Мобилизованная нация. Германия 1939—1945
- 1 year ago
- 0
- 0
На́ция (от лат. « племя , народ ») — в политическом значении это совокупность граждан определённого государства ; в культурно - этническом значении термин «нация» является синонимом понятия «народ» . По определению МЭСБЕ : «совокупность индивидов, связанных сознанием своего единства, общности происхождения, языка, верований, быта, нравов, обычаев, исторического прошлого и солидарностью социальных и политических интересов настоящего» .
Нация является более политической , нежели культурно-этнической группой ; она была описана как «полностью мобилизованная или институционализированная этническая группа» . Некоторые нации являются этническими группами (см. этнический национализм ), а некоторые нет (см. гражданский национализм и мультикультурализм ).
Современное понятие нации появилось во второй половине XVIII века в её концепции «политической-гражданской нации» как определении всех граждан, проживающих в собственном суверенном государстве , так и в концепции «исторической нации» как человеческого сообщества, объединённого общим языком, происхождением, историей, традициями, культурой, географией, расой и духом. В частности, И. В. Сталин в работе « Марксизм и национальный вопрос » определяет нацию как «исторически сложившуюся устойчивую общность людей, возникшую на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада»; в дальнейшем такое определение критиковалось.
Бенедикт Андерсон охарактеризовал нацию как «воображаемое сообщество» , а рассматривает её как «абстрактное сообщество» . Нация — это воображаемое сообщество в том смысле, что существуют материальные условия для представления расширенных и общих связей. Это абстрактное сообщество в том смысле, что оно объективно безлично, даже если каждый человек в нации воспринимает себя субъективно как часть воплощенного единства с другими. По большей части члены нации остаются незнакомыми друг другу и, вероятно, никогда не встретятся . Отсюда и фраза «нация чужаков», используемая такими писателями, как Вэнс Пакард .
Другое определение рассматривает нацию как страну и суверенное государство , принадлежащее определённому народу. В международном праве «нация» является синонимом национального государства : ср. понятия Лига Наций или Организация Объединённых Наций , куда входили такие государства как Югославия или Чехословакия .
Слово «нация» происходит от лат. natio со значением «рождение» или « родина /место рождения», распространившимся также на понятия типа « племя , народ ». Первые использования этого или схожих терминов относятся к региональным корпорациям студентов в средневековых университетах около середины-конца XIV века. К XVI веку термин достигает политического использования, в частности, став в 1512 году элементом названия Священной Римской империи германской нации ( Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation ). В 1520 году Мартин Лютер писал работу к христианскому дворянству немецкой нации ( An den christlichen Adel deutscher Nation ). В 1725 году Основания новой науки об общей природе наций ( Principi di una scienza nuova d’intorno alla comune natura delle nazioni ) написал Джамбаттиста Вико . Итальянский философ относит к нациям древних скифов , халдеев , финикийцев и римлян . «Речи к немецкой нации» ( Reden an die deutsche Nation ) писал в 1808 году Фихте . В 1914 году Ленин написал работу О праве наций на самоопределение . В 1919 году появляется Лига Наций , где определяющим фактором в определении нации становится не язык, а политическая организация. Колонии и угнетённые народы к нациям отношения не имели. Например, в Лиге Наций было представлено лишь четыре африканские нации: Египет , Либерия , ЮАС и Эфиопия .
Сторонники конструктивизма полагают, что нации представляют собой искусственные образования, целенаправленно сконструированные, созданные интеллектуальными элитами (учёными, писателями, политиками, идеологами) на основе национального проекта — идеологии национализма , которая может выражаться не только в политических , но и в литературных произведениях, научных трудах и так далее. Согласно конструктивистам национализм не пробуждает нацию, которая до тех пор остаётся вещью в себе, а создаёт новую нацию там, где её не было. Географическими границами национального проекта при этом являются актуальные политические границы государства , а этнические различия населения, участвующего в строительстве такой нации, вообще не имеют значения .
Один из главных теоретиков конструктивизма Бенедикт Андерсон определяет нации как « воображаемые сообщества »: «я предлагаю следующее определение нации: это воображённое политическое сообщество, и воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное» . Имеется в виду не то, что нации — вообще некие фикции, а то, что реально существуют лишь рационально мыслящие индивиды, а нация существует лишь в их головах, «в воображении», в силу того, что они себя идентифицируют именно этим, а не другим образом.
Конструктивисты отрицают преемственность между этносами доиндустриального общества и современными нациями, они подчёркивают, что нации являются продуктами индустриализации , распространения всеобщего стандартизированного образования, развития науки и техники, в частности, книгопечатания (« печатного капитализма »), средств массовых коммуникаций и информации и что в доиндустриальную эпоху этносы и этническая идентичность не играли такой важной роли, так как традиционное общество предлагало много других форм идентичности (сословие, религия и так далее).
