Interested Article - Вертоград заключенный

Вертогра́д заключе́нный — икона Богородицы работы иконописца Оружейной палаты Никиты Павловца , написанная в 1670-х годах. Находится в собрании Государственной Третьяковской галереи , куда поступила в 1940 году из частного собрания московского коллекционера князя С. А. Щербатова .

Образ Богородицы «Вертоград заключенный» основан на популярной в западноевропейском искусстве иконографии hortus conclusus . В Православной церкви икона Богородицы «Вертоград заключенный» почитается как чудотворная , её празднование совершается 14 марта по юлианскому календарю .

Описание иконы

Икона написана на цельной липовой доске, имеет две торцевые шпонки . Иконная доска двойная — с тыльной стороны к липовой доске приклеена кипарисовая . Икона имеет небольшие размеры — 32,5 на 28,5 см. Средник иконы, её поля и торцы оклеены цельным куском залевкашенной паволоки , частично повреждённой.

В целом сохранность иконы оценивается как хорошая :636 . Внизу иконы вдоль лузги помещена киноварная надпись: « …го писал сии образ иконописец Никита Иванов сын Ерофеев Павловец » . В отличие от имени мастера, имя заказчика иконы неизвестно. На верхнем поле золотой вязью выполнена надпись: «Образ Пресвятыя Богородицы Вертоград Заключенный». Главной утратой живописи иконы является изображение Святого Духа в виде голубя, располагавшееся в верхней части иконы, в арке над фигурами ангелов. От него сохранились только фрагменты с изображением крыла и головы с красным глазом.

Ваза с гвоздиками и тюльпанами

Изображение райского сада на иконе дано в аксонометрической перспективе . Сад, изображённый на иконе в виде регулярного , написан под влиянием многочисленных дворцовых и боярских садов, современных иконописцу . Ближайшим его прототипом называют Царицын луг в Замоскворечье (большой царский сад, располагавшийся напротив Кремля ) . На боковых грядках сада помещены 12 деревьев. Сад имеет четырёхугольную форму, огорожен золотой оградой с серебряными балясинами. Ограду украшают золотые вазы с гвоздиками и тюльпанами . В саду произрастают цветы и находится водоём, у которого помещены вазы с цветами, аналогичными украшающим изгородь. Водоём, расположенный в нижней части иконы, заменяет часть ограды. По сторонам сада изображены светло-зелёные холмы с редкими кустарниками и деревьями.

В водоём выступает площадка, похожая на амвон , на которой стоит Дева Мария в царских одеждах: нижняя одежда из тяжёлой зелёной парчи , расшитой крупным серебряным растительным узором, мафорий малинового цвета выстлан золотом, подкладка мафория и головной плат розовые, расшитые серебряными звёздами . По мнению профессора Российской академии живописи, ваяния и зодчества В. Г. Брюсовой , лик Богородицы тщательно проработан и написан в ушаковской манере . Над головой Богородицы изображены два ангела , венчающие её короной . В правую руку Богородицы помещена красная гвоздика. На руках Богородицы находится Богомладенец в царских одеждах и в короне. Его правая рука сложена в благословляющем жесте , а в левой помещена держава . Младенец Иисус и ангелы одеты в хитоны и гиматии , изображённые в светло-зелёных, розовых и алых тонах с золотыми пробелами.

На заднем плане помещено изображение неба в голубоватых тонах с розовыми отблесками. На нём изображены серебряные звёзды, луна (справа) и солнце (слева). Небо выходит за пределы иконного ковчега и продолжается на верхнем поле иконы, где его обрамляет трёхлопастная арочка с золотым барочным орнаментом.

