Вечерний лабиринт
- 1 year ago
- 0
- 0
«Вечерний альбом» — первый сборник стихов Марины Цветаевой . Был издан в 1910 году за счёт автора, имеет форму поэтического дневника, и посвящён памяти Марии Башкирцевой .
Сборник был издан в типографии А. И. Мамонтова в конце 1910 года тиражом 500 экземпляров на «карманные» деньги автора .
Историю публикации этой книги автор описала в очерке «Герой труда» (1925), и именно на это описание опирались позднее её биографы. В этом очерке она писала, что книга появилась «взамен любовного признания человеку, с которым иначе объясниться я не могла». Этим человеком был Владимир Оттонович Нилендер , расставание с которым она перед этим пережила . Скрытое посвящение заложено уже в названии сборника, так сёстры Цветаевы назвали тёмно-синий кожаный альбом в который они записали беседы с Нилендером и подарили ему к новому 1910 году .
Цветаевой во время выхода сборника было 18 лет , в книгу вошли стихи, написанные ей в пятнадцати-, шестнадцати- и семнадцатилетнем возрасте. В сборник вошло 111 стихотворений, что необычно много. Это показывает, что семнадцатилетняя Цветаева не столько отбирала свои лучшие стихотворения для дебютного сборника, сколько стремилась к достаточно полному представлению своих поэтических опытов. Публикация за свой счёт была достаточно необычным шагом, так скорее поступали литературные дилетанты , не видящие для себя иного пути напечататься. Молодые поэты, стремящиеся к признанию, старались опубликовать свои стихи в каком-либо журнале или альманахе , что связывало автора с тем или иным литературным течением , в дальнейшем их дебютные сборники выходили под маркой издательств, связанного с этой группой литераторов .
Анастасия Цветаева выразила уверенность, у её сестры тоже была такая возможность, что та могла опубликовать свой сборник в одном из издательств символистов : « Мусагете » или « Скорпионе », однако не захотела связываться с издательствами, поскольку это означало бы контроль со стороны издательства над составом сборника .
Сборник посвящён памяти Марии Башкирцевой (1858—1884), рано умершей от туберкулёза талантливой художницы, творчество и личность которой произвела на Цветаеву сильное впечатление. Посвящением Башкирцевой является и открывающий сборник сонет «Встреча», не входящий ни в одну из частей сборника, где Цветаева рассказывает о явившемся ей образе умершей в юности девушки. В остальных стихах сборника прямые отсылки к мемуарам Башкирцевой отсутствуют , но при этом сам сборник имеет дневниковую форму , такое композиционное решение можно объяснить влиянием прозы Башкирцевой .
Книга сразу была замечена в русском поэтическом мире. Её выход был отмечен рецензиями таких деятелей литературы, как Валерий Брюсов , Николай Гумилёв и Мариэтта Шагинян . Они отметили литературное мастерство и искренность поэзии Марины Цветаевой, как и то, что она не следовала проторёнными путями русского символизма , пришедшему к тому времени к своему кризису, следствием которого была оторванность поэзии от жизни .
Вместе с тем, большинство критиков отмечали неровность сборника, и Брюсов, и Шагинян писали о том, что без некоторых стихов сборник мог бы и обойтись .
Исключением стал Максимилиан Волошин , который увидел и принял авторский замысел «Вечернего альбома» в целом . Вот что он написал о дебютной книге Цветаевой :
Её надо читать подряд, как дневник, и тогда каждая строчка будет понятна и уместна. Она вся на грани последних дней детства и первой юности…
Благодаря выходу этого сборника Цветаева знакомится с Волошиным, и это знакомство во многом определяет её дальнейшую жизнь.
Детство
Любовь
Только тени