Interested Article - Хлебный дом (Царицыно)

Хле́бный дом (Ку́хонный ко́рпус) — здание, входящее в комплекс застройки Царицынского дворцово-паркового ансамбля . Предназначалось для размещения кухонь и хозяйственных служб; возведено в 1784 1785 годах по проекту и под руководством Василия Баженова в ходе строительства подмосковной резиденции императрицы Екатерины II .

Название «Хлебный дом» здание получило в XIX веке из-за размещённых на парадных фасадах особых горельефов в виде каравая и солонки.

Здание является одной из самых интересных построек Баженова ; а также — самым большим сооружением архитектора из сохранившихся в Царицыне и вообще в Москве.

История Хлебного дома

Баженов в ходе работы над Царицыном с 1778 года неоднократно испрашивал разрешения приступить к строительству Кухонного корпуса — задуманное им здание являлось важнейшим элементом ансамбля, — но всякий раз получал распоряжение заниматься другими постройками. Лишь весной 1784 года , когда все работы были форсированы ввиду предстоящего визита императрицы, началось возведение одного из самых крупных сооружений царицынского ансамбля. Одновременно со зданием кухонь в Царицыне строились Большой мост через овраг, Первый и Второй Кавалерские корпуса и некоторые павильоны. 21 июля Баженов докладывал в письме А. А. Безбородко , что подвалы и ледники Кухонного корпуса готовы, а сам он построен до половины первого этажа. К маю 1785 года здание вчерне было завершено, имелась временная крыша, внутренние помещения, рамы в части оконных проёмов .

Екатерина II осталась недовольна проделанной работой — основные, жилые дворцовые сооружения ей не понравились; в 1786 году Баженов был отстранён от всех возложенных на него обязанностей. В дальнейшем руководил строительством Царицына Матвей Казаков. В 1787 1788 годах Кухонный корпус был доделан и получил постоянную железную кровлю, но она отличалась от первоначального проекта. Баженов запланировал здание кухонь с плоской крышей; Казаков сделал её со скатами — силуэт здания от этого несколько изменился .

Дальнейшая судьба

Кухни Хлебного дома должны были разделяться по статусу на «верхнюю кухню» (обслуживавшую стол Её императорского величества и Их Императорских высочеств), «среднюю кухню» (для дежурных кавалеров и статс-дам ) и «нижнюю кухню» (для караульных офицеров и «камер-юнфар» (камер-юнгфрау). Планировались столы «общей столовой» из трёх классов: 1 — камердинерский и камер-юнкерский , 2 — официантский, 3 — ливрейный (для прислуги). Для каждого из столов предполагался свой штат служителей и набор продуктов. Часть продуктов должна была полагаться мундкохам (старшим поварам ) и кохам .

Некоторое время, пока строился новый Большой дворец , корпус использовался по своему прямому назначению; здесь же размещались хозяйственные службы царицынской усадьбы в начале XIX века . В годы царствования Александра I из здания выламывали кирпич для строительства садовых павильонов в парке .

В 1849 году архитектор в соответствии с распоряжением Николая I составил проект приспособления Хлебного дома под лечебницу и богадельню ; в результате перестройки внутри здания появилась новая просторная лестница на второй этаж. В 1852 году в корпусе открылась больница для крестьян дворцового ведомства, но функционировала недолго, до 1859 года ; богадельня так и не была открыта. В здании также проживали царицынские садовники и служители усадьбы. В 1870-х годах непродолжительное время в нескольких помещениях здания располагалось ремесленное училище ; а с 1880-х комнаты в отделанной части здания (около трёх десятков) стали сдаваться на лето внаём — Царицыно в то время стало популярным дачным местом. В 1920-е годы в Хлебном доме стихийно возникли коммуналки — они заняли обжитую часть здания; другая часть продолжала пустовать, зарастая травой и деревьями. Коммуналки просуществовали до 1970-х годов .

Реставрация и реконструкция

Реставрационные работы начались в 1987 году , но из-за финансовых трудностей в 1990-е велись очень медленно. В 2005 2006 годах , после того, как музей-заповедник «Царицыно» стал собственностью города, Хлебный дом был реконструирован. (К моменту передачи в собственность города реставрация здания была почти завершена.) Хлебный дом приобрёл парапет , который Баженов не успел возвести, но крыша при этом была оставлена покатой, а не плоской, как в баженовском проекте. Внутренний двор Кухонного корпуса был перекрыт стеклянным куполом и превращён в атриум , отчего силуэт здания ещё более изменился по сравнению как с проектом Баженова, так и с «историческим» внешним видом, существовавшим в XIX XX веках . Реконструкция здания вызвала критику специалистов в СМИ . Директор Института искусствознания РАН Алексей Комеч отмечал, что искажение облика здания, являющегося памятником архитектуры федерального значения, при научной реставрации недопустимо. Обращение в Генеральную прокуратуру с требованием остановить возведение купола, нарушающее закон об охране памятников культуры, осталось безрезультатным: здание было реконструировано по первоначальному проекту. Стеклянный купол внёс новый элемент в царицынский ансамбль, тем самым разрушив архитектурно-художественный образ, задуманный Баженовым — с подчёркнуто горизонтальными линиями крыш почти всех зданий .

