Рязанские ведомости
- 1 year ago
- 0
- 0
Самарские епархиальные ведомости («СЕВ») — журнал, официальный печатный орган Самарской и Ставропольской епархии . Выходил с 1867 по 1918 год. Как и аналогичные издания других епархий, состоял из двух частей: официальной, где публиковались указы и распоряжения церковного руководства, и неофициальной, где печатались проповеди, речи, статьи и очерки, по прошествии времени представляющие богатый материал для изучения материальной и духовной жизни населения Самарского края в конце XIX — начале XX веков. Издание возобновлялось в 1989 году, но было вновь прервано в 1992 году.
«Самарские епархиальные ведомости» стали выходить с 1 января 1867 года. Первоначально они издавались 2 раза в месяц , 1 и 15 числа каждого месяца , а начиная с 1891 года выходили еженедельно . В каждом номере планировалось публиковать 2-3 печатных листа , однако на практике почти всегда «Ведомости» выходили в 3 листа. Печатались убористым, но хорошо читаемым шрифтом, на белой бумаге в 1/8 .
Тираж издания не превышал 800 экземпляров, из которых около 660 рассылались по церквям епархии, для которых подписка на «Ведомости» была обязательной, ещё около 100 экземпляров распространялось частным подписчикам, а также в обмен на получаемые редакцией газеты и журналы .
Одной из целей создания журнала было, по словам преосвященного Герасима (Добросердова) , намерение помещать статьи «для вразумления блуждающих вне двора св. церкви и поддержания колеблющихся, по легкомыслию, в православной вере» . По словам самой редакции, «Ведомости» должны были служить органом мыслей и дел собственно местной церкви .
В редакции издания собралось достаточно много представителей самарской интеллигенции , как правило, из духовенства . В создании «Ведомостей» принимали участие секретарь Самарской духовной консистории сектовед В. И. Калатузов, инспектор Самарской духовной семинарии , ректор семинарии архимандрит Серапион , кафедральный протоиерей богослов В. В. Лаврский , протоиерей , богослов , проповедник, один из будущих руководителей обновленчества , Н. И. Боголюбский , а также многие другие. Такая концентрация образованных людей сказывалась и на издании, выгодно отличавшемся от многих других местных печатных органов обилием различной информации о науке и образовании. Только Дмитрий Николаевич Орлов опубликовал на страницах «Ведомостей» более 200 статей по истории края и самарских церквей. Издание зачастую действовало новаторски — так, «Ведомости» долго время были первым и единственным периодическим изданием Самарской губернии , где публиковались библиографические материалы .
С 1893 по 1913 год изданием «Самарских епархиальных ведомостей» занималось Алексеевское братство — местная епархиальная организация, объединявшая духовную и светскую интеллигенцию и занимавшаяся в основном духовно-просветительской деятельностью . Издания, присылавшиеся в редакцию «Епархиальных ведомостей» на обмен, помогали братству в устройстве библиотеки и читальни в Самаре . Сам факт наличия собственного печатного издания повышал престиж братства, хотя подчинение издания братству и было во многом номинальным, так как редакция «Ведомостей» сохраняла свою экономическую самостоятельность .
В 1918 году «Самарские епархиальные ведомости» были закрыты .
Издание было возобновлено в 1989 году, став одним из первых в СССР епархиальных периодических изданий . Издание планировалось ежемесячным, в нём освещалась жизнь епархии, публиковались проповеди и отеческие наставления . Однако выход журнала вновь был прекращён в 1992 году , всего вышло 23 номера .
«Ведомости» состояли из двух частей: официальной и неофициальной. В официальной части публиковались указы Святейшего Синода , новости общецерковного управления, распоряжения местного епархиального начальства и новости епархии . Значительную часть публикаций представляли рапорты местных священников о строительстве церквей, открытии монастырей и церковно-приходских школ , учебном процессе в них, финансировании, состоянии зданий, потребностях духовных учебных заведений. Например, Александр Островидов из Бузулука предлагал духовенству принимать более заметное участие в обучении крестьянских детей грамоте в церковно-приходских школах, считая, что попечение о народном образовании, как и выполнение служебных обязанностей, лежит на всех лицах духовного звания . Священник села Новые Костычи Василий Архангельский писал, что в июне 1866 года в селе Кануевка была открыта воскресная школа , и теперь прихожане охотно собираются в ней в воскресные и праздничные дни .
