Принц-дракон
- 1 year ago
- 0
- 0
«Ра́йя и после́дний драко́н» ( англ. Raya and the Last Dragon ) — американский компьютерно-анимационный фэнтезийно - приключенческий боевик 2021 года, снятый студиями « Walt Disney Pictures » и « Walt Disney Animation Studios ». Он является 59-м фильмом , снятым студией Disney. Режиссёром фильма выступил Дон Холл , продюсером Оснат Шурер, автором Адель Лим. Главные роли озвучивали Келли Мэри Трэн , Аквафина , Айзек Ванг, Джемма Чан , Дэниэл Дэ Ким , Бенедикт Вонг , Сандра О , Талия Тран, Люсиль Сунг и Алан Тьюдик . Международная премьера фильма прошла 3 марта 2021 года, премьера в США — 5 марта 2021 года . Премьера в России состоялась 4 марта 2021 года.
В июле 2021 года, вскоре после выхода в премиум-доступ, фильм стал вторым по количеству просмотров после пятого сезона сериала « Люцифер » от Netflix . Фильм получил различные награды, включая номинацию на 94-й церемонии вручения премии « Оскар » в категории за « Лучший анимационный полнометражный фильм », а также был номинирован в той же категории на 79-й церемонии вручения премии « Золотой глобус ». Однако он уступил обе награды другому диснеевскому фильму — « Энканто ». Фильм «Райя и последний дракон» также лидировал на 49-й церемонии вручения премии « Энни » с десятью номинациями, но не победил ни в одной из заявленных категорий.
Фильм стал третьим самым просматриваемым фильмом 2021 года и собрал более 130 миллионов долларов по всему миру. Фильм также получил положительные отзывы критиков, которые высоко оценили анимацию, расширение прав и возможностей женщин, визуальные эффекты, экшн-последовательности, построение мира, персонажей и игру актёров.
Однажды на мирных землях страны Кумандра, которую населяли люди и создающие для них воду драконы, появились создания хаоса — Друуны, превращающие в камень всех, кого коснутся. Драконам удалось изгнать их и вернуть окаменевшим людям жизнь, но сами они так и не воскресли, оставив после себя лишь волшебный драконий камень. В попытках завладеть остатками магии люди разбились на пять племён и разделили Кумандру на несколько стран: Хвост, Коготь, Клык, Хребет и Сердце, в последней и остался камень и ей теперь завидуют все остальные страны.
Пятьсот лет спустя вождь Сердца, Бенжа, решает объединить племена и приглашает их на совместную трапезу. Его дочь-подросток Райя, перед этим сдавшая экзамен на звание стража камня, знакомится там со своей ровесницей, дочерью вождя Клыка — Намаари. Та рассказывает Райе, что по легенде последний дракон ещё жив, и дарит своё украшение в виде дракона, и Райя в знак благодарности показывает ей драконий камень, однако оказывается, что это было в планах Клыка, и племя готовилось к краже камня. За ним прибывают воины из других племён и случайно разбивают камень, из-за чего возрождаются Друуны. В панике вожди племён забирают себе по куску камня и уходят. Спасая Райю, вождь Сердца сталкивает её с моста в воду (ввиду непереносимости Друунами воды), но сам становится камнем.
Шесть лет спустя Райя находит последнего дракона Сису-Дату , которая все пятьсот лет спала и не знала о том, какими недоверчивыми и злобными стали люди. Также она не может создать новый драконий камень, потому что лишь использовала его силу, которую вложили в него её братья и сёстры, но может вбирать эти силы в себя, поэтому герои решают собрать все осколки камня и сконцентрировать все силы драконов в Сису. Несмотря на Друунов, недружелюбно настроенных людей и идущую по следам Райи Намаари, героям удаётся добыть по камню из каждой страны, захватывая с собой и по одному товарищу: Мальчика-корабельщика из Хвоста — Буна; Осиротевшую девочку-младенца из Когтя — Нои и последнего выжившего варвара из Хребта — Тонга.
