Баядера (оперетта)
- 1 year ago
- 0
- 0
Оперетта в Москве имеет полуторавековую историю, богатую именами, событиями и адресами. Она появилась в Москве во второй половине XIX века как модный, актуальный, лёгкий, но эффектный музыкально - театральный жанр , зародившийся и быстро завоевавший популярность в Европе . Её появление связано с гастролирующими европейскими труппами , затем появились московские труппы и театры , специализирующиеся на оперетте.
Наследником своих предшественников, старейшим и ведущим в этом жанре является Московский театр оперетты , хотя оперетта имеется также в репертуаре других музыкальных театров Москвы.
В 1870-x годах оперетта начинает завоевывает популярность в Москве. Сатирические намёки сближают французскую и австрийскую оперетты с русской действительностью. Но если на первых порах в спектаклях русской оперетты присутствовали сатирические интонации, особенно благодаря усилиям переводчика французских оперетт, поэта -сатирика В. С. Курочкина , то в дальнейшем оперетта все чаще принимает характер фривольного фарса . Его поклонники, преимущественно из среды дворянства и купечества , воспринимали оперетту как пикантный жанр, средство отдыха и развлечения. Поэтому в полемике вокруг оперетты многие прогрессивные деятели русской культуры выступали противниками этого жанра (в частности, М. Е. Салтыков-Щедрин ).
В развитии и укреплении опереточного жанра на русской сцене особенно значительны заслуги Михаила Лентовского . Получив образование в Московском театральном училище он был принят в труппу Малого театра со званием артиста императорского театра. В репертуаре Малого театра бывали и оперетты, так как в то время он не был ещё сугубо драматическим театром и отличался от Большого только размерами.
Лентовский, как и другие молодые артисты того времени, набирался мастерства и сценического опыта в провинции, где также проявил себя как режиссёр, после чего вернулся в Москву и в 1871 — 1878 годах продолжил работу в Малом театре. Красивая внешность и приятный голос, сценический темперамент и врожденная музыкальность обеспечили ему впоследствии успех в опереточных ролях и водевилях с пением. Среди его ролей: Парис в «Прекрасной Елене» и Пикилло в «Птичках певчих» (« Перикола ») Жака Оффенбаха , а также роли в драматических спектаклях.
15 августа 1873 года Михаил Лентовский заключил договор с Дирекцией императорских театров об исполнении опереточных ролей на сцене Малого театра. Однако опереточный репертуар понемногу сходил со сцены, всё более уступая место драматическому. Среди его постановок на сцене Малого театра — « Орфей в аду » Жака Оффенбаха .
В 1876 году Михаил Лентовский был привлечен к деятельности Артистического кружка , а весной 1877 года возглавил его летний театр, находившийся в Семейном саду (Ботаническое отделение Зоологического сада). Первый спектакль состоялся 5 мая 1877 года — это была оперетта Шарля Лекока «Дочь мадам Арго», которую давали под названием «Дочь рынка».
Кипучая энергия Лентовского особенно ярко проявилась в его антрепренёрской деятельности. Летом 1878 года Лентовский для своей труппы арендовал театр в саду «Эрмитаж». В этом театре он собрал большой оркестр, хор и балет, пригласил декоратора парижского театра Гранд-Опера — Левато. Этот театр оперетты, с надписью над входом: «Сатира и мораль», открылся «Птичками певчими» (« Перикола ») Жака Оффенбаха , затем были поставлены «Камарго» и «Ласточка» Шарля Лекока , «Мадам Фавар» и «Булочница-богачиха» Жака Оффенбаха, « Летучая мышь » Иоганна Штрауса и др.
Первые же спектакли поразили публику яркой зрелищностью и исполнительским мастерством. Прозванный «театральным магом и волшебником», Лентовский поражал воображение зрителей грандиозностью постановок, новизной, необычностью эффектов, богатством декорационного оформления и костюмов, живописностью массовых сцен. Увлекаясь пышностью оформления, он вместе с тем добивался реалистичности игры актёров, ансамбля исполнения, высокой вокально-музыкальной культуры. О его постановках положительно отзывались А. Н. Плещеев , В. А. Гиляровский и др.
Постановочный стиль Лентовского оказали влияние на Константина Станиславского в пору его увлечения опереттой.
Энергией этого исключительного человека было создано летнее театральное предприятие, невиданное нигде в мире по разнообразию, богатству и широте. К. С. Станиславский о М. В. Лентовском
Юный Станиславский занимался пластикой и вокалом с лучшими педагогами, учился на примерах актёров Малого театра , а также играл в опереттах: «Графиня де ла Фронтьер» Лекока (атаман разбойников), «Мадемуазель Нитуш» Эрве (Флоридор), а также в комической опере « Микадо » Салливана (Нанки-Пу).
В труппе Лентовского в разные годы были такие актёры как Ольга Садовская , Вера Зорина , а также А. Аристова, С. Бельская и А. Давыдов. Помимо московской оперетты, он организовал несколько опереточных театров в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде .
В 1885 году , в арендованном и перестроенном доме княгини Е. Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой Георг Парадиз открыл свой Театр Парадиз , который в народе стал также именоваться по улице — Никитским, а также Интернациональным. Помимо труппы Парадиза, в театре выступали разные российские и зарубежные труппы, в том числе Московской комической оперы и Венской оперетты. С 1893 года здание арендовал Яков Щукин , который продолжал традиции Парадиза.
В 1910 году импресарио Борис Евелинов и его жена — Евгения Потопчина основали опереточную труппу. С 1911 года для этой труппы Евелинов арендует здание бывшего театра Парадиз и открывает свой театр, известный как Оперетта Потопчиной или Никитский театр Е. В. Потопчиной. В этом театре работали молодые талантливые актёры, в том числе баритоны Николай Бравин и Константин Греков. К труппе присоединился тенор Михаил Иванович Дмитриев и Татьяна Бах . Природная музыкальность, сильно развитое чувство ритма, темперамент и хореографическая одаренность определили успех Потопчиной в оперетте.
В 1912 году Игнатием Зоном был открыт театр оперетты с кафешантаном «Ад у Зона». Татьяна Бах начинала свою карьеру как артистка оперетты в этом театре, а после перешла в труппу Оперетты Потопчиной, затем — Московского театра оперетты .
До 1917 года в Москве было два театра оперетты. Театр Игнатия Зона прекратил своё существование, после эмиграции Зона во Францию в 1917 году , а Никитский театр с 1918 года стал называться «Товариществом на марках», но уже в 1919 году постановлением Совнаркома театр был закрыт. В 1921 году труппа временно выступала в помещении ресторана « Славянский базар » (Никольская, 17).
В 1922 году в здании бывшего Дмитровского театра на улице Большая Дмитровка , дом 17, был открыт частный Московский театр оперетты. Среди премьер этого театра — первая в России постановка оперетты « Графиня Марица » Имре Кальмана (1924) . Ныне на этом месте здание Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко .
В 1925 году театр был переименован в Московский театр музыкальной комедии. После его закрытия в 1926 году был создан «Трудовой коллектив артистов оперетты» под руководством Н. М. Бравина , выступавший один сезон 1926/27 в помещении театра-варьете «Альказар» .
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
|
Список московских современных адресов, связанных с опереточными постановками:
|
Этот раздел
не завершён
.
|
Список московских театров, в репертуаре которых в настоящее время есть оперетта:
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
|