Есенин, Сергей Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Серге́й Алекса́ндрович Ни́лус ( 25 августа [ 6 сентября ] 1862 , Москва , Российская империя — 14 января 1929 , село Крутец , Александровский уезд , Владимирская губерния , РСФСР , СССР ) — русский православный писатель, публицист и мистик .
Известен как публикатор « Протоколов сионских мудрецов », на основании которых развивал теорию иудео-масонского заговора . Стал главной фигурой, связавшей православную апокалиптику с новыми антиеврейскими фобиями , соединив образ антихриста -иудея с идеей всемирного «жидомасонского заговора» .
Родился 25 августа ( 6 сентября ) 1862 года в Москве в дворянской семье отставного военного и гражданского служащего Александра Петровича Нилуса (1817—1900) и его супруги Наталии Дмитриевны (урождённой Карповой). Дед по отцу — генерал-майор артиллерии, Пётр Богданович Нилус (1768 — после 1817).
Детство Сергей Нилус провел в Москве, приезжая на лето в имение Золотарёво Мценского уезда Орловской губернии . С 1873 года начал учиться в 1-й московской прогимназии (впоследствии — ) . В 1877 году поступил в 3-ю московскую гимназию , которую окончил в 1882 году .
Вслед за старшим братом Дмитрием поступил на юридический факультет Московского университета и, окончив его в 1886 году, был определён кандидатом на судебные должности Симбирского окружного суда. С 1887 года — кандидат на судебные должности при прокуроре Эриванского окружного суда, в 1888 году назначен помощником мирового судьи Сурмалинского отдела Эриванского суда в местечко Баш-Норашен Шаруро-Даралагезского уезда . В 1889 году, оставив службу, он удалился в своё имение в Золотарёве, в котором жил до 1905 года .
Спустя некоторое время произошёл глубокий внутренний перелом в мировоззрении Нилуса. Его духовное возрождение совершилось благодаря чудесному видению преподобного Сергия Радонежского у раки с его мощами в Троице-Сергиевой Лавре и встречам с Иоанном Кронштадтским , который исцелил его от серьёзной болезни горла и вернул к полноте православной веры ; также в Троице-Сергиевской лавре он встречался с известным подвижником православной веры, почитавшемся как старец — Георгием Коссовым .
Летом 1900 года Нилус впервые посетил Саровский и Дивеевский монастыри , где познакомился с известными подвижницами игуменьей Марией (Елисавета Алексеевна Ушакова) и блаженной Пашей Саровской . В 1902 году получил в Дивеевском монастыре от Е. И. Мотовиловой архив мужа, Николая Александровича Мотовилова, включавший его записи бесед с Серафимом Саровским . По материалам архива и устным свидетельствам Нилус осуществил ряд публикаций, сыгравших важную роль в формировании почитания святого .
В 1900 году начал проповедовать о близости явления антихриста и Страшного суда . В это время он посетил Гефсиманского старца Варнаву , сотрудничал в «Московских ведомостях». В это время к Нилусу попала рукопись под общим заглавием «Протоколы собраний сионских мудрецов». В июне 1901 года С. А. Нилус впервые посетил великую духом старчества Оптину пустынь . В 1903 году в свет вышла первая книга Нилуса «Великое в малом», выдержавшая затем несколько изданий. Во второе издание книги «Великое в малом» впервые были включены « Протоколы сионских мудрецов » .
В начале 1905 года Нилус продал Золотарёво и поступил на службу в канцелярию по делам дворянства Министерства внутренних дел помощником делопроизводителя (в чине губернского секретаря ; в 1906 году он — коллежский секретарь ).
Намеревался стать священником, но рукоположение не состоялось. Оставив службу, отправился в Николо-Бабаевский монастырь . В 1906 году, 3 февраля, в Петербурге состоялось венчание С. А. Нилуса с камер-фрейлиной Еленой Александровной Озеровой — дочерью посланника в Афинах, а затем в Берне обер-гофмейстера А. П. Озерова . Супруги жили сначала в Валдае (сентябрь (?) 1906 — сентябрь 1907 ); затем (с 1 октября 1907 года по 14 мая 1912 года) — в Оптиной пустыни (в «Леонтьевской» усадьбе — двухэтажном доме, где жил ранее К. Н. Леонтьев ). Результатом разбора скитских рукописей, ознакомлением с духом и строем жизни насельников монастыря стала книга «Святыня под спудом». Дневник, который здесь вёл Нилус, печатался в « »; в 1916 году под заглавием «На берегу Божьей реки» он вышел отдельной книгой. В 1912 году, после инспекции монастыря архиепископом Серафимом (Чичаговым) и вынужденным отъездом из него старца Варсонофия , Нилусы также вынужденно уехали из монастыря, возвратившись в Валдай, где жили до 1917 года.