Вместе команда разрабатывает план по заполучению последнего осколка камня, находящегося в Клыке. Сису предлагает Райе вызвать Намаари на сделку: Намаари отдаст осколок камня в обмен на участие в спасении человечества. Они встречаются, однако Намаари, желая очистить Клык от дурной славы уничтожителей камня решает забрать все камни в Клык, восстановить его и тем самым спасти человечество от Друунов. Она наставляет на героев арбалет и между ними встаёт Сису. Сису предлагает Намаари довериться ей, однако Райя не выдерживает и бросается вперёд, чем пугает Намаари, и та выпускает стрелу в Сису, тем самым убивая её. Из мира уходит вся вода, и канал, окружающий страну Клыка, не может защитить её жителей от Друунов. Пока друзья Райи с помощью осколков камня отпугивают друунов и уводят людей в безопасное место, сама она яростно сражается с Намаари, но не убивает и даже не забирает осколок камня. Та решает помочь героям, и в итоге все пятеро оказываются в кольце друунов. Вспомнив слова Сису о том, что только доверие к братьям и сёстрам помогло ей активировать силу камня, Райя сама отдаёт свой осколок Намаари, добровольно отдаётся Друунам и каменеет. Вслед за ней это делают остальные. Шокированная их доверием после всех её предательств, Намаари собирает осколки воедино, оставляет их на разрушенной колонне и окаменевает рядом с Райей. Камень восстанавливается и вызывает дождь, смывающий со всех живых существ Кумандры, в том числе драконов, каменные наслоения. Так как Сису — водный дракон, её братья и сёстры воскрешают её из вод реки.
Вся команда возвращается в свои племена, в том числе и Райя. Она встречает своего ожившего отца и приветствует его в Кумандре. Появляется Сису и благодарит Бенжу, приведя с собой остальные племена в Сердце, вновь объединяя всех вместе.
В фильме также приняли участие Дичен Лакмэн в роли генерала Атитайи из Клыка и воина Хребта; в роли правителя Хвоста ; озвучивает цветочника Чая; Сон Кан озвучивает Дан Хая, бывшего правителя Когтя; Сьерра Катоу озвучивает торговца Когтя и офицера Клыка; Росс Батлер озвучил правителя Хребта; Франсуа Шо озвучивает Вана; Гордон Ип и Пол Йен озвучивают торговцев Когтя .
В октябре 2018 года издательство Deadline Hollywood сообщило, что компания Disney разрабатывает анимационный фильм в жанре фэнтези по сценарию Адель Лим, продюсером которого выступит Оснат Шурер , а режиссёрами — Пол Бриггс и Дин Уэллинз. Они ранее были задействованы в других анимационных фильмах Disney, включая « Холодное сердце » (2013), « Зверополис » (2016) и « Моана » (2016) . В августе 2019 году Disney анонсировал фильм во время презентации D23 Expo Walt Disney Animation Studios, утвердив на роль и Аквафину на роль Сису-Дату .
В августе 2020 года компания Disney объявила о замене нескольких актёров и членов съёмочной группы. Дон Холл и Карлос Лопес Эстрада заменили Пола Бриггса и Дина Уэллинса в качестве режиссёров, причём Бриггс и Уэллинс были понижены до сорежиссёров . Позднее Рипа также заменил Уэллинса в качестве сорежиссёра, а Уэллинс был указан в титрах как соавтор сценария. Кви Нгуен присоединился к Лиму в качестве соавтора сценария, а Питер Дель Вечо присоединился к Шуреру в качестве продюсера . Келли Мэри Трэн заменила Кэсси Стил, чтобы она соответствовала изменениям в характерах и сюжете; Шурер заявила, что актёр должен воплощать тот же дух, что и персонаж, и что Трэн лучше подходит для этой роли .
По словам Холла, Disney изменил роль, так как изначально Райя задумывалась как «стоическая одиночка», но команда решила придать ей «легкомыслие» и «развязность», схожие с чертами Питера Квилла / Звездного Лорда из фильма « Стражи Галактики » (2014) . Трэн безуспешно пробовалась на роль Райи. Однако в январе 2020 года, когда Трэн заменила Стилл на роли Райи, она предположила, что Disney уже отверг её ранее, но теперь нанимает её на место главной актрисы . Disney нанимал каждого актёра отдельно и заставлял их записывать свои реплики по отдельности, храня секрет от каждого из них, пока они случайно не узнали об участии друг друга в фильме до того, как Disney официально раскрыл его им . Несмотря на влияние пандемии COVID-19 на киноиндустрию, они работали и успешно завершили проект, не выходя из дома . Общий бюджет фильма составил около 100 млн долларов .
