Interested Article - Пуми (народ)
- 2021-11-07
- 1
Пуми (другие названия: пуинми, пушими, пэйми, бо, люлюпа , кит. 普米族 пиньинь Pǔmǐ Zú) — народ в Китае , проживающий в провинциях Сычуань и Юньнань , численность которого составляет 50 тыс. человек (оценка). Говорят на языке пуми, относящимся к цянской группе тибето-бирманской подсемьи сино-тибетской языковой семьи, также распространены китайский и тибетский языки. Имеются два диалекта, резко отличающиеся друг от друга — южный и северный. Ранняя письменность пумийцев была создана на основе тибетского письма , но ввиду того, что она не получила широкого распространения, позднее стала использоваться китайская письменность (Davies 1909: 350). В конце XX века была создана письменность пуми на латинской графической основе.
История
Предками пуми являлись древние . Из всех национальных меньшинств Китая пуми прошли самый длинный миграционный путь. Первоначально они кочевали на территории плато, позже направились в более тёплые районы в пределах гор Хэндуаншань в 4 в. до н. э. Позже, в 7 в., они мигрировали на юго-запад Сычуани и стали доминирующей народностью района Сичан , а в 14 в., в эпоху правления династии Юань , многие из пуми последовали за монголами на северо-запад Юньнани, где национальность пуми стала неуклонно развиваться и усиливаться. Обосновавшись там, они занялись земледелием, а местные землевладельцы взяли под свой контроль экономику пуми в и в окрестностях Лицзяна . За исключением небольших территорий, местные землевладельцы получали налог с больших земельных участков: крестьяне должны были выплачивать более 50 % от собранного урожая. Среди крупных землевладельцев из числа пуми велась торговля рабами. С началом Культурной Революции эти землевладельцы потеряли свою силу и статус и переквалифицировались в простых местных жителей (Рахимов 1981: 57).
Система хозяйства
Главное занятия пумийцев — богарное земледелие, выращивают ячмень (в том числе цинкэ ), овёс , гречиху, кукурузу . В прошлом сельское хозяйство было неразвито в силу того, что 90 % возделываемых земель располагались в горной местности, а методы хозяйствования были крайне примитивными. Большую роль играет животноводство (коровы, лошади, козы, свиньи), птицеводство (главным образом куры) и бортничество. Развитие этих сфер связано с основанием автономного уезда в 1988 г. Важное значение имеют подсобные занятия такие, как охота и собирательство (в основном сбор лекарственных растений). Широко развиты домашние ремёсла — изготовление с/х орудий, предметов быта, плетение из бамбука, ткачество (Решетов 1965: 525).
Другие названия
Сами пумийцы называют себя по-разному, в зависимости от района проживания, например, живущие в уездах , Лицзян и Юншэн именуют себя « ». Самоназвание «пэйми» означает «белый человек». В китайских источниках пуми упоминаются как «сифань» или «бацзюй». Соседние народы зовут пуми по-разному: лицзянские наси зовут их бо , лису — люлюпа и т. д. После образования КНР национальность получила единое название — пуми (Решетов 1998: 429).
Социальные отношения
К середине первой половины XX века социальная структура пуми характеризовалась феодальными отношениями. Помещики сосредоточили в своих руках основную массу земли. Элементы капитализма стали проникать в экономику пуми во 2 четверти XX века. Наряду с этим сохранялись пережитки первобытно-общинного строя. Семьи, принадлежащие одному роду, ели вместе, почитая тем самым общих предков. Прах умерших — членов одного рода хоронили в одной и той же лесной пещере. Сохранялись традиции взаимопомщи. Интересы деревни в сношениях с другими деревнями представлял выборный старейшина, который решал и внутренние разногласия. Община пуми в уезде Юншэн и состояла из больших патриархальных семей , а в и Вэйси преобладали маленькие семьи. Современные семьи малые, моногамные . Прослеживалась патрилинейная примогенитура (Решетов 1965: 525).
Вид брака
В традиционном обществе преобладала моногамия , однако некоторые крупные землевладельцы практиковали полигамию . Заключались кросскузенные браки, большинство девушек выходили замуж в возрасте 15 лет, а мужчины — в 18. После свадьбы новая семья выделялась. В 1949 с практикой «насильственного брака» и помолвок ещё нерождённых детей было покончено (Там же).
Религия
В системе религиозных воззрений господствующее положение занимал анимизм . В частности, был развит культ деревьев, гор, рек и т. д. Существовал обычай чаепития: полагалось плеснуть на треножник прежде, чем начинать пить чай. Пуми исповедуют шаманизм , характер которого схож с бон у тибетцев и дунба у наси . При похоронах шаманы — в уездах Нинлан и Ланьпин «открывают дорогу душе покойного», как бы указывая ей дорогу в древние места обитания предков на севере. Под влиянием соседей — тибетцев, наси, лису , и , бай — широкое распространение получили буддизм ( ламаизм ) и даосизм (Zhang Weiwei, Zeng Qingnan 1993: 220).
Жилище
Деревни расположены приблизительно в 500 метрах друг от друга на отлогих горных склонах. Дома строятся из дерева и с двумя этажами: нижний для скота, верхний — жилой. Очаг устраивается в центре комнаты и на земле, то есть этот участок не застилается досками, вокруг него сидят, поджав ноги. За очагом, у стены находится алтарь . Женщине запрещено проходить в доме между алтарём предков и очагом. Пуми очень гостеприимны. Прежде чем войти в комнату, гость должен спросить, есть ли кто-нибудь, и дождаться приглашения хозяина. Левая сторона комнаты предназначена для гостей мужского пола, левая — для женского (Zhang Weiwei, Zeng Qingnan 1993: 219).