В неофициальной части имелся ряд постоянных рубрик : «Речи и проповеди», «Пастырская жизнь и деятельность», «Миссионерский отдел», «Школьный отдел», «Литературный отдел», «Библиотека священника», «Церковная жизнь в других епархиях», «Епархиальная хроника», «Некрологи» и «Смесь». Уже из названий видно, что в этой части печатались различные речи, проповеди , статьи по вопросам богословия , истории православной церкви, сектантства , миссионерской деятельности авторства обычно местного духовенства . В конце 1860-х — начале 1870-х годов редакция стала уделять большое внимание истории Самарского края, призывала принять участие в этой работе и местное духовенство. Некоторые откликнулись на этот призыв, после чего в «Ведомостях» появились очерки, посвящённые истории отдельных селений губернии . Печаталось большое количество статей по истории и этнографии , медицине , краеведению .
Авторами неофициальной части, наряду с высшими лицами церкви и епархии, становились простые приходские священники, описывавшие жизнь прихода , те или иные его проблемы. Они давали детальное описание прихожан, их быта, культурных особенностей. Много рассказывалось о различных обрядах календарного и семейного цикла, указывалось на наличие в них дохристианских языческих элементов, описывались сельские праздники, проведение вечеров и посиделок среди молодёжи, традиции устройства помочей в выходные дни. Не оставались без внимания со стороны священников и вопросы влияния на крестьян различных городских новшеств, рост числа кабаков , пьянство .
Особое внимание уделялось описанию иноверческого населения, как наиболее необычного взгляду священнослужителя, причём акцент делался, в частности, на духовной жизни иноверцев, так как миссионерская деятельность была неотъемлемой повседневной деятельностью во многих приходах епархии. Собственно очерки о миссионерской деятельности составляли отдельный большой пласт публикаций в неофициальной части «Ведомостей». Если отчёты о количестве старообрядцев и сектантов , которые должны были предоставлять священники в духовную консисторию , печатались в официальной части, то в неофициальной появлялись отчёты о проводившихся беседах с населением, а также различные более детальные статистические сведения .
Хотя в первую очередь журнал освещал жизнь конкретно Самарской епархии, на его страницах находилось место и для освещения церковной жизни страны в целом, в частности, вопросов церковной реформы . Порой публиковались сведения о жизни других епархий. Так, например, в 1868 году был опубликован отчёт могилёвского губернатора , в котором он писал, что монастыри могли бы стать отличными помощниками светской администрации, а открытие при монастырях учебных и благотворительных заведений, больниц , богаделен заслуживает внимания правительства, тем более, что такая мера увеличивала бы значение монастырей в общественном мнении .
Светские темы, хотя и реже, тоже находили освещение в «Ведомостях». В основном они были вызваны важными внешними событиями: революцией 1905 года , русско-японской войной . Подобные события освещались лишь в связи с деятельностью лиц духовного сана . Так, несмотря на множество публикаций, посвящённых русско-японской войне, собственно военным действиям не было посвящено ни одной аналитической статьи, статьи писались о роли священника на войне, вере в Бога на войне, жертвенности, пожертвованиях, помощи солдатам, раненым, солдатским семьям, сиротам . Рассказывалось и о конкретных подвигах священников . В целом материал на светские темы подавался не с целью информирования читателя, а с целью назидания и поучения, журнал осуществлял официальную пропаганду .
Ещё в XIX веке самарский краевед Пётр Алабин отмечал, что среди статей «Ведомостей» есть много интересных для истории — от устройства быта местного духовенства до учебного дела и успехов проповеди слова Божия . Он полагал, что «Самарские епархиальные ведомости» — это одни из самых полезных, добросовестных и интересных епархиальных ведомостей империи .
В настоящее время «Самарские епархиальные ведомости» являются ещё более ценным историческим источником, содержащим множество сведений из различных областей знания, рассказывающих о материальной и духовной жизни населяющих регион народов. К тому же, учитывая достаточно продолжительный срок выхода издания — с 1867 года по 1918 год, по ним возможно ещё и проследить изменения в традиционной народной культуре . «Самарские епархиальные ведомости» порой даже называют «зеркалом провинциальной жизни» .
В целом, по оценке современных специалистов, «Самарские епархиальные ведомости» являются одним из ценнейших источников для изучения народов Самарского края на современном этапе развития исторической и этнографической науки .