Солнечные затмения XIX века
- 1 year ago
- 0
- 0
«Дни затме́ния» — советский художественный фильм режиссёра Александра Сокурова , снятый в 1988 году по сценарию Юрия Арабова при участии Петра Кадочникова , Аркадия и Бориса Стругацких (по мотивам повести братьев Стругацких « За миллиард лет до конца света »).
В 2000 году фильм «Дни затмения» был включён в список ста лучших фильмов за XX век истории отечественного кинематографа по версии гильдии кинокритиков России.
Действующие лица: геолог Вечеровский, военный инженер Снеговой и главный герой, детский врач Дмитрий Малянов, попавший в крайне чуждую для него среду, в чужой, враждебно настроенный к нему захолустный туркменский город, почти деревню. Будучи доктором, он ежедневно сталкивается с множеством людей и непонятной для него, почти «варварской» азиатской действительностью. Вокруг халупы, развалины, убогие дома из глины и фанеры, пыльные просёлочные дороги, лица без выражений и смысла.
Повествование ведётся в полу документальной манере, где смешаны чёрно-белые (в тоне сепии ) и цветные кадры, иногда плавно меняющие цвет, показана жизнь заштатного городка в Туркмении (съёмки происходили в городе отрочества Сокурова, Красноводске ) на берегу Каспийского моря . Вокруг главного героя десятки больных детей, кошмарные картины психиатрической клиники среди выжженной пустыни : человеческой и реальной. Действие происходит на фоне густого смешения звуков (характерного для ранних работ Сокурова), постоянно в действие картины вторгается ретрансляция , симфоническая музыка и многоголосная речь на самых разных и неожиданных языках мира.
Временами доктор ещё порывается что-то писать и как будто даже практикует, лечит детей, но похоже, что смысл жизни для него утерян, а конец света в этом заброшенном углу уже давно наступил. Наподобие стоп-кадра , в течение фильма постоянно вторгаются длинные монологи героев, останавливающие развитие сюжета. Затем следует появление больного мальчика (то ли ангела , то ли призрака ), задающего недетские вопросы, а в конце фильма — вознесение ангела-хранителя Малянова.
Фильм «Дни затмения» Александр Сокуров посвятил ленинградскому врачу — Людмиле Яковлевне Русиновой .
Музыкальное наполнение фильма «Дни затмения», как и во всех ранних кинофильмах Сокурова, несёт на себе важнейшую нагрузку и состоит из нескольких разнородных пластов, которые являются не столько звуковым фоном, или оформлением, сколько носителем смысла и эмоциональным транслятором, важным для восприятия визуального подтекста киноленты. Органично и содержательно музыка вплетена в зрительные образы и наполняет их сторонним (авторским) внутренним смыслом. Едва лишённая звука, «картинка» фильма резко «приземляется» и начинает восприниматься как обычная хроника позабытого и заброшенного захолустья далёкой советской провинции.
В конце 1987 года режиссёр обратился к молодому петербургскому композитору Юрию Ханону , тогда ещё студенту ленинградской консерватории , с предложением написать музыку к кинофильму «День затмения» (рабочее название) . Это была не первая попытка совместной работы режиссёра и композитора. Годом ранее Сокуров уже обращался к Юрию Ханону с предложением написать музыку к фильму « Скорбное бесчувствие ». Но тогда по причине резкого отказа студента работать «оформителем картинок в кинематографе» сотрудничество не состоялось.
Описывая композитору желаемую музыку к «Дням затмения», Сокуров высказал достаточно расплывчатое пожелание написать, в числе прочего, «что-нибудь» для аккордеона . При этом он следовал своему внутреннему видению какая должна быть музыка с использованием этого инструмента . В итоге, результат — написанная музыка — превзошёл все ожидания режиссёра:
…Никогда прежде я не работал с композиторами так много, и я был поражён его (прим. Юрия Ханона) пониманием поставленной задачи и исключительным, удивительно чётким и точным результатом работы — прямым попаданием в цель. Всё — и оркестровка , и аранжировка , и выбор инструментов — всё было сделано с потрясающей точностью и в соответствии с замыслом. Думаю, что «звук» в фильме, не меньше чем зрительные образы, призван не столько эмоционально будоражить и встряхивать зрителя, сколько занять своё независимое семантическое значение. Духовность фильма обретает себя — в звуке.
