За 44 года творческой деятельности Валентиной Толкуновой исполнено более 800 песен, преимущественно в жанре любовной, семейной и военно-патриотической лирики — многие из них отмечены различными наградами и пользовались успехом у слушателей всех возрастов.
Валентине исполнился год и семь месяцев, когда семья переехала в
Москву
. Детство прошло в районе
Ховрино
, сначала в бараке, а потом в доме железнодорожников близ
станции
. В доме родителей всегда звучала музыка: пластинки с песнями в исполнении
Леонида Утёсова
,
Клавдии Шульженко
,
Лидии Руслановой
. Девочка выучила многие песни любимых исполнителей.
В 10 лет по конкурсу Валентина поступила в хор
Центрального Дома детей железнодорожников
, которым руководил
Семён Осипович Дунаевский
. Первым учителем музыки была Татьяна Николаевна Овчинникова — музыкант, педагог-хормейстер. В дальнейшем у Валентины не было сомнений в выборе профессии.
Сама Толкунова отмечала, что её голос соответствует тембру
флейты
, указывала, что пение в ансамбле — это «большая школа для того, чтобы почувствовать состояние гармонии и в
оркестре
»
.
После распада ВИО-66 в 1971 году возник творческий союз с
Ильёй Катаевым
. Композитор написал музыку к телефильму «День за днём». Это были
фуги
,
вокализы
и много новых песен на стихи
Михаила Анчарова
, исполнять которые он предложил Толкуновой. Напевная, бесхитростная песня «Стою на полустаночке» из телефильма сыграла большую роль в жизни начинающей певицы. Толкунова с разрешения первой исполнительницы, народной артистки СССР
Нины Сазоновой
спела песню в авторском концерте Катаева, а затем с ней же выступила на телевизионном конкурсе «Артлото», заняв первое место. При этом Толкунова значительно ускорила темп песни, сделав её более энергичной и задорной
.
После ухода из ВИО-66 Толкунова исполняла песни и играла эпизодические роли в нескольких фильмах и спектаклях, а также пыталась создать свой квартет из 4 исполнительниц, однако проект не был осуществлён.
В этом же году
Павел Аедоницкий
написал на стихи
Екатерины Шевелёвой
песню «
». Изначально планировалось, что она прозвучит в юбилейном авторском вечере композитора в исполнении вокально-инструментального ансамбля «
Орэра
». Однако из-за того, что ансамбль не смог приехать для участия в концерте, Аедоницкий предложил Толкуновой срочно выучить и исполнить эту песню. Премьера была восторженно принята публикой, и с тех пор песня стала одной из «визитных карточек» певицы. Толкунова считала, что с этой песней пришло её творческое рождение.
С 1973 года регулярно участвует в телевизионных всесоюзных фестивалях «Песня года», в финале «Песни-1973» исполнила песни «Одинокая гармонь» и «Серебряные свадьбы». Постоянная участница передач «
Утренняя почта
», «
Голубой огонёк
», творческих вечеров выдающихся композиторов в
Колонном зале Дома Союзов
. Стала солисткой объединения «
Москонцерт
».
В этом же году композитор
Владимир Мигуля
написал песню на стихи
Виктора Гина
«Поговори со мною, мама». Изначально авторы планировали, что песню будет исполнять
Людмила Зыкина
, однако в очередной раз волею судьбы Мигуля показал эту песню Толкуновой во время своего пребывания в Москве. «Поговори со мною, мама» в её исполнении впервые передавалась 8 марта 1973 года по Всесоюзному радио. Сразу же после исполнения со всего Советского Союза на радио стали приходить мешки писем с просьбой регулярно включать песню в радиоэфир. В течение 1973 года она стала очень популярна, звучала почти каждый день, и, несмотря на ряд препятствий, заслуженно попала в финал «Песни-1974»
.
В
1975 году
Толкунова познакомилась с концертмейстером, пианистом и композитором
Давидом Ашкенази
, с которым проработала более 18 лет и который был для неё учителем. Вместе с Ашкенази Толкуновой были поставлены многие прекрасные романсы, в том числе «Сероглазый король» на музыку
Александра Вертинского
и стихи
Анны Ахматовой
. В тот год единственный раз в жизни песня в исполнении Толкуновой была вырезана из телеэфира по
цензурным
причинам — из финальной программы «Песня-1975» была удалена песня «
» на музыку
Владислава Успенского
, поскольку, как рассказывала в позднем телеинтервью сама Толкунова, стихи поэтессы Марины Осташовой про «голые колени» показались телевизионным чиновникам недостаточно моральными и не соответствующими публичному образу певицы, получившей официальное признание. Впоследствии Толкунова называла эту песню одной из своих любимых, исполняла её и
а капелла
.
В
1976 году
в период с 17 июля по 1 августа Толкунова в составе творческой бригады деятелей культуры была направлена на
Олимпийские игры
в
Монреале
(
Канада
) для поддержки советских спортсменов.
В 1977 году на рождение сына композитор
Борис Емельянов
подарил Толкуновой песню «Носики-курносики». Композиция прозвучала со сцены и сразу же стала популярной. В 1979 году Толкунова дала свой первый сольный концерт. Тогда же певица получила звание заслуженной артистки РСФСР. На «
Песне-79
» она исполнила хит «Не зря мне люди говорили».
