Свято-Троицкий собор (Хотимск)
- 1 year ago
- 0
- 0
Объект
Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь
Код: 112Г000544 |
Свя́то-Варва́ринский собо́р ( Собо́р Свято́й великому́ченицы Варва́ры , Варва́ринская це́рковь ) — православная церковь в Пинске , кафедральный собор Пинской и Лунинецкой епархии . Находится на улице Советской, 34 . Памятник архитектуры барокко . Наиболее поздний памятник храмостроительства ордена бернардинцев в Великом княжестве Литовском . Как составная часть ансамбля бывшего монастыря бернардинцев Варваринская церковь наряду с монастырским корпусом , звонницей и росписью алтарной части входит в « Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь », являясь объектом историко-культурного наследия республиканского значения (категория № 2) . Престольный праздник в храме — 17 декабря (день памяти Святой великомученицы Варвары ) .
В 1712 году в пинском предместье Каролин был построен деревянный костёл Михаила Архангела по фундации Михаила Вишневецкого и его жены Екатерины из Дольских : гетман великий литовский выписал бернардинцам 8547 рублей серебром , назначив также жалование и ежегодную выплату в 1700 злотых и 41 бочку разного зерна, и подарил луг . Данный костёл наряду с небольшим одноэтажным деревянным зданием отобразил на своей карте бернардинских монастырей литовской провинции, выгравированной в 1750—1760-е года, Гирш Лейбович . В 1786 году на месте данного деревянного костёла в монастыре бернардинцев был возведён каменный костёл Михаила Архангела, представлявший собой небольшой одно нефный бес купольный храм с большой полукруглой алтарной апсидой . В. Грабовский, городничий Берестейского воеводства , выдал на строительство храма 16 тысяч злотых . Примерные размеры храма, покрытого черепицей и имевшего подвал, были следующими — 29,8 × 14,4 × 12,4 м. Хоры костёла, устроенные в нартексе , опирались на два массивных крупных столба. Главный фасад , равный по ширине кораблю храма и отличавшийся лаконичной архитектурой , отличали арочный портал входа и треугольный фронтон . Барочную декорацию его составляли плоскорельефные пилястры , а также ниши , наличники и пояса такой же пластики . Пристроенные к костёлу со стороны главного фасада две трёхъярусные башни, увенчанные небольшими куполами, с двумя нижними четвериковыми и верхним восьмериковым ярусами (« восьмерик на четверике ») до наших дней не сохранились. В 1795 году отдельно была воздвигнута каменная колокольня под черепичной кровлей . В начале XIX века были достроены сакристия и прилегающее помещение . В 1832 году, после восстания 1830—1831 годов , монастырь бернардинцев был закрыт .
В 1830-е годы произошла реконструкция костёла под православную Свято-Варваринскую церковь . При этом был внесён ряд архитектурных изменений: высокая стропильная крыша была заменена на более покатую; в центре конька был возведён фальшивый барабан с луковичной главой . При этом был сохранён позднебарочный фигурный аттиковый фронтон .
Сам собор, двухэтажный монастырский корпус, пристроенный в начале XIX века к храму с северной стороны и вмещавший в 1858—1875 годах православный женский Варваринский монастырь (ныне — онкодиспансер ), и двухъярусная звонница, воздвигнутая в стиле классицизма с западной стороны от храма , составляют единый архитектурный ансамбль .
В период нахождения Западной Белоруссии под властью Польши храм продолжал действовать как православный. Так, в издании 1936 года, выпущенном накануне открытия в Пинске первой полесской сельскохозяйственной выставки, церковь Святой Варвары упомянута как православная в списке культовых зданий города (адрес того времени — ул. Бернардинская, 38) . В середине XX века интерьер данного храма был обновлён: в частности, был установлен новый иконостас , а также была выполнена роспись алтарной части . Долгое время данная церковь, прозванная в народе «намоленной», оставалась единственным православным храмом города Пинска: именно здесь «множество поколений пинчан …крестились, венчались, отпевались» . В рамках подготовки к круглой дате — к 180-летию со дня освящения храма — в нём несколько лет велись ремонтно-реставрационные работы: был сделан капитальный ремонт внутри храма, были заменены пол и отопление, а также был установлен новый иконостас. Был осуществлён ремонт фасада данной церкви, планировалось также строительство входного тамбура согласно проекту, сохранившемуся с начала XX века . Настоятелем собора является протоиерей Константин Балакай ( благочинный , секретарь епархии) . При храме действуют воскресная школа (как для взрослых, так и для детей), небольшая библиотека" и православный молодёжный центр в честь преподобномученика , а также сестричество во имя Св. вмц. Елисаветы .
Чёткий и компактный прямоугольный объём собора, представляющего собой однонефный безбашенный храм , сочетается с развитой полукруглой (полуциркульной) алтарной апсидой с пресбитерием , непосредственно связанным с главным залом . Завершением главного фасада, ось симметрии которого выделена прямоугольным входным проёмом, высоким арочным оконным проёмом над ним и круглой люкарной завершающего трёхлопастного фронтона сложного профиля, служит фигурный аттик с маковкой в стиле позднего барокко, чьи плавные абрисы призваны подчеркнуть центрально-осевое построение фасада . Декором же фасада, раздёлённого на три части пилястрами большого ордера , служат раскрепованные карнизы , пилястры, боковые экседры , пояски, обрамления окон и прочие детали . Ритмичное расчленение боковых фасадов, являющихся плоскостными, создаётся при помощи высоко поднятых арочных проёмов и лопаток в простенках. По центру собора, имеющего двухскатную крышу, воздвигнут восьмигранный деревянный барабан с луковичной главой . Оконные проёмы, расположенные в два яруса, имеют полуциркульное завершение .
