Кулибали, Усман
- 1 year ago
- 0
- 0
Усманходжа́ Пулатходжа́ев ( узб. Usmonxoʻja Poʻlatxoʻjayev / Усмонхўжа Пўлатхўжаев , 1878-1968), также известный как Усма́н Ходжа́ев ( узб. Usmon Xoʻjayev / Усмон Хўжаев), а позднее как Усма́н Ходжа́ ( узб. Usmon Xoʻja / Усмон Хўжа ; перс. عثمان خواجه : тур. Osman Hoca) и Осма́н Коджаоглу́ ( тур. Osman Kocaoğlu) — узбекский интеллектуал , просветитель , издатель , историк и исследователь , один из лидеров среднеазиатского джадидизма .
Один из отцов-основателей Бухарской народной советской республики (БНСР) . С октября 1920 года по декабрь 1921 года работал в высших должностях БНСР, а до этого являлся одним из ключевых участников антимонархической революции в Бухаре , и одним из лидеров политического движения и партии младобухарцев . Впоследствии покинул ряды бухарских революционеров, эмигрировал сначала в Эмират Афганистан , а далее в Турцию . Являлся одним из критиков и противников «советской оккупации Средней Азии», писал и издавал книги и статьи о истории и культуре Туркестана и Средней Азии .
Родился в 1878 году в Бухаре — в столице Бухарского эмирата , в состоятельной купеческой семье. Был из известного в Средней Азии рода Ходжа́ , который берет свое начало от арабских проповедников ислама в этом регионе. Начальное образование получил в одном из бухарских медресе . Кроме родного, узбекского языка , в совершенстве владел персидским и арабским языком. С 1908 года по 1912 год учился в Стамбуле — в столице Османской империи . Во время пребывания в Стамбуле, в совершенстве выучил турецкий язык . Бывал в Крыму , общался с Исмаилом Гаспринским . В Стамбуле основал общество «Бухара Таъмими Маариф», и стал заниматься привлечением талантливых студентов из Туркестана в Стамбул для учёбы. В 1913 году, после пятилетней учёбы в Стамбуле вернулся в Бухару.
Почти сразу после возвращения в Бухару, стал симпатизировать среднеазиатским джадидистам , и стал членом подпольной джадидистской организации « Тарбияи атфол » ( Воспитание юных на персидском языке). Одним из первых джадидистов открыл новометодную школу, где обучали детей только светским наукам. Был сторонником светского государства . Вскоре стал одним из лидеров бухарских джадидистов. Активно сотрудничал с остальными лидерами джадидизма в Эмирате Бухара , в Государстве Хорезм , а также в Туркестанском крае Российской империи . Переписывался и общался с просвещёнными людьми из Османской империи , Имперского Государства Иран и Эмирата Афганистан . Писал статьи для ряда газет, журналов и трактатов джадидистов.
Через некоторое время, наряду с большинством джадидистов, стал членом движения младобухарцев , которое являлось национально-демократическим общественно-политическим движением. Вскоре Усман Ходжа был назначен казначеем движения, вошел в состав центрального комитета движения, и стал одним из ключевых членов этого движения. Через некоторое время младобухарцы заключают союз с туркестанскими большевиками , и этот союз воспринимается неоднозначно среди ряда членов младобухарцев. Часть из них выступали против союза с большевиками. Одним из них был Усман Ходжа. Младобухарцы заключили союз с большевиками только ради свержения монархии в Бухарском эмирате. Тогда во главе эмирата был Эмир Сеид Алим-хан . В марте 1918 года неудачно закончилась совместная попытка младобухарцев и большевиков по свержению монархии в Бухарском эмирате . В то время в России была в разгаре масштабная гражданская война . Выражал поддержку Туркестанской автономии , которая была разгромлена в феврале 1918 года большевиками.
После провала попытки революции и государственного переворота в Бухаре, Усман Ходжа фактически покинул ряды младобухарцев эмирата, и переехал в Ташкент . Там он начал общаться с левыми эсерами , и в апреле 1918 года организовал левоэсеровское крыло младобухарцев. В сентябре 1918 года принимал участие в работе в Коммунистической партии Бухары , которая была создана в апреле того же года. В феврале 1920 года Усман Ходжа стал членом Центрального Туркестанского бюро партии младобухарцев-революционеров. Тогда происходила последняя фаза Бухарской революции , и в сентябре 1920 года завершилась так называемая Бухарская операция по свержению монархии в эмирате . Эмир Сеид Алим-хан и часть его приближенных бежали в Эмират Афганистан , и в Бухаре монархия была полностью упразднена.