Работы проводились под руководством М. Л. Фельдмана (проект разработан Мастерской № 13 « Моспроекта-2 »; руководитель О. Е. Галаничева). В сентябре 2006 года в День города Хлебный дом был открыт; в нём ныне размещены основные экспозиции музея-заповедника «Царицыно» ; атриум используется как концертный и выставочный зал .

Архитектурные особенности

Кухонный корпус представляет собой в плане квадрат со скруглёнными углами и имеет внутренний двор. Углы здания сориентированы по сторонам света, поэтому на дворцовую площадь ансамбля оно выходит под углом, северо-западным фасадом, тем самым замыкая перспективу площади. По замыслу Баженова, Кухонный корпус должен был играть очень важную роль в композиции царицынской застройки: расположенное на холме, в наивысшей точке всего ансамбля, крупное здание должно было стать наряду с непостроенным Конюшенным корпусом ведущим элементом дальнего плана парадных царицынских фасадов .

Горельеф , давший второе имя сооружению, и вензель «ХС» над ним

Внешний вид Кухонного корпуса ничем, кроме горельефов , не выдаёт его служебного предназначения; скорее наоборот, здание воспринимается как полноценный дворец. В этом проявился баженовский «театр архитектуры»: прозаические кухни должны были скрываться под маской дворца. Хлебный дом уникален для русской классической архитектуры. Его формы отличаются особой, глубоко продуманной, лаконичной выразительностью и спокойствием линий. Ясные уравновешенные пропорции, соразмерность деталей создают цельный и гармоничный художественный образ. Декоративное решение с изысканной формой окон, мощными белокаменными карнизами , дважды опоясывающими здание, делает его похожим на североитальянские палаццо . Одновременно Хлебный дом похож и на неприступные средневековые арсеналы и имеет черты сходства с за́мками — скруглённые углы подчёркивают замкнутость здания, а со стороны парадных фасадов отсутствуют входы. Они расположены с другой, непарадной стороны здания и ведут во внутренний двор, в котором, в свою очередь, имеются лестницы непосредственно в помещения Кухонного корпуса. Такое решение обеспечивало бы незаметность хозяйственной жизни для венценосных обитателей царицынских дворцов .

Два горельефа -эмблемы в виде каравая с солонкой, украшающие фасады, развёрнутые к парадной части царицынского ансамбля, являются единственными скульптурными украшениями здания. Над сандриками , венчающими горельефы, размещается вензель из букв «Х» и «С» (хлеб-соль); «С» выполнена в форме калача, а «Х» напоминает скрещённые линейки — намёк на принадлежность к масонству Баженова (в качестве тайных символов масоны использовали в том числе и инструменты строителей и архитекторов) . Одна из легенд, связанных с масонством Баженова, гласит, что в художественном образе Хлебного дома архитектор метафорически отобразил «братскую трапезу масонов». Окна первого этажа изображают высокие стулья братьев, сидящих спиной к наблюдателю, окна второго — фигуры братьев, сидящих напротив, лицом к наблюдателю, а круглые окна между ними и детали карниза — блюда и бокалы .

Баженов при проектировании здания кухонь проявил себя мастером, знающим многие тонкости кулинарных технологий. Всего им было запланировано восемь кухонь, среди них — специализированные кухни вроде кондитерских цехов и тому подобных. Помимо кухонь, часть помещений планировалось обустроить под «скатерные», «буфетные» и прочие комнаты для хранения столовой утвари и посуды; другие — для проживания служителей и поваров; три комнаты отводились аптекарю и для хранения лекарств. Подвалы здания предназначались для обустройства ледников и винных погребов; к их строительству Баженов относился дотошно, отказавшись использовать стройматериалы из ближних мест в пользу белого камня из хорошёвских каменоломен, отличавшегося особыми свойствами по влаго- и морозостойкости. Среди хозяйственных построек других императорских резиденций России Хлебный дом не имеет аналогов не только в художественном отношении, но и в функциональном .

