Interested Article - Сихил
- 2021-06-30
- 1
Сихил ( лезг. сихил — «цӀи хел» буквально «кровный род» ) — единица организации лезгин, самоопределяющая кровным родством и общим происхождением входящих в неё людей.
Такие структуры прослеживаются со времён средневековья и к современному историческому периоду продолжают иметь важное значение для большой части лезгинского этноса, хотя в разных районах Дагестана и Азербайджана данный термин сихил может восприниматься немного по-разному, например как тухум или как уймах .
Понятия терминов
Хизан
Хизан, Хзан — семья, люди одного дома. Иногда назвались «са цІаюн ксар» то есть люди одного огня. Это связано с тем что лезгины жили и до сих пор продолжают жить в довольно холодных климатических условиях в которых огонь необходим. Для лезгинской семьи важны такие качества как «сабур» — выдержка, терпеливость, «иман» — религиозность, праведность, «дуьзвал» — скромность, серьёзность, справедливость.
Мирес
Мирес — близкие родственники, семейная община по линии мужского поколения, среди некоторых лезгин, по их адатам, до 50-60 миресов (фамилий) могли входить в один сихил.
Ккам
Ккам — улица, квартал, сопоставим по некоторым аспектам с магалом . Большей степенью молодёжное объединение, нежели политическое. В каждом ккаме среди парней есть «чІехид» (главный) которого все остальные слушаются. Одно из функций ккамов, следить за девушками своего ккама (улицы), у незнакомых узнавать для чего они пришли, помогать в коллективных работах (зачастую лезгины строят дома всей улицей, все приходят на помощь).
Сихил
Сихил — «цІи хел» буквально «кровный род» . Также сихил — «са» один и «хил» рука, в смысле «один кулак». Сихил это родовая организации общества. Каждый сихил имел своего единственного главу, свою родовую гору с которой по легенде они спустились (например гора СутІар для стІурцев) и особое родовое название, большей частью по имени основателя. Глава сихила, к которому все обращались за советами в житейских и семейных делах, отвечал за жизнь и продолжение рода (например запрещалось выходить замуж за другие сихилы, иметь меньше 5 детей и т. д. благодаря чему сихилы выживали), также наблюдал за поведением членов сихила, а нарушителей законов изгонял. Все члены сихила заботились и следили друг за другом.
Хур
Основной тип поселения у лезгин — селения («хуьр»). Что касается общественной группировки лезгинского села, то оно делится на кварталы. Распространены крупные территориально-родственные поселения (один ккам — один сихил). Каждое селение имело мечеть, сельскую площадь — ким, где собирались жители (мужская его часть) на сельский сход для решения наиболее важных вопросов общественной жизни села .
Наряду с этой, почти нетронутой системой общинной организации то есть сихилами, среди лезгин есть и иная форма объединений — джамааты то есть союзы вольных обществ, конфессиональные объедения.
Джамаат
Жама’ат — крупная конфессионально-территориальная община у лезгин, во главе каждого джамаата стоит имам. Сельскими же джамаатами руководят чІехибур ( аксакалы ), а имамы ведут судебные дела на основе законов шариата . Высший орган джамаатства — «Народное собрание» — Ким. Часто русские под вольными обществами ( Ахтыпара , Алтыпара и т. д.) имели ввиду лезгинские джамааты.
Расселение
За весь период существования сихилов не прекращалось переселение лезгин из одного общества в другое, например сихил «ХІасанбегар/ХІасбакар» переселились из Манкулидхюра Гусарского района в Курахский район , селение Ашар . А вот сихил «Къурушар» наоборот из Дагестана переселились в Азербайджан , в село Каякент, таким образом ещё сильнее усиливались внутренние отношения сихилов. В результате сегодня в отдаленных друг от друга лезгинских селениях можно встретить представителей одного сихила, у которых был один предок «чІехи бо» и являются родственниками «мирасар» .
