Interested Article - Шио Мгвимский

Шио (Симеон) Мгвимский груз. შიო მღვიმელი , или Шио Печерский (от груз. мгви́ме – пещера) (род. Антиохия , Сирия (современная Антакья , Турция ) — ум. монастырь Шио Мгвиме , Грузия ) — анахорет , пустынник , один из 13 ассирийских отцов , пришедших в Грузию, основатель монастыря Шио Мгвиме , живший в VI веке, один из наиболее почитаемых святых Грузинской православной церкви , основатель монашества в Грузии . Почитается как чудотворец в христианстве . По удалении родителей в монастырь Шио раздал всё своё имение и отправился к преподобному , жившему возле Антиохии, в пустыне, и подвизался там в течение 20 лет . Он был среди тех двенадцати, которых Иоанн взял с собой в Иверию для утверждения верующих, обращённых святой Ниной . Шио поселился в пещере, в пустыне близ Мцхета . Вокруг него вскоре собралось до 25 пустынножителей. Царь , навестивший в пустыне ушедшего к Шио бывшего своего любимца Эвагре, подарил землю под монастырь и выделил значительные средства для построения храмов . Число братии новой обители возросло до 2000 человек. Но стремление к полному уединению преобладало в душе Шио. Покинув основанную им обитель, Шио оставил для братии 160 письменных поучений, а сам обрёк себя на отшельническую жизнь в тёмной глубокой пещере . Скончался святой в VI веке. До установления советской власти мощи святого Шио хранились в монастыре, однако позже бóльшая часть мощей была безбожниками сожжена .

Биография

Принятие монашества

Шио Мгвимский родился в конце V века в Антиохии в Сирии (ныне город Антакья в Турции) в семье благочестивых и богатых родителей, чьи имена неизвестны. Родители сами занимались образованием сына и много времени уделяли его религиозному воспитанию. В шестнадцать лет Шио прекрасно изучил Библию и священные тексты. Родители, опасаясь, что сильное умственное напряжение может вызвать плохие последствия для здоровья ребёнка, часто просили сына дать себе отдых. Однажды они даже решились отобрать у него книги, что сильно опечалило Шио. После долгих уговоров родители вернули сыну книги, и с тех пор не стесняли свободы своего сына. Когда Шио было двадцать лет, в Антиохию пришёл просветитель антиохийцев . По совету Иоанна Шио решил принять монашество, однако опасался реакции своих родителей. Во время литургии Шио склонил родителей также принять монашество .

После того как родители Шио постриглись в монахи , юноша раздал всё имение, оставшееся от родителей: часть раздал нищим, часть пожертвовал монастырям и освободил рабов .

Отшельничество

Роспись одного из куполов монастыря
Роспись другого купола монастыря

По церковному преданию, спустя двадцать лет, после вступления святого Шио в иночество, получил откровение свыше избрать из числа своих учеников двенадцать человек и с ними отправиться в страну Иверскую (Грузинскую), чтобы утвердить там в вере обращённых равноапостольной Ниной в христианство грузин. Об этом видении рассказал всем своим ученикам. После продолжительных молений он избрал двенадцать иноков , в числе которых был и Шио. Когда Иоанн со своими учениками достигли Мцхеты , они были радушно приняты тогдашним католикосом Эвлавием (533—544). Иоанн с учениками провели в Мцхете 3 года, а затем взошли на гору Зедазени. По преданию, после их двухлетнего пребывания на горе, святому Иоанну явилась Богородица Мария с равноапостольной Ниной и повелела ему, чтобы он разослал своих учеников по разным местам страны для проповеди .

Проснувшись, собрал учеников, объявив им приказание Богородицы и святой Нины , и затем повелел приготовиться исполнить повеление: отправиться туда, куда каждому из них укажет сам Святой Дух. Прежде всего святой Иоанн представил своих учеников католикосу , попросив у него благословения на предлежащие им дела.. Католикос, благословив их и прочиитав о них молитву, повелел каждому взять себе в помощь по одному иноку . Только один святой Шио, любивший пустыню и уединённую жизнь, поппросил своего учителя благословить его на отшельничество . Св. Иоанн позволил ему это, сказав:

Чадо мое! Ступай, куда поведет тебя Сам Господь. Мне явил Владыка наш Господь Иисус Христос, что ты должен вести уединенную жизнь, а между тем будешь аввой великой лавры. Но прежде явись католикосу, получи его благословение, и да будет Господь с тобой всегда. Он нигде не оставлял меня, смиренного, в борьбе с духом лукавым, Он будет твоим Покровителем и Утешителем и разрушит за тебя всякое коварство и ухищрение дьявольское .

