Interested Article - Индуизм в России
- 2020-08-29
- 1
Индуизм в России исповедуется, как представителями немногочисленной индийской диаспоры , так и новообращёнными коренными россиянами. Индуизм впервые пришёл в Россию в XVI веке , вместе с индийскими купцами. В XVII веке в Астрахани появилось индийское подворье, на территории которого действовал индуистский храм . Индийцам было дозволено совершать религиозные обряды в соответствии с индуистскими традициями и обычаями, из царской казны им предоставлялись ссуды, они платили небольшой оброк и были освобождены от других податей и каких-либо повинностей ( воинская обязанность и т. д.)
В 1788 году была впервые переведена Петровым и издана на русском языке « Бхагавадгита » — один из базовых текстов индуистской философии , почти сразу же после перевода ее на английский в 1785 году Уилкинсом . В последующем интерес к «Бхагавадгите» усиливался — было издано более 5 различных её переводов. Индуистские эпосы « Махабхарата » (частью которого является «Бхагавадгита») и « Рамаяна » входили в программу по истории в русских гимназиях и университетах XVIII—XX веков .
Наиболее крупной индуистской религиозной организацией в современной России является Международное общество сознания Кришны (ИСККОН), представляющая традицию гаудия-вайшнавизма . Также имеются последователи других вайшнавских организаций (например, Шри Чайтанья Сарасват Матх , Шри Гопинатх Гаудия Матх и Международное общество чистой бхакти-йоги ), шиваитских направлений и гуру — Лингаята , Натха , Шивая Субрамуниясвами и Тантра-сангха , а также таких неоиндуистских движений и гуру, как Брахма Кумарис , Миссия Рамакришны , Ашрам Шри Ауробиндо , Ананда Марга , Сахаджа-йога , Центр Шри Чинмоя , Шри Рамана Махарши , Парамаханса Йогананда , Свами Вишнудевананда , Хайдакхан Бабаджи и Сатья Саи Баба . Многие из них входят в Совет индуистских общин России .
Количество организаций и последователей
По данным Государственного департамента США на декабрь 2005 года, в России существовало 78 официально зарегистрированных религиозных организаций кришнаитов, две тантрических организации, 20 официально зарегистрированных центров Брахма Кумарис, один центр Миссии Рамакришны (в Москве), один центр Ананда Марги (в Барнауле ) и два центра Тантра-Сангхи — в Москве и Нижнем Новгороде .
Совет индуистских общин России, основываясь на данных Всероссийской переписи населения 2010 года , насчитывает в России 140 000 последователей индуизма и отмечает продолжающийся заметный рост их количества .
В 2012 году социологи из Института Европы РАН и независимой социологической службы «Среда» провели исследование о количестве последователей различных религий в России. Социологический опрос проводился среди городского и сельского населения в возрасте от 18 лет и старше в 79 субъектах РФ (всех субъектах РФ кроме Чечни , Ингушетии , Чукотского и Ненецкого округов ). В ходе опроса 0,09 % опрошенных назвали себя последователями индуизма, кришнаизма и других «восточных религий и практик». Для сравнения, буддистами себя назвали 0,49 % опрошенных .
Согласно сайту Совета индуистских общин России, по данным на январь 2019 года в России насчитывалось около 100 официально зарегистрированных индуистских религиозных организаций .
История
Отдельные учёные возводит истоки индуизма ( ведизма ) в России к древности. Согласно арктической гипотезе , Веды и иные основы индуизма индоарии унаследовали от общих со славянами предков, пришедших в Индию с территории Севера России. Отмечается теснейшее родство индуизма с древнеславянской религией .
- XVI—XVII века
Классический индуизм впервые пришёл в Россию в XVI веке , вместе с индийскими купцами . Большая часть приехавших из Индии купцов, вероятно, были индусами. В это время в Индии правила мусульманская династия Великих Моголов , и индусы подвергались гонениям по религиозным мотивам. Тогда как в русском государстве, особенно при Петре I , индусам жилось заметно легче, чем в самой Индии. Пётр указывал властям «Держать к ним ласку и привет добрый и оберегать, чтобы им ни от кого обид не было». Вместе с тем, индийские купцы не занимались проповедью своей веры. Не сохранилось свидетельств того, что кто-либо из русских принял индуизм . Законодательство Российской империи разрешало иностранцам исповедовать свои верования, но запрещало вести миссионерскую деятельность.
