Interested Article - Нуреев, Рудольф Хаметович

Рудо́льф Хаме́тович Нуре́ев (также Рудо́льф Хами́тович Нури́ев ; тат. и башк. Рудольф Хәмит улы Нуриев ; ; 17 марта 1938 , Раздольное , Приморский край 6 января 1993 , Париж ) — советский , британский и французский артист балета и балетмейстер , солист Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова .

В 1961 году после окончания гастролей труппы в Париже попросил политического убежища, став одним из самых известных « невозвращенцев » в СССР.

Известен дуэтом с английской балериной Марго Фонтейн , длившимся 17 лет. Руководил балетной труппой Парижской оперы в 1983—1989 годах, в конце жизни пробовал себя как дирижёр. Также был коллекционером живописи и предметов искусства, покупал недвижимость в разных частях света.

Биография

Дед — Нурахмет Фазлиевич Фазлиев. Отец — Хамит Фазлеевич Нуреев (1903 — не позднее 1985), был родом из деревни Асаново Уфимского уезда Уфимской губернии . Мать — Фарида Аглиулловна Нуреева (Аглиуллова) (1907—1987), родилась в деревне Татарское Тюгульбаево Казанской губернии . В автобиографии Нуреев пишет о своих родителях таким образом:

Мать моя родилась в прекрасном древнем городе Казани. Мы мусульмане. Отец родился в небольшой деревушке около Уфы, столицы республики Башкирии. Таким образом, с обеих сторон наша родня — это татары и башкиры. …Я не могу точно определить, что значит для меня быть татарином, а не русским, но я в себе ощущаю эту разницу. Наша татарская кровь течёт как-то быстрее и готова вскипеть всегда.

Нуреев Р. Х., «Автобиография» 1998

Нуреев родился 17 марта 1938 года возле станции Раздольное в поезде, направлявшемся во Владивосток , где служил его отец. Документы, подтверждающие место рождения, нашёл приморский исследователь Виталий Косенчук . Согласно документам КГБ СССР , по национальности татарин . В 1941 году с матерью оказался в эвакуации в Башкирской АССР . В шестилетнем возрасте с матерью и сёстрами впервые посетил недавно открытый театр оперы и балета и увидел балет « », который произвёл на него неизгладимое впечатление. Балерину Зайтуну Насретдинову , танцевавшую партию Вожака журавлей, с тех пор считал замечательной. В 1945—1955 годах обучался в средней школе № 2 города Уфы . С 1948 года начал танцевать в детском фольклорном ансамбле в Уфе, занимаясь в Доме учителя у петербургской балерины , находившейся там в эвакуации, и в Доме пионеров у балерины . В 1953—1955 годах занимался в балетной студии при Башкирском театре оперы и балета у педагогов и , где одновременно работал артистом балета .

В 1955 году, несмотря на большой для поступления возраст, был принят в Ленинградское хореографическое училище , учился в классе Александра Пушкина . Жил дома у своего педагога, так как не смог ужиться в интернате — другие ученики дразнили и обзывали деревенщиной.

После выпуска в 1958 году, благодаря прима-балерине Наталии Дудинской , остался в Ленинграде и был принят в Театр оперы и балета имени С. М. Кирова . Дебютировал на сцене как партнёр Дудинской в балете « Лауренсия », исполнив партию Фрондосо.

Жизнь на Западе

16 июня 1961 года, находясь на гастролях в Париже , «за нарушение режима нахождения за границей» был снят (по решению КГБ СССР ) с дальнейших гастролей труппы Кировского театра в Лондоне, но отказался вернуться в СССР, став « невозвращенцем » — первым среди советских артистов . В связи с этим был осуждён в СССР за измену родине и приговорён заочно к семи годам заключения .

Первые выступления Нуреева на Западе состоялись в Париже, в Театре Елисейских полей — он исполнил партию Голубой птицы в балете « Спящая красавица » в труппе и сразу получил огромный успех. Французские коммунисты поставили себе целью освистать артиста — но не зная балета ( па-де-де Нуреева было практически в конце спектакля), они шумели почти на каждом выходе других артистов, тем самым лишь подогрев атмосферу вечера. 29 июля, на закрытии последнего парижского сезона труппы, Нуреев исполнил главную партию в этом спектакле, станцевав по одному акту с прима-балеринами труппы Ниной Вырубовой , Розеллой Хайтауэр и .