Символизм

Название иконы основано на стихах книги « Песнь песней Соломона », в которых приводится описание рая :

Вертоград заключен, сестра моя невеста, вертоград заключен, источник запечатлен. Леторасли твоя сад шипков с плодом яблочным, кипри с нардами , нард и шафран , трость и киннамон со всеми древами ливанскими, смирна , алой со всеми первыми миррами, источник вертограда, и кладязь воды живы и истекающия от Ливана

В буквальном прочтении в тексте «Песни песней» « изображается взаимная пламенная любовь жениха и невесты, завершившаяся брачным союзом; в женихе видят обыкновенно самого Соломона , а в невесте — одну из его жен, называемую в «Песни песней» Суламитой » . В святоотеческих толкованиях «Песни песней» образы невесты и сада связываются с Богородицей. В этом толковании на её приснодевство указывают слова «вертоград заключен, источник запечатлен», а садовый источник живых вод — это Иисус Христос , который входит в сад, не нарушая девства Богородицы .

В православных песнопениях образ вертограда также связывается с Богородицей: « Вертоград затворен Тя Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным, премудрый в песнех поет: тем же яко сад жизни, воплощается Христос » . Кроме того, в гимнографических образах рая часто приводится образ ограждённого сада, так как ограда связывается со спасением и изоляцией от греха .

Символика иконы Никиты Павловца

Фрагмент иконы

По мнению искусствоведов В. И. Антоновой и Н. Е. Мнёвой , икона Никиты Павловца основана на западноевропейских образцах данной иконографии (по мнению научного сотрудника ЦМиАР С. Н. Липатовой, ближайшим по иконографии примером является миниатюра из сборника песнопений братии монастыря Пюи-ле-Шан из Амьена , 1517 год ), а не копирует изображение Богородицы в райском саду в окружении двух ангелов, известное по православным иконам Страшного суда (об аналогах иконы Никиты Павловца см. ниже). При этом им был создан ряд символических деталей :645 :

Искусствовед указывает, что :649

на иконе Никиты Павловца представлено изображение неразрывной связи вечных священных образов: Богоматерь — древо жизни — райский сад — Церковь, позволяющее представить историю мира как историю единой Церкви, как „насаждение“ идеи грядущего Царства Небесного — возвращение обновлённого Рая.

Источники сюжета и аналоги иконы

Сама композиция основана на популярной в западноевропейском искусстве иконографии hortus conclusus (изображение Девы Марии с младенцем Иисусом в прекрасном саду, огороженном высоким забором, часто в окружении святых жён и ангелов). Православная иконография Богородицы не имеет традиции подобных изображений, хотя образ «Богоматерь Вертоградская» известен по рукописному иконописному подлиннику XVIII века из собрания С. Г. Строганова , в котором данный образ именуется чудотворным :639 . Историк искусств Д. А. Ровинский указывает, не приводя примеров, что иконописный тип «Богоматерь Вертоградская» (или Садовница) известен и по строгановским иконам .

Историк византийского и древнерусского искусства Н. П. Кондаков отмечает, что « в русской иконографии образы „Рая“ в виде Богоматери, сидящей на престоле, поставленном в саду, и изображённой с тем же жестом умилённо раскрытых перед грудью рук, с двумя поклоняющимися ангелами по сторонам <…> помещается в кругу » . Примерами таких изображений являются :

Списки иконы «Вертоград заключенный», близкие по времени создания к иконе Никиты Павловца, неизвестны . Однако образ Богородицы «Вертоград заключенный» помещён в центральном верхнем картуше иконы Богоматери Ильинской Черниговской, поднесённой черниговским игуменом Лаврентием (Крщановичем) в 1696 году Петру I в память об Азовских походах .

Близким по времени к созданию иконы является сборник проповедей игумена Киево-Пустынно-Николаевского монастыря Антония Радивиловского «Огородок» (или «Сад Марии Богородицы»), впервые изданный в типографии Киево-Печерской лавры в 1676 году . Титульный лист издания украшен гравюрой с изображением Иисуса Христа, собирающего цветы в райском саду. Композиция сопровождается библейскими цитатами: у образа Богородицы «Знамение» , осеняющего композицию, надпись — «Гряди юже и повей в вертограде моем» ( Песн. ), а вокруг образа — «Вертоград заключен» ( Песн. ) .