С
1979 года
Толкунова начала выступать с сольными концертными программами.
3 ноября 1980 — участие в фестивале «Красная гвоздика» в
Сочи
.
В
1981 году
в репертуаре артистки появилась тема, посвящённая
Великой Отечественной войне
, её ветеранам. Композитор
Марк Минков
и поэт
Игорь Шаферан
написали для Толкуновой «Если б не было войны» — лирическую песню-исповедь о женской судьбе, опалённой войной. Совместная работа над композицией шла тяжело. Валентина Васильевна вспоминала:
«Нужно было сделать не просто песню, а песню спектакль»
. С исполнительницей работал режиссёр. Он помогал певице прочувствовать состояние лирической героини и поставил сценические движения. По просьбе Толкуновой в композицию добавили вставки с военным маршем. Певица рассказывала:
«Я понимала, что я не дотягиваю, нет того музыкального образа, который бы соответствовал этой замечательной песне одинокого сердца женщины, которая осталась вдовой, не успев даже побыть женой. Полгода шла работа, пока внутри этой песни появились марши уходящих на войну солдат <…> Я чувствовала, что зал замирает, будучи охваченным этой темой»
. «Если б не было войны» вошла в десятку лучших послевоенных песен о войне, написанных в XX веке. В
1990 году
Толкунова выпустила одноимённый двойной альбом, в который вошли 22 песни на военно-патриотическую тему.
В 1980-е годы определилась основная тема творчества певицы, которую она сама назовёт «Разговор с женщиной». Это песни о любви и о женских судьбах, счастливых и несчастных, в каждой из которых видна душа женщины. Но какой бы ни была героиня песни Толкуновой, её никогда не покидает ожидание счастья. Таковы песни «Я не могу иначе»
А. Пахмутовой
, «Где ты раньше был» и «Диалог у Новогодней ёлки»
Э. Колмановского
, «А любовь-то лебедем»
А. Монасыпова
, «Вечер школьных друзей» А. Морозова, «Песенка без конца» Э. Колмановского, «Сон-трава»
Е. Птичкина
, «Воспоминание о былом»
В. Мигули
, «Уголок России»
В. Шаинского
, «Серёжа»
Л. Квинт
, «Жалейка» П. Аедоницкого и другие.
В 1982 году в эфире передачи «Голубой огонёк» впервые прозвучала песня Толкуновой «Я не могу иначе». Композитор
Александра Пахмутова
сама связалась с певицей, чтобы показать мелодию: она считала, что песня подходила исполнительнице по характеру. Слова написал поэт
Николай Добронравов
. Песня стала хитом.
В
1985 году
Толкунова выпустила двойной альбом «Разговор с женщиной», в который вошли 22 песни. Для многих песен по требованию Толкуновой делалось несколько оркестровок, из которых певица выбирала наиболее подходящую.
В начале 1985 года певица дала серию концертов перед советскими
воинами-интернационалистами
в
Афганистане
, в
Кабуле
и
Герате
. Фотографии не сохранились, только воспоминания очевидцев. В конце выступления в Герате зал стоя аплодировал ей. Из воспоминаний зрителя-военнослужащего:
В зале было прохладно, Толкунова куталась в белый пуховый платок. Едва я прослушал пару песен, как меня вызвали в штаб. Поставили задачу съездить в губернаторский сад и нарвать цветов для певицы. В саду на окраине города, соблюдая осторожность, мы нарвали десятка два белых роз и привезли в клуб, где всё ещё шёл концерт.
[
источник не указан 1285 дней
]
После «
перестройки
» 1985 года 8 лет сотрудничала с
Игорем Крутым
, совместно гастролировали в
США
с ансамблем «Элегия». Певица отмечала, что Крутой удачно писал для неё
клавир
и
партитуры
, занимался с музыкантами, аккомпанировал, на афишах её концертов значился как руководитель ансамбля и баянист. В 1990-е годы Крутой был одним из тех, кто применительно к новой
рыночной эпохе
оценил песни Толкуновой как «неформат», рекомендовал ей сменить «макси» на «мини», освоить новый репертуар, встроиться в
шоу-бизнес
, от чего Толкунова наотрез отказалась. Будучи продюсером на телевидении, в телевизионные концерты Крутой певицу не приглашал
. Композитор и шоумен Крутой в 2020 году признал, что расстались они в своё время с Толкуновой «не очень хорошо», однако связал это с отказом певицы ходатайствовать в высоких инстанциях по делам его протеже
Александра Серова
.
В
1986 году
на сцене
концертного зала «Россия»
состоялась премьера драматической оперы «Русские женщины», написанной специально для Толкуновой композитором Ильёй Катаевым по мотивам поэмы
Николая Некрасова
, стихов
Александра Пушкина
и
Алексея Кольцова
. Созданные артисткой четыре образа отразили разнообразные характеры русских женщин и раскрыли её драматический талант. В
1990 году
Толкунова записала оперу «Русские женщины» на радио.
В
1986 году
Толкунова снялась в музыкальном фильме-фантазии «Верю в радугу» режиссёра Виталия Фетисова.
Участие в авторском вечере
Евгения Птичкина
в Колонном зале Дома Союзов 19 января 1986 года с песней «Сон-трава».