Святой Шио, получив благословение от своего учителя, затем от католикоса Эвлавия на пустынножительство, отправился на запад от города Мцхета в непроходимые из-за дремучих лесов места. Он вошёл в глубокое, безотрадное, глухое, безводное ущелье, полное диких зверей и ядовитых змей. Когда святой Шио осмотрелся кругом, ему понравилась эта совершенно уединённая пустыня, как бы нарочно защищённая отвесными и необыкновенно крутыми стенами песчаной горы от людских взоров и от мирского мятежа. На северной стороне, над отвесной скалой крутого берега реки Куры св. Шио нашёл тесную пещеру, достаточную, чтобы укрыться. Там он поселился, не беспокоясь ни о пище, ни о питье, ни о каком либо утешении человеческом. По преданию, он провёл там сорок дней в посте и молитве, не вкушая ни куска хлеба, ел только некоторые травы и пил немного воды .

Однажды царедворец и начальник крепости Насдаки по имени Эвагри, рождённый от христиан и воспитанный в благочестии, вышел на охоту со своими детьми и рабами. Перейдя реку Кура , он направился в сторону, где жил святой Шио. Приближаясь к месту пребывания святого, он остановился, а спутников своих послал выгонять дичь. Следя за тем, что делали охотники, он заметил голубя, несущего пищу во рту и влетающего в пещеру, Эвагри запомнил это место и, вдоволь поохотившись, возвратился домой. На другой день он снова пошёл на охоту с теми же людьми и по той же дороге и стал опять на замеченном месте. Наблюдая за охотниками, он снова увидел того же самого голубя, несущего во рту пищу, который влетел в пещеру. Удивившись этому Эвагри захотел узнать, что бы это значило. Приблизившись к пещере, он увидел человека, молящегося на коленях с воздетыми к небу руками .

После беседы с Шио, Эвагри раздал имение своё бедным и отошёл от мира и от родных. Потом святой Шио надел на него схиму и начал учить и наставлять, как нужно отречься от себя и последовать Иисусу . Затем преподобный учил Эвагрия, когда нужно молиться, когда стоять, когда трудиться и когда отдыхать. После долгих наставлений Шио указал Эвагрию особую пещеру близ своей, и повелел ему поселиться там и начать свой подвиг борьбы с дьяволом. С этого времени имя святого Шио стало известным во всей окрестности. Многие приходили к нему и вступали в его обитель, принимая постриг. Всякий, принимавший монашество , высекал себе особую, отдельную от других пещеру близ пещеры преподобного Эвагрия. Святой Шио выходил из своей пещеры к братиям только по воскресеньям, и то для наставления их, всё же прочее время проводил в уединении в пещере .

Постройка храма

Одна из фресок в Шио-Мгвимском монастыре

По преданию, однажды святой Шио увидел одного монаха , который нёс воду в кувшине и, упав на землю, разбил кувшин, пролив воду. Этот инцидент сильно опечалил монаха: ноша стоила ему больших трудов, так как он нёс воду издалека. Глубоко огорчённый, он стоял над разбитым сосудом и горько плакал. Святой Шио не мог не сочувствовать скорби брата и, к утешению своему, увидел Ангела, стоящего у скалы и копьём как будто копающего землю для извлечения из скалы воды, которая и потекла тотчас. Святой Шио, обратившись к печальному брату, сказал:

Бог за твои слезы и благочестие на этом месте через Ангела источил воду. Её достаточно будет для всей братии .

Количество иноков к моменту этого случая было двадцать пять, и теперь они уже без труда могли доставать себе воду. С течением времени братия все более и более умножалась, а между тем иноки не имели церкви для общественного богослужения. Однажды все братья собрались к святому Шио и просили у него позволения построить у себя церковь. Шио, услышав просьбу всей братии, встал со своего места, вышел из пещеры и отправился с ними на восток, и взошёл на вершину близлежащей горы. По преданию, здесь он встал на колени со всеми своими учениками и со слезами молился Богу , прося указать место для постройки храма для славословия святого Его имени .

