Interested Article - Тихон Луховской

Тихон Луховской, Костромской ( Тихон Лухский ; в миру Тимофей ; первая половина XV века, Великое княжество Литовское 16 (29) июня 1503 года, Тихонова пустынь , Русское государство ) — православный монах , подвижник , нестяжатель, основатель Николо-Тихонова монастыря (совр. село Тимирязево Ивановской области ) .

В 1570 году канонизирован в лике преподобных . Почитается как чудотворец . До XIX века его почитание было распространено на обширной территории в Верхнем Поволжье — от Кажирова (совр. Костромской области) и окрестностей Ветлуги (совр. Нижегородской области) до сёл совр. Заволжского района , Вичуги , окрестностей Луха (совр. Ивановской области) и окрестностей Нерехты (совр. Костромской области) — в местах, где Тихон побывал в своих странствиях .

Считается покровителем окрестных земель .

Жизнеописание

Мирская жизнь

Тимофей (мирское имя Тихона) родился в первой половине XV века в семье благочестивых родителей . «Тихон был родом из Малой России , из Литовских пределов» — писал Димитрий Ростовский Книга житий святых ») . «Ни литвин , ни поляк , — а родом был из Малороссии» или из тех областей, которые в те времена были в подданстве Великого княжества Литовского . Будучи людьми состоятельными, родители дали своему сыну хорошее образование, воспитали его в духе православной нравственности. Достоверные сведения относятся к зрелому возрасту Тимофея, когда он проживал в Вильно , избрав для себя военную службу . Уже тогда он выделялся на фоне других «ратных людей, как человек письменный, начитанный, не чуждый художественного призвания».

В 1483 году Тимофей уехал в Москву вместе с бежавшим туда православным князем Фёдором Бельским , правнуком князя Ольгерда , участником неудавшегося заговора против великого князя Литовского Казимира IV . Как говорит Житие, Тимофей «возненавиде нестоятелный народ литовскаго вертения, понеже мнози от них укланяхуся в латыньство и во иныя различния ереси, и того ради отвержеся отечества своего и прииде вкупе со князем Феодором». Вероятно, речь идёт о непризнании Флорентийской унии . По словам Димитрия Ростовского, «Не перенося насилий со стороны латинян, он переселился в царствующий город Москву и стал проводить здесь благочестивую жизнь» . Там Тимофей «церковному благочинию дивляшеся» (Житие) . Он раздал своё имущество бедным и отправился по иноческим обителям .

Постриг и странствия

Затем он поступил на послушание в монастырь, предположительно один из московских монастырей, и как «муж зрелаго возраста и умудренный учением» вскоре был удостоен иноческого пострижения , получив имя Тихон. «Но жизнь в миру и самые трудные монастырские послушания казались ему недостаточными для спасения души », — писал исследователь его жития Пётр Илинский , — и Тихон отправился в северо-восточные области Московского княжества , в костромские земли . По мнению Илинского, поводом к удалению Тихона из Москвы в костромской край могло послужить то обстоятельство, что в это время князь Бельский был подвергнут опале и заточён в Галиче .

Долгое время Тихон странствовал по костромским землям, и везде, где бы он ни останавливался для уединения, к нему приходили люди за наставлениями и благословениями . Не желая нарушить обет уединения и безмолвия, он шёл всё дальше. Тихон был отшельником , он бежал от мира, но мир настигал его. Тогда он смиренно говорил: «Отступитесь от меня, да не соблазнитеся, понеже сам я вельми грешен есть». Его влияние распространялось не путём наставлений и увещеваний, а благодаря примеру его подвижнической жизни.