В
1987 году
Толкунова становится художественным руководителем созданного ею Московского театра музыкальной драмы и песни.
В мае
1988 года
на радио была записана музыкально-литературная композиция «Черёмуха» (музыка Вячеслава Ветрова, стихи Ольги Фокиной).
В
1989 году
на телевидении состоялась премьера вокального цикла «Ожидание» (музыка
Владислава Успенского
, стихи
Роберта Рождественского
, режиссёр Ирина Тайманова), позднее на сцене концертного зала «Россия» моноопера получила своё сценическое воплощение с привлечением балета театра. Впервые со сцены Валентина Толкунова не только пела, но и читала стихи.
В 1990-х годах в репертуаре Толкуновой появились новые песни гражданского звучания: «Россия — Родина моя»
В. Мурадели
(в новой оркестровке), «Россиянка»
А. Пахмутовой
, «Русская деревня» С. Касторского, «Потерянный рай» В. Трофимова, «Прости меня, Россия» В. Вовченко, «Первый парень на деревне»
О. Фельцмана
, «Да будет жизнь» В. Ветрова, «Господа-мужики»
Я. Табачника
, «Разговор с маршалом Жуковым» и многие другие.
С 1995 года Толкунова включила в репертуар и исполняла до последних лет жизни песню «Зелена трава», в которой нашла отражение тема женского одиночества и эпизодических отношений
.
В
2002 году
был выпущен авторский альбом композитора и поэта Василия Попова «Мой придуманный мужчина», в который вошли 11 новых песен. После этого Толкунова и Попов стали лауреатами Международного благотворительного фонда «Русская культура»: певица — за сохранение традиций русской песенной культуры в музыкальном альбоме «Мой придуманный мужчина», композитор — за результативную популяризацию в западной музыкальной культуре современной русской песенной поэтики и мелодизма.
Новый этап в творчестве, стимулом к которому стали обстоятельства личной жизни, — духовные песни. Это песни на стихи Надежды Дерзновенко («Ангел мой», «Рождественская ночь»), «Спаси и сохрани»
Евгения Крылатова
, «Молитва»
Александра Морозова
на стихи
Николая Рубцова
, песни Владимира Вовченко, Виктора Петрова, автора и исполнительницы духовных песен Светланы Копыловой.
Театром музыкальной драмы и песни под руководством Валентины Толкуновой были поставлены музыкальные спектакли и программы: «Не оставляй меня, любовь» (1992), «Я росинка твоя, россиянка» (1995), «Новая весна Валентины Толкуновой» (1997), «России нежная душа» (2006), «Как быть счастливой» на стихи
Карины Филипповой-Диодоровой
(2009), «Я сегодня обеты молчанья нарушу» (2010).
В марте
2010 года
, находясь в
Боткинской больнице
, Валентина Толкунова готовила новую сольную программу ко
Дню Победы
. В этом году она записала свою последнюю песню — «Весенний май» Виктора Петрова.
С 1973 по 2005 год Толкунова — постоянная участница телевизионного фестиваля «
Песня года
». 25 раз артистка участвовала в финальных выпусках передачи. 57 песен в её исполнении прозвучало в выпусках Фестиваля, из них 27 стали лауреатами. На фестивале «Песня-1998» ей был вручён приз имени
Клавдии Шульженко
.
За 44 года творческой деятельности Валентиной Толкуновой было исполнено более 800 песен, в том числе на её музыку: «Моя подруга — моя Москва», «Ангел мой», «Марьюшка», «Спешите делать добрые дела», «Уходя, ничего не берите из прошлого» (совместно с Василием Поповым). Из всех произведений наиболее сложной и разнообразной с точки зрения исполнительской
вокальной
техники, требующей от певицы исключительного мастерства, музыкальный критик
Сергей Соседов
называл песню «А любовь-то лебедем» на музыку
Алмаза Монасыпова
и стихи
Лиры Абдуллиной
.
В 1972 году, на своём дебютном выступлении в
Колонном зале Дома Союзов
, Толкунова впервые предстала перед зрителями с вплетённой в волосы жемчужной нитью. Её причёску копировали многие
советские женщины
, а сама певица не расставалась с ней на протяжении всей карьеры.
Жемчуг
называла своим любимым камнем, дорогие ювелирные украшения и бриллианты не жаловала. Для сценического образа Толкуновой был характерен образ «изящной скромной красавицы», она предпочитала минимум украшений и косметики, длинные платья и юбки в пол. В течение всей карьеры Толкунова избегала
декольте
, руки всегда были закрыты рукавами платья
. В молодости её мягкий, нежный, обволакивающий голос сочетался с весьма сдержанной манерой поведения на сцене, в старшем возрасте исполнительская манера приобрела более экспансивный характер, включала танцевальные элементы при поддержке хореографической группы, плясовых ансамблей («Деревенская улица»); вместе с тем певица избегала спецэффектов и экспериментальной музыки
.
Характерным эстрадным приёмом Толкуновой был спуск со сцены в зал с последующим плавным движением между рядов, благодаря чему у зрителей создавалось впечатление, что исполнительница поёт словно для каждого присутствующего на концерте.
