Феодосий (Шаповаленко)
- 1 year ago
- 0
- 0
Феодосий Великий ( греч. Θεοδόσιος ὁ Μέγας , Феодосий Киновиарх ( греч. Θεοδόσιος ο κοινοβιάρχης ); ок. 424 , Каппадокия — 529 , Палестина ) — христианский святой , авва , основатель общежительного монашества в Палестине. Почитается в лике преподобных , память в Православной церкви совершается 11 января (по юлианскому календарю ), в Католической церкви 11 января .
Феодосий родился в каппадокийском селе Могарис близ города Команы (ныне Шар в Турции) . Его родителями были христиане Проересий и Евлогия. С детства обладая хорошим голосом, Феодосий был посвящён в церковные чтецы . Около 451 года Феодосий отправился в Иерусалим . По дороге в Антиохии он встретился с Симеоном Столпником , который, как повествует житие, « поцеловал богодухновенного юношу и предсказал ему, что он будет пастырем словесных овец и спасет многих от мысленного волка; предсказал ему еще многое и, благословив его, отпустил » . В Иерусалиме он посетил места евангельских событий и стал учеником преподобного Лонгина, проживавшего при « столпе Давидовом » (древняя башня в Иерусалимской крепости, у Яффских ворот ). По поручению Лонгина Феодосий переселился к Кафисматной церкви, построенной вдовой Гликерией на полпути между Иерусалимом и Вифлеемом, но желая уединения через некоторое время ушёл в пустыню и поселился в пещере, в которой по преданию останавливались волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу .
Вскоре вокруг Феодосия образовалась монашеская община и « пещера сделалась тесною для помещения столь большого количества людей ». На просьбу монахов выбрать место для строительства монастыря Феодосий взял кадильницу , вложил в неё холодные угли, фимиам и вышел в пустыню:
…он обходил места, которые казались более удобными для построения монастыря. Он прошёл далеко по пустыне и с теми же невозгорающимися и холодными углями в кадиле достиг места, называемого Кутилла, и берегов Смоляного озера. И когда увидел, что угли не загораются… то вознамерился возвратиться в пещеру. Когда он возвращался, и пещера была уже недалеко из кадильницы внезапно вышел благоухающий дым, ибо угли сильно разгорелись .
На этом месте была построена церковь, кельи и вскоре возникла обширная обитель, получившая название Лавра Феодосия Великого . В ней был введён монастырский устав Василия Великого и лавра стала первым общежительным монастырём Палестины, к концу жизни Феодосия в ней проживало до 400 монахов.
Житие Феодосия многократно упоминает чудесное умножение пищи, произошедшее по молитве Феодосия (русская агиография использовала эти случаи для жития Феодосия Печерского ) . В палестинской пустыне Феодосием было устроен ряд страноприимных домов и больниц. В лавре было построено несколько церквей, богослужение в которых проходило на различных языках: « в великой церкви Пречистые Богородицы — греки, в другой — иверийцы, в третьей — армяне — пели церковное правило на своих языках, по семь раз в день ».
Феодосий был другом преподобного Саввы Освященного , при иерусалимском патриархе Салюстии (486—494 годы) монахи палестинской пустыни обратились к нему с просьбой поставить « Феодосия и Савву архимандритами и начальниками всех монастырей, находящихся около Святого Града » . Патриарх удовлетворил просьбу монахов, Феодосий стал архимандритом всех палестинских общежительных монастырей (киновий) и получил своё прозвание — « киновиарх ».
В период правления императора Анастасия I в столице империи обострились монофизитские споры, начались отрицания решений Четвёртого Вселенского собора . Император, придерживавшийся монофизитства начал гонения, в ответ на которые Феодосий от имении палестинских монахов направил ему увещевание, а затем, придя в Иерусалим, в храме Гроба Господня с амвона провозгласил: « Кто не почитает четыре Вселенские собора, как и четыре Евангелия, да будет анафема! ». За свои оппозиционные действия Феодосий был подвергнут заточению, из которого вышел после смерти Анастасия ( 518 год ). Борьба Феодосия с монофизитами получила положительную оценку со стороны римского папы Феликса и антиохийского епископа Ефрема , направивших преподобному свои послания.
Скончался Феодосий в 529 году в возрасте 105 лет после продолжительной болезни (« лежал на одре болезни в течение целого года »). Тело Феодосия было погребено в пещере трёх волхвов.
Первое Житие святого было составлено спустя год после его смерти Феодором, епископом Петрским . Оно представляло собой похвальное слово святому. Второе Житие было составлено Кириллом Скифопольским . Оно было меньшим по объему, но содержало больше фактов и дат. На Руси был известен славянский перевод, сделанный по тексту Феодора Петрского и два кратких Жития, изначально входивших в состав Пролога .