Польский историк Ян Потоцкий , служивший в русском Министерстве иностранных дел при Александре I и побывавший в Астрахани в 1797 году писал: «Большая часть индийцев, живущих в Астрахани, родом из Мультана . У них есть брамины , кающиеся, вода из Ганга , одним словом, все что принадлежит к их религии. Я видел, как они вечером молились Вишну . В их божественной службе есть наружное великолепие, сколько позволяют место и обстоятельства… Они часто покупают птиц и выпускают их на волю, кормят собак, бегающих по улицам, и вообще оказывают великую привязанность к животным… Они почитают себя весьма счастливыми, если у них есть платье тёмно-зелёное или алое, два цвета, которые они весьма любят. Когда они умирают, тела их предают огню, и пепел отправляют в Индию». Однако, до разрешения в 1683 году кремирования , индийцы не имели возможности вывозить пепел на родину и хоронили его на восточной окраине Кулаковского бугра.
Они имели свой собственный храм («кумирница»), в котором были установлены мурти , проводились индуистские богослужения, читались священные тексты . Свидетельством существования в Астрахани индуистского храма являются сделанные в начале XIX века гравюры и рисунки «видописца» Емельяна Корнеева. Среди его работ существуют две гравюры, созданные в 1809 году и изображающие индуистское вайшнавское богослужение в храме в Астрахани. Аналогичный изображению на «индийских» гравюрах Корнеева сюжет содержится в наброске, сделанном в XVIII веке рисовальщиком и гравёром Х. Г. Гейслером , путешествовавшим по России вместе с известным учёным-энциклопедистом и географом Петром Палласом (1741—1811) . Купцы-индусы Астрахани и члены их семей поклонялись Кришне и Раме и следовали традициям вайшнавизма . Здание храма существует в Астрахани и в настоящее время, российские вайшнавы планируют открыть в нём музей индуизма .
В « Ключарёвской летописи » сообщается, что первые индийские купцы прибыли на юг России, в Астрахань , в 1615—1616 годах, хотя есть мнение, что данное событие восходит к 1560-м годам. По свидетельству голландского ремесленника и путешественника Яна Янсена Стрейса индийцы прибывали «в Астрахань по Каспийскому морю на кораблях… На их судах весьма трудно переплыть море, они должны все время идти по ветру, а ставить паруса при боковом ветре они не могут, не подвергая себя опасности перевернуться»
Историки спорят, в каком году точно был построен первый индийский гостиный двор и из какого материала. Так, Васькин Н. в своей книге «Заселение Астраханского края» со ссылкой на «Ключарёскую летопись», что взамен деревянных торговых рядов, существовавших ещё в XVI веке «В 1625 году персияне, армяне и индийцы построили… гостиные дворы: армянские, персидские и индийские каменные по обряду азиатскому, неподалёку от Спасского монастыря». Однако Даркевич В. П. в книге «Астрахань — ворота на Восток» приводит несколько иные сведения, также ссылаясь на «Ключарёскую летопись»: «В 1649 году местные власти обустроили индийский гостиный двор с деревянными избами, лавками да складами». В Астраханском государственном объединённом историко-архитектурном музее-заповеднике (АГОИАМЗ) считают, что первый « индийский двор » в Астрахани был создан 1649 году местными властями с деревянными избами для жилья и торговыми лавками.
Тем не менее гостиные дворы находились на территории Белого города. Индийцам было дозволено совершать религиозные обряды в соответствии с индуистскими традициями и обычаями, из царской казны им предоставлялись ссуды, они платили самый маленький оброк в размере 12 рублей с лавки , они были освобождены от других податей и каких-либо повинностей ( воинская обязанность и т. д.). Индийские купцы привозили товар из Персии , Бухары , Индии: шёлк , хлопчатобумажные ткани , меха , медь , кожи, ковры , шерсть , драгоценные камни , фрукты, вина, ладан , золото и серебро (в том числе в виде монет и слитков). Торговля шла не только в Астрахани, но и в прочих городах России. А из Москвы, Ярославля, Казани они везли товар на Восток. В Музее Востока в Москве хранится изготовленная в Индии в 994 году астролябия , которую приобрёл некий астраханский купец.
Индийские купцы действовали очень сплочённо, благодаря чему держали в своих руках более половины торговых точек в Астрахани. Некоторые занимались ростовщичеством . По состоянию на 1746 год из 76 индийцев было только двое ростовщиков. 60 индийцев занимались купечеством, 12 были нищими-аскетами . Астраханский зодчий-итальянец описал индийское торговое подворье: торговые лавки, «важня» (помещение для взвешивания товара), амбары , сараи, кладовые, конюшни , коровники , кухни, столовые, бани и «церковь их, называема кумирница».