Иосиф Кобзон
передавал образ Толкуновой и её воздействие на публику так: «Она выходила скромно одетая, с длинной, роскошной косой, такая светлая, уютная, своя. Многие воспринимали Валю как сестру, дочь, подругу, потому что её песни были понятны и близки людям. Любая женщина могла исполнить у себя на домашнем празднике весь репертуар Толкуновой — настолько легко запоминались тексты и мелодии, согревая душу»
.
Толкунова прохладно относилась к
косметике
и использовала её по минимуму, резко негативно относилась к
пластическим операциям
и никогда их не делала. Умела вкусно готовить, но предпочитала пользоваться услугами домработниц. С 1978 года Толкунова сама водила автомобиль, сменила 7 машин «
Жигули
», на каждой из которых наездила 75 тыс. км; «
Волгу
» недолюбливала из-за больших габаритов; с 1990-х годов управляла джипом-иномаркой
.
Отвечая в наиболее подробном за всю жизнь интервью 2008 года
Дмитрию Гордону
на вопросы о жёстком характере при ангельской наружности, Валентина Толкунова, всегда приветливо общавшаяся с поклонниками своего творчества, сетовала на огромное число мужчин, в том числе и облечённых властью, на протяжении всей её карьеры желавших с ней приватно встретиться, поближе познакомиться, оказать знаки внимания, приятно провести время, пригласить поужинать и прочее. На такие предложения певица не откликалась вовсе или реагировала насмешливо, пояснив для прессы, что природа подобных вещей была ей очень хорошо известна, понятна и малоинтересна, а сами докучливые ухажёры выглядели в её глазах «как дети»
.
Валентина Толкунова пела для ветеранов
Великой Отечественной войны
, в госпиталях для солдат, раненных в
Афганистане
и
Чечне
, в женских колониях, принимала участие в благотворительных концертах для многодетных и малообеспеченных семей. Она содействовала восстановлению креста на одном из храмов
Задонского монастыря
в
Липецкой области
. Шефствовала над Кадетским корпусом Министерства юстиции в Москве и Кадетским корпусом УВД города
Перми
, помогала подмосковному детскому дому, являлась членом правления Фонда мира Москвы и членом правления
ЦДРИ
, членом учредительного совета и членом правления Центра народной помощи «Благовест»
. Отдыхать предпочитала не на заграничных курортах, а в российской глубинке, на склоне лет — в
Зубцовском районе
Тверской области
; там в деревне Мозгово строила для своей семьи дом, куда планировала перебраться после завершения сценической деятельности
. Другой дом Толкунова построила вблизи стен
Дивеевского женского монастыря
в
Нижегородской области
, который часто посещала паломницей и где жила в монастырской гостинице
.
В финале карьеры певицы образным знаком Толкуновой стала торжественная песня
Вано Мурадели
и
Владимира Харитонова
«Россия — Родина моя», которую она включала в каждый свой концерт. Эта же песня в оркестровке, сделанной специально для певицы, была избрана фоновой музыкой на открытии концерта памяти Валентины Толкуновой, состоявшегося в 2011 году в
Храме Христа Спасителя
по благословению
патриарха Московского и всея Руси
Кирилла
.
Болезнь и смерть
В 1990 году у певицы был обнаружен
рак молочной железы
. В 1992 году была сделана операция, проведён курс
химиотерапии
. В 2006 и 2009 годах сделаны повторные операции по удалению
метастазов
, тем не менее они продолжали медленно распространяться, и со временем болезнь генерализовалась в
мозг
. Несмотря на тяжёлый недуг, Толкунова продолжала активно работать: гастролировала, записывала новые песни, готовила новые концертные программы и спектакли. Эти события подтолкнули Толкунову к размышлениям о Боге и предназначении человека на земле, к духовной музыке и песнопениям, она стала совершать регулярные паломничества в монастыри и по святым местам России, на
Святую землю
. В 1994 году едва не погибла в результате
террористического акта в Тель-Авиве
, после чего её религиозность ещё более усилилась
.
Брат — Сергей Васильевич Толкунов (род. 6 июля 1949
), певец и поэт, заслуженный артист России, работал вместе с сестрой на концертах
;
Дед — Николай Васильевич Смирнов, был репрессирован и 17 лет провёл в лагерях
;
Бабушка — Анисья Никаноровна Смирнова (Стрижак) из Танхоя
.
Официально Валентина Толкунова была замужем дважды, однако в авторитетной документалистике известно и о других её романах
. Свои взгляды на личные отношения c мужчинами Толкунова характеризовала как
пуританские
.
Её первым мужем с ноября 1966 по 1971 год был
Юрий Саульский
, композитор, дирижёр вокально-инструментального оркестра (ВИО-66), на 18 лет старше Валентины. Брак продлился 5 лет и распался из-за нового романа любвеобильного композитора, драматические обстоятельства развода существенно отразились на мировоззрении, репертуаре и певческих интонациях Толкуновой (об этом песня «А любовь-то лебедем в небеса»
). Затем несколько лет творческое и личное сотрудничество связывало певицу с композитором
Ильёй Катаевым
, в его авторском концерте Толкунова впервые выступала перед широкой публикой как солистка
.
