Зубрицкий, Юрий Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ю́рий Алекса́ндрович Комелько́в ( укр. Юрій Олександрович Комельков ; род. 30 сентября 1962 , Яма , Донецкая область ) — украинский издатель, галерист, коллекционер. Учредитель рекламного агентства полного цикла «Атлант ЮЭмСи» (1997), основатель журнала «Ре! Zоны» (2001), основатель компании «Арт-блюз» (2002) и галереи «Арт-блюз» (2004), собственник галереи «Триптих» (2003) , учредитель и главный редактор журнала «Аура» (2007), основатель интернет-платформы Cultprostir (2014) . Инициатор и руководитель благотворительного фонда художника Ивана Марчука (2005) и фундации «КультАура» (2013) .
Почётная грамота Кабинета Министров Украины (протокол № 49 от 24 сентября 2008) — «за высокие производственные достижения в развитии издательского и рекламного дела и значительный личный вклад в обеспечение успешного проведения в мае 2008 г. в г. Киеве ежегодных сборов Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития ».
Учился в с/ш № 1 Северска Донецкой обл. (1979). Окончил с отличием Киевский медицинский институт им. А. А. Богомольца (1985, лечебный факультет). Параллельно окончил Харьковский художественно-промышленный институт (1985, факультет промышленного дизайна) по системе народного образования. Закончил международный курс по специальности «Травматология и ортопедия» по в Давосе ( Швейцария , нач. 1990-х) .
Работал в Киевском НИИ ортопедии и травматологии (1985—1997, научный сотрудник), представительстве швейцарской медицинской компании « » на Украине (1995—1997, глава представительства), рекламном агентстве «Атлант ЮЭмСи» (с 1997, генеральный директор, собственник), издательстве «Литтон» (2000—2008, президент, соучредитель), журнале «Ре! Zоны» (2001, собственник), компании «Арт-блюз» (с 2002, генеральный директор, собственник), галереи «Триптих» (с 2003, собственник) , журнале «Аура» (2007—2009, главный редактор, собственник), интернет-платформе Cultprostir (с 2014, собственник). Живет в Киеве .
Автор медицинского патента «Способ переднего спондилодеза» (Киевский НИИ ортопедии). Авторское свидетельство СССР № 833226, кл. А 61 В 17/56, 1981. Изобретение используется для костно-пластической фиксации позвоночника при его повреждениях и заболеваниях .
«Атлант ЮЭмСи» (учредитель и генеральный директор Юрий Комельков) — рекламное агентство полного цикла. Основано в 1997. Действительный член Всеукраинской рекламной коалиции. Направления деятельности: реклама и события (B2B, B2C, HR, брендинг, BTL, PR и медиа), производство рекламы (видео и аудио, POS-материалы, выставочное оборудование и стенды, телевизионные студии, полиграфия). Компания организовывала ежегодные сборы Совета управляющих ЕБРР в Киеве. Агентство получило более 40 международных и национальных наград, среди которых Гран-при Киевского международного фестиваля рекламы (2001), 9 первых мест Московского, Казанского и Киевского международных фестивалей рекламы, 8 вторых мест, 1 третье место, 8 званий финалиста .
«Атлант ЮЭмСи» зарегистрировано как издательство (свидетельство о внесении в Государственный реестр субъектов издательского дела ДК № 1918). С 1997 изданы сотни книг, выпускались журналы. Книжная продукция — медицинской, научной и художественной направленности. Выделяются издания, посвященные искусству — более 500 буклетов, каталогов и альбомов современных украинских художников.
Центральным книжным проектом стало масштабное издание «Декоративное искусство Украины конца XX века. 200 имен» (2002). Впервые за годы независимости в одной книге было представлено творчество 200 лучших художников страны. Альбом-каталог вышел в лидеры рейтинга « » (победил в номинации «Визитивка», 2 место в Гран-при). Автор идеи стала лауреатом Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко (2006) .
К весомым книжным проектам относится большой альбом-каталог «Иван Марчук» (2004). Книга иллюстрирует все этапы творчества художника. Выделяются фотоальбомы « День . Фото 1999—2003» (2003), «Кадр за кадром: Кира Муратова . Хроника одного фильма» (2007), «Киев — город каштанов» (2007), художественные альбомы «Анатолий Криволап. Структуры» (2009, под эгидой Национального художественного музея Украины) и «Киевский музей русского искусства» (2009, 4 варианта обложки) .
Выпущены альбомы Игоря Горина (1999), Ольги Антоненко (2004), Эдуарда Бельского (2004, 2006), Марии Примаченко (2004), Евгения Деревянко (2005). В отдельных изданиях и сериях — Ивана Марчука (2004, 2005, 2008), Алексея Владимирова (2005, 2012), Анатолия Криволапа (2006, 2008, 2009), Владимира Будникова (2007, 2010).