(англ.) скончался 21 февраля 1961 года, и его компания распалась сразу же после того, как были выполнены подписанные им обязательства. Франция отказалась предоставить Нурееву статус политического беженца , поэтому артист переехал в Данию, где танцевал в Королевском балете Копенгагена. 2 ноября 1961 года он дебютировал в Лондоне , исполнив вместе с Розеллой Хайтауэр па-де-де из балета « Лебединое озеро », и вскоре получил ангажемент в Королевском балете Великобритании. Более пятнадцати лет Нуреев был звездой лондонского Королевского балета и являлся постоянным партнёром английской балерины Марго Фонтейн . Танцевал также с Иветт Шовире , Карлой Фраччи и (фр.) .

В 1964 году поставил в Венской опере «Лебединое озеро», исполнив главную партию в дуэте с Марго Фонтейн. По окончании спектакля зрителями была устроена столь длительная овация, что занавес пришлось поднимать более восьмидесяти раз, установив тем самым театральный рекорд. Будучи премьером венской труппы, получил австрийское гражданство. Выступал по всему миру, работая чрезвычайно интенсивно. Нередко давал по 200 выступлений в год, в 1975 году число его выступлений достигло трёхсот. Участвовал в классических и современных постановках, снимался в кино и на телевидении, ставил балеты и делал собственные редакции классических спектаклей.

В 1983 году у Нуреева был обнаружен ВИЧ .

С 1983 по 1989 год являлся директором балетной труппы парижской Оперы , поставил там несколько спектаклей. Активно продвигал на первые позиции молодых артистов, иногда, как в случае с Сильви Гиллем , весьма условно соблюдая принятые в Париже ступени иерархии. Среди «плеяды Нуреева» — Элизабет Платель , , , , (фр.) , Лоран Илер .

В 1987 году смог получить разрешение на въезд в СССР, чтобы проститься с умирающей матерью — виза была дана на 72 часа, причём Нурееву ограничили возможность контакта со всеми, кого он знал в молодости.

В 1989 году, после перерыва более чем в четверть века, по приглашению Олега Виноградова вновь выступил на сцене родного Кировского театра , исполнив роль Джеймса в балете « Сильфида » (Сильфида — Жанна Аюпова ). Балетные травмы, болезнь и возраст помешали ему танцевать так, как в расцвете карьеры, тем не менее, его возвращение стало событием в культурной жизни Ленинграда.

В последние годы жизни, будучи уже не в состоянии танцевать, начал выступать как дирижёр.

В 1992 году дирижировал венским Резиденц-оркестром во время его европейского турне. Весной того же года по приглашению директора Татарского оперного театра Рауфаля Мухаметзянова Рудольф Нуреев посетил Казань , где дирижировал балетами « Ромео и Джульетта » и « Щелкунчик » (главную партию исполнила Надежда Павлова ) .

6 января 1993 года скончался от осложнений СПИДа . Согласно желанию, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Могила накрыта цветным мозаичным восточным ковром (автор эскиза — художник (англ.) ).

Могила Нуреева

Личная жизнь

Почти весь период своей жизни на Западе боялся нападения или похищения со стороны КГБ . По рассказам советского перебежчика Виктора Шеймова , в КГБ действительно обсуждалась операция, в ходе которой планировалось сломать Нурееву ноги . Несчастный случай [ прояснить ] в Венской опере, когда чудом никто не пострадал, он связывал именно с этой организацией.

Был гомосексуалом , однако в юности имел и гетеросексуальные отношения . После побега на Запад он встретился с датским танцовщиком Эриком Бруном (1928—1986). Брун и Нуреев стали парой и сохраняли близкие отношения в течение двадцати пяти лет, до самой смерти Бруна в 1986 году . В то же время Нуреев вёл беспорядочную сексуальную жизнь и имел множество случайных связей .