Географическое
название |
Исторические сведения | Современные сведения | |||
Общество | Территория | Классификация | Локализация | ||
Агул | Агъул | агъулар | Агъул | народ |
Агульский район
,
сев. часть Курахского |
кІеренар | КІерен | общество | |||
къушанар | Къушан | общество | |||
Ахты | Ахцагь | ахцагьар | Ахцагь | общество |
Ахтынский
,
Докузпаринские районы
РД,
Габалинский , Огузский и сев. часть Исмаилинского района, также частично Шекинский , Агдашский и Геокчайские районы РА |
чІуьтхуьрвияр | ЧІуьтхуьр | общество | |||
фийвияр | Фий, Гдым | общество | |||
къурушар | Къуруш | общество | |||
чепервияр | Чепер | общество | |||
филисхъар |
Филисхъ
(совр. Огуз, Габала) |
общество | |||
Кусары | КцІар | кцІарвияр | КцІар | общество |
Гусарский район
,
сев. часть Губинского и Хачмазского районов РА |
Кюра | Куьре | куьрегуьяр | Куьре | общество |
Магарамкентский
,
Сулейман-Стальский
,
Курахские районы, юж. часть Хивского и Дербентского районов РД |
яркар | Ярку | общество | |||
кьурагьвияр | Кьурагь | общество | |||
гелхенар | Гелхен | общество | |||
гилияр | Гили | общество | |||
Рутул | Рутул, Мыхӏа | мыхІабишды | Мыхӏа | народ |
вост. часть
Рутульского
района
РД
и сев. часть Шекинского района РА |
сыназыр | Сыназ | общество | |||
хинавар | Хинав |
общество,
иногда народ |
|||
Табасаран | Табасаран | гъамгъамар | ТІивак , Хурик , Кухрик, Сугак, Курхак | общество |
Табасаранский район
, сев. часть
Хивского района и частично Дербентские районы РД |
къабгъанар
( агул. уханар ) |
Калух , Нитрих, Этег | народ | |||
Цахур | ЦІахур, ЦІаІх | Гелмецар | Гелмец , Курдул-Лек | общество |
зап. часть
Рутульского
района
РД
,
северо-вост. часть Закатальского |
ЦІаІхбы | ЦІахур | народ |
Джамааты
Агульский джамаат
Агульский джамаат (Агульцы) (самоназ.; Агъулар) — вольные горные общества, вплоть до начала XXI века самоидентифицируют себя лезгинами.
Этноним «агулы» произошёл от географического названия местности Агул-дере . Однако в прошлом не все агулы себя именовали агъулар . Например, жители Кушан-дере себя называли къушанар , а жители Керен-дере — кІеренар .
В советский период все жители трёх обществ ( Агул-дере , Кушан-дере , Керен-дере ) официально стали именоваться агулами.
В Агул входит 3 общества и 20 сихилов:
- Агульцы (самоназ.: агъулар) 7 сихилов — Типагъар , Гъугъваяр (Гоанцы) , Дулдугъар , Дуруштулар , Хутхулар, Мисияр , Гехъуьнар (Буркиханцы)
- Керенцы (самоназ.: кІеренар) 6 сихилов — ЧІаяр (Ричинцы) , Бедуьгъар , Хвережер , Усугъар, Укузар , Курдалар .
- Кошанцы (самоназ.: къушанар) 7 сихилов — Арсугъар , ЦІирхьеяр , Худигъар , Буршагьар , Яркугъар , Куьрегъар , Фитеяр .
Ахтынский джамаат
Ахтынский джамаат (Ахтынцы, Ахцахцы) (самоназ.; Эхцегьар) — многочисленное лезгинское горное общество. К ним также употребляется географическое наименования; самурцы , самурские горцы . Территория исторического расселение общества Эхцехар соответствуют современным Ахтынскому, Докузпаринскому, частично Рутульскому районам Дагестана, а также Огузскому, Исмаиллинскому, Габалинскому и частично Шекинскому, Агдашскому и Гёйчайским районам Азербайджана. Сформировались в Самурской долине в исторической области Эхцегь, оттуда же берут своё название.
- Эхцехьар
- Алхасарар, Ахмедар, Ахмединбур, Валбацар, Велияр, Исмихнар, Кабанияр, Канашар, КІакІахар, КІенешар, КІисрияр, Къазияр, Къуьлияр, Лагъайсар, ЛенпІияр, Макӏатар, Мурсалар, ПІекъвер, Саидар, Серияр, Терзияр, Убакар,Хишилар, Халхалар, Ххуркъар, Церевар, Чабалар.
- Мискичар
- Агьмедар, Агъацарар, Ашар , Бацар, Бинетар, Гылар, Давутар, Джардаяр, ИчӀер, Какамар, Качумар, Келбияр, КурукӀнар , Къайитар, Къантарар, Къараяр, КӀаркӀарар, КӀачӀамар, КӀашар, КӀипӀичар, Лезгерар, Лгар , Махтумар, Мемекьар, Мемехар, Мидикьар, Миримар, Пир-Незерар, Саларар, СтӀурар, Такацар, Ташкьуяр, Фезлияр, ХартӀукӀар, Храхар , Хъукъуяр, Чепер , ЧӀимикьар, Шах-Асварар, Шебияр, Ших-Мурадар, Ших-Саравар, Ялцугъар , Яралияр и др.
