Interested Article - Дучке, Руди

Руди Ду́чке ( нем. Rudi Dutschke , полное имя Альфред Вилли Рудольф Дучке ; нем. Alfred Willi Rudolf Dutschke ; 7 марта 1940 , Шёнефельд , Германия 24 декабря 1979 , Орхус , Дания ) — немецкий марксистский социолог и политик. Лидер западногерманского и западноберлинского студенческого движения 1960-х годов , ведущий представитель поколения немецких « новых левых »

Биография

Юность и учёба

Руди Дучке, четвёртый сын почтового служащего, провел годы своей юности в ГДР . Он активно посещал евангелистскую молодёжную общину Люкенвальде, где приобрел «религиозно-социалистические» взгляды. Будучи спортсменом (десятиборье), он первоначально хотел стать спортивным репортёром и вступил в 1956 г. в Союз свободной немецкой молодёжи (ССНМ).

Памятная доска возле люкенвальдской гимназии

Во время венгерского восстания 1956 г. Дучке политизируется. Он вступает в партию Демократического социализма , дистанцировавшуюся в равной мере от США и СССР , начинает критично относиться к правившей в ГДР Социалистической единой партии Германии . Он воспринимал старые структуры и менталитет Восточной Германии такими же скрыто фашистскими , как и в Западной Германии , несмотря на антифашистскую политику ГДР.

В 1957 г. он открыто выступил против милитаризации ГДР и за свободу передвижения. Дучке отказывался от службы в Национальной народной армии (в то время добровольной) и призывал других следовать его примеру. После поступления в гимназию в 1958 г. и после окончания учёбы по специальности «Промышленное предпринимательство» на Люкенвальдском народном предприятии власти ГДР воспрепятствовали обучению Дучке на тренера по десятиборью.

Дучке стал ездить в Западный Берлин , где он поступил в , так как дипломы ГДР не признавались на Западе. Он зарабатывал на жизнь спортивными репортажами, в частности, для «Бульварной газеты» (B.Z.) издательского концерна Акселя Шпрингера . В 1961 г., незадолго до возведения Берлинской стены , он окончательно переехал в Западный Берлин и начал изучать социологию, этнологию, философию и историю в Свободном университете Берлина .

14 августа 1961 года Дучке и несколько друзей попытались снести часть того, что должно было стать Берлинской стеной , с помощью веревки и забросали ее листовками. Это была его первая политическая акция.

Сначала Дучке изучал экзистенциализм Мартина Хайдеггера и Жана-Поля Сартра, а вскоре после этого — марксизм и историю рабочего движения . Он читал ранние работы Карла Маркса , работы марксистских философов Георга Лукача и Эрнста Блоха , а также представителей Франкфуртской школы ( Теодор Адорно , Макс Хоркхаймер , Герберт Маркузе ). Большое влияние на него оказала американская студентка теологии Гретхен Клотц (позднее ставшая его женой), благодаря ей он читал работы таких теологов, как Карл Барт и Пауль Тиллих . Его первоначально христианский социализм стал вполне марксистским. При этом он всегда подчёркивал право на свободу действий индивида независимо от общественного мнения.

Студенческое движение

С самого начала Дучке связал свою учёбу с практической деятельностью. Он издавал журнал «Напор» («Anschlag»), публикуя там критику капитализма , дискутируя о проблемах третьего мира и новых политических организационных формах. ( нем. Sozialistischer Deutscher Studentenbund — SDS ) считал это издание « анархистским » из-за его акционистской направленности.

В 1962 Дучке вместе с основал берлинскую группу мюнхенского «Подрывного действия», считавшего себя частью Ситуационистского Интернационала . В декабре 1964 г. он совместно с «Кружком за Третий мир» (Dritte-Welt-Kreis) организовал демонстрацию против государственного визита конголезского сепаратистского диктатора Моиза Чомбе , в которой также принял участие берлинский ССНС. В январе 1965 г. Дучке и его группа вступили в ССНС. В феврале 1965 г. ССНС избрал Дучке в свой Политсовет. С января 1965 года до конца 1966 года Дучке вместе с Гарри Ристоком проводил семинар по истории социал-демократии , на котором резко критиковал СДПГ . С февраля 1965 года он был одним из организаторов информационных вечеров ССНС о войне во Вьетнаме . В апреле 1965 года Дучке отправился с группой ССНС в Советский Союз , который он охарактеризовал как несоциалистическую, антикапиталистическую диктатуру .

С 1966 г. Дучке совместно с ССНС организовывал многочисленные демонстрации за реформу высшего образования, против « Большой коалиции », и Вьетнамской войны . Растущее студенческое движение объединило эти направления и тему критики национал-социалистического прошлого страны и стало основой « » (Außerparlamentarische Opposition — APO).

23 марта 1966 г. Дучке женился на Гретхен Клоц. В мае он принимал участие в подготовке федерального Вьетнамского конгресса в Международном новостном и исследовательском институте ( нем. Internationales Nachrichten- und Forschungs-Institut ) ( Франкфурт-на-Майне ). С основными докладами выступали известные профессора — представители Франкфуртской школы (в том числе Герберт Маркузе, Оскар Негт ) и «традиционные» левые, сторонники СДПГ (Франк Деппе, ).

В том же году Дучке собирался писать докторскую работу о Лукаче под руководством профессора Ханса-Иоахима Либера, тогдашнего ректора Свободного университета. После разногласий вокруг политического мандата берлинского студсовета и использования помещений университета для акций против Вьетнамской войны Либер отказался продлить ассистентский контракт с Дучке в Свободном университете. Так закончился академический период жизни Дучке.