Имущество

Нуреев, зарабатывая немалые деньги, беспорядочно их тратил. Нередко он одалживал большие суммы малоизвестным людям и никогда не следил за тем, вернули ли ему долг. Он покупал элитную недвижимость в Европе и Америке, требовавшую постоянных налоговых выплат и иных расходов, но в большинстве своих домов практически не жил. Для управления своими финансовыми делами в 1975 году он зарегистрировал в Лихтенштейне фонд Ballet Promotion Foundation со штаб-квартирой в Цюрихе. Ему принадлежали виллы в Ла-Тюрби и на острове Сен-Бартелеми (Франция), поместье в штате Вирджиния и квартиры в Лондоне и Нью-Йорке (шестикомнатную квартиру в « Дакота-билдинг » танцовщику помогала обставлять Жаклин Кеннеди ). В 1979 году он приобрёл у наследников Леонида Мясина (итал.) — архипелаг из трёх островков, находящийся близ Позитано . На (итал.) , самом большом из них, находились жилые виллы с бассейном и балетные залы, устроенные Мясиным в руинах сарацинской башни. Нуреев активно занимался дизайном вилл и в целом благоустройством острова, он вложил в это дело большие средства, так как на острове не было ни воды, ни электричества, а всё необходимое нужно было доставлять либо морем, либо вертолётом.

В Париже жил в двухуровневых апартаментах на (фр.) , дом № 23. Мечтой танцовщика было привезти туда мать, но этому не суждено было случиться. В этой квартире Нуреева одно время жила его племянница Гюзель, которая вышла замуж за иностранца и таким образом смогла эмигрировать из СССР. Известно, что близкое окружение Рудольфа было недовольно поведением Гюзели, и сам артист также довольно быстро стал тяготиться её присутствием.

После смерти Нуреева поклонники надеялись, что в его парижском доме, интерьеры которого были уже признанным произведением декоративно-прикладного искусства, будет устроен музей, однако Фонд Нуреева практически сразу же организовал продажу его имущества с молотка на аукционах Christie's . Первые намеченные торги в Лондоне и Нью-Йорке были отменены, а парижская квартира опечатана по протесту сестры Нуреева Розы и её дочери Гюзели, начавших судебную тяжбу с Фондом, неверно, по их мнению, трактовавшим завещание в свою пользу . Тем не менее торги состоялись в 1995 году: в январе — в Нью-Йорке, где распродавалось американское имущество (было выручено 7,9 млн долларов), а в ноябре — в Лондоне, где были проданы парижские вещи (главный лот, картина Теодора Жерико , остался непроданным) . Согласно завещанию, европейским имуществом распоряжался Ballet Promotion Foundation , американским же имуществом занимался вновь созданный Rudolf Nureyev Dance Foundation со штаб-квартирой в Чикаго . Небольшая часть наследия Нуреева — костюмы, документы и личные вещи — попали на хранение в Национальную библиотеку Франции и Музей Карнавале . В 2013 году по инициативе членов совета директоров Фонда Нуреева (фр.) и оставшиеся предметы были выставлены в трёх залах Национального центра сценического костюма в Мулене (дизайн экспозиции — (англ.) ) .

Творчество

Репертуар

Постановки

Фильмография

Документальные фильмы
  • 1991 — «Нуреев», реж. Патриция Фой
  • 1991 — «Рудольф Нуреев — как он есть», реж. Н. Боронин, Студия документальных фильмов Санкт-Петербург
  • 2012 — «Рудольф Нуреев. Мятежный демон», реж. Т. Малова
  • 2015 — «Рудольф Нуреев. Остров его мечты», реж. Е. И. Тирдатова
  • 2018 — «Нуреев: Его сцена — весь мир», реж. Дэвид Моррис, Жак Моррис

Адреса

Память и отражение в искусстве

Мемориальная табличка на фасаде дома на (фр.) в Париже
Памятная табличка в Кенсингтоне
Почтовые марки Сан-Марино , посвящённые Рудольфу Нурееву (1989)
1200 лир — с Марго Фонтейн в дуэте из балета « », 1500 лир — « »,
1700 лир — кадр из фильма « Валентино » (1977)

Киновоплощения

Примечания

Комментарии
  1. Зарубежные гастроли известных советских коллективов начали проводиться лишь с 1956 года.
  2. Минимальное наказание за измену Родине по Уголовному кодексу РСФСР от 1960 , ст. 64 , составляло 10 лет лишения свободы ( курсив Википедия ):

    Измена Родине, [ в том числе ] бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы в СССР […] — наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки или смертной казнью с конфискацией имущества.

