Библия короля Якова
- 1 year ago
- 0
- 0
Дан ( ивр. דָּן , Dan, Dān — «судья») — в Библии пятый из двенадцати сыновей патриарха Иакова , родившийся от Валлы , служанки Рахили ; родоначальник одного из Колен Израилевых .
Согласно Книге Бытия , имя Дан происходит от дананни — «судил мне Бог», означающее, что по вере Рахиль она получила ребёнка в результате решения Бога ( Быт. ) .
От Дана в Египте произошло колено, которое во времена исхода из Египта насчитывало 62700 человек ( Чис. ).
По гипотезе И. Ядина , племя Дана было греческого происхождения — данайцами , которые позднее присоединилось к израильскому союзу племён.
Данитяне отличались хитростью и коварством, но из них выходили замечательные художники. Художник Аголиав сын Ахисамахов был назначен Богом в помощники Веселеилу для строительства Скинии — походного Храма израильтян на пути из Египта в Землю обетованную . По завоевании Ханаана Данову колену был дан сравнительно небольшой, но плодородный удел на берегу Средиземного моря в районе Яффы ( Нав. ). Из Данова племени происходил богатырь Самсон , сражавшийся с филистимлянами ( Суд. ).
Стеснённые в своих владениях филистимлянами , данитяне вынуждены были искать себе нового места для поселения. Значительная их часть двинулась на север, где они захватили город и назвали его Дан , ставший впоследствии крайним северным пунктом земли Израильской .
Северная колония Данова колена завязала тесные торгово-промышленные отношения со своими соседями, финикийцами . Царь Соломон назначил ( 965 до н. э. ) знаменитого художника Хирама , происходившего по матери из Данова колена, строителем Иерусалимского Храма .
Жившие вдали от общеизраильского духовного центра данитяне устроили в своем городе собственное святилище. Впоследствии израильский царь Иеровоам I ( 928 до н. э. — ) превратил его в культ золотого тельца .
В Православии почитается в сонме святых как один из праотцов . Память о нём совершается в Неделю святых праотец (предпоследнее воскресенье перед праздником Рождества Христова ).
В Книге Судей Дан описывается непокорным, не придерживающимся правил; в книге Иеремии , север Ханаана ассоциировался с тьмой и злом ( Иер. ); раввинские источники рассматривают Дана как архетип зла . В апокрифе « » Дан изображается ненавидящим Иосифа , придумавшим обмануть Иакова, измазав одежду Иосифа кровью ягнёнка . В апокрифе Дан изображается как заговорщик с египетским наследным принцем, против Иосифа и Асенефыа .
В предсмертном благословении Иаков говорит: « Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад » ( Быт. ). Называние Дана «змеем» интерпретируют как связь Дана с Белиалом (например ).
Ранние христианские писатели, такие как Ириней Лионский и Ипполит Римский верили, что антихрист придет из колена Данова . Книга Иеремии упоминает храп лошадей всадников Апокалипсиса из колена Дана ( Иер. ).
Апостол Иоанн Богослов опускает колено Даново при упоминании 12 колен сынов Израилевых, которые спасутся в Конце Света ( Откр. ). Возможно, это свидетельство недостоинства Дана. Вместо Дана упоминается колено Манассиево .