Проблема калибровочной иерархии
- 1 year ago
- 0
- 0
Проблема 2024 — общее название круга вопросов, связанных с возможным транзитом власти в России после окончания у В. В. Путина президентских полномочий весной 2024 года . С учётом роли, которую Путин играл в российской политике в течение четверти столетия, очевидно, что недооценка данной проблемы чревата социальными последствиями.
После конституционной реформы (лето 2020 года) и решения Путина бороться за переизбрание на президентский пост в 2024 году (озвученного 8 декабря 2023 года), «Проблема 2024» трансформировалась в вопрос о политическом раскладе в случае его поражения на выборах , исключающем возникновение хаоса.
Важность нахождения оптимального пути преодоления «Проблемы 2024» в целях недопущения турбулентности и резкого излома политического курса страны осознавалась в России со второй половины 2010-х годов.
Интенсивные дискуссии по проблеме начались в 2018—2019 годах. С учётом законодательства и общих реалий того времени рассматривались следующие варианты:
Согласно пункту 3 статьи 81 Конституции , действовавшей до середины лета 2020 г., одно и то же лицо не могло занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд . Это означало, что Путин, который избран президентом в 2012 году и переизбран в 2018 году, не мог бы участвовать в президентских выборах 2024 года.
По мнению Екатерины Шульман , в контексте «Проблемы 2024» шёл поиск широкого элитного пакта, альтернативой которому является война всех против всех . По мнению Олега Чернозуба, российская элита найдёт пути решения данной проблемы , к примеру, Валерий Зорькин предлагал изменить конституцию , Вячеслав Володин предложил расширить полномочия парламента .
Валерий Фёдоров заявил, что «Проблема 2024» в общественном сознании россиян не стоит , при этом собранные Левада-Центром участники фокус-групп выделили два основных сценария её решения: сохранение Владимиром Путиным президентских полномочий и назначение преемника .
Экспертами формулировался ряд предположений о возможном переносе выборов, изменении Конституции , а также о том, что Владимир Путин может занять другую позицию во власти, как это было в период с 2008 по 2012 годы, и снова баллотироваться на пост президента в 2030 году . В целом выделялось несколько сценариев развития событий в политическом поле России в 2024 году :
По мнению политолога Кирилла Рогова , конституционный дизайн российской государственности остаётся неясным в связи с неудачным опытом « тандема Медведев—Путин » и отсутствием институтов распределённой власти . Кроме явного конфликта между политическим режимом Путина и государственным строем , проблемой также является невозможность для Путина гарантировать безопасность себе и своим близким в случае ухода от власти . Однако к уходу его может подтолкнуть плохое состояние здоровья .
Владимир Путин до 2020 года отрицательно высказывался о возможности своего участия в выборах 2024 года (например, 25 мая 2018 года на встрече с руководителями информационных агентств в рамках Петербургского международного экономического форума ) и выборах 2030 года — в ответе на вопрос журналиста 18 марта 2018 года . Также Путин неоднократно отрицал наличие намерений изменить Конституцию (в интервью с Мегин Келли в марте 2018 года и для австрийского телеканала ORF в июне 2018 года ).
Однако поправки 2020 года к Конституции России убрали из пункта по ограничению сроков слово «подряд», не позволявшее в принципе одному человеку занимать президентский пост больше двух сроков [ прояснить ] . Также поправки содержали «обнуление» — разрешение гражданам, уже занимавшим на момент принятия поправок пост президента ( Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву ), занимать этот пост ещё 2 срока. Конституционный суд , в 1998 году запретивший Борису Ельцину идти на третий президентский срок в похожей ситуации, на этот раз принял противоположное решение . Во время подготовки к голосованию по поправкам Путин допустил своё участие в выборах 2024 года . Последний вариант до 2020 года обсуждался сугубо абстрактно, ибо противоречил действовавшему тогда положению Конституции, запрещавшему трёхкратное подряд избрание, но летом 2020 года была проведена соответствующая конституционная реформа , и вариант стал допустимым законодательно.
В более узком смысле под «Проблемой 2024» понималось изыскание возможностей переизбрания В. В. Путина президентом России в 2024 году, для чего было необходимо урегулировать юридическую сторону допуска Путина как кандидата и гарантировать поддержку избирателей. Юридический момент теперь преодолён. На уровень поддержки могут повлиять препятствия, обозначенные далее. Для повышения электоральных результатов Путина-кандидата могут быть организованы выборы с использованием электронного голосования (по оценке политолога Александра Кынева, по итогам муниципальных выборов в Москве 2022 года электронное голосование оказалось дискредитировано, и его использование на президентских выборах делегитимизирует эти выборы на старте ).
30 сентября 2022 года политолог Аббас Галлямов опубликовал доклад «Проект „Преемник“: перспективы, условия, кандидаты», посвящённый теме смены власти в России .
Несмотря на юридически открывшуюся возможность претендовать на переизбрание, В. В. Путин не сообщал о своих намерениях до конца 2023 года. Только 8 декабря 2023 г. он публично заявил, что будет весной 2024 года бороться за сохранение поста президента России за собой. С учетом его решения «Проблема 2024» свелась к вопросу о вариантах действий при победе другого кандидата. В таком случае для обеспечения преемственности курса возможно упоминавшееся в начале раздела занятие Путиным иных высоких постов в государстве.
Серьёзным обстоятельством в преддверии выборов 2024 года явились вторжение России на Украину и последовавшие за ним санкции — что обеспокоило Администрацию Президента и стало дестабилизирующим фактором, с которым нужно считаться и который создаёт риски для переизбрания Путина .