После того, как 2 июня 1967 г. полицейский на демонстрации против визита персидского шаха в ФРГ в Западный Берлин застрелил студента Бенно Онезорга , Дучке и ССНС объявили о начале по всей стране сидячих демонстраций ( ) с целью вынудить власти довести расследование этого убийства до конца. Кроме того, они призвали к отставке ответственных за применение силы, а также к экспроприации издательства « Аксель Шпрингер ». Студенты заявляли о причастности этого правого издательства, развернувшего кампанию травли студенческого движения в своих газетах, к убийству Онезорга. Однако в ответ влиятельные СМИ (такие, как « Шпигель », « Франкфуртер Рундшау » и « Цайт ») объединились против студентов. Солидарность со студентами проявили лишь немногие профессора, в том числе друг Дучке Гельмут Голльвитцер. После похорон Онезорга в Ганновере был созван конгресс «Вузы и демократия». В истории левого движения в ФРГ он стал роковым. Именно на этом форуме Хабермас упрекнул Дучке в провокации полицейского насилия и назвал его «левым фашистом» . Публичные дискуссии и интервью с Рудольфом Аугштайном , Ральфом Дарендорфом , Гюнтером Гаусом и др. сделали имя Дучке известным всей стране. Но для него самого был гораздо важнее контакт с молодыми рабочими. Он продемонстрировал это в феврале 1968 г. в Рурской области , на организованной «Молодыми социалистами» полемике с Йоханнесом Рау на тему «Демократы ли мы?» В типичной для него антиавторитарной манере Дучке вел себя неуважительно к условностям, называл Рау «товарищем», критиковал парламентские ритуалы и институты и требовал создания «Единого фронта рабочих и студентов». Но достижению этой цели он сам часто препятствовал, используя академико-социологическую терминологию и демонстрируя свою интеллектуальность.

Дучке стал объектом нападок со стороны изданий концерна « Шпрингер » и зависимых от него правых региональных газет. Дучке ставились в вину его «уродливая внешность», «марксистский жаргон», «неопрятная одежда», то, что он приехал из ГДР, пресса делала намёки на его еврейское происхождение (что не соответствовало действительности). В 1967 г. на « » во время рождественской службы в берлинской Мемориальной церкви кайзера Вильгельма , пытаясь начать дискуссию о вьетнамской войне, Дучке подвергся нападению разъярённого священнослужителя, который сшиб его с ног и нанёс телесные повреждения.

В связи с проводившейся в то время реформой образования Дучке участвовал в организации «Критического университета» при Свободном университете Берлина . В течение зимнего семестра 1967—1968 гг. около 400 западноберлинских студентов самостоятельно проводили 33 рабочих кружка. Они занимались преимущественно вопросами реформы высшей школы и проблемами занятости выпускников вузов в условиях рынка; два кружка были посвящены темам «Экономический кризис и социальная политика в Западном Берлине» и «Правовое государство и демократия в Германии». Они хотели по примеру университетов Беркли и Парижа реализовать собственные представления об исконно-демократическом учении и начать создание «Контруниверситета», открытого для школьников и рабочих.

17-18 февраля в помещениях Технического университета Западного Берлина прошла Международная конференция по Вьетнаму (она должна была пройти в Свободном университете, но Академический сенат университета отказал в предоставлении помещений), в которой приняло участие несколько тысяч студентов. Заключительная демонстрация с более чем 12 тысячами участников была самой большой немецкой протестной акцией против вьетнамской войны. На ней Дучке призывал американских солдат к массовому дезертирству и к уничтожению НАТО . От его идеи покинуть предписанный демонстрации и охраняемый полицией маршрут и пройти к американским казармам пришлось отказаться, так как была велика опасность применения оружия охраной казарм.

На организованной Сенатом Западного Берлина и проамериканской демонстрации 21 февраля 1968 г. участники несли плакаты с надписью «Враг народа № 1 Руди Дучке». Ученика пекаря Вилли Франка демонстранты перепутали с Дучке и избили, студент Карл Рихтер также был принят за Дучке и с трудом избежал расправы.

Покушение на Дучке

11 апреля 1968 г. Йозеф Бахманн произвел три выстрела в Дучке перед офисом ССНС. Дучке получил смертельно опасные повреждения мозга и чудом выжил после многочасовой операции.

Мотивы Бахманна так и не были до конца выяснены; у него были найдены газетная фотография Дучке и экземпляр «Национальной газеты», что послужило основанием полагать о правоэкстремистских мотивах покушения. Многие студенты обвиняли издательство «Шпрингер» в сопричастности к покушению, так как оно много месяцев агитировало против Дучке и демонстрирующих студентов. Например, газета « Бильд » за несколько дней до покушения призывала «усмирить» «бунтарских вождей». На последующих акциях протеста дело доходило до нападений на здание издательства «Шпрингер» и поджигания его почтовых автомобилей.

В течение месяцев Дучке вновь учился говорить и запоминать. С 1969 г. он лечился в Швейцарии , Италии и Великобритании . В 1970 г. он начал учёбу в Кембриджском университете . После смены правительства в 1970 г. его разрешение на проживание было аннулировано, поэтому он переехал в Данию , где стал доцентом социологии в Орхусском университете.

Бахманна за попытку убийства приговорили к 7 годам тюремного заключения. Дучке какое-то время поддерживал с ним связь, объяснял, что не имеет ничего личного против него, и пытался приобщить его к идеям социализма . 24 февраля 1970 г. Бахманн покончил с собой в тюрьме. Дучке винил себя в том, что слишком редко писал ему: «… борьба за освобождение только началась; жаль, что Бахманн больше не может принять в ней участие…»

Поздние годы

С 1972 г. Дучке снова ездил по ФРГ. Он искал общения с лидерами профсоюзов и социал-демократами (в том числе с Густавом Хайнеманном ), чье видение о внеблоковой демилитаризованной объединённой Германии он разделял. 14 января 1973 он снова впервые после покушения публично произнес речь на демонстрации в Бонне против вьетнамской войны . С июля он несколько раз посещал Восточный Берлин и встречался там с Вольфом Бирманном, который с тех пор остался его другом. Он поддерживал контакт и с другими диссидентами СЕПГ : Робертом Хафеманном и Рудольфом Баро.