Издано 5 серий альбомов. В серии «Живопись» 9 альбомов: Анатолия Криволапа (2006, 2008), Игоря Елисеева (2006), Владимира Будникова (2007, 2010), Ивана Марчука (2008), Галины Неледвы (2009), Виктора Рыжих (2009) и Матвея Вайсберга (2010). Серия «Живопись. Левкас» представлена Леонидом Бернатом (2006) и Алексеем Малых (2007), серия «Живопись. Графика» — Александром Бабаком (2008), серия «Рисунок» — Александром Сухолитом (2010), серия «Скульптура» — Алексеем Владимировым (2012). Изобразительные издания выходили на украинском, русском и английском языках .
2001 выпускался журнал «Ре! Zоны». Учредитель и издатель — издательство «Литтон» (президент Юрий Комельков). Название расшифровывается «рекламные зоны». Вышло 3 номера издания. Полноцветный глянцевый журнал, объем от 72 до 80 с. Журнал русскоязычный . Профессиональное издание для участников рекламного рынка Украины .
2007—2009 издавался художественный журнал «Аура» (ISSN 1996-5206). Учредитель и главный редактор Юрий Комельков. Вышло 7 номеров издания (№ 1 в 2007, № 1-4 в 2008 и № 1-2 в 2009). Полноцветный глянцевый журнал, объем от 116 до 124 с. Преобладающая часть статей на русском языке, некоторые на украинском. Специализация — изобразительное и декоративное искусство .
Журнал соединил информативность, популярную форму изложения и высокое качество иллюстраций. Среди постоянных авторов — коллекционер Игорь Дыченко , тележурналист Юрий Макаров , куратор Ольга Лопухова . Одна из центральных рубрик — «Золотая коллекция», посвященная лучшим художникам . Партнерами журнала стали три ведущих художественных музея страны — Национальный художественный музей Украины , Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко и Киевский национальный музей русского искусства .
2013 по инициативе Ю. Комелькова основана фундация «КультАура». Она призвана «вернуть должное внимание и отношение к культуре среди всех слоев населения и институций» . Рабочим инструментом фундации является платформа Cultprostir.
Цели Cultprostir: 1) стать авторитетным источником информации о культуре; 2) рейтинговой панелью; 3) компанией, организующей и реализующей системные проекты в области культуры; 4) активной дискуссионной площадкой. Старт нового СМИ состоялся 1 июля 2014. Редакционные материалы выходят синхронно на украинском и русском языках. В интернет-издании работает 7 чел. По состоянию на январь 2015 Cultprostir имел аудиторию более 100 тыс. читателей в месяц и 9 тыс. подписчиков в Facebook .
Началом галерейной деятельности Юрия Комелькова стало приобретение киевской галереи «Триптих» (2003).
Это первая частная галерея столицы, основанная в 1988 пятью соучредителями ( А. Миловзоров , В. Исупов, Н. Исупова, Н. Пикуш и Н. Лапчик) — художниками, задавшими основное направление деятельности (декоративно-прикладное) . За популярность в среде художников писатель Андрей Курков назвал «Триптих» «краеугольным камнем Андреевского спуска » . Выставки освещались в прессе. Например, газета «День» презентовала экспозицию Людмилы Бруевич , « Зеркало недели » — Нелли Исуповой и Марины Лидаговской . Были и зарубежные обзоры. Латвийская ежедневная газета Diena ( Рига ) анонсировала выставку Яниса Мелецкиса, которая состоялась под эгидой посольства Латвии на Украине (1998) .
На момент приобретения галерея «Триптих» имела богатую историю, но находилась в состоянии упадка. Новым владельцем была произведена реставрация помещения и полный ребрендинг галереи. Учреждение стало проводить регулярные экспозиции, принимать участие в международных проектах, основаны ежегодные пленэры, издавались каталоги художников. Изобразительное направление (живопись, скульптура, графика) стало доминирующим. Впервые в галерейной практике столицы были использованы современные бизнес-технологии. Начата системная работа по формированию среди бизнес-элиты страны спроса на предметы искусства .
С 2004 началась серия больших проектов. Они характеризуются синтезом издательской и галерейной составляющих. Книга «Декоративное искусство Украины конца XX века. 200 имен» стала 1-м этапом одноименного проекта. 2-й этап — выставка «Современное профессиональное декоративное искусство. Трансформация образа» в Украинском доме (2003). Выставлялись более 1000 экспонатов. Выставка стала наиболее посещаемым художественным событием года . Арт-проект был взят под патронат Президента Украины (2003) . Завершающий 3-й этап реализован на международном уровне. Он презентован в Париже выставкой в штаб-квартире ЮНЕСКО , на торжествах в честь 50-летия членства Украины (2004). Событие получило высокую оценку Генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Мацуура , которую он выразил в письме Президенту Украины . Проект «200 имен» три года перемещался по странам Западной Европы ( Франция , Бельгия , Голландия ).