В 1974 году Толкунова вышла замуж за
Юрия Папорова
, старше неё на 23 года, журналиста-международника, писателя, латиноамериканиста, автора книги «
Хемингуэй на Кубе
» и жизнеописания
Маркеса
. В этом браке родился Николай Папоров (род. 10 октября 1977)
, в молодости имел проблемы с
наркотиками
и
криминалитетом
, учился в юридической академии, работал художником по свету в Московском театре музыкальной драмы и песни Валентины Толкуновой, затем жил в
Болгарии
, занимался строительным бизнесом, деньги на который подарила родительница. Всегда болезненно ревновал мать к её успеху у публики, на почве чего у него и возникла отчуждённость, что отразилось в переживаниях и некоторых песнях Толкуновой
. В 1978 году, когда сыну не было и года, муж певицы Юрий Папоров был направлен по писательской работе в
Мексику
; уехал, осознавая, что отпускает супругу в «свободный полёт». Командировка в
Латинскую Америку
затянулась более чем на 20 лет
. Толкунова с сыном осталась в России, с мужем виделась во время его редких приездов на родину, до 2010 года семейные фотографии пары в прессе не публиковались
.
В середине 1980-х годов певицей увлёкся директор Института молекулярной физики РНЦ «
Курчатовский Институт
», член-корреспондент
АН СССР
Владимир Баранов
; по свидетельствам, собранным в документальном фильме «
Первого канала
», этот роман длился 20 лет, до самой смерти Баранова, был самым долгим и счастливым в жизни певицы, не являлся секретом для коллег, друзей и родственников Валентины Толкуновой
.
В начале 2000-х годов Папоров вернулся в Москву, жил отдельно от Толкуновой. Понимая сложный и ответственный характер длительной командировки мужа, Валентина Толкунова публично не осуждала его за долгое отсутствие в семье, поэтому официально брак не расторгался. В подробном «итоговом» телеинтервью 2008 года Толкунова с большим почтением отозвалась и о первом, и о втором муже
. Вдовец скончался через полтора месяца после смерти жены, похоронен рядом с Валентиной Толкуновой на Троекуровском кладбище
.
Несколько десятилетий и вплоть до конца жизни Валентина Толкунова жила на
Патриарших прудах
, в 100-метровой квартире с балконом на верхнем, 6-м этаже доходного дома по адресу
Ермолаевский переулок
, 14 (Малая Бронная улица, 42). Поклонниками творчества Толкуновой, среди которых множество влиятельных чиновников и силовиков, Благотворительным фондом поддержки современного искусства им. В. В. Толкуновой при участии правительства Москвы изучался вопрос о выкупе жилища для устройства в нём мемориального музея-квартиры Валентины Толкуновой
.
Отзывы
На советской и российской эстраде были артистки, исполнявшие песни, которые принято называть народными. Певицы, может быть, более громкие и пробивные, больше обласканные властью и осыпанные наградами. Но если сравнивать нашу армию исполнителей с оркестром, где каждому инструменту определена своя роль и отдельная партия, ты по праву была его волшебной флейтой. А точнее — жалейкой, своим пронзительным контрапунктом выделявшим тебя из общего хора «лица необщим выраженьем»
Говоря о творчестве Валентины Толкуновой, всегда подчёркивают простоту её манеры исполнения, отсутствие нарочитых жестов, поиск своего пути в искусстве.
Слушая Валентину Толкунову, я думаю об её понимании, о мудрости, которая сквозит в каждой её музыкальной фразе. Только мудрость эта особенная, женская и терпеливая, только понимание это наделено прозорливостью ребёнка, только ритм её плавных движений одухотворён душой приветливой и доброжелательной женщины, окрашивающей нам мир ровным светом нежности и постоянства.
Я думаю, что она одна из самых великих российских, русских певиц, которая конечно же очень много сделала для своего Отечества. И вот Валя, она была такой — она гражданин, она настоящей была. Вот слово, которым можно определить её жизнь, её личность — она была настоящей.