В 1974 г. он опубликовал свою диссертацию и через год получил стипендию Немецкого исследовательского общества (DFG) в Свободном университете Берлина. В феврале он вел публичную дискуссию о « Солженицыне и Левой», на которой он выступил за права человека в Советском Союзе и Восточном блоке . С 1976 г. он был членом «Социалистического бюро», «недогматической» левой группы, образовавшейся после распада ССНС. В её составе он работал над созданием партии, в которой он хотел объединить альтернативные зеленые и левые инициативы без участия (западногерманских маоистов и ходжаистов ).

Могила Руди Дучке на кладбище Св. Анны, Берлин-Далем

В 1977 г. он стал свободным сотрудником левых газет и преподавателем Университета Гронинген в Нидерландах . Он предпринимал поездки с докладами о студенческом движении и принимал участие в «Международном трибунале Расселла» против , а также в большой демонстрации противников атомной энергии в Вюль-ам-Кайзерштуле, Бонне и Брокдорфе .

После того, как в ГДР был приговорён к 8 годам тюремного заключения, Дучке в ноябре 1978 г. организовал и провел конгресс солидарности с Баро в Западном Берлине. В 1979 г. он стал членом Бременского «Зелёного списка» и участвовал в предвыборной кампании. После включения депутатов «Зелёного списка» в состав городского парламента Дучке был избран на учредительный съезд Партии зелёных .

Но за три недели до этого съезда, 24 декабря 1979 г., Дучке утонул в ванне из-за эпилептического припадка — отдалённого последствия черепно-мозговой травмы , полученной в результате покушения на его жизнь. 3 января 1980 г. он был торжественно похоронен на кладбище Св. Анны в берлинском районе Далем . Теолог Мартин Нимёллер уступил ему место своей могилы, так как других свободных мест не было. В похоронной процессии участвовало около 6000 человек; траурную речь произнёс Гельмут Голльвитцер.

Второй сын Дучке — Руди-Марек — родился в апреле 1980 г. в Дании. Его первый сын, 1968 г. рождения, получил имя Хоши - Че ( нем. Hosea-Che ), а дочь, родившуюся в конце 1968 г., назвали Поли-Николь.

Взгляды

Основная позиция

Дучке со времени своей юности считал себя антиавторитарным демократическим социалистом . Во время своей учёбы он стал убеждённым революционным марксистом , стоящим на позициях либертарного рабочего движения , дистанцируясь как от реформизма , так и от сталинизма . Он придерживался идей критического исторического материализма , но отвергал любой детерминизм исторического развития.

Целью Дучке было «полное освобождение человечества от войн, голода, антигуманного обращения и манипулирования» путём « мировой революции ». Эту радикальную утопию он объединял с христианским социализмом своей юности, даже после того, как перестал верить в бога . В 1964 г. в Страстную пятницу он писал в своем дневнике о «величайшем революционере в мире»:

Иисус Христос указывает всем людям путь в себя — это завоевание внутренней свободы для меня неотделимо от завоевания высшей степени внешней свободы, к которой нужно стремиться с не меньшей, а то и большей силой

В 1978 г. при встрече с Мартином Нимёллером он заявил:

Я социалист , стоящий на позициях христианской традиции. Я горжусь этой традицией. Я рассматриваю христианство как специфическое выражение надежд и мечтаний человечества.

Экономические воззрения

Дучке пытался применить к современности « Критику политической экономии » Маркса и усовершенствовать её. Он рассматривал экономическую и социальную систему ФРГ как часть системы мирового капитализма , пронизывающей все области жизни и подавляющей зависящих от своей заработной платы людей. Хотя социальная рыночная экономика позволяла пролетариату разделять благосостояние развитых индустриальных стран, в то же время она привязывала его к капитализму и вводила в заблуждение о фактическом соотношении сил.

Представительная демократия и парламентаризм были для Дучке выражением « » ( Герберт Маркузе ), вуалирующей эксплуатацию рабочих и защищающей права собственников. Эти структуры он рассматривал как нереформируемые; они должны быть «перемолоты» в процессе долгого международного по содержанию, но разного по методам в разных странах революционного процесса, который он называл «долгим маршем через институты».

Дучке ожидал в ФРГ период застоя после « экономического чуда » 1950—1960-х гг.: в будущем перестанут выделяться субвенции непродуктивным секторам сельского хозяйства и добывающей промышленности. Следующее за этим массовое сокращение рабочих мест в позднем капитализме приведет к структурному кризису и все более глубокому вмешательству государства в экономику, то есть к «интегральному этатизму »: государство будет управлять экономикой, при этом формально сохраняя институт частной собственности . Это состояние может оставаться стабильным только при условии осуществления насилия по отношению к жертвам структурного кризиса.

В техническом прогрессе Дучке видел основу для социальных изменений: автоматизация , компьютеризация и использование атомной энергии в мирных целях постепенно приведут к отмене необходимости наёмного труда . Это ведёт к появлению дополнительного свободного времени, которое может быть использовано трудящимися в борьбе против «системы». Для необходимого переворота Западной Германии не хватало только «революционного субъекта». Основываясь на идеях книги « Одномерный человек » Герберта Маркузе , Дучке полагал, что «гигантская система манипуляции » создает «новое качество страданий масс, которые становятся неспособными к возвышению» до уровня самостоятельного критического анализа действительности. Германские пролетарии живут ослеплёнными, погруженными в «ложное сознание» и неспособными непосредственно воспринимать структурное насилие капиталистического государства. Поэтому «самоорганизация их интересов, потребностей и желаний» стала «исторически невозможной».