Долго стоял святой на молитве, по окончании которой наконец встал и попросил горячих углей. Угли были принесены. Тогда святой Шио положил их на ладонь левой руки, ознаменовал угли крестным знамением, потом велел всем стоящим инокам поднять к небу руки и петь: «Кириэ элейсон» ( греч: Господи помилуй). Пение это продолжалось около часа. Дым от курящегося ладана поднялся высоко вверх. Потом столп дыма переменил своё направление и пошёл с востока на запад, к ущелью, где были пещеры иноков, а затем опять поднялся в вышину. Видя это, святой Шио поспешил с братией на то место, над которым дым курящегося фимиама поднялся в высоту. Сам Шио шёл впереди и нёс в левой руке горячие угли с ладаном , а за ним следовала вся братия. Когда пришли на то место, где дым стоял в воздухе, то они поняли, что место это избрал Сам Господь для построения храма во славу имени Своего. У святого Шио два часа курился ладан на руке, затем, покадив братию, он сложил с руки горячие угли. Потом святой Шио взял кирку и три раза ударил по земле под самым столпом фимиама и повелел построить на том месте церковь .

Когда было окончено построение храмов, Эвагри уведомил царя и просил освятить их. Царь (542—557) сообщил об этом католикосу Макарию (553—569) и просил его с епископами в день Пятидесятницы собраться в обители святого Шио и преподобного Эвагрия, чтобы освятить новые храмы. В ожидаемый день царь Парсман VI отправился с вельможами в обитель. Помимо него также пришли и другие святые отцы. Католикос с епископами в течение недели освятил возведённые храмы. Затем царь и все собрание просили святого Шио, чтобы он принял на себя сан пресвитера дьяконом святой Шио был ещё в Антиохийской пустыне). Однако Шио решительно отклонил эту просьбу. Окончив всё, пришедшие разошлись по своим домам .

Шио-Мгвимский монастырь, храм Святого Иоанна Крестителя

Последние дни

Однажды решил посетить своих учеников, чтобы самому узнать, какой степени духовного совершенства достиг каждый из них. Взяв с собою своего ученика преподобного дьякона Илию, он пошёл с ним в обитель святого Шио. Братия, узнав о приближении их учителя, вышли ему навстречу и, приняв от него благословение, ввели его в храм Пресвятой Богородицы. Святой Иоанн, пробыв у них три дня и удостоверившись в высокой степени их духовного совершенства, возвратился на свою гору Зедазени. Шио, взойдя также на гору, припал к ногам святого старца и умолял своего учителя позволить ему в прежней его обители довершить начатый подвиг безмолвия затворничеством в пещере. Святой Иоанн благословил его на такой подвиг, сказав:

Чадо, да исполнит Господь прошение твое и да даст тебе терпение в подвиге твоем. Вместо этой бедной жизни найдешь в будущей нескончаемый покой, пребывая с праведными и вечно радуясь с ними. Иди и объясни желание твое католикосу, и, если он благословит тебя на это, значит выбор твой угоден Богу. Иначе не приступай к этому делу, ибо апостол Павел учит: "Повинуйтесь наставникам вашим, и будете покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших" .

Получив наставление, святой Шио поцеловал ноги Иоанна Зедазенского, простился с братией и попросил поминать его в их молитвах. Опять подойдя к святому Иоанну и взяв последнее благословение на затворническую жизнь, он ушёл. Святой Шио, придя в Мцхету , вошёл в патриарший храм. В слезной молитве испросив здесь у Господа благословения на предстоящий тяжкий подвиг, преподобный вошёл к патриарху, который с радостью принял его. Святой немедленно объяснил ему о своём желании, прибавив, что он, по совету святого Иоанна, просит его согласия и благословения. Патриарх вздохнул из глубины сердца и прослезился, видя готовность святого Шио принести жертву по любви к своему Господу. Ученики долго умоляли святого не сходить в пещеру и не оставлять их сиротами. Однако в конце концов, написав сто шестьдесят поучений, Шио отправился в пещеру .