Согласно Ветлужским летописям, «Тихон проходил через Шангу с проповедью о покорности боярину Галичскому Михаилу Мстиславскому и князю Московскому », был в Кажирове и в Никола-Быстрых, в Пышугской и Заводской волостях, где впоследствии ему было установлено ежегодное празднование. О пребывании Тихона в тех или иных местах говорят многочисленные народные предания и легенды, сохранявшиеся, по крайней мере, до середины XIX века. В одном из докладов Илинского подробно описано празднование Тихонова дня в селе Михайловицы Ветлужского уезда . Запись произведена со слов местного священника Копицинского. В этих местах бытовало предание о пребывании здесь Тихона и об избавлении им местного населения от змей. До настоящего времени существуют источники родниковой воды , по преданию найденные и расчищенные Тихоном: в Заволжском районе в селах Измайлове и Новлянском (Тихонов овраг), в Вичугском — в окрестностях Семигорья и Борщевки и в городе Родниках . В книге «Упраздненные монастыри Костромской епархии» описана «Космодемьянская пустыня» близ Середы Упиной Нерехтского уезда : «около 1852 года здесь была еще цела очень ветхая церковка, народ называет ее церковью преп. Тихона Лухского, который по преданию ее и устроил. Сохранилось также предание, что в Тихонов день каждогодно тут совершали литургию священники села Иванцево». По сведениям книги «Церкви Костромской епархии» (СПб., 1909), в селе Макаровском Юрьевецкого уезда в XIX веке имелась «деревянная исправленная в 1858 году церковь во имя преподобного Тихона Лухского». В храмах села Космодемьянского Заволжского района и села Михайловского Родниковского района существовали престолы в честь преподобного .

Обитель близ Луха

Палехская икона, начало XX века

Около 1493 года Тихон с разрешения местного землевладельца поселился в местечке Копытове, «что на три поприща от Луха » , где поставил келью . Это место Житие описывает как непригодное для земледелия: «И зело бяше нужно место то, бе бо бор велий и отнюд непотребно, понеже песок безмерен бяше ту, а на друзей стране реки места непроходимая и болота велия, и к земледельству отнюд неудобно» . Тихон избегал общения с местным населением и проводил время в молитвенных бдениях и трудах. Он возделывал маленький участок скудной земли и вырезал различные деревянные изделия («рукоделие токоренное » ), в том числе посуду. Свои работы он «полагал при дороге, и здесь же вместо них крестьяне покупали для него хлеб». Даровых приношений Тихон не касался . Напротив нынешнего монастыря, на другом берегу реки Луха, на месте первой кельи Тихона существовал «изрытый преподобным колодезь» .

Несмотря на стремление Тихона к уединению, к нему в пустынь пришли два инока, Фотий и Герасим, и подвижник ради них перешёл за три версты от Копытова, на более удобное место . Учениками Тихона были также Фаддей и Филарет. Названные ученики были прославлены в лике преподобных. Их имена сохранились в древнем синодике Тихоновой пустыни и на древней иконе преподобного Тихона . Подвижники добывали пропитание своим трудом . Вокруг Тихона постепенно собралось несколько иноков и образовался скит . Всё время своего жития под Лухом Тихон страдал от тяжёлой болезни: «И в болезни велицей сыи от прогрызныя лютости, но ни во дни, ни в нощи никогда же не преста от молитвы и коленных преклянии. Его же беду сию страшно бяше видети, нозе бо бяху ему развращенне, занеже лоно и со истоком водным толико распухло бяше, яко же от единаго мала пошествия в таковых болезнех случающимся умирати» (Житие) .

К 1498 году князь Фёдор Бельский был освобождён и становится владельцем местных земель ( Лух , Вичуга , Кинешма и Чихачев со смежными селениями). В духовном завещании великого князя московского Ивана III говорится, что эти земли были отданы Бельскому великим князем в приданое своей племяннице Анне Васильевне — дочери его сестры княгини Анны Рязанской (тоже Анны Васильевны). Вероятно, прежняя дружба воина Тимофея и князя Бельского, а также слава в народе о подвигах Тихона сыграли решающую роль в том, что князь подарил братии небольшой участок вблизи Копытова на слиянии рек Луха и Возополи . Здесь Тихон «устроил скит, собрал много учеников и богоугодно стал подвизаться в посте и воздержании» — писал Димитрий Ростовский . Так получил начало будущий Николо-Тихонов монастырь . Первой его постройкой на этой земле стала маленькая деревянная церковь во имя Николая Чудотворца (монастырь первоначально назывался Николаевским ).

Тихон отказался быть настоятелем , предпочитая до самой смерти оставаться простым рясофорным монахом . По словам Димитрия Ростовского, он не принял священнического сана . Тихон отказывался и от духовного окормления монахов и мирян: «Он же, бегая от них, и не беседоваше с ними ничто же развее единаго словеси его, еже „Отступите от мне, да не соблазнитеся, понеже муж грешен есмь“» (Житие), в то время как окормление духовных чад считалось важнейшей вехой биографии преподобного . Однако он по-прежнему оставался духовным наставником братии. «Нищета и труд — прямой путь к спасению», — говорил Тихон, и этот завет стал главным для обители на долгие годы. Собственность у монастыря появляется лишь в 70-х годах XVI века .