Антиавторитарная провокация и антиимпериалистическое насилие

Как и многие его соратники по ССНС, Дучке полагал, что Вьетнамская война США, «чрезвычайные законы» в ФРГ и сталинистская бюрократия в Восточном блоке были частными аспектами мирового авторитарного капиталистического господства над угнетёнными народами. Однако условия для победы над мировым капитализмом в богатых промышленных странах и в Третьем мире были различными. Революция начнется не в высокоиндустриализованной Центральной Европе, как полагал Маркс , а в бедных и угнетенных странах « периферии » мирового капитализма.

Во Вьетнамской войне Дучке видел начало революционного развития, способного перекинуться на другие страны третьего мира. Он однозначно поддерживал вооруженную борьбу южновьетнамских партизан :

Эта революционная война ужасна, но ужаснее будут страдания народов, если люди путём вооруженной борьбы окончательно не отменят войны.

Дучке разделяет антиимпериалистическую теорию Франца Фанона , полагавшего, что направляемая «революционной ненавистью» освободительная война народов третьего мира должна, как об этом писал Ленин , разорвать «слабые звенья» в цепи империализма. Дучке солидаризовался с призывом Че Гевары «создать два, три, много Вьетнамов

Применительно к развитым западным странам Дучке полагал в качестве первого шага необходимым вводить в практику «субверсивные действия», то есть постоянно противодействовать законам буржуазного государства:

Санкционированные демонстрации должны быть превращены в проходящие нелегально. Надо обязательно искать столкновений с государственной властью. Один удар полицейской дубинкой просвещает сознание больше, чем сто теоретических кружков

«Антиавторитарные» протестные формы деятельности внепарламентской оппозиции — , , бросание тухлых помидоров и тортов в иностранных дипломатов и в символы государственной власти, нарушение запретов на проведение демонстраций и несоблюдение предписанных мест и маршрутов демонстраций и т. д. должны заставить буржуазное государство скинуть свою « либеральную маску» и открыто проявить насилие, которое структурно присуще ему. «Организованная иррегулярность» и систематические нарушения правил буржуазного государства должны провоцировать его насильственную реакцию и через освещение в СМИ политизировать население. Его просвещение и «рациональное познание» скрытого государственного насилия должны помочь преодолеть «ложное сознание» и показать всем фактическую несвободу сопротивляющихся, деклассированных рабочих и безработных. Революционер должен революционизировать себя сам: это является «необходимым условием для революционизирования масс».

Убийство Бенно Онезорга потрясло многих людей и усилило протест во всей стране. Дучке хотел использовать обострение конфликта с государством для проведения революции, объективные условия для которой по его мнению уже созрели. 9 июня 1967 г. он говорил:

Развитие производительных сил достигло точки в процессе, где появляется материальная возможность устранить голод, войны и господства одних над другими. Все зависит от сознательной воли людей: осознание своей создаваемой ими же истории, власть над ней и её преодоление….

Дучке верил, что только дисциплинированная и организованная защита сможет подавить насилие государства и спасти человечество:

…только тщательно продуманные акции могут предотвратить убийства в настоящем и в еще большей степени в будущем. Организованное контрнасилие с нашей стороны является самой надёжной защитой.

21 октября 1967 г. он конкретизировал цели этой защиты:

Нарушение правил игры правящего кап[италистического] порядка приведет к явному вызреванию системы как „диктатуры насилия“, если мы будем атаковать узловые нервные точки системы (парламент, налоговые службы, здания судов, центры манипулирования типа издательства „Шпрингер“ или радио „Свободный Берлин“ (SFB), Америка-Хаус, посольства угнетенных стран, армейские центры, полицейские станции и др.) в самых различных формах (от ненасильственных манифестаций до конспиративных форм прямого действия ).

При этом он делал различие между насилием над вещами и людьми: последнее он отвергал, хотя и не принципиально, а конкретно в условиях ФРГ. В то время он обдумывал и готовил практическое осуществление взрывов передающей мачты американского военного передатчика ( American Forces Network — AFN ) или корабля, доставляющего снабжение американской армии во Вьетнаме. Обе идеи остались невыполненными, так как нельзя было исключить возможность ранения невинных людей.

После смерти Онезорга Дучке радикализировал свои убеждения. Он видел в НАТО милитаристский инструмент для подавления социально-революционных движений в Третьем мире, и его волновала возможность участия бундесвера в этих делах, если бы США в одиночку были слишком слабы. В декабре 1967 г. в телевизионном интервью на вопрос Гюнтера Гауса, стал бы он сам сражаться с оружием в руках, он подтвердил возможность своего участия в вооруженных столкновениях:

Если бы я был в Латинской Америке , то я бы сражался с оружием в руках. Но я не в Латинской Америке, а в Западной Германии. Мы боремся за то, чтобы люди никогда больше не брались за оружие. Но это зависит не от нас. Мы не находимся у власти. Люди не знают о своей судьбе, и если к 1969 г. мы не добьемся выхода из НАТО, если мы будем вовлечены в процесс международных конфликтов, то конечно, мы будем использовать оружие; раз западногерманские войска будут сражаться во Вьетнаме, Боливии или ещё где-то, мы будем сражаться в нашей собственной стране.

В последующих интервью в конце 1967 г. Дучке подтверждал, что применение военной силы НАТО для подавления восстаний в странах третьего мира может стать причиной ответного насилия в странах-метрополиях:

«Мы не должны заранее отказываться от собственного насилия, так как это было бы карт-бланшем для организованного насилия системы».

Степень нашего ответного насилия определяется степенью репрессивного насилия правящих.

В этом же двойственном смысле для германской ситуации он считал приемлемым просвещение людей через нелегальный, но ненасильственный протест и был против партизанской войны. После покушения на его жизнь он сохранил эту позицию, но уделял больше внимания приписываемой ему концепции «марша через институты». В ретроспективе своей деятельности он рассматривал такое просвещение эффективным:

Вскоре после Вьетнамского конгресса пик фашистоидной тенденции спал.