Кусарский джамаат
Кусарский джамаат (Кусарцы, Кцарцы) (самоназ.; КцІарвияр, исторически; Мюшкюрцы) — в русских источниках нередко представителей КцІара именуют кубинцами, хотя самим лезгинам чуждо это название, они сами себя называют кцІарвияр, а большинство вообще не выделяет свое общество и просто называют себя лезгинами. Территория исторического расселение общества КцІарвияр соответствуют Кусарскому Кубинскому, Хачмазскому районам а также частично Габалинскому району Азербайджана.
Сихил (клан, род) | КІар / Мирес | Сув (гора) | Основали | Коментарний | |
Аваран | Бахцугъар (Аваранвияр) |
1.Али кІар
2.Баш кІар 3.Хушум кІар 4.Тумакь кІар 5.Ворха (Фарух) кІар 6.Тадам (Дедем) кІар 7.ЦІарал сихил (бывший сихил село которого унистоженно) |
Бахцугъ , ЧІехи Аваран , |
Название сихила происходит от горы Бахцуг.
|
|
Аджахур, Эчехюр | ЭчІеяр (ЭчІехуьрвияр) |
1.АмутІ кІар
2.Алихан кІар (потомки Абрека Алихана) 3.АхІмат кІар 4.Муьнкуьт кІар 5.Туькуьла кІар 6.Шуьгънуь кІар 7.Хьажи кІар 8.Фекьи кІар 9.Муьхкуьт кІар 10.Батма кІар 11. Имам кІар |
ЭчІехуьр | Название происходит от горы Эчесув. Один из самых многочисленных сихилов, именно в этом селе произошло аджахурское сражение . | |
Атлухан | Кузунвияр (Атлухани Кузунвияр) |
1.Мегьен
кІар
2.ТатІах кІар 3.Талакь кІар 4.Кемеч кІар 5.ХІизар кІар 6.Явгъу (Якьуб) кІар |
Кузун ( родовой центр) , (отселок) | Село основал сихил кузунар. | |
Арчан | Арчанар | Арчан сихил | Арчан хуьр | Сихил основал человек по имени Арчо (ХІарчуа) | |
Бадиркала, Бедир-кале | ПтІирар |
1.Тугъул кІар
(Тугъул — честный)
2.ТипІер кІар (ТипІ — сокол) 3. Лигьижар кІар 4. ШутІар кІар (шатІ — стойкий) |
Сихил основал человек по имени ПтІир . Птир и Птиш были братьями, имеют родственые связи с сихилом ЛакІар. | ||
Бадишкала, Бадиш-кале (в народе Бандит-кала) | ПтІишар |
1.КъенцІем кІар
(КъенцІем — самоуверенный) 2.Шамшам кІар 3. Цеме кІар 4. ХьунчІа кІар 5. Перцив-векь-ядайбур кІар 6. Мерзеханар кІар 7. Кичи кІар 8. КьимицІ кІар |
Сихил основал человек по имени ПтІиш . Птир и Птиш были братьями, имеют родственые связи с сихилом ЛакІар. | ||
Чакарцы | ЧІакІарар |
1.Улхас(Алхаз)
кІар
2.Незер(Ницар) кІар 3. Верза(Везир) кІар 4. Мулаткай 5. Кьежелар (бывший сихил село которого унистоженно) 5. Сарахар (бывший сихил село которого унистоженно) 6.Кьасумакай 7. Ахасакай 8. Т |
,
,
|
ЧІакІар, Гъочи-ЧІакІар | |
Унухцы,
Унугцы, Аныхцы, Энигцы |
Уьнуьгъар |
1. Айдаткай
2. Чавкъалакай 3. Фекьияр 4. ХІажиханакай 5. ПигІемакай 6. Датлаткай 7. Кесдиткай 8. Абубакарикай |
Уьнуьгъ , | ||
Муругъар (Мурухцы, Моругцы) |
1.МегІенакай
2.Якъубакай 3.Татахакай 4.Хаситкай 5. Кемечакай 6. Махьтидкай |
Мурх сув | ЧІехи-Муругъ, | ||
СтІурар (Судурцы) |
1.БатІакай,
2. Эскаракай |
СутІар сув | СтІур , Гъочи-СтІур | ||
Кузунцы | Кузунар/Кзунар |
1.Талакай
2. Немцакай 3. Хазракай 4. Къадиткай |
Кас сув | Кзун , Атлухан | |
Лаццар/Лацарвияр |
1. Шатакай