Перекрытием залу служит цилиндрический свод с на одиночных подпружных арках, в то время как перекрытие большой крипты , находящейся непосредственно под храмом, составляют массивные крестовые своды в два пролёта . Для укрепления цилиндрического свода служат сильно выступающие пилоны, украшенные пилястрами. В свою очередь, подпружные арки, перекрывающие пространство между пилонами, идут в продольном направлении . Использование данного приёма было направлено на усиление статики высоких стен собора и восприятие распора сводов из-за отсутствия боковых нефов. Профилированный карниз, отделяющий своды от стен , опоясывает последние, будучи оптически продолженным и в апсиде .
В стенах собора встречаются ряды плинфы . Хоры, размещённые в западной части зала над входом, опираются на два столба. Полукруглую апсиду, расчленённую на два яруса рисованным орнаментальным фризом (с гирляндами ), в который переходит профилированный карниз , покрывает монохромная роспись в технике гризайль в стиле раннего классицизма , имитирующая разнообразные архитектурные приёмы . Так, в нижнем ярусе размещены изображения полуротонды и расходящихся галерей , которые образует ряд пилонов и колонн коринфского ордера , за счёт чего передаётся глубинная перспектива пространства . Декор, аналогичный прорисованным на крыше ротонды кессонам , имеется на подпружных арках главного зала ; в распалубках свода помещены «иллюзионистические» купола . Лучковые окна конхи , над которыми нарисованы небольшие плафоны , обрамляет стилизованный растительный орнамент . В конхе апсиды находится изображение начала XX века — «Богоматерь с младенцем» .
В соборе находятся следующие образа : « », «Покров» (1732), «Богоматерь Умиление» (1751), « Три святителя » (1765), « Спас Пантократор » («Христос Вседержитель») (1776), « Николай Чудотворец » и «Троица Ветхозаветная» (XVIII век), образ- «Вход в Иерусалим» и « Воскрешение Лазаря » (середина XVIII века), «Житие святых Екатерины и Анны» (XIX век), а также на алтарной стене присутствует фресковая роспись XIX века — «Богоматерь» . Храмовой иконой является образ Святой великомученицы Варвары с частичками мощей .
Образ «Богоматерь Одигитрия Иерусалимская», являющийся памятником XVI века и отличающийся художественной выразительностью , вытянутыми пропорциями и в некоторой степени тёмной красочной гаммой, был выполнен яичной темперой на доске, на данный момент — под потемневшей олифой . Размеры иконы, которую выявила в 1958 году 3-я экспедиция Государственного художественного музея БССР , — 188×139×2,5. Богоматерь , представленная на позолоченном фоне практически поколенно, облачена в следующие одежды: синий хитон с бело-красной каймой, которую по горловине и рукавах украшает позолоченный и жемчужный орнамент; мафорий тёмно-красного цвета на розовой подкладке и синий чепец . Богомладенец, сидящий на её левой руке, облачён в охристо-синий хитон и тёмно-красный с тонко нанесённым ассистом плащ. Богомладенец, держа в левой руке свиток, правой рукой же благословляет. Ангелы , выглядывающие вверху по углам из-за синих , облачены в одежды красного и белого цветов и держат Орудия Страстей . Нимбы Богоматери и Богомладенца ографлены, так же как и орнаментированные извилистые побеги . Характерными чертами данного образа являются необыкновенная величественность композиции и монументальный образный строй наряду с подчёркнутой экспрессивностью изобразительного языка . Указанием на связь иконы, выполненной в традициях древнерусского искусства и, тем не менее, имеющей явные черты , с позднепалеологовским возрождением служат утончённый рисунок, классически правильные черты лица, богатый и довольно жёсткий ассист и густой колер . Уклон в графичность, выделяющий данную весьма профессионально выполненную переработку греческого образца, сильно отличает образ от икон новгородского круга той же иконографии . В то же время колорит, красота, силуэт и музыкальность линий данного образа, его трепетная и деликатная живопись ликов тёмной карнации перекликаются с творениями иконописца Дионисия . Возможно, именно данная икона является той самой известной реликвией упразднённого пинского Лещинского монастыря , о которой в конце XIX века упоминали краеведы А. И. Миловидов и Л. Паевский .
Образ «Богоматерь Умиление», датирующийся 1751 годом, выполнен на доске яичной темперой, использованы также были металл, серебрение, чеканка , литьё , гравировка , стекло; на данный момент — под потемневшей олифой. Размеры иконы, которую выявила в 1958 году 3-я экспедиция Государственного художественного музея БССР, — 120×69×2. Внизу ризы образа в две строчки размещён следующий текст: «Я, Тымовей Хыль с женою своею Ирыною, надаю шату престой Богородице Богоявленской року (1751)» .
Николай Семёнович Лесков в книге путевых очерков « », описывая своё пребывание в Пинске, сообщает о Свято-Варваринском соборе следующее:
В ограде этого монастыря помещается довольно красивая церковь в западном стиле, большой каменный корпус, в котором отделана только одна небольшая часть и большой деревянный флигель. Я шёл в монастырь для того, чтобы видеть … фрески, оставшиеся на стенах храма бр<атьев> бернардинов. …
Фрески сохранились только справа, над окном, да в алтаре над горним местом. Последняя картина аль фреско, изображающая архангела Михаила , поразившего дьявола, очень хорошо сохранилась. Остальное всё густо забелено мелом.
— Зачем вы, матушка, забелили стенопись? — спросил я игуменью, выйдя из алтаря.
— Да как было не забелить? Всё было стёрто, поцарапано, безобразно уж было.
— Отчего же она так попортилась?
— Провиант тут жиды насыпали, ну, сырость от него шла, пыль, лопатами царапали.
— Так очень уж были попорчены картины?
— Совсем попорчены, нельзя было не забелить .