Почитание

Икона Никиты Павловца является единственным сохранившимся образом с таким названием. Сведения о наличии каких-либо списков отсутствуют, несмотря на упоминания, без каких-либо описаний, о чудотворном образе «Богоматерь Вертоградская» в иконописном подлиннике XVIII века из собрания С. Г. Строганова , сочинениях С. Моховикова, Д. Ровинского и Е. Поселянина :638—639 . По мнению искусствоведа , в XVII веке могли существовать схожие иконы с изображением Богородицы в райском саду :639 . Увлекавшийся иконописью писатель Н. С. Лесков в своей повести « Запечатленный ангел » ( 1872 год ) пишет о чтимой старообрядцами иконе « с греческих переводов старых московских царских мастеров » (к таким относятся иконописцы Оружейной палаты XVII — начала XVIII вв.) со схожим сюжетом, но отличиями в важных деталях композиции: « …Пресвятая Владычица в саду молится, а перед Ней все древеса кипарисы и олинфы до земли преклоняются » .

Празднование иконе «Богоматерь Вертоградская» совершается 14 марта (по юлианскому календарю ). Перед этой иконой Богородицы верующие молятся о душевном умиротворении и за своих умерших близких . Иконе написаны молитва и величание .

Комментарии

  1. Данная практика появилась у мастеров Оружейной палаты со второй половины XVII века (Реставрация станковой темперной живописи / Под ред. В. В. Филатова. — М., 1976. — С. 21), и таким образом в 1674 году Никита Павловец укрепил древний образ Влахернской Богородицы ( Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII века: Словарь. — С. 195. ).
  2. Перевод: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами; садовый источник — колодезь живых вод и потоки с Ливана».
  3. В иконографии Страшного суда Богородица в вертограде является традиционным иконографическим сюжетом. На ранних иконах этот образ не отделяется от лона Авраамова , а позднее он переносится на место Горнего Иерусалима . (см. Давидова М. Г. . Дата обращения: 11 июля 2011. ).
  4. Имеются современные примеры икон на сюжет Богородицы «Вертоград заключенный»: , , .

Примечания

  1. Тарасова Е. Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. VIII : « Вероучение Владимиро-Волынская епархия ». — С. 19—20. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-014-5 .
  2. Турцова Н. М. // Труды Отдела древнерусской литературы / Российская академия наук. Институт русской литературы (Пушкинский Дом). — СПб. : Дмитрий Буланин, 2004. — Т. 56 . — С. 635—657 . 11 марта 2022 года.
  3. // Словарь русских иконописцев XI—XVII веков. — М. : Индрик, 2003. — С. 219—222 . — ISBN 5857592135 .
  4. Лисовой Н. Н. , Соколова Т. А. Три Рима. — М. , 2001. — С. 428—429. — ISBN 5224014204 .
  5. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи: Опыт исторической классификации. — М. , 1963. — Т. 2. — С. 391—392.
  6. Брюсова В. Г. Русская живопись 17 века. — М. : Искусство, 1984. — С. 47.
  7. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  8. 1-й тропарь 9-й песни канона Октоиха 8-го гласа в субботу на повечерии.
  9. Липатова С. Н. . Православие.Ru . Дата обращения: 5 июня 2011. 5 декабря 2011 года.
  10. Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. — Киев, 1994. — С. 41.
  11. Из видения Андрея Юродивого , цитируется по: Ад и рай: Святоотеческое учение об аде и рае. — М. , 2003. — С. 51.
  12. Ровинский Д. А. Русские народные картинки. — СПб. , 1881. — С. 678.
  13. Звёздова Ю. Н. . Дата обращения: 7 июня 2011. 18 августа 2011 года.
  14. Лесков Н. С. Запечатленный ангел. — М. , 1982. — С. 71.
  15. . Дата обращения: 11 июля 2011. 31 августа 2011 года.

Литература

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме
  • Липатова С. Н. . Православие.Ru . Дата обращения: 5 июня 2011.
  • . . Дата обращения: 5 июня 2011. 18 августа 2011 года.
Источник —

Same as Вертоград заключенный