В работе « Марксизм и национальный вопрос » И. В. Сталин определяет нацию как «исторически сложившуюся устойчивую общность людей, возникшую на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада», причём каждый из признаков Сталин считал обязательным; после переоценки сталинского наследия это определение критиковалось как не отражающее суть, а обязательность этих признаков была оспорена .
Примордиалисты понимают нацию как переход этноса на особую национальную ступень развития, то есть как биологический феномен . Возникновение этой разновидности национализма связано с формированием мистической концепции « народного духа » ( Volksgeist ) в рамках немецкого «народнического» ( volkisch ) и расистского , ариософского национализма XVIII—XIX веков (в частности, в творчестве представителей немецкого романтизма) . Ранние немецкие националисты-романтики считали, что существует некий «народный дух» — иррациональное, сверхъестественное начало, который воплощается в различных народах и определяет их своеобразие и отличие друг от друга, и которое находит выражение в «крови» и в расе. С этой точки зрения «народный дух» передаётся с «кровью», то есть по наследству, таким образом, нация понимается как сообщество, происходящее от общих предков, связанное кровнородственными узами.
В смычке национализма и расизма в Германии решающую роль сыграли языковедческие исследования, у истоков которых также стояли националисты-романтики, такие как Якоб Гримм . Ими было обнаружено сходство между современными европейскими языками и санскритом , на основе чего было создано учение о «языковых семьях», где отношения между языками уподоблялись кровнородственным отношениям (языки-прародители и языки-потомки). Из факта сходства языков делался вывод о кровнородственной связи говорящих на них народов, в частности из постулирования существования индоевропейской семьи языков был сделан вывод о биологическом происхождении всех европейских народов, и прежде всего немцев, от праиндоевропейцев, мифических древних «арийцев», которые наделялись идеализированными чертами .
Начиная с 1950-х годов теория этнонации стремительно начинает терять позиции в западной науке. Причиной этому стал, прежде всего, факт, на который указал один из главных оппонентов примордиализма Бенедикт Андерсон: «Теоретиков национализма часто ставили в тупик, если не сказать раздражали, следующие три парадокса: Объективная современность наций в глазах историка, с одной стороны, — и субъективная их древность в глазах националиста, с другой…» .
Следует различать такие взаимосвязанные, но не идентичные понятия, как «нация» и «национальность». Понятие «национальность» в странах постсоветского пространства, выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов нации и народности. Поэтому оно является более узким, чем понятие «нация» . Это не касается других стран, где национальность — это принадлежность к определённой нации по признаку гражданства. Источник этнической связи людей — общность культурных характеристик и природных условий бытия, приводящих к дифференциации данной первичной группы от другой. Примордиалисты полагали, что фенотип (не генотип) является основой этноса, однако это опровергается эмпирически (например, абхазские негры ) [ источник не указан 2070 дней ] . Нация — более сложное и позднее образование. Если этносы существовали на протяжении всей мировой истории, то нации формируются только в период Нового и даже Новейшего времени.
Нация может быть двух видов: полиэтничной (многонациональной) или моноэтничной . Этнически однородные нации крайне редки и встречаются в основном в отдалённых уголках мира (например Исландии ). Обычно нация строится на базе большого количества этносов, которых свела вместе историческая судьба. Полиэтничны, например, швейцарская, французская и вьетнамская нации, а американцы вообще не имеют никакого ярко выраженного этнического лица. Латиноамериканские нации расово неоднородны — созданы из белых , африканцев , креолов и индейцев - америндов .
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
В СССР изначально под нацией понимался любой этнос в составе государства, что полностью соответствовало концепции , обозначенной Владимиром Лениным по данному вопросу. Однако, данный термин уже в 1920-е годы становится всё менее используемым. Первоначальной причиной этому стало то, что у некоторых этнических групп, в особенности малочисленных, а также расселённых на протяжённых территориях Крайнего Севера объективно отсутствовало национальное самосознание [ источник не указан 844 дня ] . Для общего обозначения всех подобных групп наравне с уже состоявшимися нациями сначала стал использовался более нейтральный термин национальность (в частности, созданы национальные округа , предшественники современных автономных округов), а впоследствии — более общий термин народ .
