Interested Article - Горакшанатх
- 2020-04-23
- 1
Горакшанатх ( хинди गोरखनाथ) ) (Горакша ( санскр. गोरक्ष) ), Горакхнатх) — один из махасиддхов , почитаемых как в индуизме, так и в буддизме (ваджраяна), ученик Матсьендранатха , основатель традиции натхов , ордена канпхатов или даршани , а также нового направления в тантре, в котором используются шабар-мантры, и хатха-йоги , элементы которой практиковали во многих религиозных традициях, таких как шиваизм , суфизм , буддизм и др.
Имя «Горакша» состоит из двух частей: «го» ( санскр. गो ) — вселенная, чувства, тело , и «ракша» ( санскр. रक्ष ) — владыка, защитник , что буквально переводится как «защитник вселенной» или «владыка чувств».
Горакшанатха в Индии считают покровителем всех йогинов . Также его почитают в традиции буддизма ваджраяны . Предания о нём широко распространены и разнообразны. Особенно много их в Непале , Бенгалии , западной Индии , Синде и Пенджабе . Биография Горакшанатха помещена в жизнеописании 84-х махасиддхов .
Биография
Точное время и место жизни Горакшанатха не установлено. Натхи считают, что Горакшанатх являлся во все мировые эпохи — четыре юги . Современные исследователи на основе анализа сохранившихся легенд и преданий, а также археологических данных делают вывод, что Горакшанатх жил не позднее 1200 года н. э. и родился в Восточной Бенгалии.
Тексты
Горакшанатха считают автором таких текстов, как: «Горакша-самхита», « Горакша-шатака », «Горакша-паддхати», « Сиддха-сиддханта паддхати », «Вивека-мартанда», «Йога-мартанда», «Йога-чинтамани», «Джняна-амрита», «Аманаска», «Атмабодха», «Горакша-сахасранама», «Йога-биджа», «Йога-сиддханта-паддхати», «Амараугха-прабодха», «Горакша-пиштика», «Горакша-гита», «Горакша-вачана-санграха», «Горакша-упанишада», «Аманаска-йога», «Хатха-йога» и др.
Многие другие труды основаны на учении Горакшанатха: «Свара-тантра», «Горакша-пурана», «Джняна-санкалини», «Йога-махима», «Горакша-тантра», «Адинатха-самхита», «Кальпадрума-тантра», «Шабар-чинтамани», «Вивека-дарпана», «Натха-сутра» и др . При этом точно установить, кто являлся автором затрудтинельно.
Горакша говорит в Хатха-йога-прадипике: «Существует столько Асан , сколько различных видов материальных тел обусловленных материей существ (джива-атм). Шива говорил о 8400000 Асанах и только он знал их. Из этого числа он отобрал 84, из которых 4 являются наиболее важными и полезными. Эти четыре — Сиддха, Падма, Симха и Бхадра Асаны — самые лучшие» .
Горакша-вачана-санграха
Сборник высказываний Горакшанатха и наставлений в практике йоги. В тексте раскрывается понятие Абсолюта (Шивы), как реальности находящейся вне каких-либо воззрений и описаний. Проявляется Абсолют благодаря своей Шакти . Живые существа по определению Горакшанатха являются не только частицей Абсолюта, но и самой совершенной его частью, так как в них реализуется трансцендентный союз Шивы и Шакти. В тексте даётся определение Атмана , как корня всего сущего и принципы его постижения. Также описывается тайна и значение звука ОМ и излагаются принципы работы с тонким телом , дыханием и определение состояния самадхи . Далее Горакшанатх даёт наставления по шести разделам йоги ( асана , пранаяма , пратьяхара , дхарана , дхьяна и самадхи) а также яме и нияме (запретам и предписаниям). Также описываются локализация чакр и в тонком теле человека и процесса пробуждения Кундалини . Даются наставления по практике мудр и лайя-йоге . В заключение Горакшанатх определяет признаки авадхута -йогина и напоминает о величии истинного Гуру, только милостью которого возможно достичь высшего состояния и всех совершенств.
Йога-биджа
В начале текста упоминается Адинатха, ведущий диалог с Богиней. Текст содержит наставления по йога-садхане и описание техник, однако подчёркивается что те или иные практики должны быть получены от Гуру. Как результат йога-садханы появляются мистические силы ( сиддхи ), которые разделяются на кальпита и акальпита, то есть полученные через алхимию, аскезы, мантры и т. д. и сиддхи, которые йогин обретает, следуя естественному пути ( сахаджии ). Подчёркивается также важность подготовки тела посредством практик хатха-йоги, в результате чего тело, достигая совершенства, становится «прочнее самого прочного и тоньше самого тонкого».