После революции 1917 года Нилуса преследовали советские власти. С лета 1917 года по апрель 1923 года семья жила в усадьбе князя Владимира Давидовича Жевахова Линовица . После выселения из усадьбы Нилуса многократно арестовывали и держали по несколько месяцев в заключении: в 1923, 1924, 1925, 1927, 1928 годах, однако каждый раз выпускали на свободу. В 1926 году супруги переехали в Кролевец Черниговской губернии, в 1928 году — в село Крутец , близ Александрова .
Скончался 14 января 1929 года от сердечного приступа в селе Крутец Александровского уезда Владимирской губернии, где и был похоронен.
Нилус использовал построения Владимира Соловьёва , только переставив акценты, что произошло в рамках корневого сходства юдофилии и юдофобии. Сионские мудрецы в изданных Нилусом « Протоколов » являются как грядущим воинством антихриста, так и мировым правительством . Нилус опирался на западную традицию: когда в конце XIX века во Франции проявляли активность антимасонские центры, публицисты заявляли о «жидомасонской угрозе» .
Получив известную подделку « Протоколы сионских мудрецов », он заявил (1917), что «тайна беззакония» окончательно раскрыта; по его словам, она связана с подрывной деятельностью «масоно-еврейских кругов». По Нилусу речь шла о «плане завоевания евреями мира, выработанном веками в рассеянии»; этот план Теодор Герцль докладывал «совету старейшин» в дни Первого сионистского конгресса в Базеле в 1897 году. Следуя за французскими католическими авторами, Нилус утверждал, что в своём стремлении к «захвату мира» Израиль руководит масонством. Этот план разработал ещё царь Соломон со своими мудрецами. Евреи столетиями следовали его заветам, поддерживая обособленность и одновременно проводя подрывную деятельность против всех государств, начиная от античных Греции и Рима и вплоть до нынешней России. По Нилусу, идеальным политическим устройством для евреев является республика, где нет места для свободы личности, но господствует мнение толпы. Опираясь на деньги и сервильную прессу, в условиях демократического устройства евреи осуществляю захват власти во всех странах. Считая евреев заклятыми врагами христианства, он писал о наступлении «торжества вождей талмудистского Израиля над отступившим от Христа миром». Знаками близости конца света он называл появление раввина-чудотворца под Черновцами, ослабление черты оседлости , подготовку Государственной думой проекта закона о равноправии евреев, готовность союзников передать евреям Палестину, рост популярности эзотерики. Европа, по его мнению, была уже захвачена «масонами и евреями», а последний оплот «светлых сил» был в Святой Руси Православной, что вызывало ярость у «врагов Христовых» и их стремление покончить с Россией. В 1917 году после отречения царя Нилус заявил, что «удерживающий взят от православной среды», а, следовательно, воспрепятствовать антихристу больше некому . Он писал о наступлении «торжества вождей талмудистского Израиля над отступившим от Христа миром» .
Взгляды Нилуса разделялись рядом видных церковных деятелей, включая протоиерея Иоанна Кронштадтского . Он высоко оценивал книгу «Начало и конец нашего земного мира» и поддержал Нилуса .
Уже находясь под арестом, в марте 1918 года Николай II обратился к книге Нилуса, назвав её «своевременным чтением», однако «Протоколы» он считал фальшивкой. Генерал Алексей Брусилов предполагал, что Нилус и Алексей Шмаков правы и за большевиками стоит «тёмная сила», имеющая связь с Сатаной. Подобные чувства разделялись многими православными .
В постсоветское время соединение апокалиптизма и антисемитизма снова приобретает большие масштабы, что близко к ситуации столетней давности . В частности, имеют место масштабные републикации текстов Сергея Нилуса, в том числе его «Близ есть, при дверех» и других антисемитски направленных пророчеств. Существует определённый социальный заказ на данную литературу .
Сторонником идей Нилуса является православный монархист Сергей Фомин , составитель антологии « Россия перед Вторым пришествием » (с 1993), наиболее популярного православного издания, посвящённого эсхатологическим ожиданиям .
В 2002 году вышла антология «Тайна беззакония в исторических судьбах России», составителями которой были ультраправые деятели Юрий Бегунов , А. Д. Степанов и Константин Душенов . Книга включала, в частности, переиздание книги Нилуса «Близ есть, при дверехъ», куда входит полный текст «Протоколов». Во вступительной статье к антологии Бегунов утверждал, что «Протоколы» являются подлинным документом, который был составлен в «еврейско-масонской ложе Мемфис-Мизраим». Статья оканчивалась предупреждением, что враг рода человеческого готовит «Новый мировой порядок», возглавляемый антихристом, и поэтому всем рекомендуются к прочтению работы Нилуса .
В 2001 году обществом «Православный Петербург» была учреждена премия имени С. А. Нилуса «за литературные труды, в которых выявляется историческая правда о прошлом России». Её первым лауреатом стал А. Н. Стрижёв . В 2003—2005 годах вышло полное собрание сочинений Нилуса.
С 2001 года в январе ежегодно проводятся Нилусовские чтения .
Почтить его память на его могиле в селе Крутец приезжают паломники из разных стран .