cul.columbia.edu. Дата обращения: 29 сентября 2013. 19 октября 2015 года.
  3. Lifton, Robert J. (англ.) // American Journal of Psychiatry : journal. — 1954. — April ( vol. 110 , no. 10 ). — P. 732—739 . — doi : . — . 19 апреля 2012 года. Cited in Thought Reform and the Psychology of Totalism
  4. Jay, Robert (англ.) . Uncpress.unc.edu. Дата обращения: 29 сентября 2013. 2 октября 2013 года.
  5. Jane Fonda. (неопр.) . — Random House , 2005. — С. 349. — ISBN 978-1-58836-478-4 .
  6. . 4 февраля 2016 года. . . Retrieved 2012-03-05.
  7. Toledo Blade, « » 28 February 1993.
  8. . Дата обращения: 1 февраля 2016. 22 января 2016 года.
  9. 2006, , «Decoding the Past».
    Cults: Dangerous Devotion: Scholars and survivors discuss the mystery of cults. (120 min). History. (PG/TV-PG)
  10. // Stonehill College, 18.05.08

Литература

  • , . . — Routledge , 2013. — P. 199—204. — 336 p.

Ссылки

  • (англ.)
  • Телемост Москва-Бостон. « » (1986 г.)
Источник —

Same as Лифтон, Роберт Джей