В 1660 годах в целях упрочнения торговых связей со странами Кавказа, с Персией, Хивой , Бухарой и Индией в Астрахани из камня были возведены 3 обширных гостиных двора — Русский, Индийский и Армянский.
В 1673 году , после восстания Степана Разина , когда восставшие разорили лавки индийских торговцев, было построено новое, каменное подворье, которое простояло до 1842 года . От смерти индийцев спасли коренные жители — татары. Около двух лет индийцы жили в татарских деревнях. Итогом такого сожительства стали появляться смешанные браки индийцев (выходцев из Пакистана ) и татарок. Дети, рождённые в таком брачном союзе, получали название агрыжанских татар (т. н. «татары трёх дворов») исповедовавших индуизм. Жили в Агрыжанской слободе: одни из них имели купечество, тогда как другие «кормились работою». Несколько агрыжанских семей проживало на Бухарском дворе. К середине XIX в. агрыжанские татары слились с гилянскими и бухарскими татарами (потомками армян и персов). Они стали иметь «общую веру, язык, нравы и обычаи» — ислам . Особой социальной группой — «татары трёх дворов» — они оставались почти до 60-х гг. XIX в. Их численность к этому времени составляла 740 человек. Впоследствии они объединились с юртовскими татарами. .
- XVIII—XIX века
Некоторые индийцы переходили в российское подданство. В 1760 году староста индийского подворья Лачирам Гулабриев сообщил в губернскую канцелярию, о том что четверо индийцев живут в татарских юртах своими семьями и находятся в российском подданстве.
По данным 1783 года , «Индийский гостиный двор сделан наподобие каменной ограды, какие около старых монастырей бывают… Кельи их окон на улицу не имеют, а имеют только отверстия в потолке, чрез которыя свет входит. Они выезжают из Индии чрез Персию в молодых своих летах с весьма малым достатком, который приумножают в Астрахане торговлею, и живут там безвыездно лет по 10, по 20 и по 30, делаются великими богачами».
В 1785 году отправился в Индию и прожил там одиннадцать лет первый русский индолог и основатель индийского театра европейского образца Герасим Лебедев (1749—1817) , написавший книгу «Беспристрастное созерцание систем восточной Индии, брагменов, священных обрядов их, народных обычаев...» , в которой он рассматривает индуизм и христианство как формы единой религии, Тримурти отождествляется с Троицей , Кришна с Сыном Божиим, божества с ангелами, считая Индию страной, сохранившей «истинно христианские» духовные ценности .
В 1788 году была впервые переведена Петровым и издана на русском языке « Бхагавадгита ». Издателем был известный русский просветитель Н. И. Новиков (1744—1818). В последующем интерес к «Бхагавадгите» усиливался — было издано более 5 различных её переводов. Индуистские эпосы « Махабхарата » (частью которого является «Бхагавад-гита») и « Рамаяна » входили в программу по истории в русских гимназиях и университетах XVIII—XX веков.
В 1809 году было построено здание индийского подворья в стиле классицизма .
В 1840-е годы индийцы постепенно прекращали свою торговую деятельность в Астрахани и продали торговый дом купцу Усейнову .
В январе 1891 года цесаревич, будущий Император Николай II посетил Индию; по его воспоминаниям, он испытывал в храмах Индии такие же ощущения, что и у себя дома .
- XX—XXI века
В 1914 году под руководством индолога, академика Российской Академии Наук С. Ф. Ольденбурга проектировался перенос индуистского храма из Бомбея в Петербург, что не удалось осуществить в условиях начавшейся войны .
В 1971 году Москву посетил основатель ИСККОН Бхактиведанта Свами Прабхупада ; россиянин А. Ф. Пиняев становится первым последователем кришнаизма в СССР .
В 1988 году Совет по делам религий зарегистрировал первую индуистскую религиозную организацию « Московское общество сознания Кришны » .
19 декабря 2011 года в Москве создан межконфессиональный Совет индуистских общин России .
В религии нет конкретного Бога. Её последователи верят в то, что он может проявлять себя в разных формах,а сам человек может покланяться той его форме,которая ему ближе.
Индуистские направления и объединения в России
Вишнуизм ( кришнаизм )
« Международное общество сознания Кришны » (ИСККОН); « Шри Чайтанья Сарасват Матх »; « Шри Чайтанья Гаудия Матх »; « Шри Кришна-Чайтанья миссия »; « Шри Гопинатх Гаудия Матх »; « Международное общество чистой бхакти-йоги ».
Шиваизм
« Традиция Натхов »; « Вирашайва (лингаяты) »; « Церковь Шайва Сиддханты »; « Тантра-сангха ».