Фильм «Райя и последний дракон» был вдохновлён традиционными культурами Юго-Восточной Азии. Создатели фильма консультировались с экспертами Southeast Asia Story Trust, чтобы обеспечить точное представление культуры в фильме . В процессе производства фильма создатели подчёркивали, что очень важно избегать стереотипного изображения азиатских персонажей . Для проведения исследований они посещали Лаос , Вьетнам , Камбоджу , Таиланд , Сингапур , Малайзию и Индонезию , где вдохновлялись местным чувством принятия, единства и доверия, которые и стали темой фильма. Художники исследовали различные способы выражения отличительных черт и индивидуальности Кумандры, после чего проконсультировались с Фондом и включили культурные элементы в свои проекты . При создании раздробленных территорий Кумандры, команда наделила их уникальными климатическими условиями и характеристиками, отражающими различные верования и культуру их жителей, причём каждая земля и её жители представляют собой мандалу , вращающуюся вокруг Кумандры. Это вдохновлено религиозными и культурными принципами, согласно которым все сосредоточено вокруг общей системы верований или космологии . При создании мира Кумандры дизайнеры сосредоточились на проявлении фантазии через использование непривычных форм, игру с масштабом и цветом, а также размещение объектов в неожиданных местах. Река в форме дракона Кумандры вдохновлена Меконгом , и её динамичные цвета в разных землях используются для иллюстрации местоположения Райи в фильме .
«В основе нашего фильма лежат два персонажа, их история и их отношения, поэтому я попытался представить их в разные моменты их пути. [Я] нарисовал их как приятелей, которые общаются и делятся секретами, со временем сближаясь и открываясь.»
— художник-постановщик персонажей
Основу фильма составили Райя и Сису, а их противоречивые черты — недоверие и излишняя доверчивость — стали основой юмора фильма. Изначально они разрабатывали персонажей отдельно, рисуя различные образы Райи и Сису. Однако они чувствовали, что в их рисунках есть что-то недостающее и незавершённое, и осознали важность совместной работы над ними, которая помогла бы им лучше понять, как они дополняют друг друга как визуально, так и тематически .
Изначально Райя задумывалась как отличная фехтовальщица, сосредоточенная на своей цели — найти Сису, а Сису — как дракон, попавший в человеческую ловушку и отказавшийся помочь Райе. Однако по ходу работы над фильмом характер Райи был смягчён, а характер Сису был сделан более отзывчивым; сценаристы подошли к Райе как к персонажу, который действует безупречно, а к Сису — как к персонажу, который делает всё наперекосяк . Дизайнеры позаботились о том, чтобы наблюдаемые качества Райи были культурно аутентичными, функциональными для её роли фехтовальщицы и отражали её эмоциональный путь на протяжении всего фильма. Они спроектировали её с женственным носом и сильными, выдающимися скулами. В основе её наряда — традиционный топ сабай и штаны дхоти с отсылками к культуре драконов; накидка с высоким воротником и большая шляпа выполняют роль защитных слоёв, которые, по замыслу создателей, будут сниматься по мере её эмоционального развития в ходе фильма . Они стремились сделать Райю необычайно выразительной и эмоционально разнообразной, акцентируя внимание на её игровой и комедийной сторонах .
Вдохновением для создания Сису послужили наги — мифические существа, которые могут принимать облик змеи или человека и обычно ассоциируются с водой. Дизайнеров вдохновило культурное влияние наги и их мощное присутствие в Юго-Восточной Азии, вызывающее ощущение, что они «на самом деле существуют в невидимом мире, частью которого мы не являемся», и они стремились исследовать эту концепцию в истории, где драконы почитались и аналогичным образом отражали этот эффект . Они рассмотрели множество силуэтов и образов Сису — от неземного и магического до свирепого и скептического, а также проконсультировались с представителями треста, чтобы сохранить её фантастические и уникальные черты, но при этом учесть культурные обычаи и верования. Для создания целостного и узнаваемого образа персонажа специфические элементы дизайна в виде дракона были намеренно сохранены в человеческом облике .