Залы Хлебного дома

В атриуме Хлебного дома

Особенностью планировки Кухонного корпуса является анфиладное построение помещений, расположенных по внешнему периметру контура здания. Они предполагались в качестве основных, рабочих помещений с печами и очагами. При всём их утилитарном назначении Баженов и здесь проявил себя как незаурядный художник: некоторые просторные залы, завершающиеся сводами совершенных пропорций, оставляют впечатление древнерусских боярских хором или напоминают монастырские трапезные. Угловые комнаты по открывающейся игре перспектив ассоциируются с барочными дворцовыми залами. Комнаты, выходящие окнами во внутренний двор, предназначались для проживания обслуживающего персонала и служебных целей .

Теперь залы используются для размещения основных экспозиций, составленных из коллекций музея-заповедника «Царицыно» . Здесь можно увидеть оригинальные эскизы и чертежи царицынских построек, созданных Баженовым и Казаковым; предметы быта и декоративно-прикладного искусства второй половины XVIII века .

В залах размещается экспозиция «Искусство в границах СССР» — эта коллекция положила начало музею декоративно-прикладного искусства народов СССР, созданному в 1984 году и преобразованному в 1993 в музей-заповедник «Царицыно». В залах представлены произведения традиционного народного искусства русских мастеров из различных регионов, а также народных умельцев из Белоруссии, Украины, Прибалтики, Кавказа и Закавказья, Поволжья, Средней Азии. Различными произведениями представлены известнейшие центры народных художественных промыслов Хохлома , Богородское , Каргополь , Скопино , Городец и другие. Широко представлено гончарное ремесло — характерной для разных народов посудой, изразцами, игрушкой. В экспозиции представлены также ткаческие изделия , вышивка , народные костюмы .

Атриум Хлебного дома, появившийся в 2006 году в процессе реконструкции здания, используется для проведения выставок и концертов. В 2008 году ко Дню города Москвы в атриуме появился орган -портатив, и теперь здесь проводятся концерты органной музыки. Орган изготовлен в Германии специально для атриума Хлебного дома, с учётом особенностей акустики зала. Вес инструмента составляет около 2,2 тонн ; в нём 734 трубы, два мануала и 30-клавишная педальная клавиатура. 6 сентября 2008 года в Хлебном доме состоялся первый органный концерт — участвовали органист Александр Майкапар и ансамбль духовых инструментов « » .

Примечания

  1. Минеева, К. И. Царицыно. Дворцово-парковый ансамбль. — М. : Искусство, 1988.
  2. Пигалев, Вадим Алексеевич. Баженов. — М. : Молодая гвардия, 1980. — (ЖЗЛ).
  3. Сергеев, И. Н. Царицыно. Страницы истории. — М. : Мир книги, 1993. — ISBN 5-7043-0489-3 .
  4. Докучаева О.В., Смирнова Т.Н. Быль и новь Хлебного дома. — М. , 2006.
  5. Комеч, А. И. // ИА REGNUM. — 12.05.2006. 11 декабря 2008 года.
  6. Рахматуллин, Рустам. // Известия. — 12.05.2006. 16 июля 2007 года.
  7. // Известия. — 18.01.2006. 17 апреля 2013 года.
  8. 7 ноября 2008 года.
  9. Егорычев, Виктор. Золотое Царицыно. Архитектурные памятники и ландшафты музея-заповедника «Царицыно». — М. : Трэвел-Дизайн/ГМЗ «Царицыно», 2008. — ISBN 978-5-903829-04-0 .
  10. Разгонов, С. Н. Василий Иванович Баженов. — М. : Искусство, 1985. — (Жизнь в искусстве).
  11. // Российская газета. — 2008. — № 4745 . 12 сентября 2008 года.

Литература

  • Згура, В. Проблемы и памятники, связанные с Баженовым. — М. , 1929.
  • Снегирёв, В. Л. Знаменитый зодчий В. И. Баженов. — М. , 1950.
  • Михайлов, А. И. Баженов. — М. , 1951.
  • Виноградов, Н. Д., Земсков Б. С. Царицыно // Подмосковье. — М. , 1956.
  • Василий Иванович Баженов: Письма. Пояснения к проектам. Свидетельства современников. Биографические документы / Сост. Ю. Я. Герчук. — М. : Искусство, 2001. — (Мир художника). — ISBN 5-85200-325-5 .
  • Наумкин, Г. И. Архитектурная иконография Царицынского ансамбля В. И. Баженова. — М. : Компания Спутник+, 2004. — ISBN 5-93406-703-6 .
  • Андреева, Л. В. Музей-заповедник Царицыно: дворцовый ансамбль, парк, коллекции. — М. : Государственный музей-заповедник «Царицыно», 2005. — ISBN 5-88149-209-9 .
  • Шамурин, Ю. И. Царицыно // Подмосковные. — М. : Издательский дом Тончу, 2007. — ISBN 978-5-91215-011-1 .

Ссылки

  • (недоступная ссылка) — История строительства, описание, фото.
Источник —

Same as Хлебный дом (Царицыно)