Interested Article - Жупел (журнал)

«Жупел» — русский литературно-художественный журнал политической сатиры, издавался в Санкт-Петербурге в 1905—1906 годах Сергеем Юрицыным . Создателем и идейным вдохновителем проекта был Зиновий Гржебин , занимавший пост главного редактора . Был закрыт цензурой после выхода третьего номера, после чего перевыпущен под названием « Адская почта » .

История

Создание

В конце 1905 года после выхода Манифеста Николая II , утверждавшего свободу печати, стали один за другим появляться сатирические журналы, отражавшие революционные настроения общества и его недовольство ситуацией во всех сферах жизни страны . Недавно вернувшийся в Россию художник-катурист Зиновий Гржебин загорелся идеей создать отечественный аналог мюнхенского журнала Simplicissimus и стал активно набирать команду единомышленников и искать средства для печати . Всего через полгода после появления этого замысла был выпущен первый номер .

По воспоминаниям художника Мстислава Добужинского , который многие годы дружил и сотрудничал с Гржебиным, создавая «Жупел» Зиновий Исаевич проявил себя как выдающийся организатор и «совершил действительно чудо, убедив своим пылом и раскачав и объединив в своём порыве даже самых, казалось бы, индифферентных людей» : последовавший большой успех журнала у публики во многом был обеспечен тем, что в нём публиковались работы и модернистов , и реалистов . Две этих группы постоянно соперничали, только Гржебину удавалось со всеми поддерживать хорошие отношения и даже объединить в одном проекте .

Редакция издания расположилась по адресу Невский проспект , 92 . 14 марта 1905 года художники Константин Сомов , Евгений Лансере , Юрий Арцыбушев , Иван Билибин и Борис Кустодиев обсуждали название будущего журнала. Из прочих предложений — «Зубоскал», «Надзиратель», «Кикимора», «Чорт» — был выбран предложенный Сомовым «Жупел». Иван Билибин нарисовал марки журнала — краба в папахе с пером и «весёлого бесёнка» .

Жупел — это серы… высшее судилище избрало жупел для очищения грехов. Завладев весами Фемиды, мы «Жупелом» будем наказывать грешников здесь же, не ожидая, пока подземный жупел обожжет их в кромешном аду .

«Жупел» был тесно связан с Simplicissimus : в первом номере участники напечатали обращение, которое поместили внутри рисунка Томаса Гейне . В этом обращении было сказано: «Сотрудники Жупела через головы русской полиции шлют привет своим талантливым товарищам из Simplicissimus». В журнале также печатались объявления о том, что художники немецкого журнала примут в нём участие, однако из-за скорого закрытия этого так и не произошло. Помимо того, в «Симплициссимусе» были напечатаны несколько рисунков из «Жупела» и рисунок Гейне «Из самой тёмной Германии (Уличная сценка)» (Nach der Straßendemonstration, gegen den blutigen Polizeieinsatz bei Demonstrationen gegen das Dreiklassenwahlrecht; №52, 1910), очень похожий на нарисованную для «Жупела» «Октябрьскую идиллию» Добужинского .

Первый номер

Первый номер журнала вышел 2 декабря 1905 года и был высоко оценён современниками не в последнюю очередь за высокое качество иллюстраций и оформления . В нём были опубликованы рисунки Мстислава Добужинского «Октябрьская идиллия», Валентина Серова «Солдатушки, бравы ребятушки! Где же ваша слава?» , Гржебина «Орёл-оборотень» . Среди литературных произведений в первом номере были напечатаны статьи «За вечерним чаем» и «Сказка о царе Берендее», очевидно высмеивающая императорский дом :

Гимназистик лет 12 читает бабушке газету. Взволнованная старушка со скорбным вздохом прерывает чтение: — Боже милостивый! Сколько народу перерезано, сколько семей разорено, а домов-то разрушенных и не счесть… И подумать, что все это делается для спасения одного только дома.
Гимназистик: А кто же хозяин этого дома, бабушка?
Бабушка (вспохватившись): Молод ты, — такие вопросы задавать. Лучше займись уроками. Придется бросить чтение газет.
Гимназистик (не унимаясь): А романов, бабуся?

Уже на следующий день после выхода первый номер «Жупела» был запрещён властями. Однако из тиража в 70 тыс. экземпляров полиция конфисковала 500 . Хотя и «не вполне легальным путём», номер продавался хорошо, и в целом журнал был признан коммерчески успешным предприятиям .