Едва передвигавший ноги старец, жалея своих учеников и животных, сам впрягался в ярмо : «Утешения же ради ученик своих сый муж словесен, безсловесных естеством подражая, и впрязашеся сам в ярмо оралное, и повелевая учеником своим управляти орало на себе, добре земли бразды делати» (Житие). Опасаясь славы, Тихон стремился сохранить своё поджижничество в тайне от местных жителей: «егда ощушаше како подзиратаев трудов своих пустынных, и, аще и нужно дело подлежимое, и та вся поверг и со ученики своими отбегаше, и скрыяся от человек» (Житие) .

Преставление

Согласно Димитрию Ростовскому, «Узнав заранее о своем отшествии к Богу и наставив учеников своих во всем, что могло служить к их душевной пользе, преподобный преставился в вечные обители » . Тихон преставился 16 (29) июня 1503 года, в день своего ангела . «Они были нищихнищайшие», — писал списатель рукописного Жития о насельниках обители. Нищета их доходила до такой степени, что преставившегося Тихона не в чем было похоронить. Но неожиданно явившийся посланник от епископа Суздальского Нифонта привёз монашеское одеяние для усопшего и гроб, сбитый железными гвоздями .

Творения

В Николо-Тихоновом монастыре более 400 лет хранились как реликвии предметы, вероятно, сделанные Тихоном:

  • Два ковша и блюдо, по преданию, сделанные Тихоном. По словам Петра Илинского , «Эти изделия отличаются правильностью размеров и чистотою отделки, они, могли бы называться точеными, если бы это искусство было известно в то время и в тех местах».
  • Особый поставец ( ковчежец ), имевший вид храма. На его стенках располагались клейма с иконописными изображениями праздников и других евангельских сюжетов. Поставец мог служить иконостасом в келье или дарохранительницей . Согласно Житию, это изделие было создано Тихоном и предвещало сооружение большого каменного храма в монастыре.
  • Четвероевангелие, по преданию, написанное рукою Тихона — высокохудожественный памятник письменности. Археографическая комиссия датировала его XV веком. На древней иконе Тихона с изображениями жития и чудес преподобного имелась надпись: «Преподобный работаше святыя книги в той пустыни и евангелитныя книги написа». Илинский подверг Четвероевангелие тщательному исследованию. По его мнению, с большой вероятностью памятник действительно принадлежал руке Тихона. Илинский так описывает Четвероевангелие: «Письмо тщательное, с разными украшениями и заставками перед началом Евангелий, и с изображениями — картинами евангелистов . Письмо Евангелий, особенно первых из них, отличается ровностью почерка и самих букв, приближающеюся к печатным изданиям». Для сравнения Илинский замечает, что в более поздних монастырских документах «нет той красоты и изящества в начертании литер, той правильности употребления титл, прямизны строк, тщательности украшений, которые в XV столетии отличали художественность скорее рисования, нежели списания священных книг».

Судя по изученным творениям, вероятно, созданным преподобным, Тихон был высокообразованой личностью и обладал высоким художественным мастерством. Многие документы и реликвии, связанные с преподобным Тихоном, хранившиеся в обители, в советское время были утрачены .

Чудеса, канонизация и память

Из «Жития Святых» Димитрия Ростовского , издание 1903—1911 годов
Неизрубаемая икона с подношениями, Николо-Тихонов монастырь

По словам Димитрия Ростовского, «Спустя много лет после кончины преподобного были открыты мощи его и стало совершаться от них много исцелений». Мощи преподобного были обретены нетленными при игумене Константине около 1566 года, и с этого времени начали праздновать его память . Но игумен Константин, который поставил мощи поверх земли, по преданию, был поражен слепотой. Получив прозрение, он сокрыл мощи преподобного в земле .

В 1570 году Тихон был причислен к лику святых Русской церковью . С этого времени монастырь стал называться Тихоновой пустынью . Было установлено празднование Тихонова дня: 16 (29) июня — в день его преставления и 26 июня ( 9 июля ) — в день обретения его нетленных мощей , а также (уже в Новейшее время ) 23 января ( 5 февраля ) — в Соборе Костромских святых и 7 (20) июня — в Соборе святых Ивановской митрополии .