По преданию, затворничеством Святой Шио достиг совершенства великих подвижников. Его тело изнурялось от пощений, трудов, бдений, и от страшной пещерной сырости, лицо его совершенно почернело, и от всего тела остались только кожа да кости. Святой Шио считается красой Православной Церкви. По мнению М. Сабинина именно этим было обусловлено большое число паломников, которые принимали иночество . Между тем блаженный Шио оканчивал путь земной жизни, сохранив веру и душу свою, очистившись потоками слёз, имея перед глазами всегда смерть. Забыв совершенно о немощах природы человеческой, он взирал к небу и мысленно уже стоял у престола славы Иисуса Христа .

Наконец Богу угодно было призвать подвижника в вечный покой. Согласно Арсену Сепариели, Господь возвестил преподобному через Ангела о времени освобождения его от тела. Преподобный Шио, узнав о дне смерти, попросил к себе иерея со Святыми Дарами , которого спустили в яму на верёвке. Святой Иоанн узнав о приближении к смерти своего любимого ученика Шио, поспешил прийти к нему, чтобы провести с ним последние минуты. Преподобный Шио завещал, чтобы тело его было оставлено в той же пещере, где он окончил последние дни своей жизни. Он хотел, чтобы после его смерти эта пещера сделалась местом упокоения и гробом его останков. Братья, исполняя волю святого, опустили в яму нескольких благоговейных старцев, во главе которых находились и святой Эвагри — ученики святого Шио. Они одели Шио в его же одежды и со слезами и молитвами похоронили преподобного Шио. Остальные братья, собравшиеся со всех дальних и ближних пещер на погребение великого своего наставника и учителя, окружали отверстие ямы, вознося молитвы к Богу о упокоении души его. Как рассказывает Сабинин,

Они проливали горячие слезы, плача о том, что лишились такого великого учителя и наставника, но в то же время до слез радовались тому, что приобрели себе у престола славы теплого заступника и молитвенника .

Сама история жизни святого Шио дошла до нас в пересказе одного из константинопольских учеников святого Иоана Арсена Сепариели .

Шио-Мгвимский Монастырь

Вид на Шио-Мгвимский монастырь , построенный возле пещеры Шио.

После смерти Шио монастырь быстро стал оживлённым центром культурной и религиозной деятельности и находился под личным патронажем Католикосов Грузии . Давид IV Строитель ( 1089 1125 ) сделал Шио-Мгвимскую обитель царским доменом и продиктовал правила ( типикон ) для монастыря ( 1123 ). Падение единого грузинского царства и непрекращающееся чужеземные вторжения привели монастырь в упадок. Период относительного оживления наступил когда грузинский царь Георгий VIII ( 1446 1465 ) предоставляет Шио-Мгвимский монастырь и его земли благородному семейству Зевдгинидзе-Амилахвари , которые до 1810-х годов использовали его в качестве семейной усыпальницы .

Монастырь был опустошён вторжением ( 1614 1616 ) персидских войск шаха Аббаса I . Князь Гиви Амилахвари восстановил обитель в 1678 году , но в 1720 османская оккупация Грузии привела к ещё одному разрушению Шио-Мгвимского монастыря. Монастырь, восстановленный Амилахвари в 1733 году , был снова разрушен персами менее двух лет спустя. Впоследствии Шио-Мгвимский монастырь был восстановлен, интерьер его обновили в XIX веке , но обитель так и не смогла возвратить своё прошлое значение в духовной жизни Грузии. Во время советской власти монастырь был закрыт, часть мощей святого Шио хранившаяся в монастыре была сожжены, но одна кость сохранилась . Несмотря на то, что в советское время монастырь был закрыт, монахи всё равно продолжали тайно совершать богослужения . В настоящее время монастырь является действующим и привлекает большое число паломников и туристов .

Примечания

  1. (недоступная ссылка)
  2. Burford T . от 25 марта 2016 на Wayback Machine
  3. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  4. Ori Z. Soltes . от 25 февраля 2017 на Wayback Machine
  5. Фомин А. от 4 марта 2016 на Wayback Machine .
  6. Сабинин М. . — между 1845—1900. 24 июля 2008 года.
  7. . Дата обращения: 6 ноября 2009. 17 июня 2012 года.
  8. . Дата обращения: 3 октября 2017. 17 октября 2016 года.

Литература

Источник —

Same as Шио Мгвимский