Однако, народами с недостаточным национальным самосознанием дело не ограничилось. Дальнейшее понимание необходимости поиска альтернативы термину нация возникло при первой всесоюзной переписи населения 1926 года, когда в некоторых случаях этнические группы причислялись к своей титульной нации, хотя по факту её частью не являлись. Например, все бывшие малороссы (этнолингвистическая национальная подгруппа населения, народность — согласно ранее проводившимся царским переписям), проживавшие в Краснодарском и Ставропольском крае, были записаны как украинцы . Использование определения нация в таких реалиях было полностью несостоятельным. С похожей проблемой уже позднее столкнулись власти коммунистической Югославии, когда попытались выделить нации этнорелигиозным путём, в результате чего оказалось, что в Черногории живут почти одни сербы: по этой причине при переписи 1948 года пришлось записать в черногорцы вообще всех этнических славян этой республики (впоследствии в 1961 году славян-мусульман из этой группы исключили, но сербов продолжали записывать в черногорцы до самого распада СФРЮ).
Следующие противоречия, окончательно сделавшие невозможным повсеместное использование термина нация в СССР, возникли при проецировании ленинской концепции на остальной мир. Если внутри СССР нации и этнические группы во многих случаях сочетались (в частности, для народов Закавказья и Средней Азии), применение советского подхода, например, к этническим арабам, проживающим в двух десятках государств Ближнего Востока и северной Африки или же к потомкам испанских колонизаторов, составляющих большинство почти всех стран Латинской Америки, было бы просто абсурдным. Одновременно с этим, по политическим соображениям определённые этнические группы не были объединены в одну национальность, например, это касалось австрийцев, по большей части являющихся этническими немцами, но по объективным причинам, связанным с аншлюсом Австрии 1938 года и послевоенным запретом Австрии входить в состав в Германии когда-либо в будущем, австрийцы выделялись как отдельная национальная (а по сути и этническая) группа. Таким образом, наблюдалась своеобразная смесь разных подходов к понятию нация , которую было гораздо удобнее преподносить советскому населению [ источник не указан 844 дня ] под более неоднозначным термином народ .
Кроме того, советская концепция, принимая лингвистический фактор в вопросе национальной идентификации, полностью отвергала фактор религиозный [ источник не указан 844 дня ] (в отличие, например, от югославского подхода). Для народов СССР это действительно не было принципиально, в то время как в остальном мире этот вопрос стоял куда более остро. Фактический раздел Британской Индии произошёл на фоне возникшего в 1930-е годы мусульманского национализма, вообще никак не связанного с этническим и языковым фактором. Последствием такого раздела стала усиление в Индии, который является национальной основой в современной Индии. Были и другие примеры, когда нации определялись религией, например, это явно проявилось во время гражданской войны в Ливане или во время войны в Судане, на фоне которой все суданские мусульмане были объявлены титульной нацией арабов (хотя по факту являются неграми, то есть людьми вообще другой с арабами расы).
Для полиэтнической общности в СССР использовался термин многонациональный народ , к каковым относились некоторые супернации, например, советский народ , югославский народ и т. д. Термин многонациональный народ не применялся к полиэтническому населению капиталистических стран, где, как считалось, существовало разделение на угнетающую и угнетённые нации. Таковыми считались, например, США, Великобритания, Испания. Некоторые исследователи полагают, что определение этносов как наций в СССР было связано с политтехнологической необходимостью использовать право наций на самоопределение для борьбы с полиэтническими странами капиталистического мира .
Научно-функциональный подход в различии нации и этноса заключается в том, что этносы изучает этнология , за исследования в области этнологии присуждаются учёные степени кандидатов и докторов исторических, социологических наук или культурологии. Нацию и национализм изучает политология .
Язык тоже не является универсальным дифференцирующим признаком нации: уникальность нации не обязательно сопровождается уникальностью языка. Есть нации, которые делят друг с другом один и тот же язык (таковы немецкий , английский , испанский , арабский , сербохорватский ), а есть нации, говорящие на чужом для всех или почти всех этнических групп языке — индийцы, ханьские китайцы (два основных разговорных языка Китая , пекинский и кантонский, хоть и именуются диалектами , но лингвистически стоят друг от друга дальше, чем английский от немецкого). Имеются также примеры, когда значительная часть представителей определённой нации не владеет языком своей нации.
В Швейцарии единая нация пользуется четырьмя языками: немецким (65 % населения), французским (18,4 %), итальянским (9,8 %), и ретороманским (0,8 %). В Германии существует множество местных диалектов, сильно отличающихся от нормативного немецкого. В Пакистане национальный язык — урду. На нём говорит только 7 % населения.
|
Возможно, эта статья содержит
оригинальное исследование
.
|
По мнению современных исследователей , формирование наций — это объективный исторический процесс. Рост абсолютизма объективно требовал уменьшения власти церкви, что привело к падению общей религиозной лояльности и к снижению социального сцепления у разноэтнического населения. В качестве замены выступил национальный проект. Он должен был обеспечить лояльность подданного населения вне зависимости от его религиозной принадлежности и часто даже вопреки существующей религии . Первыми современными нациями , по утверждению классика исследования национализма Бенедикта Андерсона , были латиноамериканские , сформировавшиеся в ходе борьбы против испанской короны, за которыми с небольшим отрывом последовали США и затем Франция . Впервые понятие нация в его политическом значении появилось именно в ходе Великой Французской революции , когда возникла необходимость сформировать некую общность взамен утраченного « подданства французской короны» или «английской короны».
