Кузнецов, Николай Дмитриевич (художник)
- 1 year ago
- 0
- 0
Николай Яковлевич Третьяков ( 25 октября 1925 , дер. Зимиха, Ларихинский район , Ишимский округ , Уральская область — 23 июля 2014 , Челябинск ) — русский художник-график , работавший на Урале во второй половине ХХ века. Член Союза художников СССР (1963). Заслуженный художник РСФСР (1976), участник областных, зональных, республиканских и всесоюзных художественных выставок.
Николай Яковлевич Третьяков родился 25 октября 1925 года в западносибирской деревне Зимихе . В начале 30-х годов семья, спасаясь от раскулачивания, переехала в Челябинск . Отец отправился на заработки и вскоре пропал, а мать осталась одна с двумя сыновьями . Семья жила бедно, поэтому с детских лет приходилось подрабатывать . Брат устроился в пожарное депо, а Николай рисовал запрещающие таблички «не курить», «не сорить» [ источник не указан 126 дней ] .
В 1940 году Третьяков поступил в изостудию Челябинского дома народного творчества, где его преподавателем был Николай Русаков — один из основателей Союза художников в Челябинске. Русаков прошёл школу двух великих импрессионистов: русского американца Николай Фешин и Константин Коровин , у которого занимался во время учёбы в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (сокр. МУЖВЗ ). Он стал первым челябинским художником, получившим столичное образование. Обладавший уникальным педагогическим даром, Русаков основал в Челябинске школу живописи . «…Великолепный в самом облике своем. Он водил учеников на этюды. Много рассказывал об искусстве и даже пел. Он ставил для детей роскошные натюрморты с шелками и бархатом. Там были скрипка, череп и розы. Детям было тепло. Каждый приносил в студию какое-нибудь полешко. Любили они своего учителя самозабвенно и верили ему, как никому», — вспоминал время учёбы в студии Николай Третьяков .
И хотя личное общение с Русаковым было непродолжительным (художник был арестован по доносу и расстрелян 31 декабря 1941 года, реабилитирован в 1957 году), эта встреча стала судьбоносной для Третьякова. После ареста Русакова преподавателем Третьякова стала художник Валентина Челинцова . Его учителями также были челябинский художник-живописец, плакатист Игнатий Вандышев, участвовавший в 1941 году в выпуске сатирических плакатов «Боевой карандаш», и художник-живописец, график, мастер пейзажа и портрета, воплотивший в своих работах образы уральской природы, Петр Юдаков .
В годы Великой Отечественной войны Третьяков принимал участие в проекте « Окна ТАСС » — в составе творческой группы создавал плакаты с призывами к защите Родины, а также по конкретным сражениями другими . В дальнейшем, работая в кооперативном товариществе «Художник», выполнял в основном военные оформительские заказы. За работу в году Великой Отечественной войны художник был награждён медалью « За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. » .
Профессиональную творческую деятельность Третьяков начинал как живописец, но впоследствии активно занялся графикой, работая в разнообразных техниках: линогравюре, ксилографии, акватинте, станковой графике, рисунках карандашом и углем. Хотя и живопись никогда не забывал и продолжал время от времени к ней возвращаться.
Большинство произведений были выполнены в технике офорта, черно-белой и цветной гравюры на дереве, картоне, линолеуме . В 60-70-е годы появились серии графических листов, которые смело можно назвать национальным достоянием. Они рассказывают о событиях страны и родного края, ставших историей, и жизни простых советских тружеников: «Утро семилетки» (1961), «Первый снег» (1961), «Смена» (1963), «Детский сад» (1964), «Газопровод Бухара-Урал» (1964), «Стальные артерии» (1973), «Площадь революции» (1979). Несколько серий гравюр Третьяков посвятил Уралу: «Уральские деревни» (1965), «Уральский лес» (1966), «Магнитка» (1973) и другие . В 1963 году Третьяков стал членом Союза художников СССР (1963) . В 1976 году художник удостоился звания Заслуженного художника РСФСР .
Третьяков был тонким лириком, который пропуская через себя образы городов-заводов и гигантских строек старался напомнить о земном и тем самым преобразить окружающую дейтвительность — «очеловечить бесчеловечное». Ярким примером является цветная гравюра «Весна» (1973), на которой на фоне мрачного заводского силуэта — очертания деревьев, «сумевших не только уцелеть в этом дымном аду, но и расцвести в срок, как предписано природой».
С 1946 года Николай Яковлевич Третьяков участвует в областных, зональных, республиканских и всесоюзных художественных выставках. В октябре 2005 года в Выставочном зале Союза художников Челябинска состоялась персональная выставка, приуроченная к его 80-летию со дня рождения. На ней были представлены произведения живописи и графики.
Искусствоведы часто называют Третьякова продолжателем художественной манеры Русакова. В апреле 2022 года в Челябинске прошла посмертная совместная выставка работ двух художников под названием «Великий шелковый путь в социализм», на которой было представлено 82 произведения живописи и графики из собраний екатеринбургского и челябинского музеев изобразительных искусств, а также из частных коллекций . Несмотря на то, что оба автора являются обладателями собственного уникального почерка, главной объединяющей чертой их творчества было стремление запечатлеть повседневную жизнь столицы Южного Урала, ее преобразование из малого уездного городка в промышленный мегаполис, живущий уже по законам нового времени.
На фреске 70-х годов монументалиста Константина Фокина в челябинском ресторане «Уральские пельмени» (к сожалению, не сохранившейся), Николай Третьяков был запечатлён вместе с другими художниками, скульпторами и архитекторами [ источник не указан 126 дней ] .
В 2019-2022 годах работы художника пополнили коллекцию Екатеринбургского музея изобразительных искусств .