Отношение к терроризму

Дучке как антиавторитарный марксист отклонял разного рода концепции «кадров», которые изолировались от народа и затрудняли рост самосознания. Так же отрицал он и «индивидуальный террор », которым с 1970 г. после распада ССНС занимались различные леворадикальные группировки типа « Тупамарос Западного Берлина » или « Фракция Красной Армии » ( нем. RAF — Rote Armee Fraktion ).

9 ноября 1974 г. в тюрьме от последствий голодовки умер член РАФ Хольгер Майнс . На его похоронах Дучке с поднятым кулаком воскликнул: «Хольгер, борьба продолжается!» На жесткую критику этого его поступка после убийства Гюнтера фон Дренкманна он ответил письмом в « Шпигель », в котором он заявил: «„Хольгер, борьба продолжается“ — это означает для меня, что борьба эксплуатируемых и униженных за своё социальное освобождение составляет единственную основу их политического действия в качестве революционных социалистов и коммунистов […] Убийство антифашистского и социал-демократического председателя Верховного Суда следует понимать как убийство в реакционной немецкой традиции. Классовая борьба есть процесс обучения. Но террор мешает этому учебному процессу угнетенных и униженных».

В личном письме к депутату бундестага от СДПГ Фраймуту Дуве от 01.02.1975 Дучке объяснил своё поведение на могиле Майнса как «психологически объяснимое», но политически «неправильно понятое».

9 апреля 1977, в день убийства Генерального прокурора ФРГ Зигфрида Бубака он отметил в своем дневнике:

«Нарушение левой целостности в ССНС, многозначительные последствия становятся понятными. Что делать? Социалистическая партия становится все более невыносимой!»

В создании партии левее СДПГ он видел необходимую альтернативу терроризму.

Во время « Немецкой осени » в 1977 г. многим левым интеллектуалам было поставлено в вину то, что они подготовили духовную пищу для РАФ. В газете « Цайт » от 16 сентября Дучке ответил обвинением «правящих партий» и предостерегал от последствий террора:

«Индивидуальный террор есть террор, ведущий впоследствии к деспотическому господству, но никак не к социализму».

Однако «Штутгартер Цайтунг» от 24 сентября назвала его вдохновителем РАФ:

«Это Руди Дучке выступал за то, чтобы концепция городской герильи развивалась в нашей стране и чтобы была развязана война в империалистических метрополиях».

Напротив, Дучке полагал, что покушение на его жизнь показало «духовный, политический и социал-психологический климат нечеловеческого отношения», и ещё раз подчеркнул в анализе своего внутреннего развития в декабре 1978 г.:

«Индивидуальный террор […] враждебен массам и антигуманен. Любая самая маленькая гражданская инициатива , любое политико-социальное движение за права молодёжи, женщин, безработных в классовой борьбе […] в сто раз полезнее, чем самое зрелищное действие индивидуального террора». (« Склонившись пред Господом », стр. 57)

Отношение к реальному социализму

Для Дучке демократия и социализм были неотделимы друг от друга. Владение рабочих средствами производства должно стать залогом сохранения завоеваний Французской революции и гражданских прав , а также сделать возможным свободное развитие индивида.

Поэтому с 1956 г. он отвергал ленинизм Советского Союза и стран, находившихся под контролем СССР. Ленинизм он рассматривал как доктринерское опошление истинного марксизма и сведение его до уровня новой бюрократической господской идеологии. С 17 июня 1967 г. он призывал Восточный блок к проникающей все сферы жизни революции и осознанному социализму. В ССНС он активно противостоял симпатизантам ГДР и «традиционалистам», а также их пониманию революции, основанному на ленинской концепции партии кадров. Информатор из « Штази » в ССНС заявил в Министерстве госбезопасности в Восточном Берлине, что Дучке занимает «абсолютно анархистскую позицию»; другой осведомитель сообщал: «Дучке говорит лишь о том, что социализм в ГДР — дерьмовый».

Дучке без смущения приветствовал Пражскую весну . В апреле 1968 г. он ездил в Прагу для участия в собраниях в Карловом университете . Однако ССНС подверг критике его солидарность реформистскому коммунистическому курсу Александра Дубчека . В тот же месяц спикер просоветской фракции ССНС на чрезвычайном собрании во Франкфурте предложил исключить Дучке за его поездку в Чехословакию . Члены собрания не пришли к согласию. После ввода войск Варшавского договора в Чехословакию в августе 1968 г. Дучке подверг себя самокритике, так как ССНС и ССНМ совместно боролись против войны во Вьетнаме:

«Мы совсем впали в обман себя и других? […] Почему Советский Союз (где нет Советов ), который поддерживает социально-революционные движения в Третьем мире, ведет себя как империалист по отношению к народу, который самостоятельно под предводительством коммунистической партии принял демократическо-социалистическую инициативу? […] Без ясности в этом вопросе невозможно, занимая социалистическую позицию, достичь конкретной истины и правдоподобности, а угнетенные, эксплуатируемые и униженные в ФРГ и ГДР не будут готовы к тому, чтобы перевести свою экономическую борьбу в политическую классовую борьбу ».

Долгое время Дучке приветствовал Культурную революцию Мао Цзэдуна как шаг к так долго ожидаемой дебюрократизации государственного коммунизма и преодолению « азиатского способа производства ». Но уже в 1968 г. он под влиянием Эрнеста Манделя отошёл от маоизма . Также он дистанцировался он начавших возникать К-групп, которые некритично относились к Китайской Народной Республике и Албании .