Позы статуй драконов представляют собой попытку дизайнеров передать то же чувство величия, благоговения и трепета, которое драконы вызывают в культуре Юго-Восточной Азии . Ступни драконов излучают разноцветную преломлённую рябь света, что подчёркивает культурную связь с водой . Они спроектировали драконов со светящимися чертами, плавными переходами и текстурами, используя различные элементы дизайна, такие как чешуя и полупрозрачные плавники . Вода является центральным элементом сюжета и используется для иллюстрации эмоционального роста Райи: цветные водоёмы представляют моменты, когда Райя чувствует близость с окружающими её людьми, а контрастные, тёмного цвета — её недоверие и неуверенность . Друуны рассматривались как воплощение безнадёжности и ужаса с динамичной, облачной формой, которую трудно воспринимать как единую непрерывную форму; их концепции включают водную жизнь, кипение воды в обратном направлении, сворачивание «теста в трубочку», чёрные дыры и паразитическое поведение .
Драконы занимают центральное место в дизайне Сердца; они появляются в его священной крепости и дворце и служат культурными символами. На дизайн драконов оказала влияние вода, что нашло отражение в архитектурных конструкциях Сердца округлой формы, образующих рисунок ряби . Дизайнеры стремились сделать водоём Сердца волшебным и священным местом, поскольку он представляет собой важный момент взаимоотношений Райи и её отца, используя элементы цветов, которые распускаются только ночью. На создание цветов Кумандры их вдохновила художественная инсталляция с лампами, которые становились то сильнее, то тусклее в зависимости от местоположения человека. Аналогичным образом они загорались, когда рядом находился Драконий камень, символ надежды, предназначенный для иллюстрации важной темы сюжета .
Хвост был вдохновлён фантастическими плоскогорьями и песчаными водопадами и задумывался как «Дикий Запад» Кумандры . Коготь — это плавучая земля, которая в сюжете выступает в качестве торгового перекрёстка и был вдохновлён культурными плавучими рынками и ночными базарами Юго-Восточной Азии. По замыслу дизайнеров, Коготь представляет собой пирс, состоящий из пяти различных уровней, причём каждый пирс начинается с верхнего уровня, а по мере снижения уровня воды из-за засухи под ним будут сооружаться новые платформы . Дизайн Хребта был разработан под влиянием культурной связи с бамбуком и ориентирован на природные формы и текстуры, состоящие из чёрного бамбукового каркаса и колоссальной крыши в виде бивня шерстистого мамонта с большим каменным фундаментом из окружающей скалистой горы. Снежно-чёрные бамбуки Хребта становятся тёмно-синими с бордовыми оттенками, а светлые цветовые решения создают поразительный визуальный контраст, который значительно усиливает грандиозную атмосферу. Дизайнеры использовали подход «потерянных и найденных краёв», играя с тенями и освещением, чтобы создать ощущение таинственности и драматизма для Хребта .
Эстетика дизайна Клыка отражает её приверженность строгим и жёстким принципам. В основе их дизайна лежит брутализм и сильные, монолитные и жёсткие геометрические формы, усиливающие их жёсткую идентификацию. Дизайнеры стремились растянуть здания Клыка и включить в них повторяющиеся линии крыш, чтобы вызвать зловещее ощущение большого существа, заглядывающего вниз. Во дворце Клыка с высоких потолков зловеще свисают высокие вертикальные баннеры и гигантские золотые скульптуры, напоминающие клыки. Их прямоугольные формы с острыми краями и холодные, стерильные на ощупь конструкции призваны контрастировать с цветочными мотивами и круглыми, органическими формами, присущими Сердцу .
Намаари была близкой подругой Райи в детстве, однако затем стала выступать в качестве одного из главных антагонистов и её соперницы после предательства Райи ради Драконьего камня. Чтобы передать силу и мощь Намаари, дизайнеры сосредоточились на её мимике и физических данных, таких как агрессивный характер и свирепый взгляд. Для выражения жёсткого характера Намаари была одета в строгую одежду с преобладанием белоснежной цветовой палитры, отражающей геометрические формы силуэта и узора Клыка . Одежда юной Намаари была призвана контрастировать с одеждой юной Райи: строгие белые и золотые элементы символизируют суровый образ жизни Клыка, в отличие от мягких и голубых драпировок Райи, создающих ощущение безмятежности .
Келси Хёрли, Габриэла Эрнандес и Швета Вишванатан руководили группой технических руководителей, состоящей из женщин, которые контролировали поступление средств анимации и других технических ресурсов . Около 800 художников работали над фильмом сразу в нескольких отделах, используя различные программные приложения, такие как Autodesk Maya , Houdini и Nuke .
