Interested Article - Zeuhl
- 2020-09-04
- 2
Zeuhl («небесный», «космический»; произносится «дзёль», но по-русски часто пишется и произносится как «цойл» или «цойль») — стиль рок-музыки, поджанр прогрессивного рока , изобретённый Кристианом Вандером , барабанщиком французской группы Magma .
Первоначально, это была своеобразная форма фьюжн или, скорее, т. н. «французского Кентербери », с креном в сторону авангардного и фри-джаза . Однако, после альбома 1973 года « Mëkanïk Dëstruktïẁ Kömmandöh », Magma продемонстрировала абсолютно новый путь в прогрессиве, основанный на репетативном многоголосом пении в темпе, близком к готическим маршам. Сам упомянутый альбом сильно напоминал « Кармину Бурану » К. Орфа , а также « Свадебку » И. Стравинского , спетые на изобретённом Вандером «кобайском» языке.
На данный момент, в дзёле существует два основных направления, основанные на творчестве Магмы до и после 1973 года:
- Мрачноватый экспрессивный фьюжн с уклоном в авангардный джаз ( Eider Stellaire , , ) или экспериментальный, тяготеющий к джазу РИО (Dun, Archaia, Shub-Niggurath )
- Эпический вокальный цойл ( Eskaton , Koenji Hyakkei , , Weidorje ).
Сама Магма надолго оставила за собой лидирующие позиции в обоих направлениях, впрочем, к новому веку окончательно сделав выбор в пользу вокальной ипостаси.
Характерные особенности
- Т. н. галопирующий бас.
- Цикличность и репетативность, роднящие с краут-роком .
- Короткие быстрые музыкальные фразы (в рамках фьюжн-дзёль).
- Гипнотизирующие (часто, хоровые) вокализы.
- Мощные маршевые аранжировки.
- Полифония.
- Характерное («дзёльское») звучание инструментов.
- Тексты на несуществующих языках.
- Фантастическая и апокалиптическая тематика.
История жанра
1969—1978 гг. — Магма
Ранняя история дзёля полностью связана с именем Кристиана Вандера , барабанщика группы Magma . В равной степени увлеченный как джазом, так и прогрессивным роком, Вандер, после ряда менее удачных групп, создает Магму и записывает с ней сразу одноимённый двойной альбом, ставший началом знаменитой эпопеи о планете Кобайя, где развернулась борьба духовности и технократизма.
В 1973 г. записан эпохальный альбом «Mëkanïk Dëstruktïẁ Kömmandöh», совершивший своего рода революцию в прогрессивной музыке. Этот же альбом стал первой записью в рамках трилогии «Theusz Hamthaak» о кобайском пророке по имени Небер Гёдатт, принесшем космическое знание на Землю.
В 1974—1978 годах Магма записывает свои последние альбомы классического периода, после чего Вандер объявляет о роспуске группы.
В этот же период были записаны цойловые альбомы групп, впоследствии эволюционировавших в представителей других родственных жанров — Art Zoyd ( ), Zao (авангардный фьюжн) и др.
1979—1986 гг. — Франция и Бельгия
Уже в период активной деятельности Магмы, множество музыкантов, прошедших через группу, организовали свои проекты, продолжающие традиции, заложенные Вандером. В начале 1980-х эти группы создали признанные шедевры дзёля. Среди лидеров этого движения в первую очередь нужно назвать Eskaton , Eider Stellaire , , Weidorje, а также самую мрачную группу авангардного дзёля — Shub-Niggurath .
К концу 1980-х большинство групп прекращают свою деятельность.
1990-е гг. — Япония
Возрождение как самого жанра, так и интереса к нему, во многом связано с творчеством японского барабанщика Тацуя Ёсиды , организатора бесчисленных проектов в рамках самых разнообразных жанров, наиболее знаменитыми из которых стали дзёль-проекты Ruins и Koenji Hyakkei . В них Ёсида соединил узнаваемый стиль Магмы времён 1973 года с более современным и экспрессивным хард-коровым звучанием.
Среди прочих японских групп, оказавшихся в авангарде возрождения цойла, стоит отметить и Happy Family .
2000-е гг. — Возвращение Магмы
Начало нового тысячелетия было ознаменованно возвращением Магмы к полноценной творческой и концертной деятельности. Группа записала ряд альбомов, весьма тепло встреченных и критиками, и публикой. Появились также и новые группы, исповедующие как французскую, так и японскую школы дзёля, среди которых такие авторитетные коллективы, как , , и др.
Примечания
- Когда в 1972 году Вандер познакомился с кантатой Орфа «Carmina Burana», то обнаружил её сходство со своим творчеством и подумал, что именно такую оркестровку он хотел бы иметь в Магме от 14 июля 2015 на Wayback Machine
Ссылки
- Александр Радюк. Цивилизация Кобайя. История группы Magma (VIP, № 20 (61) от 3 июня 2005 г.)
- 2020-09-04
- 2