…Фамилия «Толкунова» — от слова «толк». Толкуновых у нас в России тысячи, все работают и живут с толком. А один человек из них добился очень большого толку — это ты, Валя…
—
Юрий Никулин
на юбилейном вечере «Новая весна Валентины Толкуновой» (1997)
Лет 15 назад на стадионе «Динамо» в День Победы шло праздничное представление. Стадион был полон. Погода была жуткая: дождь со снегом, ветер. Артисты выходили в плащах, с зонтиками. Я объявляю: «Валентина Толкунова». Она выходит на поле стадиона в плаще, в перчатках, с зонтиком. Бросает зонтик, снимает плащ, остаётся в лёгоньком голубом платье и начинает петь для победителей. И весь стадион, стоя, аплодировал Валентине Толкуновой…
—
Борис Брунов
на юбилейном вечере «Новая весна Валентины Толкуновой» (1997)
«В бой, молодая гвардия» — попурри (авторы музыки: Павел Зубаков, Дмитрий Покрасс, народная, Александр Александров — авторы стихов: Борис Скорбин, Михаил Исаковский, народные, Мария Попова)
«
Старый клён
» (музыка: Александра Пахмутова — стихи: Михаил Матусовский) вместе с Иосифом Кобзоном и Люсьеной Овчинниковой, а также в дуэте с Юлианом
«Старый рояль» (музыка: Александр Морозов — стихи: Юрий Марцинкевич)
«Старый фокстрот» (музыка: Александр Колца — стихи: Давид Усманов) в дуэте с Иосифом Кобзоном
«Стать бы мне рябиною» (музыка: Владимир Вовченко — стихи: Геннадий Георгиев)
«Степная горечь» (музыка: Леонид Печников — стихи: Лев Кропоткин) в дуэте с Сергеем Толкуновым
«Стою на полустаночке» (Илья Катаев — Михаил Анчаров)
«Страдание» (музыка: Давид Тухманов — стихи: Владимир Харитонов)
«Странная комната» (музыка: Олег Иванов — стихи: Карина Филиппова)
«Странная страна» (музыка: Виктор Темнов — стихи: Геннадий Георгиев)
«Счастлив будь» (музыка: Леонид Афанасьев — стихи: Леонид Куксо)
«Тает снег» (Эдуард Колмановский — Леонид Дербенёв)
«Таёжный вальс» (Мартин Славин — Пётр Градов)
«Так бывает иногда» (музыка: Павел Аедоницкий — стихи: Изяслав Романовский)
«Такой молоденький солдат» (музыка: Михаил Зив — стихи: Михаил Матусовский)
«Такою светлой кажется земля» (музыка: Юрий Чичков — стихи: Михаил Пляцковский)
«Танго в дискотеке» (Оскар Фельцман — Борис Дубровин) в дуэте с Леонидом Серебренниковым
«Танцплощадка в Сокольниках» (музыка: Людмила Иванова — стихи: Людмила Иванова)
«Тебя любила» (Александр Морозов — Ким Рыжов)
«Текстильный городок» (Ян Френкель — Михаил Танич) с ансамблем «
Ткачихи
»и сольно
«Течёт речка» (музыка: А. Лебедев (Пётр Лимаренко?) — стихи: Владимир Орлов)
«Тик-так» (Александр Морозов — Виктор Гин)
«Тихий дворик, старый домик» (Василий Попов — Василий Попов)
«Тихий снег» (музыка: Никита Богословский — стихи: Александр Галич)
«Тишина» (музыка: Лев Тимофеев — стихи: Гайда Лагздынь)
«Только до осени» (музыка: Людмила Осипова — стихи: Анатолий Иванушкин)
«Тополиная метель» (музыка: Владимир Львовский — стихи: Виктор Гин)
«Торжественный тост» (музыка: Людмила Лядова — стихи: Зиновий Ямпольский)
«Тот день» (Вячеслав Ветров — Ольга Фокина)
«Третий папа» (музыка: Андрей Ктитарев — стихи: Карина Филиппова)
«Три калины» (музыка: Владимир Вовченко — стихи: Геннадий Георгиев)
«Тропиночка» (музыка: Виталий Левин — стихи: Виталий Левин)
«Туман рассеется» (музыка: Алексей Мажуков — стихи: Алексей Дитерихс)
«Турмалины» (музыка: Андрей Ктитарев — стихи: Карина Филиппова)
«Ты и я» (Вениамин Баснер — Михаил Матусовский) дуэте с Леонидом Серебренниковым
«Ты не можешь не знать» (музыка: Владимир Шаинский — стихи: Михаил Матусовский)
«Ты прости меня, дерево» (Илья Катаев — Михаил Анчаров)
«Ты уедешь» (музыка: Геннадий Савельев — стихи: Сергей Красиков)
«Ты чти, сыночек, мать» (музыка: Татьяна Исаева — стихи: Татьяна Исаева)
«У несчастных домов» (музыка: Василий Попов — стихи: Карина Филиппова)
«У старого окопа» (музыка: Владимир Хорощанский — стихи: Геннадий Серебряков)
«У тебя бы не подружка» (музыка: Вячеслав Ветров — стихи: Ольга Фокина)
«Уголок России» (Владимир Шаинский — Екатерина Шевелёва)
«Уж отзвенели ливни сенокоса» (Владимир Хорощанский — Анатолий Поперечный)
«Улицы» (музыка: Игорь Кантюков — стихи: Карина Филиппова)
«Улыбка» (музыка: Владимир Шаинский — стихи: Михаил Пляцковский) в дуэте с Владимиром Шаинским
«Уральская рябина» (музыка: Евгений Родыгин — Автор стихов: Михаил Пилипенко) в дуэте с Владиславом Тумановым
«Уходит теплоход» (Александр Изотов — Марк Лисянский) в дуэте с Леонидом Серебренниковым
«Уходя, ничего не берите из прошлого» (Василий Попов — К. Филиппова)