2. Тачанакай 3. КІетакай (Хинелугъарикай) 4. КІекрезчирайбурукай 5. Рухкалчукайбурукай |
Лацар сув | Лацар | ||
Чатгунцы | ЧІеткуьнар | Кас сув | ЧІеткуьн | ||
Вурвар
(Вурвинцы, Урвинцы) |
Вурван сув | Вурвар , Гъочи Вурвар | |||
Ширвановцы (Жители Ширвановки) | ШабукІар | ||||
ТІигьирар (Тагирджальцы) | |||||
Суважалар (Суваджальцы) | |||||
ЛакІарар | |||||
Хураяр | |||||
ЦІалгурар | |||||
Хуьрелар | |||||
Хтар/Худатвияр | |||||
ЭвечІугъар | |||||
Хьилар/Хьиливияр | |||||
Пиралар (Пиральцы) | |||||
Чпирар (Джебирцы) | |||||
Лечетар | |||||
КІиригар (Киригцы) | |||||
КІижер (Неджефхурцы) | |||||
Хуьлуьхар (Хулухцы) | |||||
МучІугъар (Муджухцы) | |||||
Курар/Крар | |||||
ЭчІеяр/ЭчІерхуьрвияр | |||||
Кчанар (Гиджанцы) | |||||
ГенервацІар | |||||
Кутургъанар | |||||
Кьуьхуьрар | |||||
ЦІехуьлар | |||||
Калунхуьрар | |||||
КІележугъар (Каладжукцы) | |||||
ЦІихуьрар (Зейхурцы) | |||||
ПтІишар (Бадишкалинцы) | |||||
Салахьар | |||||
КІуфар | |||||
КІаратІар | |||||
ТІагъарар | |||||
Кьилехар | |||||
Минехуьрер | |||||
Яргунар (Яргунцы) | |||||
Ясабар (Ясабцы) |
Кюринский джамаат
Кюринский джамаат (Кюринцы) (самоназ.; Куьрегуьяр) — самое многочисленное лезгинское общество (джамаат) . Территория исторического расселение общества Кюреяр соответствуют современным Сулейман-Стальскому, Магарамкетскому, Курахскому а также частично Дербентскому и Хивскому районам Дагестана. Сформировались в исторической области Кюра. Иногда ошибочно всех лезгин называли кюринцами.
Кюринский джамаат включает около 150 сихилов:
Табасаранский джамаат
Табасаранский джамаат (Табасаранцы) (самоназ.; Табасаранар) — горное, а также предгорное общество, часто подчёркивают свою собственную этническую идентичность. Территория исторического расселение общества Табасаранар соответствуют современным Табасаранскому а также частично Хивскому и Дербентским районам Дагестана.
Табасаранский джамаат включает около 70 сихилов:
- Акъаяр (Аккинцы)
- Ахьнаяр (Афнаяр)
- АрцІугъар (Арчугъар)
- Бухьнагъар
- Верчикар
- ВертІилар
- Гьесихъар (Гисикьар)
- Ккувлигъар
- Ккумияр
- Ккурихъар
- Гурхунар
- Гюгьрягъар
- Дагьнияр
- ЖугътІилар
- Жвуллияр
- Жулжагъар
- Жулжунифар
- ТІивакар
- КІувагъар
- Кувигъар
- Къужникар
- Кьуликкар
- Кьулифар
- Крар (Куркакар, Кюрягъар) — пришли из Кюры
- Лижваяр
- ЛакІаяр (Ляхяяр, Ликаяр)
- Ляхьлаяр
- Мажвгьулар
- НицІрацІар (НичІрасар)
- Пелекьар (Пилигъар) — пришли из Рутула
- Ругужар
- Рушвилар — пришли из Агула
- ЦІумагьар (СертІиляр)
- СтичІар (СичІар) — также основали Новый Сыртыч.
- ТІитІелар
- ТинитІар
- ТІюрягъар
- Турифар
- Ургъаяр
- УртІилар
- Улузар
- Улзигъар
- Уьшнуьгъар
- ФуркІиляр
- Фурдагъар
- Халагъар
- Ханакьар
- ХурсатІилар
- Хореджар — выходцы из Кураха.
- ГьепІилар
- Гъвандикар
- ГъуштІилар
- Хьарагъар
- Хюряхъар
- ХустІилар
- ЦІанакар
- ЦІантІилар
- ЦІуртІилар
- ЦІухтІигъар (ЦІудугьар)
- Чувекар
- Чвӏурдафар
- ЧІилихъар
- ЧІирияр (джарагцы) — один из многочисленных сихилов, включает 20 тухумов.