Источники
  1. Rudolf Nureyev // (англ.)
  2. Rudolf Nureyev // (англ.) — 2000.
  3. Правописание фамилии нередко вызывало споры и приводило к разночтениям. На могиле на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа написано по-русски Рудольф Нуреев .
  4. . Дата обращения: 31 октября 2009. 3 августа 2009 года.
  5. Хәбирова Р. Н. . 9 мая 2016 года. // Башҡорт энциклопедияһы. — Өфө: НИК «Башкирская энциклопедия», 2013. — ISBN 978-5-88185-143-9 .
  6. . www.newsvl.ru . Дата обращения: 11 апреля 2023. 11 апреля 2023 года.
  7. Дата обращения: 3 октября 2013. 4 октября 2013 года.
  8. . Дата обращения: 26 июля 2009. Архивировано из 20 июня 2010 года.
  9. Нуреев Р. Х. Автобиография / авт. предисл.: В. Гаевский, А. Бленд. — М. : Аграф, 1998. — 233 с. — ISBN 5-7784-0052-7 .
  10. Из «Записки об измене Родине артиста балета Р. Х. Нуриева». См.: . 6 октября 2013 года.
  11. Р. Н. Хабирова. // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов . — Уфа : ГАУН « Башкирская энциклопедия », 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8 .
  12. . Russiaedu . 2018-03-12. из оригинала 20 апреля 2021 . Дата обращения: 20 марта 2018 .
  13. . Дата обращения: 1 июля 2014. Архивировано из 14 июля 2014 года.
  14. Facebook, Twitter, Show more sharing options, Facebook, Twitter, LinkedIn. (англ.) . Los Angeles Times (2 марта 1990). Дата обращения: 9 апреля 2022. 9 апреля 2022 года.
  15. . Lenta.RU . Дата обращения: 9 апреля 2022. 9 апреля 2022 года.
  16. , с. 150—156.
  17. Дольфюс Ариан. . из оригинала 11 декабря 2013 . Дата обращения: 3 декабря 2013 .
  18. Kavanagh, Julie Nureyev: The Life (2007) ISBN 978-0-375-40513-6
  19. The Canadian Press (2009-11-30). (англ.) . Cbc.ca. из оригинала 14 марта 2013 . Дата обращения: 3 мая 2012 .
  20. John Ezard and Carolyn Soutar (30 January 2003). (англ.) . The Guardian. из оригинала 10 февраля 2012 . Дата обращения: 3 мая 2012 .
  21. (англ.) . Дата обращения: 13 марта 2009. Архивировано из 19 декабря 2007 года.
  22. Terence Stamp. (англ.) . adam28xx (8 сентября 2018). 18 января 2021 года.
  23. . 2 января 2018 года. // The Independent , 18 декабря 1994
  24. . 9 января 2018 года. // The New York Times , 7 января 1995.
  25. . 10 января 2018 года. // Deseret News , 2 декабря 1995
  26. . 10 января 2018 года. // The New York Times , 11 декабря 2013
  27. Дата обращения: 10 ноября 2016. 11 ноября 2016 года.
  28. . Дата обращения: 22 февраля 2011. Архивировано из 6 февраля 2012 года.
  29. . Дата обращения: 20 июня 2012. 26 июня 2012 года.
  30. (19 сентября 2015). Дата обращения: 9 января 2016. 1 февраля 2016 года.
  31. (18 сентября 2015). Дата обращения: 9 января 2016. 26 января 2016 года.
  32. Первый выход Нуреева / Г. Гайда ; Интервью вела О. Соболева // Иркутск, — 2001. — 30 нояб. — .7
  33. . 2 января 2020 года. // Театр Романа Виктюка
  34. . Дата обращения: 9 июля 2017. 9 июля 2017 года.
  35. . Дата обращения: 11 декабря 2017. 17 июня 2021 года.
  36. . Дата обращения: 13 мая 2018. 14 мая 2018 года.
  37. . kazan.kp.ru. Дата обращения: 7 ноября 2018. 22 января 2019 года.
  38. . kazan.aif.ru. Дата обращения: 7 ноября 2018. 10 ноября 2018 года.
  39. . tatar - inform.ru. Дата обращения: 7 ноября 2018. 18 ноября 2018 года.