Некоторые аналитики высказывали мнения, что выборы могут явиться переломными для современной истории России и критически повлиять на события в стране, равно как и на ход боевых действий. Как считает AEI , власть РФ не способна абсолютно полностью поставить выборы под контроль, и, ввиду поражений на фронте, медленной атомизации общества, а также конфликтов внутри властной верхушки — это всё создаёт гремучую смесь, которая может взорваться во время выборов. Причём вероятность такого исхода прямо зависит от положения на фронте, и, собственно, сами выборы зависят от этого положения. Если правительство Путина сможет удержать фронт до проведения выборов без значимых проблем — это даст возможность восстановления порядка внутри властных структур, остановки междоусобной борьбы и заполучения некоторой легитимности и поддержки населения. В обратном же случае, если фронт будет прорван ВСУ и Россия потеряет значимые из занятых ею территорий, — это приведёт к многократному усилению внутриусобной борьбы за власть и тем самым снизит консолидацию власти и её бюрократического аппарата, что может обернуться катастрофой на выборах .
По мнению , занимавшего в 1990–1991 годах пост заместителя министра иностранных дел России, факт затягивания боевых действий сильно ставит под сомнение готовность избирателей отдать голоса за Путина, а равно и легитимность выборов. Сама же NBC News считает, что Путин сможет победить только при наличии ощутимых успехов на фронте, в противном же случае его поддержка будет в большинстве своём крайне и крайне шаткой .
Сразу после президентских выборов 2018 года, вопреки многократным предшествующим заверениям «сверху» в отсутствии подобных планов, в России была начата пенсионная реформа , сводящаяся к повышению пенсионного возраста . Большинство граждан восприняло такое решение как жёсткое расторжение властью «общественного договора». Высказываются мнения, что для переизбрания В. В. Путина в 2024 году, если он будет выдвинут, необходима отмена или радикальная корректировка данной реформы .
стр. 531-532 (Часть 3. Политическая футурология.)
: ...[выборы 2016-2018] не подвели черту, но обозначили старт длительного переходного периода - транзита, который ожидает нас в 2024 г...
...Выборы 2024 вряд ли станут полем решающей битвы за смену власти в России - последний раз это происходило в 1996 г., после чего наш политический класс научился решать подобные критические конфликты ДО, а не в ходе выборов... стр. 703 : Даже приближение 2024 совершенно не делает В. Путина, как это бывает в конкурентных политических системах, "хромой уткой", поскольку только он сохраняет контроль над решением проблемы преемственности и только от него зависит, кто и на каких условиях получит статус преемника. |
Главная тема нового политического цикла — трансфер власти. Очень скоро «система» осознает, что эта власть не может быть передана одному человеку. Более того, Путин уже не вполне контролирует пирамиду этой власти, на периферии которой активно действуют разнообразные прокси-агенты. Эта ключевая проблема режима может найти разрешение либо в широком элитном пакте, либо в войне всех против всех.
Политический режим, коллективная бюрократия, трансфер власти и новые ренты
... Оптимистический сценарий тут тот, который в политологии называется «пробуждением спящих институтов» в комбинации с любыми формами внутриэлитных договоренностей по образцу пакта Монклоа или Великой хартии вольностей . Для этого потребуется осознание элитами необходимости каких-то иных гарантий неприкосновенности жизни и собственности, кроме надежд на верховного хранителя внутриэлитного баланса. Пессимистический — война всех против всех с привлечением воюющими сторонами негосударственных агентов насилия — любых вариантов парамилитарис, корпоративных и/или региональных. Реалистический сценарий — комбинация первого и второго, уничтожение тех акторов и групп интересов, которые сумели восстановить против себя всех остальных, и договоренности между оставшимися. |
У Владимира Путина сейчас нет законных способов остаться руководителем страны после 2024 года... К 2024 году Кремль может готовить две политические стратегии: либо снова искать преемника, как это уже было десять лет назад, либо менять Конституцию под действующего президента.
|
Наконец, структурный характер носит проблема 2024 года. Дело не столько в личности Владимира Путина, сколько в системе патронажа, при которой интересы элитных групп и кланов могут быть гарантированы только на основе личных уний. Власть нового лидера возникает из самого факта отмены прежних гарантий и преференций и раздачи новых. Опыт постсоветского «преемничества» в основном демонстрирует, что преемник, сохраняя лояльность «крестному отцу», будет разрушать старую клиентелу, чтобы создать новую. Даже опыт с «контролируемым преемником», или «тандемом», 2008–2012 годов не выглядит удачным: по мнению Кремля, он создал угрозу раскола элит и опасной политизации общества.
Политэкономия - Непреемственность власти
Институты распределенной власти и широких коалиций в формате «правящей партии» также не были созданы (хотя определённые шаги в этом направлении предпринимались) и вряд ли будут созданы за оставшееся время. Вообще, в мире авторитаризмов в последние десятилетия основной тренд — это персоналистские режимы, в то время как партийные авторитаризмы мутируют, а их число сокращается. Непопулярна партийная модель и у российского населения. Наконец, внешняя конфронтация, которая остается сегодня ключевым элементом легитимации режима, также требует символической персонализации «защитника нации». Все эти аргументы работают в пользу того, что Владимир Путин сохранит за собой формальные политические полномочия за пределами своего пятого срока. А это значит, что даже то, каким к 2024 году будет конституционный дизайн российской государственности, сегодня неизвестно. |