В 1649 году было составлено его Житие с описанием 70-ти посмертных чудес . В Житии описание посмертных чудес преподобного превышает биографический текст более чем в три раза. При этом каждую из 44 главок, повествующих о посмертных чудесах, сопровождают подробные сведения об исцелённых .

В 1839 году чудовский иеромонах Тихон с другими вкладчиками соорудили новую металлическую чеканную раку для мощей преподобного .

При Советской власти во время закрытия монастыря рака преподобного была уничтожена, мощи утрачены .

В 1931 году большое количество икон, хранившихся в монастыре, было уничтожено — изрублено топорами. Согласно преданию, когда один из безбожников попытался разрубить икону святого Тихона, топор отскакивал от образа и не мог повредить его. Безбожник бросил икону и в ужасе бежал. Верующие тайно хранили чудотворную икону и позднее, после окончании гонений на Церковь, вернули её в монастырь. Эта икона, получившая название Неизрубаемая , является главной святыней Николо-Тихонова монастыря .

В честь преподобного Тихона назван основанный им Николо-Тихонов монастырь . Был закрыт в начале 1920-х годов . Возрождён в 1995 году .

В 1996 году было принято решение о строительстве храма во имя преподобного Тихона Луховского в городе Волгореченске Костромской области. В том же году был создан приход. Главными святынями церкви являются икона Божией Матери «Помощь в родах» и привезённая со святой горы Афон икона Божией Матери « Скоропослушница » ( список ) .

Считается, что источники, найденные и освящённые Тихоном, являются чудотворными, в их водах люди обретают помощь в душевных и сердечных болезнях. В деревне Вершинино Ивановской области находится источник, освящённый в честь преподобного Тихона .

Исследования

На рубеже XIX и XX веков член Костромской учёной архивной комиссии Пётр Илинский провёл исследование реликвий монастыря, древних книг и документов, рукописного Жития преподобного Тихона, написанного крестьянином Подмонастырской слободы в XVII веке, старинного Четвероевангелия руки преподобного Тихона, царских грамот и монастырских синодиков , писцовых книг крестьянина Дмитрия Горенкина и подъячего Луки Мартемьянова (Подмонастырская слобода, с 1571 года). В 1898 году были изданы исследования Илинского «Луховская Тихонова пустынь», «Житие Тихона Лухского, переложенное с рукописного варианта». Несколько его докладов на эту тему было издано в журнале заседаний Костромской учёной архивной комиссии .

Примечания

  1. Громова Г. . www.plyos.org. Дата обращения: 10 июля 2019. 5 августа 2016 года.
  2. .
  3. от 30 марта 2018 на Wayback Machine // Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Электронный каталог. Государственный институт искусствознания .
  4. Кузьмина, Мария . от 11 июля 2019 на Wayback Machine . 29 июня 2018 г. Православие.Ru .
  5. от 11 июля 2019 на Wayback Machine . Православный Церковный календарь. Православие.Ru .
  6. от 12 июля 2019 на Wayback Machine . Монастырский вестник — Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ.
  7. от 19 июля 2019 на Wayback Machine . Костромская митрополия .
  8. от 12 июля 2019 на Wayback Machine . Монастырский вестник — Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ.
  9. от 11 июля 2019 на Wayback Machine . Православная энциклопедия «Азбука веры».
  10. от 19 июля 2019 на Wayback Machine . Администрация Лухского муниципального района.
  11. от 29 декабря 2019 на Wayback Machine Кинешемская епархия. 12.10.2012.
  12. Дмитрий Сазонов, прот. от 29 декабря 2019 на Wayback Machine . Библиотека протоиерея Дмитрия Сазонова. 29.06.2017.
  13. от 3 ноября 2019 на Wayback Machine . Приход преподобного Тихона Луховского.

Источники

  • Житие преподобного, написанное крестьянином Подмонастырской слободы. XVII век.

Литература

  • // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. X: Июнь, День 16. — С. 389.
  • . — Кострома : В губернской типографии, 1888. — 18 с.
  • Илинский П. А. Луховская Тихонова пустынь Костромской губернии : История. — Кострома, 1898.
  • Илинский П. А. Житие Тихона Лухского, переложенное с рукописного варианта. — 1898.

Ссылки

  • . Православная энциклопедия «Азбука веры».
Источник —

Same as Тихон Луховской