Пища
Основную пищу составляют продукты из кукурузы и ячменя — каши и лепёшки. Овощей и фруктов употребляют мало, ограничиваются лишь китайской капустой, морковью и дынями . Чай является важной частью трапезы. Пуми любят спиртные напитки, которые сами готовят в больших количествах домашним способом. Также они соблюдают строгое табу: не едят собак (Решетов 1998: 429).
Одежда
Мужскую одежду составляют штаны и длинные куртки (почти до колен), наиболее богатые носят сафьяновые жилеты. У большинства мужчин за поясом сабли . Голову оборачивают узким куском материи, укладывая в форме большого тюрбана . Женщины заматывают косу в большой платок. Коса тем красивее, чем она больше. Носят длинную широкую юбку со складками и кофточку с запахом направо, которую убирают в юбку и подпоясывают разноцветным широким поясом. Поверх юбки надевают передник. В Ланьпине и Вэйси женщины носят зелёные, синие или белые кофты под безрукавками и брюки с вышитым поясом. В Нинлане и Юншэне сохраняются пережитки обряда инициации : достигшие 13-летнего возраста мальчики в торжественной обстановке надевают штаны, а девочки — юбки, как и взрослые (Решетов 1965: 525).
Фольклор
Пуми — хорошие танцоры и певцы. На свадебных церемониях и праздниках устраиваются соревнования по пению. В танце под флейту можно узнать движения, связанные с их работой в поле, охотой или ткачеством (Zhang Weiwei, Zeng Qingnan 1993: 221).
Письменность
В конце XX века была создана письменность пуми на основе латинского алфавита .
Инициали:
Буква | МФА | Буква | МФА | Буква | МФА | Буква | МФА | Буква | МФА |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
b | [p] | p | [pʰ] | bb | [b] | m | [m] | hm | [m̥] |
d | [t] | t | [tʰ] | dd | [d] | n | [n] | hn | [n̥] |
g | [k] | k | [kʰ] | gg | [g] | h | [x] | hh | [ɣ] |
j | [ʧ] | q | [tʰʃ] | jj | [ʤ] | x | [ʃ] | xx | [ʒ] |
z | [ts] | c | [tʰs] | zz | [ʣ] | s | [s] | ss | [z] |
zh | [ʈʂ] | ch | [ʈʰʂ] | zzh | [ɖʐ] | sh | [ʂ] | ssh | [ʐ] |
zr | [ʈ], [ʈʂ/kʴ] | cr | [ʈʰ], [ʈʰʂ/kʰʴ] | zzr | [ɖ], [ɖʐ/gʴ] | l | [l] | lh | [ɬ] |
br | [pʴ] | pr | [pʰʴ] | bbr | [bʴ] | r | [ɹ] | hr | [ɹ̥] |
ng | [ŋ] | hng | [ŋ̥] | w | [w] | y | [j] |
Финали:
Буква | МФА | Буква | МФА | Буква | МФА | Буква | МФА |
---|---|---|---|---|---|---|---|
i | [i/i ə ] | u | [u] | ui | [ɥi/wi] | e | [ə] |
ie | [jɛ/e] | iu | [ju] | uee | [ɥe/we] | ||
ii | [ɨ/ə] | uu | [uə/ʉ] | ue | [ɥɛ/wɛ/wə] | üa | [ɥɐ] |
in | [ĩ/ə̃] | ien | [(j)ɛ̃/ĩ] | uen | [ɥɛ̃/wɛ̃/wĩ] | uin | [ɥĩ] |
o | [o/ɤ] | io | [(j)ɐw/ɨɤ] | on | [õ] | ion | [jõ] |
a | [ɑ] | ia | [jɐ/jɜ] | ua | [wɑ/wɜ] | uan | [wɐ̃/wɜ̃] |
aa | [a] | uaa | [wa] | an | [ɐ̃] | ||
ea | [ɜ/ɛ] | ai | [ɜj] | uai | [wɜj] |
Тона обозначаются буквами v, f, r .
Примечания
- . Дата обращения: 31 марта 2018. 12 августа 2019 года.
Литература
- Рахимов Т. Р. Культурная революция // Судьбы неханьских народов в КНР. М.: Мысль, 1981. С. 57-58.
- Решетов А. М. Пуми // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков . М.: Большая Российская энциклопедия , 1998. С. 429.
- Решетов А. М. Национальные меньшинства КНР. Тибето-бирманские народы. Пуми // Народы Восточной Азии / Глав. ред. Чебоксаров Н. Н. М.-Л.: Наука, 1965. С. 524—525.
- Davies H. R. The Tribes of Yun-nan. Tibeto-Burman languages // Yun-nan, the Link between India and the Yangtze. Cambridge, 1909. P.350-351.
- Zhang Weiwei, Zeng Qingnan Pumi Nationality // In Search of China’s Minorities. Beijing: New World Press, 1993. P. 217—221.
Ссылки
- Страница о пуми на (англ.)
- Народность пуми на (рус.)
- Страница о пуми на (англ.)
- 2021-11-07
- 1