Неоиндуизм
« Брахма Кумарис »; « Общество Рамакришны »; « Арья-самадж »; « Ашрам Шри Ауробиндо »; « Шивананда йога веданта центры »; « Ананда Марга »; « Сахаджа-йога »; « Центр Шри Чинмоя »; « Рамана-центр »; « Содружество самореализации »; « »; « Хайдакханди Самадж »; « Институт знания о тождественности »; « Международная организация Сатья Саи »; « »; и другие .
Известные представители
- Гусева, Наталья Романовна (1914—2010) — индолог , этнограф и поэтесса, сторонница арктической гипотезы прародины ариев, завещавшая отвезти её прах в Индию и развеять его над священной рекой Ганг .
- Индра Деви (Петерсон Евгения Васильевна, 1899—2002) — первая всемирно известная женщина-учитель йоги .
- Лисина, Екатерина Викторовна (род. 1987) — самая высокая в мире профессиональная баскетболистка , поклонница богини Лакшми .
См. также
- Международное общество сознания Кришны в России
- Совет индуистских общин России
- Строительство храма Кришны в Москве
- Судебный процесс над «Бхагавад-гитой как она есть»
Примечания
- ↑ .
- ↑ .
- , p. 491
- . United States Department of State . Дата обращения: 4 января 2012. Архивировано из 19 сентября 2006 года.
- ↑ . Совет индуистских общин России . Дата обращения: 16 января 2019. 19 января 2019 года.
- Сергей Басаев. Новая Бурятия (16 сентября 2012). Дата обращения: 1 сентября 2013. 14 июля 2014 года.
- .
- .
- ↑ от 2 октября 2013 на Wayback Machine //Н. Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии. — М.: Книга по Требованию, 2010.
- ↑ Гашкова О., Пешакова Е. от 5 апреля 2013 на Wayback Machine // Восточная коллекция , № 3 (26), 2006. Помощь в создании статьи была оказана зав. филиалом музея-заповедника «Астраханский Кремль» и науч. сотр. АГОИАМЗ, к. и. н. .
- ↑ В. П. Даркевич (недоступная ссылка) // Наука и жизнь , № 10, 1997. ( (недоступная ссылка) ) Автор — д. и. н., в. н. с. Института археологии РАН .
- , с. 364.
- ↑ Васильев К. от 21 апреля 2013 на Wayback Machine — Астрахань: Тип. Губернского Правления, 1887. — 89 с.
- ↑ Васькин Н. « от 8 мая 2012 на Wayback Machine ». — Волгоград: Нижне-Волжское изд-во, 1973.
-
↑
*
от 2 июня 2019 на
Wayback Machine
//Ab Imperio, № 4/2002. Автор — д. и. н., в. н. с.
Института этнологии и антропологии РАН
, член Комиссии Института этнологии и антропологии РАН по подготовке переписного инструментария.
- П. И. Небольсин . Очерки Волжского края // Журнал Министерства внутренних дел, 1852, Ч. 38. — С. 389;
- Д. М. Исхаков. Татарская этническая общность. Астраханские татары // Татары. — М., 2001. — С. 23. Автор — д. и. н., г. н. с. Института истории им. Ш.Марджани Академии наук РТ ;
- от 26 мая 2018 на Wayback Machine О характере этнической общности сибирских татар от 26 мая 2018 на Wayback Machine //Народы и культуры Сибири: изучение, музеефикация, преподавание: сб. науч. тр. — Омск: Изд-во Омск. ун-та , 2005. — С. 46—61. Автор — к. и. н., доц. каф. этнографии и музееведения ОмГУ , с. н. с. Омского филиала Инс-та истории СО РАН
- .
- Воробьёв-Десятовский В. С. Русский индианист Г. С. Лебедев (1749—1817) // Очерки по истории русского востоковедения. — М. , 1956. — Т. 2 . — С. 36—73 .
- Гуров Н. В., Бросалина Е. К., Васильков Я. В. У истоков российской индологии: научное наследие Г. С. Лебедева (1749—1817) // Индоиранское языкознание и типология языковых ситуаций : Сб. ст. к 75-летию проф. А. Л. Грюнберга (1930—1995) / Отв. ред. М. Н. Боголюбов. — СПб. : Наука, 2006. — С. 50—59 .
- Anderson J. (англ.) // Religion in Communist Lands. — 1986. — Vol. 14 (3) . — P. 316 . 22 января 2019 года.
- , с. 281.
- . The Economic Times (англ.) . 2011-12-20. из оригинала 19 января 2019 . Дата обращения: 16 января 2019 .
- , с. 335—454.
- .
- Попов И. Н. . Дата обращения: 22 января 2019. 18 января 2019 года.