Литература

  • Ариан Дольфюс. Непокорённый Нуреев. — М. : Рипол Классик, 2009. — ISBN 978-5-386-01820-7 .
  • Ариан Дольфюс. Рудольф Нуреев. Неистовый гений. — М. : Рипол Классик, 2014. — ISBN 978-5-386-07281-0 .
  • Баганова М. Рудольф Нуриев. — М. : АСТ, 2014. — 288 с.
  • Бекичева Ю. , Нуреев Р., Пети Р. Автобиография. Вместе с Нуреевым. — М. : АСТ / Fasquelle & Grasset, 2020. — 304 с. — (Большой балет). — ISBN 978-5-17-106347-4 .
  • Кавана Д. / перевод с английского Л. А. Игоревского, Редактор: Глебовская Л. И.. — М. : Центрполиграф, 2019. — 829 с. — (Всемирная история). — 3000 экз. ISBN 978-5-227-08673-0 .
  • Красовская В. Рудольф Нуреев // . — СПб. : Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 1999. — С. 297—299. — 400 с. — (Труды Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой). — 2000 экз. ISBN 5-93010-001-2 .
  • Колум Маккэнн . Танцовщик
  • Надеждин Н. Я. Рудольф Нуриев. — М. : Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007. — 224 с. — («Секрет успеха»). — 3000 экз. ISBN 978-5-98986-448-5 , 978-5-271-31857-3.
  • Ролан Пети. Тан лие с Нуриевым. — Нижний Новгород: Деком, 2007. — ISBN 978-5-89533-187-3 .
  • Руди ван Данциг. Вспоминая Нуреева. След кометы / Пер. с нидерл. И. Михайловой. — СПб. : Геликон Плюс, 2012. — 368 с. — ISBN 978-5-93682-809-6 .
  • Закржевская, Т. И.; Мясникова, Л. П.; Сторожук, А. Г. Рудольф Нуреев. Три года на Кировской сцене: Воспоминания современников. — СПб. : Пушкинский фонд, 1995.
  • ред. И. Парина. Рудольф Нуреев. Автобиография. — М. : Волшебная флейта, 1998.
  • Т. И. Закржевская. Рудольф Нуреев. Фотоальбом. — СПб. : КультИнформПресс, 1998.
  • Рюнтю Юри Мэттью. Руди Нуреев без макияжа. — М. : Новости, 1995. — ISBN 5-7020-0981-9 .
  • Синенко С. Г. Рудольф Нуреев: Истоки творчества, превратности судьбы. — Уфа: Китап, 2008. — 192 с.
  • Стюарт Отис. Рудольф Нуриев: Вечное движение = Perpetual motion: the public and private lives of Rudolf Nureyev. — Смоленск: Русич, 1999. — 371 с. — («Человек — Легенда»). — ISBN 5-88590-870-2 .
  • Keith Money. Fonteyn & Nureyev: The Great Years. — London: Harvill, 1994.
  • Солуэй Д. Рудольф Нуреев на сцене и в жизни. Превратности судьбы // Пер. с англ. Е. В. Нетесовой, П. В. Рубцова. — М. : Центрполиграф, 2001. — 591 с.
  • Майер-Стабль Б. Рудольф Нуреев. — М. : Эксмо, 2004. — 329 с.
  • Klaus Geitel. Rudolf Nurejew. — Rembrandt Verlag, 1967. (англ.)

Ссылки

  • .
  • .
  • . 19 июня 2011 года.
  • . Архивировано из 9 мая 2009 года.
  • . 4 декабря 2008 года. Аллы Осипенко
  • . Архивировано из 4 марта 2016 года.
Источник —

Same as Нуреев, Рудольф Хаметович