Interested Article - Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Глубокое)

Знак «Историко-культурная ценность» Объект Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь
Код: 212Г000365

Собо́р Рождества́ Пресвято́й Богоро́дицы православный собор в городе Глубокое Витебской области Белоруссии (первоначально — костёл Успения Девы Марии ордена кармелитов ). Находится в историческом центре города на площади 17 сентября . Первый памятник и наиболее полное выражение школы виленского барокко на территории Республики Беларусь , в котором отразились «важные этапы развития художественных принципов белорусского барокко» . По мнению исследователя В. А. Чантурии, данный собор является довольно своеобразным типом культовой архитектуры, ибо даже в масштабах Европы храмы с четырьмя башнями периода барокко очень редки . До перестройки 1730-х годов это был единственный памятник сарматского барокко с трансептом .

История

Речь Посполитая

Данный памятник архитектуры был возведён из кирпича в 1639—1654 годах как костёл Успения Богородицы в монастыре католического ордена кармелитов («босых») приором Тышкевичем . Постройка костёла состоялась благодаря фундации владельца части Глубокого, воеводы мстиславского и старосты дисненского Иосифа (Юзефа) Львовича Корсака , который первоначально лично руководил возведением и был похоронен в крипте храма , но впоследствии при перестройке костёла в церковь прах, завёрнутый в малиновую епанчу, был вынут и выброшен, через два дня подобран и перезахоронен одним из местных жителей . Согласно его завещанию 1643 года, Корсак также предоставил семь гнедых коней для подвозки материалов при строительстве костёла . Впоследствии кармелиты начали выплату Корсакам — как деньгами, так и зерном, взяв на себя обязанность содержать ксёндза и плебанию . Несмотря на отсутствие архивных свидетельств, исследователи говорят об имевших место нескольких перестройках и достройках храма, о чём говорят отдельные части здания, несущие черты архитектурных решений разных времён .

В 1735 году костёл был перестроен по плану архитектора И. К. Глаубица : в частности, был изменён главный фасад здания (изменены башни и добавлено оформление ордерной пластикой) . Считается, что именно реконструкция 1735 года привнесла в храм черты, свойственные школе виленского барокко : новые многоярусные башни главного фасада с вытянутыми пропорциями (уменьшаясь кверху, такие башни приобретали особые стройность , крутизну и возвышенность ), ориентир не на фасадную точку зрения, а на восприятие контуров как сложного силуэта среди невысокой застройки; усложнение главного фасада путём возведения щипца между башнями и обогащения декором (для создания впечатления богатства и ошеломления сплетением деталей); опоясывание фасада поясами профилей и соединение последних между собой многозвенными сращениями пилястр и колонн ; усиленная напряжённость ритмичного строя элементов . После перестройки костёл 16 июля 1735 года заново подвергся освящению , на этот раз суфраганом виленским Матеем (Ежи) Анцутой . К 1735 году относятся также возведение перед церковью, на одной с ней оси, трёхарочных (трёхпролётных) двухъярусных кирпичных ворот («брамы») в стиле позднего барокко и пристройка к северо-западной стороне апсиды трёхэтажного жилого корпуса, прямоугольного в плане. От корпуса, обладавшего замкнутой композицией со внутренним двором (одно крыло квадрата составлял костёл ), сохранилась лишь впоследствии перестроенное восточное крыло; остальные два крыла вследствие трухлявости были разобраны в 1892 году . При самом монастыре также размещались начальная школа и шляхетский на 12 неимущих учеников, библиотека в 3 тысячи книг, собрание картин и гравюр , музыкальная капелла , госпиталь, аптека, различные хозяйственные и складские строения , а также физический кабинет со 130 различными приборами , обширный сад и большие «сажалки» с разными рыбами. В костёле же кармелитов находился огромный орган (12-регистровый, размещался на галерее хоров ); также на содержании ордена находились 40 музыкантов, игравших как непосредственно в храме, так и на балконе над его входными дверями (в праздничные дни). В данный костёл крестьян не допускали, направляя их в фарный Троицкий костёл .

Также существует мнение о постройке в XVII веке, ещё до закладки храма, широких подземных ходов и пространств с мощными стенами и сводами, которые, согласно легенде, тянулись не только до костёла Троицы, а даже до (3 км) .

Российская империя

В июле 1812 года во время пребывания в Глубоком Наполеон сделал своей резиденцией монастырь кармелитов (точнее, три кельи верхнего этажа жилого корпуса ), покидая который, император якобы сожалел, что не может взять с собой в Париж сам костёл монастыря, ибо его не стыдно было бы установить рядом с Собором Парижской Богоматери . В 1831 году, после восстания , в зданиях монастыря разместилась комиссия военного суда под председательством М. Н. Муравьёва . Склепы в подземельях собора и монастыря, в которых во время восстания кармелиты хранили арсенал повстанцев, сделали камерами для узников, а сам главный подземный коридор разделили массивной решёткой .

Единственный сохранившийся инвентарь , датируемый 1862 годом, так описывает костёл:

Костёл и монастырь… фундированный Юзефом Корсаком… заложен в виде креста. Закончен в году 1735 июля 3 и освящён Ежи Анцутой, виленским суфраганом… Сегодня костёл и монастырь в состоянии запустения, нуждаются в большом ремонте… длина его 72, ширина 32 аршина , имеет 4 башни — 2 с фасадов кирпичные, в одной из них нерабочие часы и 3 колокола весом 196 пудов, сзади 2 деревянные башни… Окон 32, алтарей 7, орган на 12 голосов… костёл черепицей накрыт .