В 1974 г. Дучке опубликовал диссертацию «Попытка поставить Ленина на ноги» , в которой он дал марксистский социальный анализ причин советско-китайского тупикового развития по Карлу Августу Виттфогелю . Он считал, что в России никогда не было предпосылок к социалистической революции , и видел неразрывную целостность от «азиатской деспотии» Чингисхана до принудительной сталинской коллективизации и индустриализации . В 1905 г. Ленин ещё только предсказывал развитие капитализма в России, из которого вырастет настоящий рабочий класс , а его октябрьский переворот 1917 г. был откатом к обычному государственному рабству. Политика Сталина была лишь логическим продолжением ленинского запрета партий и фракций. Попытка Сталина повысить промышленную производительность Советского Союза путём жестокой индустриализации так и не смогла устранить зависимость страны от капиталистического мирового рынка . Это привело лишь к новой форме империализма , так что военная поддержка освободительных движений в странах третьего мира и подавление самостоятельных попыток строительства социализма в Восточном блоке представляют собой логическое единство.

Сталинизм он объявлял явным « антикоммунизмом », создавшим монопольную бюрократию, которая была ничуть не менее агрессивной, чем монопольная буржуазия , которую Сталин называл ответственной за германский фашизм . Поэтому не случайно, что сталинский ГУЛАГ и концлагеря не исчезли после 1945 г., а были сохранены. Эту закономерность (а не искажение политики Ленина) в развитии Советского Союза не до конца понимали Лев Троцкий , Бухарин , Карл Корш , , Юрген Хабермас и другие марксистские критики и аналитики.

Изолированный «социализм в отдельной стране» есть «антидинамическая тупиковая формация », которая может жить лишь за счёт кредитов и импорта из стран Запада. Все показные внутренние реформы со времен Хрущёва и XX съезда КПСС в 1956 г. были лишь средствами для сохранения бюрократии ЦК:

«Можно искренне заблуждаться и принимать морально-романтическую позицию о том, что возможно „перепрыгнуть“ способ производства , но с социализмом московская и пекинская позиция никогда не имела (и не имеет ничего) общего».

В силу однозначности этого мнения до самого конца существования ГДР в 1990 г. Штази считала Дучке автором «Манифеста Союза Демократических Коммунистов», опубликованного в январе 1978 г. в « Шпигеле ». Как и в диссертации Дучке, в этом манифесте содержалось требование перехода от «азиатского способа производства» бюрократического «государственного капитализма» к социалистическому народному хозяйству, от однопартийной диктатуры к многопартийности и разделению власти. Только в 1998 г. был найден автор манифеста — Герман фон Берг, диссидент СЕПГ из Лейпцига .

Отношение к парламентаризму

Дучке отвергал представительную демократию 60-х гг. и не рассматривал парламент как народный представительный орган. В телевизионном интервью 3 декабря 1967 г. он заявил:

«Я считаю существующую парламентскую систему негодной. Это значит, что в нашем парламенте мы не имеем представителей, выражающих интересы нашего населения — истинные интересы нашего населения. Вы сейчас можете спросить: какие такие истинные интересы? Есть ряд злободневных вопросов. Даже в парламенте. Вопрос об объединении Германий, сохранение рабочих мест, сохранение государственного финансирования, приведение экономики в порядок — все это вопросы, которые должен решить парламент. Но он может их решить лишь в процессе критического диалога с населением. Однако сейчас существуют тотальное разделение между представителями в парламенте и народом, пребывающим в негласности».

Для преодоления этого отчуждения между правящими и теми, кем правят, он призывал к созданию Советской республики , которую он в качестве образца хотел построить в Западном Берлине . Как в Парижской коммуне , должны образоваться коллективы максимум из 3000 человек на основе самоуправляемых предприятий, которые будут полностью самостоятельно в политически свободном дискурсе решать все вопросы, используя принцип ротации и императивного мандата . Полиция , судебная система и тюрьмы становятся излишними. Рабочий день сокращается до 5 часов.

«Раньше фабрика была тем местом, где убивалась жизнь. По мере того, как фабрика переходит под рабочий контроль , жизнь в ней может возродиться. Тогда труд станет средством самовоспроизводства человека, а не его отчуждения ».

Дучке (слева) на демонстрации против строительства АЭС 14 октября 1979 г. в Бонне

В качестве зародышей таких коллективов он предлагал создать политические «центры действия», которые сведут вместе студенческую среду и жизненный круг рабочих, а также испробуют другие формы коллективной жизни. Он частично реализовал эту идею в области гражданских инициатив, в альтернативном и экологическом движениях .

И до, и после покушения на его жизнь он держался в стороне от всех существующих партий и постоянно искал новые, непосредственные формы действия. Он нашёл единомышленников в итальянском еврокоммунизме и давно думал о создании новой левой партии. Но его скепсис по отношению к стремящейся к самостоятельности ревизионистской партийной элиты оказался сильнее.

С 1976 года Дучке работал над созданием экосоциалистической партии, которая объединила бы новые внепарламентские движения и смогла бы быть эффективной в парламенте. С 1978 г. он с товарищами занимался зелено-альтернативным партийным списком, который должен был участвовать в будущих европейских выборах. В июне 1979 г. его убедили участвовать в выборах по этому списку. После его включения в бременский Зелёный список, который смог первым из всех зелёных региональных списков преодолеть пятипроцентный барьер, перед ним впервые открылось поле деятельности в парламенте.

На программном съезде Зеленых в Оффенбахе-на-Майне Дучке в связи с «немецким вопросом» высказался за право наций на самоопределение, и связанное с ним право на неприсоединение к военным блокам на Западе и Востоке. Эту тему кроме него никто не поднимал, так как она противоречила принципам «свободы насилия», которым в то время следовало большинство: Зелёные показали себя тогда как строго пацифистская антипартийная партия.

Отношение к германскому единству

Ещё со времен его юности в ГДР Дучке считал разделение Германии анахронизмом , так как обе части страны сначала должны были преодолеть наследство фашизма . 14 августа 1961 г. он пытался разрушить Берлинскую стену , за что был задержан в Западном Берлине.