- Удалова С. Н. от 20 декабря 2018 на Wayback Machine // За Русское Дело. Проверено 13 декабря 2018.
- . Amazing Women In History (англ.) . 2012-10-02. из оригинала 13 мая 2018 . Дата обращения: 8 мая 2018 .
- . Postcard Media (англ.) . 2017-03-28. из оригинала 19 сентября 2018 . Дата обращения: 18 января 2019 .
Литература
- Ватман С. В. // Вайшнавизм: открытый форум. — М. : Центр обществ сознания Кришны в России , 1997. — № 1 . — ISSN .
- Гашкова О., Пешакова Е. // Восточная коллекция . — 2006. — № 3 (26).
- Гусева Н. Р. . — М. : Вече, 2003. — 413 с. — ISBN 5-9533-0132-4 .
- Дерягина Е. Э. . : дисс. к. филос. н. : 09.00.13. — Красноярск, 2009. — 144 с.
- Иваненко С. И. Вайшнавская традиция в России: история и современное состояние. Учение и практика. Социальное служение, благотворительность, культурно-просветительская деятельность . — М. : Философская книга, 2008. — 320 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-902629-41-2 .
- Иваненко С. И. . — М. : Философская книга, 1998. — 296 с. — 1500 экз. — ISBN 5820500032 .
- Иваненко С. И. // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты / Под ред. Е. Н. Мельникова, . — М. : Российское объединение исследователей религии, 2007. — Т. 5. — С. 489—500.
- Индуизм // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Отв. ред. М. Бурдо , С. Б. Филатов . — М. : Логос, 2005. — Т. III. — С. 335—454. — 464 с. — 2000 экз. — ISBN 5-98704-044-2 .
- / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского . — М. : Республика , 1996. — 576 с. — 10 100 экз. — ISBN 5-250-02557-9 .
- / Сост. С. И. Иваненко . — М. : Философская книга, 2003. — 197 с. — 1000 экз. — ISBN 5-902399-02-5 .
- Индийцы в России = Indians in Russia / На русском и английском языках. — Саарбрюкен: LAP LAMBERT Academic Publishing , 2011. — 97 с.
- Лебедев Г. Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии брагменов, священных обрядов их и народных обычаев, Всесвятейшему монарху посвящённое; собрано на Российском языке и издано жившим в Калкутте Герасимом Лебедевым. — СПб. : Тип. автора, 1805.
- Новые религиозные культы, движения и организации в России: словарь-справочник / Науч. ред. Н. А. Трофимчук , Ф. Г. Овсиенко , . — 2-е изд., доп. и перераб.. — М. : Изд-во РАГС , 1998. — 346 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7729-0027-7 .
- Религии народов современной России: Словарь / Ред-кол.: Мчедлов М. П. (отв. ред.), , Басилов В. Н. и др.. — 2-е изд., испр. и доп.. — М. : Республика , 2002. — 624 с. — ISBN 5-250-01818-1 .
- Тилак Б. Г. / Пер. с англ. Н. Р. Гусевой . — М. : ФАИР-ПРЕСС, 2001. — 525 с.
- Ткачева А. А. // Индуизм и современность : Материалы научной конференции / Отв. ред. сб. И. П. Челышева. — М. : Центр индийских исследований ИВ РАН , 1994. — ISBN 5-202-13188-3 . 23 ноября 2018 года.
- Шохин В. К. Древняя Индия в культуре Руси (XI — сер. XV в.): источниковедческие проблемы. — М. : Наука ( ГРВЛ ), 1988. — 336 с. — 2550 экз.
- Tkatcheva A. Neo-Hindu Movements and Orthodox Christianity in Post-Communist Russia (англ.) // India International Centre Quarterly. — 1994. — Vol. 21 , no. 2/3 . — P. 151—162 . — .
Ссылки
- — официальный сайт Ананда Марги в России
- — официальный сайт в России
- — официальный сайт Хайдакханди Самадж ашрама в Омске
- — официальный сайт Брахма Кумарис в России, странах СНГ и Балтии
- — официальный сайт Шри Чайтанья Сарасват Матха в России
- — официальный сайт Совета индуистских общин России
- — официальный сайт Традиции Натхов в России
- — официальный сайт Международного общества чистой бхакти-йоги в России
- — официальный сайт Сахаджа-йоги в России
- — официальный сайт Международной организации Сатья Саи в России
- — официальный сайт в России
- — официальный сайт Международного общества сознания Кришны в России
- — официальный сайт Вирашайва в России
- — официальный сайт Шивананда йога веданта центра в Москве
- 2020-08-29
- 1