Горакша-упанишада
Текст написан на смеси языков раджастхани и хинди . Он построен в виде диалога Вимала Дэви и Горакшанатха. В начале текста объясняется значение имени Горакшанатха, принципов сотворения Вселенной, описывается что такое Творец и Божество. Затем даются определения сущности девяти Великих Натхов, как принципов мироздания имеющих один источник. В конце даются наставления для учеников и различные пути постижения высшей реальности, а также определение брахмана , как повелителя йогинов, постигшего проявленного в качествах Бога.
Вивека-мартанда
Текст «Вивека-мартанда», содержащий двести три строфы, дает подробное описание практик йоги, рассматривая её как путь к освобождению, прекращающий страдания и ведущий к соединению дживатмана (индивидуальной души) и Параматмана (Абсолюта) . Подчеркивается, что эти знания получены от самого Адинатха, то есть бога Шивы. В отличие от « Йога-Сутр » Патанджали в Натха-сампрадае йога состоит из шести частей: асаны, пранаямы, пратьяхары, дхараны, дхьяны и самадхи, а количество ям, как и ниям, равно не пяти, а десяти. Также подчеркивается необходимость почитания Гуру и Шивы перед тем, как приступать к любому занятию.
В тексте подробно описывается расположение пяти элементов в чакрах, сходное с описанием в « Хатха-йога прадипике » и тантрических традициях. Ниже области пупа находится канда-йони, где берут начало 72 тысячи нади, энергетических канала тонких тел человека. Основными из них считаются десять, по которым течет также десять видов вайю: пять основных пран и пять дополнительных.
Также приводится практика «аджапа-джапы», при которой непрерывное повторение мантры «Со Хам» ("Я Есмь") сопровождается уникальной техникой: на вдохе огонь апаны следует поднимать вверх, а на выдохе вести прану вниз. Так достигается их подобие и пробуждение Кундалини, которая описывается как свернутая в восемь оборотов.
Для эффективной практики, обретения здоровья и долголетия, приводятся советы по правильному питанию и дается подробное описание различных мудр и бандх.
Важное место отводится работе с солнечной, лунной и огненной энергиями в теле. Пранаяма приводит к состоянию пратьхары, в котором останавливается движение ума и наступает состояние дхараны. Далее следует детальное описание медитации на пять элементов. Переходя к дхьяне, йогин может созерцать Атман в девяти чакрах тела, что приводит к восьми различным сиддхам (чудесным проявлениям). Заканчивается текст описанием состояния самадхи.
Примечания
- ↑ .
- , с. 15.
- .
- , с. 413.
- , с. 91.
- ↑ , p. 228.
- .
- , p. 250.
- , с. 69.
- , с. 661,662,685,687.
- , с. 8.
- , с. 66.
- , с. 688.
- .
Литература
- Абхаядатта. Буддийские мастера–маги. Легенды о махасиддхах / Пер. с англ. Ю. Воротниковой. — М. : Ориенталия, 2011. — С. 55—59. — 208 с. — ISBN 978–5–91994–010–4.
- Борислав (Борис Мартынов). Йога. Источники и течения. Хрестоматия.. — М. : Йогин, 2009. — С. 69. — 440 с.
- Махант Аведьянатх. Введение в натха-йогу. Шива таттва / Пер. с англ. Йоги Матсьендранатх Махарадж, Вирати-Натхини. — М. : Ритамбхара, 2006. — 104 с.
- , Свами Сатьянанда Сарасвати . Хатха Йога Прадипика с комментариями. — Саттва, 2002. — 672 с. — ISBN 5-901518-04-7 .
- George W. Briggs. Gorakhnāth and the Kānphaṭa Yogīs. — Motilal Banarsidass Publ, 1998. — ISBN 9788120805644 .
- Банерджи Акшая Кумар. Философия Горакхнатха / пер. с англ. Гуру Йоги Матсьендранатха Махараджа, В.Л. Зернова, В.В. Кириллиной. — М. : Международный натха-йога центр, 2015. — 448 с. — ISBN 978-5-905006-03-6 .
- Классические тексты натха-сампрадайи: Горакша-вачана-санграха; Горакша-упанишада; Йога-биджа; Горакша-йога / пер. с санскрита . — М. : Международный натха-йога центр, 2012. — 111 с. — ISBN 978-5-905006-01-2 .
- Сиддха-сиддханта паддхати и другие тексты натха-йогинов / пер. с санскрита и коммент. . — М. : Международный натха-йога центр, 2009. — 278 с. — ISBN 978-5-91680-005-0 .
- / Пер. с англ. А. Гарькавого. — М. : ФАИР-ПРЕСС, 2002. — С. 637. — 728 с. — ISBN 5-8183-0397-7 .
- Шекх Пхойджулла, Шэх Фаузулла. Победа Горокхо: Горокхо биджой / Пер. с бенг., вступ. ст., коммент. И. А. Товстых. — М. : Наука, 1988. — ISBN 9785020167100 .
Ссылки
- от 17 февраля 2015 на Wayback Machine — русскоязычный портал о Традиции Натхов
- 2020-04-23
- 1