Разрабатываемая им с 17 июня 1967 г. модель «освобожденной Берлинской Советской республики », в то время не воспринимаемая никем всерьез, ориентировала своё влияние на Восточную Германию и должна была стать примером будущей общегерманской :

«Если Западный Берлин разовьется в новую единую структуру, это поставило бы ГДР перед выбором: либо ужесточение её режима, либо истинное освобождение социалистических тенденций в ГДР. Я больше склоняюсь ко второму».

Он выступал за германское объединение, что западногерманская левая в то время почти единодушно отвергала, и рассматривал его как «революционное звено в наступлении на поздний капитализм и ревизионизм » и как интегральную составную часть успешной социалистической революции в обеих Германиях.

Так же, как он приветствовал вьетнамскую войну как «национальную освобождение» от империализма , он видел по обе стороны Железного занавеса мятущуюся социалистическую революцию как явный признак выросшего самосознания немцев, направленного против негативных процессов извне. Это самосознание должно надолго предотвратить откат к старому национализму .

Бернд Рабель в написанной им биографии Дучке, не принятой научным миром, пытался представить Дучке, своего раннего соратника как представителя «национальной революции». Гретхен Клотц энергично отрицала это:

«Руди хотел уничтожить забитость как личный признак немецкой идентичности. […] Он боролся за антиавторитарную, демократическую, объединённую Германию и за антиавторитарный, демократический и социалистический мир. Он был не „национал-революционером“, а социалистом- интернационалистом , который, в отличие от других, понял, что игнорирование национального вопроса является политически неверным. […] Он искал нечто совершенно новое, не имеющее отношения к авторитарному, национал- шовинистическому немецкому прошлому. Тот, кто по-другому интерпретирует Руди, дискредитирует его идеи».

Актуальность сегодня

Памятная доска на месте покушения на Дучке

Дучке был источником раздражения не только для своих консервативных противников, но и для традиционных марксистов. Сегодня его идеологическое наследие и практика, особенно касательно его отношения к насилию, вновь горячо обсуждаются. Сегодня так же, как и раньше, спорят о его геваристской концепции « городской герильи », которую он развивал с 1966 г. Политолог Вольфганг Краусхаар видит в этой концепции теоретическое обоснование терроризма в том виде, как его позднее практиковала РАФ . Он, основываясь на многих, частично не опубликованных высказываниях Дучке, показывает, что его концепция не была продуктом распада и разочарования движения 68-го, а твердым обоснованием деятельности этого движения. Так оно звучало в «Организационном реферате», составленном Дучке и Хансом-Юргеном Краалем и зачитанном 5 сентября 1967 г. на Съезде ССНС во Франкфурте-на-Майне:

«„Пропаганда выстрелов“ ( Че Гевара ) в Третьем мире должна быть дополнена „пропагандой дела“ в метрополиях, которая делает исторически возможной перевод сельской герильи в город. Городской партизан является организатором пагубной нерегулярности как фактора разрушения системы репрессивных институтов».

«Франкфуртер Рундшау» писала, «что Дучке пропагандировал то, что практиковали Баадер и РАФ». Журналист Рихард Херцингер обвинил его и его товарищей из ССНС в следующем:

« 68-ники , примкнув к этой маниакальной насильственной идеологии „пророка трех континентов“ Че Гевары, жаждали не меньшей, а большей войны, не меньше, а больше жертв».

Нельзя однозначно ответить на вопрос, в чём именно должна состоять «нерегулярность», к которой призывал Дучке. Его вдова Гретхен Дучке-Клотц и другие видят в этом целенаправленные конфронтационные, но не насильственные нарушения запретов с целью расширения поля действия демократии. Она писала об этом 8 августа 2005 г. в «Тагесцайтунг»:

«Если теории Руди привели к терроризму Баадера - Майнхоф , то тогда Томас Джефферсон был вдохновителем Усамы бен Ладена ».

За такие высказывания некоторые немецкие историки обвиняют её сегодня в «защите мифа Дучке». Для Ральфа Дарендорфа теоретические работы Дучке и его социологические исследования не имеют сегодня общественной значимости:

Он был смутьяном, не оставившим после себя идейного наследия. Все, что в нём заметно, это его личность: принципиальный, честный и надежный человек. Но я не знаю никого, кто мог бы сказать: «это была идея Дучке, мы должны ей следовать».

30 апреля 2008 г. часть Кохштрассе в Берлине была официально переименована в улицу Руди Дучке. Она граничит непосредственно с Аксель-Шпрингер -Штрассе. В 2005 г. вокруг этого переименования был публичный скандал. Несколько жалоб жильцов, а также от находящегося на Кохштрассе издательства Акселя Шпрингера остались без удовлетворения.

Фильмы

« Второй канал немецкого телевидения » (ZDF) с апреля 2008 г. снимает телефильм о жизни студенческого лидера, начиная с 1964 г. В главной роли — Кристоф Бах, режиссёр — Штефан Кромер, сценарий Даниеля Ноке. Фильм содержит документальные элементы, оригинальные съёмки и фрагменты интервью с Дучке и выйдет на экраны осенью 2008 г.

Дучке является второстепенным персонажем в немецком фильме 2008 года « Комплекс Баадера — Майнхоф », рассказывающем об истории Фракции Красной Армии. В роли Дучке — Себастьян Бломберг.