К 20-й годовщине Чернобыльской аварии был организован арт-проект «Мост» — две одноименные выставки в Киеве и в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО (Франция, 2006). «Триптих» представил Украину на одной из крупнейших арт-ярмарок Европы « » ( Карлсруэ , Германия ; 2006) . Галерея несколько лет принимала участие в международной ярмарке современного искусства «Арт-Манеж» ( Москва , Россия ; 2006—2010). Была представлена на международном художественном форуме «Art Vilnius 2009» ( Вильнюс , Литва ; 2009). Участвовала в крупной европейской арт-ярмарке «20th Istanbul Art Fair» ( Стамбул , Турция ; 2010) .
Галерея принимала участие в отечественных мероприятиях. Это «Art Kyiv Contemporary» (Киев, 2006—2014), «Неделя актуального искусства-2010» ( Львов ).
І художественный пленэр галереи «Триптих» — «Стеклянный дом» (2003) проходил в Крыму , на мысе Айя . ІІ и ІІІ художественные пленэры проведены в Созополе ( Болгария , 2005—2006), на территории древнегреческой колонии Аполлонии Понтики. В третьем пленэре участвовало 15 художников. По результатам пленэров изданы каталоги .
После презентации альбома-каталога «Иван Марчук» галерея «Триптих» провела самую большую выставку Ивана Марчука, которая заняла четыре этажа Украинского Дома (2005). В 2013 в галерее прошел «Малый скульптурный салон», на котором экспонировались 104 композиции 25 скульпторов .
Экспозиции были популярны среди центральных периодических изданий. Например, газета «День» размещала публикации о вернисажах художников Яны Быстровой , Ивана Кириченко , Романа Жука , Катерины Косьяненко , Николая Муравского , Яны Кацубы , Владислава Шерешевского , Оксаны Стратийчук , Ивана Марчука . Газета «Крещатик» публиковала репортажи о экспозициях Вачагана Норазяна , Бориса Фирцака , Матвея Вайсберга , Глеба Вышеславского и Веры Вайсберг . Газета « Коммерсантъ Украина » освещала выставку Звиада Гоголаури . «Капитал» анонсировал вернисаж Анатолия Криволапа . «Газета по-украински» представила репортаж о торжествах к 25-летнему юбилею галереи .
Галерея «Триптих» стала предметом академических студий. Выставка Олега Минька рассматривалась в сборнике научных трудов Института проблем современного искусства НАИ Украины . Экспозиционная деятельность галереи упоминается в зарубежных каталогах, изданных в Польше ( Люблин ) , Турции (Стамбул) .
Компания «Арт-блюз» учреждена Юрием Комельковым в 2002. Компания входит в торгово-промышленное объединение — группу компаний «Фокстрот». Галерея современного искусства «Арт-блюз», которая носит имя компании-владельца, основана в 2004 . Деятельность синхронна с галереей «Триптих».
Юрий Комельков начал коллекционировать с 1999. Общее количество предметов коллекции составляет более 1000. В коллекцию входит живопись, скульптура, графика и декоративно-прикладное искусство.
Собраны произведения современных украинских художников. Живопись представлена моноколлекциями Анатолия Криволапа , Ивана Марчука , Петра Лебединца, Матвея Вайсберга , Владимира Будникова, Владислава Шерешевского, Виктора Рыжих, Галины Неледвы, Сергея Гая, Бориса Буряка, Александра Животкова, Николая Журавля, Александра Бабака , Алексея Литвиненко, Эдуарда Бельского, Оксаны Стратийчук, Романа Романишина, Олега Денисенко, Михайла Демцю , Бориса Егиазаряна, Вачагана Норазяна .
В собрании моноколлекции скульпторов Александра Сухолита (более 40 работ), Алексея Владимирова, Николая Билыка. Декоративно-прикладные изделия — из керамики, металла, дерева, текстиля (гобелены, ковры, батик) и стекла.
Ежегодно часть коллекции выставлялась в галерее «Триптих» (2003—2014). К 25-летию галереи «Триптих» издана юбилейная серия почтовых открыток с репродукциями 32 наиболее популярных современных украинских живописцев, скульпторов и графиков из частной коллекции Юрия Комелькова. Тираж 320 тыс. экземпляров . Открытки предназначались для посетителей масштабных киевских выставок .
Юрий Комельков был инициатором и куратором трех скульптурных пленэров в Вышгороде (2008, к 1020-летию Крещения Руси ), Буче (2009) и Ирпене (2014). Художественым руководителем пленэров был Николай Билык. 18 октября 2014 в центре Ирпеня открыт сквер пленэрных скульптур. По результатам пленэров изданы каталоги.
Юрий Комельков участвовал в благотворительном марафоне ко дню святого Николая «Чудо начинается» на телеканале «Интер» (2014). Марафон инициировал сбор средств для приобретения медицинского оборудования для новорожденных .