В фильме была частично использована традиционные анимация , что позволило создать уникальный стиль, отличающийся теплотой, несовершенством и самобытностью, что выгодно отличает его от традиционной CG-анимации. Этот подход включает в себя приплюснутый взгляд, напоминающий теневых марионеток , используемых в китайских сказках, что придаёт фильму человеческое качество и эффекты эмоционального резонанса . Для создания разнообразного окружения Кумандры команда аниматоров использовала сложное освещение и атмосферный дизайн . Они искусно драпировали одежду персонажей, ловко складывая длинные панели ткани, сводя к минимуму использование швов для поддержания структуры. Такой отход от традиционного стандартного подхода к построению трубопроводов на основе шаблонов сделал процесс чрезвычайно сложным . Чтобы справиться с задачей подбора и хореографического сопровождения широкого круга разноплановых персонажей, команда усовершенствовала свою систему работы с массовкой для эффективного управления растущим разнообразием в фильме. Они тщательно изучили и модифицировали свои рабочие процессы и конвейеры для поддержки этого подхода, адаптировав свои инструменты и процессы для решения сложных задач. Эти изменения были достигнуты с помощью художественно-режиссёрского, симуляционного и процедурного подходов с использованием системы Skeleton Library компании Disney на базе Houdini .
Для изображения различных племён, проживающих на разных землях, был использован инновационный модульный подход, предполагающий стратегическое повторное использование элементов и новые приёмы внесения разнообразия. Для проверки активов и обеспечения их эффективного использования в дальнейшем была внедрена система отслеживания. Совместные усилия и усовершенствованный документооборот между отделами позволили команде творчески и эффективно создавать массовые объекты массового потребления . Для обработки сложных кадров были использованы различные методы анимации, включая анизотропные расстояния при
и моделировании, а также процедурные слои анимации рыбы / дракона и инварианты интеграла расстояния для обнаружения контакта с лапами дракона. К таким кадрам относятся ползающие друг по другу жуки и сложная хореография рыб и драконов .Создание Сису в компьютерной анимации (CGI) было непростой задачей: её уникальная, потусторонняя форма была исключительно сложной для скелетной анимации , а её плавные очертания необходимо было сделать как двуногими, так и четвероногими . Исключительно сложные и замысловатые элементы, активы, модели и персонажи Когтя, а также необходимость их перемещения по воде делают эту среду наиболее сложной для производства . Рендеринг Хвоста в CGI оказался сложной задачей из-за того, что камера должна была располагаться очень близко для съёмки пустынного дна. Дополнительные сложности возникали при ручном моделировании трещин, разбросанных по сцене камней и элементов растительности .
Операторская работа была направлена на то, чтобы подчеркнуть характер Райи и её недоверие к окружающему миру. Для иллюстрации доверия и недоверия были использованы контрасты различных стилей съёмки и освещения, которые применялись последовательно, от кадра к кадру в зависимости от сюжетной линии. Например, недоверчивая Райя была снята с помощью широкоугольного объектива, глубокого фокуса и узкой цветовой палитры, а доверчивая Сису — с помощью длиннофокусного объектива, мелкого фокуса и более широкой цветовой палитры . Чтобы подчеркнуть резкий переход от сцены, когда Райя бросается в голубые воды реки в Сердце, к сцене, происходящей шесть лет спустя в суровой пустыне Хвоста, кинематографисты использовали приёмы искажения света. Эти приёмы позволили создать эффект миража — мерцающей иллюзии, характерной для жаркой среды, чтобы тем самым подчеркнуть резкую смену освещения, цвета, климата и воды в фильме .
Джеймс Ньютон Ховард сочинил музыкальную партитуру для фильма . Джене Айко написала и исполнила песню «Lead the Way», которая звучит в конце титров. Партитура была выпущена 26 февраля 2021 года . В марте 2021 года филиппинская певица была назначена исполнителем песни «Gabay», первой в истории компании Disney песни на филиппинском языке . Эта композиция, а также филиппинская версия песни «Lead the Way», были выпущены в качестве части саундтрека к филиппинскому дубляжу фильма. Алли Бенедикто, руководитель отдела маркетинга студии Disney Philippines, заявила, что эта песня «демонстрирует их стремление сотрудничать с местными творческими талантами» .
