Конрад IV
- 1 year ago
- 0
- 0
Конрад Теодор Пройс ( нем. Konrad Theodor Preuss ; 2 июня 1869 , Прейсиш-Эйлау, Пруссия (ныне Багратионовск , Калининградской области России ) — 8 июня 1938 , Берлин ) — немецкий этнолог , археолог , религиовед , музейный работник , исследователь коренных жителей Мексики и Колумбии.
Был воспитан в протестантской религии. Образование получил в университете Кёнигсберга и Берлинском университете .
С раннего возраста увлекся филологией , изучал латынь и греческий язык . Позже его заинтесовали география и история , что привело к изучению антропологии . В 1895 году стал работать стажёром в Этнологическом музее в Берлине , затем научным сотрудником отдела Океании и Африки . В 1894 году защитил докторскую диссертацию «Погребальное искусство американцев и жителей северо-восточной Азии».
В 1900 году был назначен помощником директора и куратором музея (в 1908). К. Пройс был близок к филологии, поэтому работы привела его к изучению языка науатль и расшифровке доиспанских кодексов. В 1920 году сменил Селера во главе отдела американистики , заведовал коллекциями Центральной и Северной Америки Берлинского музея этнологии. С 1921 г. преподавал этнологию в Берлинском университете, читал лекции в религиоведческом обществе.
За время работы в Этнологическом музее совершил две поездки на американский континент. Участвовал в длительных этнографических экспедициях в Мексике (1905—1907) и Колумбии (1913—1919), всегда стремясь хорошо овладеть туземными языками, чтобы лучше понять их представления о мире и веру. В обоих случаях разрабаитывал особый методологический подход, на который явно повлияло его обучение классической филологии. Этот подход заключался в изучении мифической и религиозной мысли индейских народов по их текстам. После поездки в Мексику приступил к кропотливой работе по редактированию трёх томов материалов, которые он получил от представителей кора , уичолей и мексиканеро . Из этого монументального труда только первый том, посвященный корам, успел увидеть свет в виде книги «Экспедиция в Наярит» (1912).
Интересовался проблемой соотношения религии, культа и мифа у первобытных народов и оставался приверженцем теории развития до 1930-х годов, хотя и не причислял себя к какой-либо школе. В своих работах создал одну из версий преанимистической теории). Пройс критиковал Л. Леви-Брюля и Э. Кассирера за введение дихотомии «магического» и «рационального» мышления. Считал, что они могут уживаться в одном и том же человеке. Основываясь на собственных полевых исследованиях, Пройс критикует Леви-Брюля и за его теорию «пралогического мышления», утверждая, что нет принципиальной разницы в мышлении между «естественными» народами (Naturvölker) и «культурными» народами (Kulturvölker). В работе 1933 года «Религиозное содержание мифов» он ставит своей целью прояснение отношений между мифом и культом и роли этих феноменов в простых обществах. Мифы, согласно Пройсу, это подтверждения культовых и ритуальных действий в мире. Культы же совершаются естественными народами, чтобы сделать соответствующий миф несомненным и придать ему всеобщее признание. Миф определяет и образовывает всю культуру, в которой он существует.
В 1890—1898 годах руководил Литовским литературным обществом .
За свои научные заслуги Пройс был избран членом многих научных обществ.