Марченко, Анатолий Тихонович
- 1 year ago
- 0
- 0
Черкашин, Валерий Тихонович (род. 23 августа 1948 , Харьков) — советский, российский, украинский и американский художник , фотограф , перформансист, писатель, певец-акционист и почётный лектор. Его работы находятся более чем в 20 американских музеях, а так же в , , Третьяковской галерее, и многих других российских музеях. Создал свой уникальный стиль, отражающий современное состояние мира и меняющийся вместе с ним. Работает в паре с супругой Наталией Черкашиной с 1983 года. Псевдоним "Валера и Наташа Черкашины".
Свой творческий путь начал в Харькове . Документация первых акций сохранилась с 1962 года. Работы 1962-1963 годов находятся в коллекции Музея изобразительных искусств им. Пушкина. Работы 1967 и 1972 года находятся в коллекциях в и в
Работы 1972 года находится в Государственной Третьяковской галерее.
В 1979 году переехал в Ленинград , где продолжил изучать искусство и работал с творческой « ». В 1980 году переехал в Москву , где общался с художниками Ильёй Кабаковым , Михаилом Шварцманом , Франсиско Инфанте , которые оказали влияние на его творчество. Одновременно он продолжал общение и сотрудничество с Борисом Михайловым в Харькове.
С 1983 года начал работать вместе с женой Наталией Черкашиной.
1984 год — Стал членом Московского Горкома художников-графиков на Малой Грузинской, 28 .
1990 год — Стал членом Союза художников СССР .
2003 год — Стал членом Союза фотохудожников России .
2021 год — Валерий и Наталия Черкашины стали членами Творческого союза художников России .
2021 год — Валерий и Наталия Черкашины стали почетными членами Союза фотохудожников России .
Черкашины считают важным связывать современные идеи с традицией. Они ищут в традиционной изобразительной культуре формы, в которых можно выразить их концептуальные идеи.
С начала перестройки Валера и Наташа стали активно работать с уходящей культурой СССР. Они глубоко переживали слом социальной и политической системы. Вслед за эйфорией и радостью освобождения от Коммунистической идеологии быстро пришло понимание, что культура СССР может исчезнуть безвозвратно. Черкашины начали активно включать памятники культуры советской эпохи в свои работы, инсталляции и акции. Основным материалом для их работ стала фотография как исторический документ. В этом проекте, который назывался « », они использовали традиции русского авангарда — форму, которая родилась так же на стыке двух эпох.
В начале 1990-х они сделали ряд ярких перформансов в Московском метро на станции «Площадь революции», таких как: (передача ТВ Super Channel. Италия), (передача , ТВ 2 канал), , (ТВ передача , 1 канал) и Конкурс подземной красоты «Мисс 38» для скульптур. ( ).
В 1992 году был создан концептуальный . (Передача , США).
В 1994 году, получив приглашение Музея изобразительных искусств Санта Фе сделать выставку, Черкашины впервые посещают США. Они много путешествуют и знакомятся с культурой Америки. После возвращения в Россию они по-новому видят и понимают исторические процессы, которые там происходят. Советское имперское прошлое уже кажется им иллюзией, миражом. Это выражается в проекте « ». Впоследствии они продолжают этот проект в других странах с имперским прошлым и настоящим, США, Германии и Испании. Он называется « ».
В середине и конце 1990-х Черкашины продолжают активно путешествовать. Диапазон их интересов постоянно расширяется, они выражают своё отношение к другим культурам через действия, акции, хепенинги. Это отражается в их проекте « ».
В 1996 году Черкашины сделали свою первую подводную выставку в бассейне стадиона Олимпия « » (Берлин,) (ТВ передача Deutsche Welle)
В 1999—2000 годах, при финансовой поддержке Всемирного банка, Европейского Союза, и Air France, Черкашины делают подводную инсталляцию в штаб-квартире Всемирного банка в Вашингтоне « ». Она посвящена уходу из обращения банкнот европейских стран и переходу на более унифицированную валюту. Эта инсталляция включает в себя работы по всем странам Европейского Союза.