26 января 2021 года компания Disney опубликовала трейлеры к мультфильму, после которых зрители выразили обеспокоенность по поводу ограниченного представления Юго-Восточной Азии в основном восточноазиатском актёрском составе фильма и выступили за более точное и разнообразное представление культуры . Для продвижения фильма компания Disney сотрудничала с различными брендами, от игрушек до товаров, такими как McDonald’s , LG и Procter & Gamble . Кроме того, компания сотрудничала с такими брендами Юго-Восточной Азии, как и , чтобы отдать дань уважения культуре Юго-Восточной Азии, которая послужила источником вдохновения для фильма, а также поддерживала и продвигала в своих рекламных кампаниях многих местных начинающих рекламодателей. При выборе рекламных партнёров учитывалась целевая аудитория фильма и растущее число людей, возвращающихся в кинотеатры, несмотря на пандемию COVID-19 .
107-минутный фильм «Райя и последний дракон» был первоначально запланирован на 25 ноября 2020 года , но затем был перенесён на 12 марта 2021 года, после чего также был сдвинут на неделю. По имеющимся данным, эти изменения были вызваны пандемией COVID-19. В итоге перенос позволил одновременно выпустить фильм в кинотеатрах и на платформе Снова мы » (2021) . В России мультфильм был выпущен в прокат 4 марта 2021 года .
, на которой его можно было приобрести до 4 июня 2021 года , после чего он стал бесплатным для всех подписчиков . В кинотеатрах фильм сопровождался короткометражным фильмом «Walt Disney Studios Home Entertainment выпустила фильм «Райя и последний дракон» для скачивания в цифровом формате 2 апреля и на Ultra HD Blu-ray , Blu-ray и DVD 18 мая 2021 года . Цифровой релиз также включал короткометражный фильм «Снова мы» . Бонусные функции, прилагаемые к Blu-ray выпуску включали в себя «Знакомство с „Снова мы“», взгляд за кулисы короткометражного фильма «Снова мы»; «Taste of Raya» — виртуальный обед в Юго-Восточной Азии; «Raya: Bringing It Home» — взгляд изнутри на то, как аниматоры работали в домашних условиях; «Martial Artists» — урок по видам боевых искусств и оружию, использованному в фильме; «We are Kumandra» — культурное влияние фильма от Southeast Asia Story Trust; вырезки из фильма, факты и пасхальные яйца , а также опыт Рипы в работе над раскадровкой и удалёнными сценами .
Фильм «Райя и последний дракон» собрал 54,7 млн долларов в США и Канаде и 75,7 млн долларов на других территориях, общие мировые сборы составили более 130,4 млн долларов .
В первый день премьеры в США и Канаде фильм «Райя и последний дракон» собрал 2,5 млн долларов и достиг 8,5 млн долларов в 2045 кинотеатрах, возглавив прокат . Сети кинотеатров Семейка Крудс: Новоселье » (2020) и « Том и Джерри » (2021) . Однако в последующие недели показатели фильма улучшились, в результате чего он сравнился с кассовыми сборами фильма «Том и Джерри» и в конечном итоге превысил их. Фильм собрал 5,5 млн долларов во второй уик-энд и 5,2 млн долларов в третий, оставшись на вершине кассовых сборов .
и в США, а также в Канаде, отказавшись от прокатных условий Disney изначально не поставили фильм в прокат , в результате чего фильм не смог сравниться по сборам на старте недели с такими семейными фильмами, как «В мировом прокате фильм «Райя и последний дракон» дебютировал на 32 рынках и собрал 26,2 млн долларов в премьерный уик-энд ; лидерами стали Китай ($ 8,6 млн) и Россия ($ 2,8 млн) . Фильм заработал 11,5 млн долларов во второй уик-энд и 8 млн долларов с 29 рынков в третий .
На сайте-агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 93 % на основе 303 отзывов критиков со средней оценкой 7,7/10. Общее мнение сайта гласит: «Ещё одна великолепно анимированная и умело озвученная картина в каноне Disney „Райя и последний дракон“ продолжает расширять представительство студии и подтверждает, что её классическая формула так же надёжна, как и прежде» . На сайте рецензий Metacritic фильм получил 74 балла из 100 на основании 48 критических оценок, что означает «в целом положительные отзывы» . Зрители, опрошенные , поставили фильму среднюю оценку «A» по шкале от «A+» до «F». По данным , 92 % зрителей дали фильму положительную оценку, а 78 % заявили, что рекомендовали бы его к просмотру .