- Шилеяр
- Яргъулар (Юргюлигъар, Яргъилар)
- ЯхьтІигьар (Ягъдыгъар)
- Яркъар (не путать с Ярагъар)
ЦІахурский джамаат
Цахурский джамаат (Цахурцы) (самоназ.; ЦІахбы) — горное общество. Территория исторического расселение общества ЦІахур соответствуют современным Рутульскому району Дагестана и частично Закатальскому и Кахским районам Азербайджана.
Этноним «цахуры» (цахи) происходит от наименования аула Цахур .
В джамаат входит 20 сихилов:
- ЦІахурар (ЦІаІхбы) — самый многочисленный сихил, распространивший своё название на весь джамаат (общество) в этот сихил входит 7 крупных мирасов (тухумов). Родовое село Цахур ((ЦІаІх)
- Гелмецар — один из многочисленных сихилов, включает 25 мирасов (фамилий).
- Курдулар (Курдул-Лек) — выходцы из села Хнов.
- Микьикар — включает 18 мирасов (фамилий).
- Мишлешар (МичІлецар) — один из многочисленных сихилов. Родовое село Мишлеш, также основали Новый Мишлеш в Бабаюртовском районе и Мишлеш(Чинчар) в Закатальском. Сихил возник путем слияния Хьеегь, Гӏака и Маллейн-атта.
- Хьиягъар — малочисленный сихил.
- СуьгъуьтІар — включает 4 мираса
- Муслагъар (Муцлагъар) — включает 20 мирасов
- Отталар (ГьотІалар) — многочисленный сихил
- Къуршар (Корш) — выходцы из села Куруш.
- ЧІинигьар (Джынных) — включает 16 мирасов.
- Кьилелар (Кальял)
- Мухахар — многочисленный сихил, родовое село Мухах, также основали Дагъайбна-Мухах в Закаталах.
- Мамрухар
- Касар
- ЛекьитІар
- Кьаркьаяр
- Сапынджияр (СпІинчІар)
- Сарвагъар (Сарвагелар)
- Гъудбарагьар (Гъудборх)
Исконные фамилии
До XIX века фамилий, в современном понимании, среди лезгин и других нахско-дагестанских народов не существовало.
В XIX веке, под влиянием европейской и российской культуры, некоторые из числа лезгин и других кавказских народов стали брать себе современные фамилии окончаниями на -ов , -ова , -ев , -ева.
Массовое появление фамилий в лезгинских обществе относится к XX веку, когда, после установления советской власти, они получили официальную форму.
В настоящее время в Азербайджане среди лезгин распространена практика избавления от русифицированных фамилий, путём замены на -лы или -ли (например семья известная Раджабовых стали Раджабли) или сокращения окончаний (например, Ахмед вместо Ахмедов), также в последнее годы распространяется практика замены на лезгинские -рин -ви (например Абубакарин/Абубакрви вместо Абубакаров).
Однако до XIX века лезгины вместо всех перечисленных выше вариантов использовали в качестве фамилия свой сихил, причём сихил употребляли впереди собственного имени (например Ярагъ Шейх-Мухаммад , Штул Хаджи-Мухаммад, , ЯлцІугъ Мухаммад-Амин , и др.)
Примечания
- ↑ Шихсаидов А. Р. / Редакционный совет: Г.Г. Гамзатов, Г.М. Гамзатов, А.Р. Шихсаидов. — 2007. — (Духовный мир дагестанцев). 9 июня 2021 года.
- ↑ С. С. Агаширинова. . — Наука, 1978. — С. 138. — 303 с. 9 июня 2021 года.
- Ризванов 3., Ризванов Р. История лезгин / отв. Ильясов X. И.. — Махачкала : Общество книголюбов, 1990. — С. 46.
- . Дата обращения: 7 июня 2021. 24 июня 2021 года.
- . Дата обращения: 7 июня 2021. 7 июня 2021 года.
- . nasledie-sela.ru . Дата обращения: 2 марта 2021.
- . Дата обращения: 3 июля 2021. 3 января 2022 года.
- . Дата обращения: 7 июня 2021. 30 июня 2020 года.
- . Дата обращения: 2 марта 2021. 26 февраля 2021 года.
- Три переписи населения Мискинджи XIX века. / Составл.: Г. Г. Агацарский.
- Агеева. Р. А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы. Словарь-справочник 2000 г.
Литература
- Ихилов М. М. Народности лезгинской группы: этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов. — Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1967. — 369 с.
- 2021-06-30
- 1