Ранее 1750 года обнаружить зачатки национализма уже очень сложно, национализм — феномен Нового времени . [ источник не указан 284 дня ]
В 1800-е годы возник немецкий национализм , затем последовали национализмы Греции и скандинавских стран (1810—20 годы), (1830-е годы), в 1850—1900 годах национализм распространился на страны Восточной Европы и в Индию , а в начале XX века — в страны Азии и Африки . Рождение наций Вьетнама и Камбоджи пришлось на 1930—50 годы.
Таким образом, в одном из своих аспектов заключается в обособлении и вычленении отдельной нации из общего числа народностей, проживавших до возникновения нации на определённой территории. После обособления нации парадигма национализма начинает работать на становление, защиту и укрепление своей нации (ср. становление большинства славянских наций во время распада Австро-Венгерской империи ).
Однако всматриваясь в историю формирования европейских наций можно увидеть несколько другую картину. Формирование наций представляется как двухслойный процесс, идущий в политическом и культурном слоях. [ источник не указан 284 дня ] В политическом он связан с формированием современной формой европейского государства. В культурной — формирование внесословного светского национального «культурного ядра», основу которого составляют национальная история и национальная литература. [ источник не указан 284 дня ] Соответственно можно выделить два типа формирования национальных общностей.
В нациях первого типа ведущим является процесс формирования государственных границ, внутри которых элитарным слоем создаются указанные компоненты национального «культурного ядра». В этом процессе можно выделить три фазы: 1) «королевской», когда единство задаётся подданством королю и общей религией с региональным оттенком; 2) «державной», когда центр тяжести смещается от личности короля к державе, а культурное единство задаётся светской высокой культурой (после полосы религиозных войн); 3) «национальной», когда после буржуазной революции место монарха занимает «народ», а «культурное ядро» через школьное образование распространяется в широкие массы. Это путь Британии, Франции, Испании и ряда других стран.
В нациях второго типа ведущим является процесс формирования «культурного ядра», вокруг которого начинается процесс политического объединения (как в Германии и Италии) или выделения (как в Австро-Венгрии). Процесс формирования «поздних» национальных государств второго типа , характерный для XIX и XX вв., удачно схватывает трёхфазная схема М. Хроха : «в фазе А пробуждается интерес сравнительно небольшой группы образованных людей к языку, истории… За этой культурной фазой развития следует фаза национальной агитации (фаза Б). Теперь группа патриотов преследует цель внедрения национального сознания в более широкие слои населения, мобилизации этого населения и его интеграции в национальное сообщество. Если это достигнуто, национальное движение вступает в третью фазу (фазу В) — массовое движение, в котором большая часть общества охвачена идеями национального самосознания и стремится к такой цели как политическая автономия» . В фазе В часто имеет место деиндивидуализация и экстремистские формы национализма .
Россия сначала шла по тому же первому пути, что и Франция (первые два этапа), но внутри неё в различных её частях в конце XIX и XX вв. развивались процессы второго типа .
|
Возможно, этот раздел содержит
оригинальное исследование
.
|
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Нация — феномен в первую очередь политический, и только потом — этнический и социальный. Национальная культура в общем не может ограничиваться узкими рамками гомогенной этнической общности. Напротив, полноценное развитие нации требует гораздо более высокого уровня дифференциации духовных ориентаций и образа жизни, чем этническая. Она включает в себя различные варианты субкультур, обусловленные этническими, географическими, социальными, хозяйственными и классовыми факторами. Часто отмечается, что нация складывается не через утверждение единообразия. Она представляет собой чрезвычайно неоднородное образование, состоящее из компонентов различного рода, хотя каждый из них в отдельности содержит общие культурные признаки, отличающие данную нацию. Характерной особенностью национальных культур является их широкая дифференциация по профессиональному и социальному признакам.
В традиционной экономике человек рождается, живёт и умирает в одном и том же кругу, находится в окружении одних и тех же людей, не испытывая нужды в другом сообществе. Индустриальное общество ломает эту картину: люди становятся всё более и более мобильными, соседские и семейные связи расторгаются. Нация восстанавливает психические и социальные связи человека на новом уровне, соответствующем глобальному размаху повседневной жизни. Бенедикт Андерсон назвал нацию « воображаемым сообществом » — сообществом, которое создаётся и удерживается не личным знакомством членов, а силой их воображения, их братских чувств.