Критики, в том числе Ширли Ли из The Atlantic и Брэндон Кац из Observer , высоко оценили образность и тематику фильма . Аллен Джонсон из San Francisco Chronicle , в частности, отметил, что фильм умело балансирует между эмоциями, юмором и социальной политикой на фоне потрясающей визуальной красоты и захватывающей сюжетной линии . IndieWire также отмечает насыщенность сюжета и эмоциональную глубину, дополненную юмором и душевными моментами. Rolling Stone и RogerEbert.com высоко оценили мастерское сочетание образов и культурных мифологий, создающее по их словам визуально ошеломляющее и эмоционально захватывающее повествование, напоминающее классические диснеевские анимационные репертуары . Также, Vanity Fair и Vulture отметили, что фильм мастерски передаёт эмоциональную глубину и тематику сюжета с помощью потрясающей анимации и убедительных персонажей . Кроме того, похвалы удостоился актёрский состав и разнообразие персонажей .
Однако сюжет и ограниченное представление Юго-Восточной Азии подверглись критике . Ли раскритиковала отсутствие у Райи глубины, описав её поведение как туриста, а не как подлинного представителя изображаемых культур. Она отметила, что в отличие от других успешных фантастических фильмов, таких как « Моана » (2016) или « Чёрная пантера » (2018), где культурная специфика является неотъемлемой частью путешествия героя, Райе не удаётся органично вписать свой мир в повествование . В газете The New York Times Беатрис Лоайза выразила мнение, что фильм и главная героиня не соответствуют привычной формуле диснеевской принцессы, поставив под сомнение её культурную репрезентативность и корпоративную стратегию . В рецензиях The Irish Times и Vox , соответственно, отмечались громоздкий центральный замысел и нечёткое и нечувствительное представление культуры .
За первые три дня на неделе с 1 марта фильм посмотрели 355 млн минут, после чего он занял четвёртое место за неделю среди фильмов . Фильм был выпущен на стриминговом сервисе Disney+ без дополнительной оплаты 4 июня 2021 года по всему миру и стал вторым по количеству просмотров после сериала « Люцифер » (2016—2021) от Netflix . В период с 31 мая по 6 июня его просмотрели около 1,1 млрд минут, что является значительным показателем для фильма и любой потоковой передачи, которая ранее составляла 115 млн минут просмотров в неделю, когда фильм был доступен только в качестве премиум-версии за 30 долларов .
Согласно официальному списку самых просматриваемых фильмов 2021 года, опубликованному 21 января 2022 года компаниями Deadline Hollywood и Nielsen Holdings , фильм занял 3-е место среди самых просматриваемых фильмов 2021 года с 8,34 млрд минут просмотра, уступив фильмам « Лука » (2021) и « Моана » (2016) с 10,5 млрд и 8,9 млрд минутами просмотра соответственно . В январе 2022 года технологическая компания Akamai сообщила, что фильм занял 9-е место по количеству пиратских копий в 2021 году .
Награда | Дата церемонии вручения | Категория | Получатель(-и) | Результат | Прим. |
---|---|---|---|---|---|
« Оскар » |
|
« Лучший анимационный полнометражный фильм » | Дон Холл , Карлос Лопес Эстрада , Оснат Шурер и Питер Дель Вечо | Номинация | |
|
«Лучший анимационный фильм» | «Райя и последний дракон» | Номинация | ||
«Лучшая анимационная женская роль» | Келли Мэри Трэн | Номинация | |||
Аквафина | Номинация | ||||
« Эдди » |
|
« | »Фабьен Роули и Шеннон Стэйн | Номинация |
|
« Энни » |
|
« Лучший анимационный полнометражный фильм » | «Райя и последний дракон» | Номинация | |
« | »Алекс Моавени, Дмитрий Берберов, Брюс Райт, Скотт Таунсенд и Дейл Майеда | Номинация | |||