Несмотря на то, что именно он придумал название для журнала, Константин Сомов не стал одним из постоянных сотрудников. В письме к Александру Бенуа художник отзывался о первом номере «Жупела» как о «большом разочаровании», а сам факт издания называл «слишком мелким делом, бледным и ненужным». Критиковал первый номер и Александр Блок , похвалив только работы Серова и Добужинского .

Вскоре после выхода первого номера Гржебина арестовали «за дерзостное неуважение к верховной власти» и присудили шесть месяцев заключения . Позднее в цензурном отделе была обнаружена записка министра Петра Дурново от 25 декабря 1905 года, в которой он предлагал привлечь к ответственности редактора, так как рисунки в нём «побуждают к восстанию», а заметки «затрагивают интересы императора». В тот же день прокуратура Санкт-Петербургской Судебной Палаты подписала постановление закрыть журнал .

Второй номер

Обложка второго номера, Иван Билибин, 1905

Второй номер журнала вышел 24 декабря 1905 года, на обложку поместили рисунок Ивана Билибина: в стиле детской сказочной иллюстрации он изобразил Царя Гороха с сыном, «смелым и могучим богатырём, преславным князем Горохом Гороховичем и со многими ближними бояры» . Среди иллюстраций были работы Евгения Лансере, Бориса Кустодиева, Бориса Анисфельда . Поводом для ареста второго номера журнала стали статья «Сказания из нового Лавсаика» и заметка в «Хрониках» о полковнике Мине , который активно участвовал в подавлении восстаний 1905 года , в том числе жестоком разгоне студенческой демонстрации у Технологического института :

Полковник Мин, обстреливавший 17 октября Технологический институт с заключёнными в нём студентами, получил звание флигель-адъютанта. Хулиган Михайлов, убивший на днях одного студента-технолога , звания флигель-адъютанта не получил .

Третий номер и упразднение

Обложка третьего номера, 1906

Третий номер вышел 11 января 1906 года , к тому моменту Гржебин уже находился в тюрьме . В номере были опубликованы стихотворения «9 января» Сергея Гусева-Оренбургского и «Песня солдатская» Александра Куприна со строчками «женщин, старцев и детей настреляли кучи <…> во славу русского двуглавого орла» . Поводом для закрытия журнала послужила также карикатура Билибина «Осёл. В 1/20 натуральной величины» (в «осиянном осле», фланкированном геральдическими грифонами, просматривался намёк на императора Николая II ).

На весь тираж третьего номера наложили арест , одновременно с закрытием журнала были заключены под стражу Юрицын и Билибин , на которого был наложен суточный административный арест. По итогам судебного разбирательства, учитывая, что второй и третий номера журнала также были остро политическими и направленными против действующей власти, Гржебин был осуждён на «13 месяцев крепости» и получил запрет на издательскую деятельность в течение пяти лет .

7 февраля 1906 года дальнейший выпуск журнала был запрещён властями .

Итоги

Находясь в Выборгской тюрьме , Гржебин писал своему другу Мстиславу Добужинскому:

Я боюсь только, чтобы у вас не произошел раскол с Горьким и его товарищами. Теперь этого допустить никак нельзя. <…> я рад, что мы дотянули до 3-го номера, какой уже больше располагает к себе и показывает, что дело, несомненно, прогрессирует. <…> Ах, я уверен, что «Жупел» стал бы таким журналом, что самых больших скептиков покорил бы .

Вскоре после закрытия «Жупела» по инициативе Гржебина было основано издание « Адская почта », фактически являвшееся прежним журналом под новой вывеской, однако с ещё более резкой, непримиримой антимонархической риторикой .