8 октября 1920 года на территории бывшего эмирата была создана Бухарская Народная Советская Республика (БНСР) . Усман Ходжа являлся одним из отцов-основателей БНСР. Он был назначен народным назиром (министром) финансов БНСР. В январе 1921 года он был назначен на пост назира (министра) государственного контроля БНСР. В августе 1921 года, на II съезде Советов БНСР, Усман Ходжаев был избран председателем ЦИК Советов БНСР. Являлся одним из инициаторов и основателей Бухарской Красной армии (БКА) . Выступал за самостоятельность БНСР и её руководителей, за самостоятельность Бухарской Красной армии, а также за независимую внутреннюю и внешнюю политику молодой республики. Выступал и принимал меры по выводу Рабоче-крестьянской Красной армии , но в ответ на эти действия нажил себе несколько противников как среди руководителей БНСР, так и среди руководителей РСФСР , которая являлась фактически опекуном БНСР.
События происходящие в молодой республике беспокоили его. Так как БНСР постепенно превращалась в сателлита РСФСР, и всё больше сближалась с большевиками, а Бухарская коммунистическая партия становилась отделением ВКП(б) . В декабре 1921 года Усман Ходжаев по государственным делам был отправлен в восточную часть БНСР , который известен как Восточная Бухара (ныне территория Таджикистана ). Будучи первым председателем ЦИК Бухарской республики (фактически — президентом), воспользовавшись моментом, он перешел на сторону национально-освободительного басмаческого движения , так как восточная часть БНСР («Восточная Бухара») не полностью контролировалась Бухарской Красной армией, и там традиционно были сильны позиции лидеров басмаческого движения, так как практически все эти лидеры временно сконцентрировались именно там. Именно в то время на сторону басмачей перешёл известный турецкий политик и военный Энвер-паша со своими приближёнными. Из Османской империи приходила помощь басмаческому движению.
Переход Усмана Ходжаев на сторону противников был воспринят руководством БНСР крайне негативно. После неудачной попытки мятежа против красноармейского гарнизона в Душанбе в январе 1922 года, он бежал в Кабул . Между тем, Усман Ходжаев считал себя легитимным главой БНСР, и 29 апреля 1922 года он посетил с визитом столицу Эмирата Афганистан — Кабул , для подписания договора с Аманулла-ханом , между БНСР и Эмиратом Афганистан о совместной борьбе с большевистской Россией . В Афганистане он пытался закупать оружие у различных стран для армии Бухарской республики и противников большевиков, и в частности контактировал с представителями Британской империи . Через некоторое время он окончательно эмигрировал в Афганистан, и стал одним из лидеров эмигрантов и беженцев из бывшего Бухарского эмирата , БНСР и остальной части Средней Азии.
Через некоторое время переехал в Турцию . Наряду с Заки Валиди Тоганом и Мустафа Чокаевым , Усман Ходжаев был одним из руководителей туркестанской эмиграции в Турции и Европе. В Турции занимался исследованиями истории и культуры Туркестана и Средней Азии в целом. Написал ряд статей, докладов, монографий и книг по истории и культуре Туркестана и Средней Азии. Одним из его известных трудов является книга «Туркестан», написанный в 1936 году. Стал известен в Турции как один из лидеров среднеазиатской или туркестанской общины этой страны, как исследователь этого региона, а также как один из противников и критиков «советской оккупации Средней Азии». Усман Ходжа являлся одним из сооснователей Института исследования тюркской культуры ( тур. Türk Kültürünü Araştırma Enstitüsü) в Анкаре , тесно общался с научными кругами Турции и стран Западной Европы. Владел в совершенстве узбекским, персидским, арабским, турецким и русским языками.
Скончался 28 июля 1968 года в Стамбуле , в 90-летнем возрасте. Похоронен в стамбульском городском районе Ускюдар , в мавзолее « ». В Турции у него остались дети, многочисленные внуки и правнуки. По некоторым данным, его потомки являются одними из самых состоятельных людей в Турции, и владеют многочисленными компаниями и предприятиями [ источник не указан 389 дней ] .