« | »Дженнифер Хейгер | Номинация | |||
« | »Эми Томпсон | Номинация | |||
« Лучшая музыка в анимационном полнометражном фильме » | Джеймс Ньютон Ховард и Джене Айко | Номинация | |||
« | »Пол Феликс, Минцзюэ Хелен Чен и Кори Лофтис | Номинация | |||
Луис Логам | Номинация | ||||
« Лучшая озвучка в анимационном полнометражном фильме » | Келли Мэри Трэн | Номинация | |||
« Лучший сценарий в анимационном полнометражном фильме » | и | Номинация | |||
« | »Фабьен Роули, Шеннон Стэйн, Тодд Фулкерсон, Рик Хэммел и Брайан Миллман | Номинация | |||
Премия Гильдии художников-постановщиков США |
|
« | »Пол Феликс, Минцзюэ Хелен Чен и Кори Лофтис | Номинация |
|
|
«Выдающиеся достижения в области кастинга-анимации» | Джейми Спарер Робертс и Грейс К. Ким | Номинация | ||
|
«Кинотеатральный фильм» | Джеймс Ньютон Ховард | Победа | ||
|
« | »Пол Макграт, Дэвид Э. Флюр, Габриэль Гай, Алан Мейерсон, Док Кейн и Скотт Кёртис | Номинация |
|
|
« Выбор критиков » |
|
« Лучший анимационный полнометражный фильм » | «Райя и последний дракон» | Номинация | |
|
« | »«Райя и последний дракон» | Номинация | ||
|
«Лучший анимационный фильм» | «Райя и последний дракон» | Номинация | ||
« Золотой глобус » |
|
« Лучший анимационный полнометражный фильм » | «Райя и последний дракон» | Номинация | |
Golden Reel Awards |
|
« | »Шеннон Миллс, Брэд Семенофф, Ниа Хансен, Самсон Неслунд, Дэвид К. Хьюз, Камерон Баркер, Крис Фрейзер, Стив Орландо, Джон Рош, Шелли Роден, Джим Вайдман и Дэвид Олсон | Победа | |
« Золотой трейлер » |
|
«Лучший анимационный трейлер-байт для художественного фильма» | «Dragon Magic Social» (Создание рекламы в Лондоне ) | Номинация | |
«TrailerBytes» (Outpost Media) | Номинация | ||||
|
«Лучшая картина в премии „Середина сезона“» | «Райя и последний дракон» | Номинация | ||
|
«Лучший анимационный фильм» | Номинация | |||
|
«Лучший анимационный фильм» | «Райя и последний дракон» | Номинация |
|
|
|
« | »Джеймс Ньютон Ховард | Победа | ||
« | »Победа | ||||
NAACP Image Awards |
|
«Выдающийся анимационный фильм» | «Райя и последний дракон» | Номинация | |
«Выдающееся исполнение голоса персонажа в кинофильме» | Аквафина | Номинация | |||
Nickelodeon Kids' Choice Awards |
|
«Любимый голос из анимационного фильма» | Аквафина | Номинация | |
|
« | »«Райя и последний дракон» | Номинация | ||
People's Choice Awards |
|
«Семейный фильм 2021 года» | «Райя и последний дракон» | Номинация | |
Премия Гильдии продюсеров США |
|
« Лучший анимационный фильм » | Оснат Шурер и Питер Дель Вечо | Номинация | |
|
«Топ-28 самых кассовых полнометражных фильмов 2021 года» | «Райя и последний дракон» | Победа | ||
|
« | »«Райя и последний дракон» | Номинация | ||
|
« | »«Райя и последний дракон» | Номинация | ||
Общество специалистов по визуальным эффектам |
|
« | »Кайл Одерматт, Оснат Шурер , Келси Хёрли и Пол Феликс | Номинация |
|
« | »Брайан Менц, Пунн Виантракун, Эрик Хансен и Вики Юцу Лин за Тук-Тука | Номинация | |||
« | »Минцзюэ Хелен Чен, Чайвон Ким, Вирджилио Джон Акино и Диана Джианг ЛеВанги (за Коготь) | Номинация | |||
« | »Роб Дрессел, Адольф Лусинский и Пол Феликс | Номинация | |||
«Выдающиеся эффекты моделирования в анимационном фильме» | Ле Джойс Тонг, Хенрик Фельт, Раттанин Сиринаруемарн и Джейкоб Райс | Победа | |||
|
«Лучший анимационный фильм» | «Райя и последний дракон» | Номинация | ||
«Лучшее голосовое исполнение» | Аквафина | Победа | |||
Келли Мэри Трэн | Номинация |
Как и другие герои Walt Disney Animation Studios , персонажи фильма «Райя и последний дракон» появились в короткометражном фильме « Однажды в студии » (2023) в качестве камео .