Галерея

Примечания

  1. Безелянский Ю. . «Алеф» (11 октября 2012). Дата обращения: 3 января 2020. 27 января 2020 года.
  2. Мирошкин, А. . Независимая газета (2 июля 2015). Дата обращения: 3 января 2020. 27 января 2020 года.
  3. , с. 105—141.
  4. , с. 115—119.
  5. , с. 45.
  6. , с. 372, 361.
  7. , с. 135.
  8. , с. 357—358.
  9. , с. 87.
  10. , с. 143.
  11. , с. 105.
  12. .
  13. , с. 106.
  14. , с. 138.
  15. , с. 12.
  16. , с. 136.
  17. . Дата обращения: 30 апреля 2022. 30 апреля 2022 года.
  18. , с. 154.
  19. , с. 137.
  20. . Электронная еврейская энциклопедия. Дата обращения: 28 октября 2017. 29 октября 2017 года.
  21. , с. 84.
  22. , с. 133.
  23. , с. 109.
  24. , с. 108—109.
  25. , с. 88.
  26. , с. 358, 361.
  27. , с. 122—123.
  28. , с. 44.
  29. Немировский, Е. . «КомпьюАрт», № 1, 2005. Дата обращения: 29 января 2020. 28 января 2020 года.
  30. , с. 162—169.
  31. , с. 110, 134.
  32. . 1905-й год в сатире и карикатуре (1905). Дата обращения: 29 января 2020. 3 февраля 2020 года.
  33. , с. 373.
  34. , с. 112.
  35. , с. 113, 132.
  36. , с. 90.
  37. , с. 113.
  38. , с. 119.
  39. , с. 16.
  40. , с. 448.
  41. , с. 448—449.

Литература

  • Говоров А. Букинистическая торговля и история книги: межведомственный сборник научных трудов. — МПИ "Мир книги", 1997. — Т. 6.
  • Мойсинович А. М. // Демидовский временник. Материалы научной конференции, посвящённой 25-летию исторического факультета / редкол.: В. В. Дементьева (отв. ред.), Ю. Ю. Иерусалимский (отв. ред.), Е. В. Спиридонова. — Ярославль: М-во образования и науки Российской Федерации, Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2013. — С. 136—138. — 251 с. — ISBN 978-5-8397-0959-1 .
  • Добужинский М. В. // Воспоминания / Стернин Г. Ю.. — Москва: Наука, 1987. — С. 447—449.
  • Чугунов Г. И. Мстислав Валерианович Добужинский. — Художник РСФСР, 1984. — С. 38—45. — 299 с.
  • Добужинский М. Воспоминания о художниках. Гржебин // / под ред. Суриса Л. М.. — Москва, Берлин: Direct Media, 2016. — С. 593—599. — ISBN 978-5-4475-8948-6 .
  • Юниверг Л. И., Покровская З. А. Сатирические журналы первой русской революции (1905-1907): каталог выставки. — Гос. библиотека им. В.И. Ленина, 1975. — С. 16—20.
  • Подобедова О. И. Евгений Евгеньевич Лансере, 1875-1946. — Советский художник, 1961. — С. 87—94. — 417 с.
  • Боцяновский В. Ф. // Русская сатира первой революции 1905-1906 / В. Боцяновский, Э. Голлербах. — Ленинград: Гос. изд-во, 1925. — С. 44—165. — 221 с.
  • Смирнов С. В. М. Горький и журналистика конца XIX-начала XX вв. — Изд-во Ленинградского Гос. Университета, 1959. — С. 156—159. — 183 с.
  • Устинов, А., Шишкин, А. // Europa Orientalis. — 2016. — Вып. 35 . — С. 357—377 . — ISSN .
  • Юниверг Л. // Евреи в культуре русского зарубежья, 1919-1939 гг. / сост. Пархомовский М., ред. Юниверг Л.. — Иерусалим: Фонд им. Эвы Минсклер де Виллер, 1992. — Вып. 1 . — С. 142—146 .
  • Гордеева М. Иван Яковлевич Билибин / под ред. Ананьевой С.. — Москва: Директ-Медиа, 2010. — Т. 53. — С. 12.
  • Вельмарн Б. В. История искусства народов СССР. — Изобразительное искусство, 1981. — С. 133.
  • Лисицына Г. Г. история издания З. И. Гржебиным сатирического журнала «Жупел» (1905-1906) // Ежеквартальник русской филологии и культуры / под ред. Клейнера Ю. А., Сажина В. Н.. — Санкт-Петербург: Russian Studies, 1995. — Вып. 3 . — С. 103—142 . — ISSN .
  • Юниверг Л. // Евреи в культуре русского зарубежья, 1919-1939 гг. / сост. Пархомовский М., ред. Юниверг Л.. — Иерусалим: Фонд им. Эвы Минсклер де Виллер, 1992. — Вып. 1 . — С. 142—146 .

Ссылки


Источник —

Same as Жупел (журнал)