«Февральский снег» (музыка: Евгений Клепалов — стихи: Владимир Сергеев)
«Фонарики» (музыка: Владимир Вовченко — стихи: Вадим Семернин)
«Харбинский вальс» (музыка: Виктор Темнов — стихи: неизвестен)
«Ходил с Наташкою Алёшка» (Серафим Туликов — Александр Гангов)
«Хорошая пара» (музыка: Вадим Орловецкий — стихи: Александр Романов)
«Хочется верить» (Игорь Якушенко — Игорь Шаферан)
«Художник» (музыка: Виктор Харлов — стихи: Аркадий Григорьев)
«Цветы на лугу» (музыка: Анатолий Стогов — стихи: Вадим Семернин)
«Цыганка-осень» (музыка: Эдуард Григорьянц — стихи: Александр Вратарёв)
«Человек из мечты» (музыка: Ян Френкель — стихи: Игорь Шаферан)
«Чем же ты меня околдовала» (музыка: Марат Камилов — стихи: Эдуард Шим)
«Черепаха» (музыка: Анатолий Стогов — стихи: Владимир Кожемякин)
«Черёмуха» (музыка: Вячеслав Ветров — стихи: Ольга Фокина)
«Черёмуха» (Черёмуха за старым огородом) стихи: Ольга Фокина из музыкально — литературной композиции «
Черёмуха
»
«Черёмуха» (музыка: Эдуард Колмановский — стихи: Инна Гофф)
«Четыре коня» (музыка: Виктор Петров — стихи: Нинель Бархатова)
«Чистый лист» (музыка: Серафим Туликов — стихи: Михаил Пляцковский)
«Что же ты, подружка» (музыка: Евгений Птичкин — стихи: Любовь Елисеева)
«Что ни делается — к лучшему» (музыка: Вадим Гамалия — стихи: Игорь Шаферан)
«Что тебе сказать?» (Владимир Пипекин — К. Филиппова)
«Что-то совершиться должно» (музыка: Семён Заславский — стихи: Николай Доризо)
«Что ты сделала, подруга» (музыка: Валентин Левашов — стихи: Константин Ваншенкин)
«Чудный месяц горит над рекою» (музыка: Евгений Щекалёв — стихи: Николай Рубцов)
«Чужой помады след» (Василий Попов — К. Филиппова)
«Шахтёрские жёны» (музыка: Владимир Пипекин — стихи: Вячеслав Лопушной)
«Школьному другу» (Владимир Дмитриев — Михаил Рябинин)
«Школьные товарищи» (музыка: Никита Богословский — стихи: Михаил Пляцковский) в дуэте с Леонидом Серебренниковым
«России нежная душа» (2006) (посвящённая 40-летию творческой деятельности Валентины Толкуновой)
«Я сегодня обеты молчанья нарушу» (2010)
Радиоспектакли
«Черёмуха» (Музыкально-литературная композиция, 1988) (стихи Ольги Фокиной, музыка Вячеслава Ветрова, исполнитель — народная артистка России Валентина Толкунова)
Драматическая опера «Русские женщины» (по поэме Николая Некрасова, на стихи
Александра Пушкина
и Алексея Кольцова, музыка Ильи Катаева, радиоверсия, 1990)
1971 —
Вино из одуванчиков
— за кадром исполнена песня «Вино из одуванчиков» (Богдан Троцюк, Андрей Богословский)
1971 —
Лето рядового Дедова
— сыграна эпизодическая роль, в хоре исполнена песня «Строевая» (Евгений Дога, Феликс Чуев)
1972
—
День за днём
— за кадром исполнены 6 вокализов Ильи Катаева, а также песни «Я ночью шла по улице» и «Ты прости меня, дерево» (Илья Катаев, Михаил Анчаров)
1972 —
Летние сны
— за кадром в дуэте исполнена Песня (Богдан Троцюк, Анатолий Софронов)
1972 —
— за кадром исполнена песня «Здесь, на земле, на которой живёшь»
1973
—
Двое в пути
— за кадром исполнена песня «Человек из мечты» (Ян Френкель, Игорь Шаферан)
1973 —
Дела сердечные
— за кадром исполнена песня «Милый мой, не гляди мне в глаза» (Ариф Меликов, Муза Павлова)
1973 —
Жили три холостяка
— за кадром исполнены песни «Математик», «Из трёх дорог» и «Песня о дружбе»/хором (Никита Богословский, Михаил Танич)
1973 —
Назначение
— за кадром исполнена песня «Было солнечное утро» (Андрей Эшпай, Леонид Дербенёв)
1973 —
— сыграна роль, за кадром исполнены песни
1973 —
Разные люди
— за кадром исполнены песни «Зинаида», «Разные люди»/дуэт со Львом Лещенко (Кирилл Молчанов, Михаил Танич) и «Вокализ» Кирилла Молчанова
1973 —
Ребята с нашего двора
— за кадром исполнена песня «Деревянные лошадки» (Марк Минков, Эдуард Шим)
1973 —
— за кадром исполнена песня «Где ты, гармонь певучая» (Марк Минков, Владимир Харитонов)
1973 — «
Чёрный принц
» — сыграна роль певицы из ресторана, исполнена песня «Не уезжай насовсем» (Исаак Шварц, Владимир Высоцкий)
1973 —
— сыграна роль певицы из ресторана, исполнена песня «Старые слова» (Оскар Фельцман, Роберт Рождественский)
1974
—
— за кадром исполнена песня «А ты любви моей не понял» (Александр Флярковский, Михаил Танич)
21 августа 2011 года в городе
Белореченск
Краснодарского края состоялось открытие памятника Толкуновой
. Бронзовый монумент высотой 2,85 м был изготовлен на средства местных предпринимателей по инициативе главы Белореченского района
Ивана Имгрунта
. Автор памятника — московский скульптор Ирина Макарова
.