Постоянно меняющееся состояние мира требует поиска новых форм и материалов для его отображения. В конце XX века, Черкашины постепенно переходят на работу с цифровыми технологиями, при поддержке Школы Визуальных искусств ( ) Нью-Йорка. Они много времени проводят в Нью-Йорке, этот город вдохновляет их на создание новых серий работ.
В 2005 году Черкашины начинают работу над большим международным проектом « ». Это долгосрочный мультимедийный проект, который будет включать в себя метро 33 стран мира. Помимо цифровых фото работ, Черкашины начинают создавать .
В 2007 году Черкашины получают гринкарту, как особо одарённые и больше времени проводят в США, они живут в Нью-Йорке и Москве.
С 2008 года Черкашины видят глобальные изменения в экономике, возрастающее политическое напряжение в мире, которое выливается в локальные военные конфликты. Они начинают работать над проектом « »
С 2010-2011 годов, ощущая планетарные изменения климата и предчувствуя переход к эпохе Водолея, они выражают это в ряде новых проектов, связанных с водой: « », « », « », « » и других.
В 2012 — Фонд Айрис, Центр современной культуры Гараж и Государственный музейно-выставочный центр Росизо Министерства культуры Российской федерации, поддержали персональные выставочные проекты Черкашиных в фотографических фестивалях: «Миражи советской империи» Houston FotoFest 2012 Biennial; , XVII Encuentros Abiertos Festival De La Luz в Буэнос Айресе и , Международный фестиваль фотографии ФОТОВИЗА IV в Краснодаре.
С 2013 Черкашины погрузились в написание биографического многотомника.
Первый том « ». Опубликован в 2018.
Второй том « ». Опубликован в 2019.
Третий том «Нагие» посвящен съемкам моделей и работе с обнаженным телом, он свёрстан, но пока не опубликован.
Четвертый том « ». Опубликован в 2020.
Пятый том « ». Опубликован в 2022.
Всего планируется издать 10 томов.
В ноябре 2016 года, после посещения пирамид Солнца и Луны в Мексике, Черкашины почувствовали энергию новой жизни. В настоящее время их искусство связано с энергией, точкой, прорывом, линией, кодированными письменами. Появилось много работ с солнцем, галактиками, био-структурами, которые, вероятно, построены по аналогии с космическими системами.
В 2017 Черкашины отказываются от гринкарты. Москва становится их основной базой для жизни, работы и поездок.
В 2011 и в 2018 они работали с современными быстроразвивающимися культурами ОАЭ (Дубай) и Казахстана (Астана).
С 2017 года Черкашины начали работать с традиционными материалами нетрадиционно. Занимаются спортом и медитациями, которые вдохновили их на проекты: , , Футбол-арт.
На эти темы был сделан ряд выставкок и перформенсов:
2018. Перформанс « » в ТК «Галерея», 25.05.2018
2020. " ", авторская экскурсия по временно закрытой выставке в Галерее Парк. март 2020
2020. Создание картин теннисными мячами на IX BELGORODMUSICFEST2020
2020. Арт перформанс " ", IX BELGORODMUSICFEST2020 - BORISLAV STRULEV & FRIENDS, 10.03.2020.
2021. " " перформанс. Теннисный клуб "Галерея". 25.12.21
2022. Создание уличного объекта в подарок городу Белгороду на тему , с участием Борислава Струлева, Светланы Борухи и Натальи Игнатенко.
В 2022 году состоялась персональная ретроспективная выставка "Любовь и эпохи перемен" в .
С весны 2023 года начали работать с искусственным интеллектом, при поддержке крупного специалиста в этой области . Сделали а.