Сочинения

  • Rudi Dutschke: Jeder hat sein Leben ganz zu leben — Die Tagebücher 1963—1979 (Каждый должен прожить свою жизнь полностью — дневники 1963—1979). Hrsg. v. Gretchen Dutschke. Kiepenheuer & Witsch, Köln 2003, ISBN 3-462-03224-0
  • Rudi Dutschke: Geschichte ist machbar. Texte über das herrschende Falsche und die Radikalität des Friedens (Историю можно творить. Тексты о правящей Лжи и о радикальности мира). Hrsg. von Jürgen Miermeister. Klaus Wagenbach, Berlin 1991, ISBN 3-8031-2198-1 .
  • Rudi Dutschke: Lieber Genosse Bloch… — Briefe Rudi Dutschkes an Karola und Ernst Bloch (Дорогой товарищ Блох… — письма Руди Дучке Кароле и Эрнсту Блох). Hrsg. von Karola Bloch und Welf Schröter. Talheimer Verlag, Mössingen 1988, ISBN 3-89376-001-6
  • Rudi Dutschke: Aufrecht gehen — Eine fragmentarische Autobiographie (Идти с высоко поднятой головой — фрагменты автобиографии). Herausgegeben von Ulf Wolter, eingeleitet von Gretchen Dutschke-Klotz, Bibliographie: Jürgen Miermeister, Olle und Wolter, Berlin 1981, ISBN 3-88395-427-6 , Lizenzausgabe Büchergilde Gutenberg, auszugsweise über das «Spiegel» Archiv erhältlich. Schwedische Ausgabe bei Symposion, 1983, ISBN 91-7696-025-0
  • Rudi Dutschke: Mein langer Marsch. Reden, Schriften und Tagebücher aus zwanzig Jahren (Мой долгий марш. Речи, работы и дневники за двадцать лет жизни). Hrsg. von Gretchen Dutschke-Klotz, Helmut Gollwitzer und Jürgen Miermeister. Rowohlt, Reinbek 1980, ISBN 3-499-14718-1
  • Fritz J. Raddatz (Hrsg.): Warum ich Marxist bin (Почему я марксист). Kindler, München 1978, S. 95-135, ISBN 3-463-00718-5
  • Rudi Dutschke: Gekrümmt vor dem Herrn, aufrecht im politischen Klassenkampf: Helmut Gollwitzer und andere Christen (Склонившись пред Господом, выпрямившись в политической классовой борьбе: Гельмут Голльвитцер и другие христиане). In: Andreas Baudis u.a. (Hrsg.): Richte unsere Füße auf den Weg des Friedens. Für Helmut Gollwitzer zum 70. Geburtstag. Christian Kaiser, München 1978, S. 544—577, ISBN 3-459-01186-6
  • Rudi Dutschke / Manfred Wilke (Hrsg.): Die Sowjetunion, Solschenizyn und die westliche Linke (Советский Союз, Солженицын и западные левые). Rowohlt, Reinbek 1975
  • Frank Böckelmann, Herbert Nagel (Hrsg.): Subversive Aktion. Der Sinn der Organisation ist ihr Scheitern (Субверсивное действие. Смысл организации — в её уничтожении). Neue Kritik, Frankfurt am Main 1976, 2002, ISBN 3-8015-0142-6
  • Rudi Dutschke: Versuch, Lenin auf die Füße zu stellen. Über den halbasiatischen und den westeuropäischen Weg zum Sozialismus (Попытка поставить Ленина на ноги. О полуазиатском и западноевропейском пути к социализму). Klaus Wagenbach, Berlin 1974, 1984, ISBN 3-8031-3518-4
  • Rudi Dutschke: Zur Literatur des revolutionären Sozialismus von K. Marx bis in die Gegenwart (К литературе революционного социализма К. Маркса в настоящем). sds-korrespondenz sondernummer. Berlin 1966, Paco Press, Amsterdam 1970 (diverse Reprints), ISBN 3-929008-93-9
  • Uwe Bergmann, Rudi Dutschke, Wolfgang Lefèvre, Bernd Rabehl: Rebellion der Studenten oder die neue Opposition (Восстание студентов или новая оппозиция. Анализ). Eine Analyse. Rowohlt, Reinbek bei Hamburg 1968.
  • Rudi Dutschke: Wider die Päpste. Über die Schwierigkeiten, das Buch von Bahro zu diskutieren. Ein offener Brief an den Stasi Chef (Против Пап. О сложностях обсуждения книги Баро. Открытое письмо главе Штази); in Ulf Wolter (Hrsg.): Antworten auf Bahros Herausforderung des realen Sozialismus; Berlin: Olle & Wolter, 1978, ISBN 3-921241-51-0 ; engl. Ausgabe, USA, M.E.Sharpe, 1980, ISBN 978-0-87332-159-4 ; Books on Demand, ProQuest/AstroLogos, ISBN 978-0-7837-9935-3 , 2007, Ulf Wolter (Hrsg.), Rudolf Bahro, Critical Responses mit Beiträgen von Marcuse, Pelikan, Lombardo Radice u.a.

Примечания

  1. Rudi Dutschke // — 2005.
  2. Alfred Willi Rudolf (»Rudi«) Dutschke // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #118528327 // (нем.) — 2012—2016.
  4. Наталия Королёва. // Deutsche Welle . — 18.06.2014. 27 сентября 2015 года.
  5. Chaussy, Ulrich. (нем.) . — Zürich: Pendo, 1999. — S. 33-35. — 384 S. — ISBN 978-3-85842-532-4 , 3-85842-532-X.
  6. Chaussy, Ulrich. (нем.) . — München: Droemer HC, 2018. — S. 98-100. — 528 S. — ISBN 978-3-426-27752-2 , 3-426-27752-2.
  7. Chaussy, Ulrich. (нем.) . — München: Droemer HC, 2018. — S. 107-126. — 528 S. — ISBN 978-3-426-27752-2 , 3-426-27752-2.
  8. Gretchen Dutschke-Klotz. (нем.) . — 1. Aufl. — Köln: Kiepenheuer & Witsch, 1996. — S. 426. — 511 S. — ISBN 3-462-02573-2 , 978-3-462-02573-6.

Литература

  • Майнхоф У. М. От протеста — к сопротивлению. Из литературного наследия городской партизанки. М.: Гилея, 2004. (Серия «Час „Ч“. Современная мировая антибуржуазная мысль»). ISBN 5-87987-030-8 .

Ссылки

Источник —

Same as Дучке, Руди