31 августа 2011 года состоялось открытие памятника на могиле Толкуновой на
Троекуровском кладбище
. Певица похоронена напротив кладбищенской часовни, рядом с ней похоронен муж —
Юрий Папоров
, который лишь на месяц с небольшим пережил супругу.
В 2011 году при поддержке Центра народной помощи «Благовест» издана книга мемуаров Валентины Толкуновой «Душа России».
В
2013 году
вышел художественный сериал по мотивам её биографии «
» (в роли Алевтины Толкачёвой — Ольга Фадеева, а песни в фильме исполняла
Юлия Михальчик
). Песни Толкуновой в память о ней включили в свой репертуар также эстрадные певицы Татьяна Острягина, Юлия Борисевич, Ксения Грачёва
.
В 2016 году, к 70-летию со дня рождения певицы Благотворительный фонд поддержки современного искусства им. Валентины Толкуновой выпустил документальный фильм «Знакомая незнакомка»
.
В сериале «Ученица Мессинга» (2017) выведена под именем «Валентина Толкалова», в роли певицы —
Елизавета Нилова
.
При поддержке Министерства культуры Российской Федерации ежегодно с 2014 года в Москве проходит Фестиваль-конкурс русской народной и современной эстрадной песни имени народной артистки России Валентины Толкуновой «Душа России».
22 февраля 2019 года в Доме-музее М. Н. Ермоловой (Театральном салоне на Тверском бульваре) открылась выставка «Валентина Толкунова. Разговор с женщиной», посвящённая творчеству артистки. Выставка продлилась до 17 марта 2019 года
Документальные фильмы и телепередачи о Валентине Толкуновой
«Валентина Толкунова.
„Буду любить я Вас всегда…“
» («
Первый канал
», 2010)
«Валентина Толкунова.
„Ты за любовь прости меня…“
» («Первый канал», 2014)
«Валентина Толкунова.
„Голос русской души“
» («Первый канал», 2016)
«Валентина Толкунова.
„Соломенная вдова“
» («
ТВ Центр
», 2020)
Награды и почётные звания
Государственные награды СССР и Российской Федерации:
Благодарность Президента Российской Федерации (31 декабря 1997) —
за большой личный вклад в благотворительную деятельность в области детского милосердия
Почётная грамота Московской городской Думы (13 июля 2001) —
за заслуги перед городским сообществом
Благодарность Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (6 декабря 2005) —
за многолетнюю плодотворную деятельность в области развития искусства и культуры Российской Федерации
орден Святой Анны (общественный) (2006)
Почётная грамота Правительства Москвы (12 декабря 2006) —
за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры, активную общественную работу и в связи с 40-летием творческой деятельности
Почётная грамота Правительства Кабардино-Балкарской Республики
Почётный грамота Правительства Республики Калмыкия
орден княгини Ольги
III степени (30 сентября 1999,
Украина
) —
за значительный личный вклад в развитие украинско-российских культурных связей, весомые творческие достижения
заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым (27 апреля 2001,
Автономная Республика Крым
,
Украина
) —
за высокое профессиональное мастерство, большой личный вклад в пропаганду русской культуры и развитие многонациональной культуры Крыма, активное участие в Днях культуры Москвы в Автономной Республике Крым
.
международный орден Чести (2003)
международный орден Святого Николая Чудотворца (
Украина
, 2003) —
за приумножение добра на земле
(рус.)
. Газета «Комсомольская правда». Дата обращения: 22 февраля 2016.
7 марта 2016 года.
↑
(рус.)
Газета "Вольная Кубань". Дата обращения: 20 февраля 2016.
25 февраля 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 23 октября 2022.
23 октября 2022 года.
(неопр.)
.
Интервью
. В гостях у Гордона (2008). Дата обращения: 23 августа 2020.
12 августа 2020 года.
(неопр.)
.
Комментарий Валентины Толкуновой к песне «Стою на полустаночке»
. Youtube-канал «Валентина Толкунова: творчество и судьба (10 июля 2015). Дата обращения: 15 декабря 2020.
11 августа 2020 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 декабря 2020.
21 октября 2020 года.
↑
(неопр.)
.
Привет, Андрей!
. Россия 1 (21 марта 2020). Дата обращения: 16 декабря 2020.
11 сентября 2020 года.
↑
(неопр.)
.
Интервью. Часть 2
. В гостях у Гордона (2008). Дата обращения: 24 августа 2020.
5 ноября 2020 года.
↑
Андрей Сычёв, Любовь Ведякина, Илья Ульянов.
(неопр.)
.
Документальный фильм
. Первый канал (2016). Дата обращения: 22 августа 2020.
28 июля 2020 года.
↑
Александр Кравченко.
(неопр.)
.
Документальный фильм
(2017). Дата обращения: 22 августа 2020.
5 октября 2020 года.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 15 декабря 2020.
8 февраля 2020 года.
(неопр.)
.
Интервью
(1995). Дата обращения: 23 августа 2020.
6 марта 2020 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 12 октября 2023.
25 сентября 2023 года.
↑
(неопр.)
(2006). Дата обращения: 24 августа 2020.
4 ноября 2020 года.
(неопр.)
(2011). Дата обращения: 24 августа 2020.
3 августа 2020 года.