, MA; Princeton University, NJ; , New York; , New York; Rochester University, NY; Harvard Club, New York City; Cosmos Club of Washington DC; The Kennan Institute, Woodrow Wilson Center, Washington DC; Vassar College, NY; Swarthmore College, PA; Museum of Fine Arts, Santa Fe; , NY; University of South California, Berkeley; San Francisco State University, CA; The Art Academy of Cincinnati , Ohio; , MA; State University of Albuquerque, NM; Texas Christian University, TX; Art Club, Palm Beach, Florida; AAASS, Washington DC, Pittsburgh, Philadelphia; Goldsmith University, London; St. Claire’s College, Oxford; International House of Japan, Tokyo; University of Foreign Languages, Tokyo; Tokyo University, Japan; Tokyo University of Polytechnics, Japan; Wakkanai University, Japan; Tsukuba University, Japan; University of Bologna, Italy; Cabaret Voltaire, Zurich; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; Школа журналистики «Известия», Москва; Школа фотографии и мультимедиа имени А. Родченко, Москва; Российский государственный гуманитарный университет; Школа-студия Фото искусства, Москва; Школа современного искусства «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства (ММСИ); Музей Современного Изобразительного Искусства на Дмитровской, Ростов-на-Дону; Государственный Музей Изобразительных искусств им. Пушкина, Москва; Фотоплей, Москва; Центральный Манеж, Москва; Высшая школа экономики, Москва; Фотофестиваль «Фотокрок 2016», Витебск, Беларусь; Институт Культуры, Москва; , Москва; Институт Гуманитарного образования и информации, Москва; Галерея «На Каширке», Москва; Галерея Lumas, Москва; Центр фотографии им. братьев Люмьер, Москва; Летний лагерь JustDilijanIt, Армения; Летний лагерь «Компьютерия», Тверь; НИИ теории и истории изобразительных искусств; Российская Академия Художеств , Москва; Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Институт фотографии Русс Пресс Фото, Москва; Москва; Фотофестиваль «Фотокрок 2019», Витебск, Беларусь", Форум «Таврида», Судак, Крым, Россия; Международная конференция "100-летие творческого объединения УНОВИС", Витебск, Беларусь; Фонд культурных проектов "Четверг"; Startup Village 2022 Сколково; .
в журналах, газетах, интернете, а также групповые и персональные каталоги.
«Ночь с пионервожатой» (акции, хэппенинги, арт-перформансы и идеи 1962—2016)
, ТВ Культура 09.08.2016
Валера и Наташа Черкашины. Перформанс в ТК «Галерея», 25.05.2018
« » radio.mediametrics.ru, передача «Третье дыхание»13.05.2019
Российский Государственный архив литературы и искусства, личный фонд Черкашиных №3428.
Книга 1: . 1962—2016. Опубликован в 2018.
Эта книга является результатом работы Черкашиных с 2012 года. Она начинается с ранних фото-хэппенингов, которые Валера Черкашин делал в Харькове в 1960-х, и продолжается в пост-советское время хэппенингами в московском метро на станции Площадь Революции. С 1994 года они впервые выехали из России в США и сделали ряд акций — как реакции на новые места и обстоятельства .
Книга 2: . 1967—1989. Опубликован в 2019.
Эта книга включает в себя ранние работы Валеры Черкашина: рисунок, живопись, акварель, темперу, пастель, литографию, офорт, монотипию.
Она рассказывает об уникальном становлении художника, сознательно отка-завшегося от официального образования и прошедшего самостоятельный путь развития.
О необходимости интуитивного поиска учителей и о том, какие сильные, красивые и гениальные люди встречаются на этом интересном пути .
Книга 4: . 1983—1994. Опубликован в 2020.
Эта книга о том, как яркое и трагическое время Перестройки кардинально повлияло на искусство Черкашиных и привнесло в него много новых идей и материалов.
Они вышли за формат изображения в пространство и стали делать инсталляции и трехмерные объекты, а так же продолжили делать перформансы, но уже не личные, а в общественной среде .
Первый том « », посвящён акциям, хеппенингам и перформансам.
Книга 5: . 1994—1999. Опубликован в 2022.
Посвящен работе с переходом страны от СССР к России в период с 1994-1999. Черкашины продолжили работать с памятниками советской эпохи и имперскими культурами других стран: США, Германии, Испании, Японии, показывая, как имперское мышление выражалось в их искусстве и архитектуре. Так родился проект «Миражи империй».
Книга 6: пока в работе. Будет посвящена работе с цифровыми изображениями.
Книга 7: . 2017—2020. Опубликован в 2022.
Книга о том, как пройдя несколько этапов развития своего искусства, поработав с разными историческими этапами развития культуры России и других стран, художники смогли отказаться от найденной и успешной техники и тематики и начать все с самого начала, открыв для себя новые горизонты. Этот том посвящен работе в зарождающейся новой эпохе до появления коронавируса.
Всего планируется издать 11 томов.