— А. Сокуров. 26 сентября, 1988. — Журнал «Арс», № 12, 1988. Латвия .
Самая запоминающаяся музыкальная тема «Дней затмения» — полётная, словно парящая над землёй «вальсовая» мелодия под странным, на первый взгляд, названием: «Одна, отдельно взятая голова» с солирующим аккордеоном — представляет собой некую формообразующую смысловую арку: она звучит в начале (музыкальном прологе) фильма, в середине и в финале . Смысловая и эмоциональная насыщенность музыки значительно превосходит собственную звуковую основу, в результате чего любой видеоряд, погружённый в неё, воспринимается совершенно иначе, под другим углом зрения, превращаясь в отдельный кино- клип . Вокальные соло исполнял сам автор искажённым голосом ( фальцетом ), что дополнительно усиливало эффект жёсткого, экспрессивного отстранения и остранения картин гибнущего мира, нарисованных Сокуровым.
…Его музыка к Дням затмения и спустя десять лет остаётся новаторской и, страшно сказать, гениальной. Ю. Х. говорил, что писал эту музыку не к сценарию и не к киноизображению, а к лицу Сокурова. Поэтому первый — он же основной — музыкальный фрагмент был назван композитором «Одна, отдельно взятая голова». Эпический пафос «Дней затмения» задан именно интонацией этого фрагмента. Камера парит в небе, сквозь детские голоса прорывается протяжный вопль (это не баба орёт, а сам Ю.Х. ) и стихает вместе с ударом о землю. И начинается музыка…
— Ирина Любарская . Новейшая история отечественного кино.
Все сцены фильма с музыкой Ханона производят сильное эмоциональное впечатление, и довольно трудно сказать, что в них преобладает — музыкальная или визуальная часть. Собственно говоря, музыка Юрия Ханона выполняет в этом фильме роль некоего цветового фильтра или смысловой призмы, сквозь которую зритель и воспринимает видеоряд Сокурова.
…Неведомое ранее мне волнение испытываю, когда представляю себе блестящее будущее совсем ещё молодого, но уникально талантливого композитора Юрия Ханина, ленинградца. Сквозная мелодия пластинки, как одинокий голос, живущий в человеке, напоминает о величайшей грусти размышлений о конечности жизни и о величии одухотворённой талантливости — это фрагменты сочинений Ханина к фильму «Дни затмения».
— А. Сокуров, аннотация к пластинке «Одинокий голос человека»
Рядом с музыкой Юр. Ханона в фильме присутствуют фрагменты из «прежде существовавшей музыки»: произведения композиторов-классиков (« Баркарола » из « Сказок Гофмана » Жака Оффенбаха , фортепианный романс Шумана Fis-dur Ор. 28 № 2), популярные песни (русская народная песня «Выйду на улицу», версия песенки про трёх поросят) и среднеазиатская народная музыка. Эти, скажем так, вставные номера (как в опере или балете ) также играют свою определённую роль. Они вносят в фильм элемент дополнительного отстранения, следуя принципу контрастного сопоставления и приглашая зрителя немного развеяться, «отвлечься» и взглянуть на окружающие вещи, окружающий мир, чуть более поверхностно и обобщённо.
В фильме (в большинстве) заняты непрофессиональные актёры. Кинокартина снималась весной-летом 1988 года в городе Красноводске (Туркмения).
Как и в большинстве работ Александра Сокурова, сначала отснятый материал, а затем и смонтированное кино оказалось очень сильно обособленным не только от литературного первоисточника, но и от киносценария (работы Юрия Арабова ). Впрочем, каких-то возражений от братьев Стругацких не последовало.
1—5 декабря 1988 года в Москве (ДК ЗВИ) со скандальным успехом были проведены четыре симфонических концерта композитора Юрия Ханина «Музыка собак», приуроченных к премьерным дням фильма . Тремя месяцами позднее (в феврале 1989 года ) аналогичная акция была проведена также и в Свердловске .