Пшеничнова, Надежда Николаевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Надежда Чернобай ( эст. Nadežda Tšernobai ) ( 28 апреля 1985 года, Кохтла-Ярве — 21 декабря 2015 года, Тарту ) — эстонская художница, член Эстонского союза живописцев и член Тартуского союза художников , участница группы эстонских художников „ DUUL “ .
Надежда Чернобай родилась 28 апреля 1985 года в Кохтла-Ярве . Мать — художница, учитель рисования , отец — машинист экскаватора .
С 1997 года Надежда Чернобай училась в Йыхвиской художественной школе, которую закончила в 2001 году. В 2004 году окончила с золотой медалью Кохтла-Ярвескую общую гимназию . Год между учёбой в средней школе и университете работала в фотоателье .
С 2005 года училась на художественном отделении философского факультета Тартуского университета по специальности «Живопись», где в 2007 году получила степень бакалавра и в 2010 году — степень магистра . В 2014 году начала обучение в докторантуре Латвийской академии художеств .
Работала в Тартуской художественной школе учителем рисования, до этого обучалась рисованию в Тартуском художественном колледже .
Покончила жизнь самоубийством во дворе Тартуского Дома художников, где у неё было ателье, 21 декабря 2015 года. Похоронена на кладбище Йыхви .
Школьные педагоги вспоминают её как спокойную, целеустремленную девушку, заботливую сестру для брата .
В некрологе коллеги художницы отметили, что «в Надежде скрывались как бы два полюса: первый, который в творчестве выражался сильными, открыто апокалиптическими темами , и второй, который обнажался в общении с ней, и из которого лились покой, тепло и нежность» .
По словам эстонского историка искусства Кристы Пийримяэ, в творчестве Чернобай её личные проблемы доходят «благодаря мудрости, искренности и мужеству... до души зрителя и приобретают более общее и более социальное значение» .
В 2006 году, обучаясь по обмену в Эстонской академии художеств , Чернобай начала заниматься монументальной живописью . Одна из её работ, созданная в технике сграффито , была уничтожена, когда в 2010 году было снесено старое здание академии на Тартуском шоссе.
В декабре 2008 года на ежегодной выставке художников в Тарту Надежда Чернобай появилась с открытой спиной, прямо к коже которой были пришиты крылья из ватина . Было сделано 12 швов, но, по утверждению художницы, боли она не чувствовала. Не было даже крови, а через три дня от швов не осталось и следа. Всё это было заснято на видео, и маленький фильм демонстрировался в выставочной галерее в течение двух недель. На вопрос эстонской журналистки Марис Мейессаар, зачем она это сделала, Надежда Чернобай ответила: «Это подходило к предрождественскому времени. А во-вторых, это также было провокацией, чтобы посмотреть, обратят ли люди внимание. Это была попытка понять, что, если шокируешь и делаешь что-то, что не может иметь никакого отношения к искусству, обратят ли всё-таки на тебя внимание. Это как театр и жизнь — ты всё время должен играть и исследовать границы» .
Во многих работах Чернобай есть элементы живописи действия . Её первый хеппенинг состоялся 12 января 2009 года на открытии художественной выставки в Галерее Дракона и назывался «Символическое вынесение Ленина из мавзолея»: сначала выкрашенная в красный цвет художница лежала на окне галереи как мёртвая; от пола до потолка её обрамляла красная драпировка, рядом стоял портрет Ленина из гипса; вдруг она зашевелилась и поднялась; как бы в некоем трансе, она взяла свечу, вышла из галереи и поставила её у двери расположенного напротив галереи посольства Российской Федерации; затем медленным шагом прошла вокруг посольства, трогая закрытые двери; свой рейд она завершила на улице Лай, где выдаются российские визы; завидев красное «привидение», прохожие перебегали на другую сторону улицы .
При создании в 2009 году своих полотен для выставки „ MÄ “ Чернобай использовала кровь, уголь, бумагу и текстиль . Она так прокомментировала свои работы :
Это такие реальные истины, как кровь и уголь... Преходящие и в то же время вечные ... Я сама сжигаю уголь из живого дерева, своими стёртыми руками мажу кровью белую бумагу, сделанную из живого дерева... Я пишу себя кровью и углем...
На выставке были также представлены два видеосюжета, запечатлевшие процесс создания этих работ. Художница рисовала нагая, своим телом, используя кровь животных, приобретённую на скотобойне и разлитую по мискам.
Выставка „ МÄ “ являлась дипломной магистерской работой Чернобай, которая была выполнена под руководством профессора Яана Элкена и получила высшую оценку комиссии.
Многие произведения Надежды Чернобай, в том числе акварели, натюрморты и городские виды, были проданы на Аукционе молодого искусства, состоявшемся в Тарту в 2011 году .
Для самовыражения Надежда Чернобай часто использовала форму складного алтаря . Её первая работа в форме алтаря носила название «История воющей собаки» и была представлена на девятой годовой выставке Союза художников Эстонии «Саморазоблачение» в Таллинском Доме искусства летом 2009 года. Работа получила большой резонанс . Серия личных выставок художницы в 2011 году уже носила название «Алтари», а последняя выставка, открывшаяся в 2015 году — название «Алтари. Том 3». Алтарь номер 5 с этой выставки был посвящён композитору Арво Пярту , чья музыка ассоциировалась у Надежды Чернобай с деревом. По словам журналистки Кайре Нурк, последний алтарь Надежды Чернобай отсылает как к сотворению, так и грехопадению (и вместе с этим — к смерти). Постановка художницы была инспирирована сценой сотворения Адама с фрески Микеланджело в Сикстинской капелле .
В 2015 году совместно с эстонским художником Пеэтером Кросманном ( Peeter Krosmann ) в больнице сестринской помощи Клиники Тартуского университета Надежда Чернобай создала настенную композицию в технике сграффито «Сад» . Эта работа принесла Чернобай и Кросманну высшую награду тартуской художественной жизни — премию Адо Ваббе ( Ado Vabbe preemia ) .
О своих работах Надежда Чернобай говорила, что они не требуют слов и разъяснений, однако в сопроводительном письме к своей выставке «Поцелуй жёлтой невинности», состоявшейся в 2008 году, написала :
Боль, нестерпимая боль, которая убивает и которая даёт жизнь. Душа слишком болезненна — она пытается выбраться из тела. Зачем оставаться в этом теле, которое причиняет только страдание? Эта боль возникает сама по себе, я сама её в себе создаю. Душа и тело уже не едины. Душа ушла, тело осталось.
26 сентября 2016 года в Тартуском Художественном доме открылась совместная выставка художников Пеэтера Кросманна и Надежды Чернобай «Связь». Тартуский союз художников составляет свою ежегодную программу выставок заранее, и, как сказал галерист Индрек Григор ( Indrek Grigor ): «Хотя Нади больше нет, выставка всё-таки пройдёт в той форме, в какой она была запланирована. Художник продолжает жить в своих творениях дальше» .