В 1865 году монастырь кармелитов был закрыт (его строения передали палате государственных имуществ ) . Вскоре костёл был отдан в распоряжение православной церкви, а непосредственно монастырь с его землями и угодьями выделили для поддержания храма. Уже сразу после 1863 года власти ассигновали 27 тысяч рублей серебром на перестройку бывшего костёла . С осени 1867 года началось отправление православных служб, что, однако, не носило постоянного характера . В 1872—1878 годах перестройка храма состоялась . Изменения в основном коснулись внутреннего убранства церкви, внешний же вид затронула лишь покраска стен и куполов, «в которых прелестной красоты акварель была заменена побелкою на воде, с серым отливом колера». Внутри вместо римского алтаря был установлен православный иконостас с его принадлежностями; упоминаются из внутреннего убранства драгоценное паникадило , громадные подсвечники у местных икон и величественный за престольный семисвечник, которые приобретены были стараниями местного причта и которые «своею массивностью, размером, высоким качеством материала и художественною отделкою служат роскошным украшением храма, восполняя неудачно-изменённое самобытное его достоинство» . Среди прочего были убраны орган, боковые алтари, исповедальни (вместо них установили царские врата ) , имущество костёла разграблено . В 1875 году православная церковь начала действовать . Впоследствии 3 сентября 1878 года состоялось переосвящение перестроенного костёла в православную Рождество-Богородицкую церковь, проведённое епископом Ковенским преосвященным Владимиром (Никольским) . В торжествах, связанных с данным освящением, участвовали 16 священников, 2 диакона и более 5 тысяч паломников, и от глубокской церкви Святой Троицы состоялся крестный ход с антиминсом и мощами . При этом корпус монастыря был отдан городской полицейской управе , а библиотека из трёх тысяч книг — (архивы оказались в Санкт-Петербурге ) , наряду с собранием картин и географических карт, физическим кабинетом; остальное было разворовано . Ещё в 1930-е годы перед входом в храм лежала белая мраморная плита с надписью «Roku 1782. Grzesznik prosi o jednę: Zdrowaś Marya» («1782 г. Грешник просит об одном: Богородице Дево, радуйся…») .

При перестройке после 1863 года над средокрестием храма в 1885 году возвели в неоготическом стиле деревянные барабан и купол . Для осуществления этого пришлось снизить очень высокую конструкцию крыши .

По данным 1892 года, храм относился к и имел достаточно утвари для служений. Ещё в 1872 году для ремонта и поддержания церкви было выделено 94 десятины земли с жилым домом и хозяйственными пристройками (на 1892 год — доход в 150 рублей в год), фруктовым садом (доход в 105 рублей в год), водяной мельницей (доход в 75 рублей в год) и бывшим кармелитским каменным двухэтажным домом (место размещения причта ), часть которого отдана в аренду почтовому отделению (150 рублей) и аптеке (50 рублей). Также приносила доход и сдача в аренду бывшего кармелитского деревянного дома (26 рублей 50 копеек). В 1892 году для храма были положены 2 священника и 2 псаломщика , чьё жалование составляли 992 рубля и добавочный 21 рубль 18 копеек. Прочей земли было 111 десятин, из которых 5 десятин составляла усадебная земля, 37 — пахотная, 28 — сенокосная, а 33 десятины были «под дровяным лесом и озером». Всего к приходу храма относились 2 приписные и 2 кладбищенские церкви, бедных на утварь и находящихся в ветхом состоянии, 683 двора с числом прихожан в 2752 мужчины и 2665 женщин .

Польша и СССР

На фотографии польского периода видны все четыре башни костёла

Согласно одной точке зрения, в 1921 году здание церкви вернули католикам, которые в 1932 году осуществили реконструкцию храма . Согласно другому мнению, процесс возврата имущества кармелитам происходил с 1927 года. Попытки вернуть храм католикам не увенчались успехом В сохранившихся постройках же монастыря находилось Глубокское староство .

Во время Второй мировой войны подземелья собора использовали как тюрьму для своих пленных отряды коллаборационистов Родионова . Здание храма во время войны было частично повреждено: в 1944 году сгорели деревянный барабан с куполом и верхние ярусы башен , пострадало множество икон, алтарь, церковный архив . В отличие от самого храма, накрытого кровельным железом, башни были отстроены, но в уменьшенном виде . После войны здания монастыря использовались как маслозавод, позже — зональный архив [ источник не указан 2807 дней ] , а подземелья самого храма — как склад Глубокского консервного завода [ источник не указан 2807 дней ] .

В «Списке взятых на государственный учёт церквей, монастырей и молитвенных домов, действующих в Глубокском районе» 1945 года храм упомянут опять как церковь Рождества Богородицы, в пользовании которой находилось лишь одно здание; договор на право пользования верующими заключён не был. Для храма отсутствовала также ревизионная комиссия, равно как и церковная тройка по управлению церковными зданиями .

В 1970 году, в период с 10 по 13 сентября (скорее всего, вечером 12 сентября и утром следующего дня), архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников) , которого в поездке сопровождали игумен Валентин, доцент Московской духовной академии , и Б. А. Бураков, благочинный Витебского благочиния, провёл богослужение среди прочих и в храме Глубокого. Помимо украшений, в церкви были положены ковры. По признанию местных органов власти, посещение богослужения было массовым: так, количество верующих в церкви составило от 5 тысяч (данные Буракова) до 700 человек (благочинный Иванов); пел хор. В число присутствовавших лиц вошли также 15 штатных и 1 нештатный священник, ксёндз Глубокского костёла И. И. Францкевич и духовный наставник Ластовичской старообрядческой церкви С. Д. Фёдоров. О присутствии последнего на службе Антонию сообщил благочинный Иванов, представивший архиепископу ксёндза Францкевича. Состоялось также награждение архиепископом Антонием священника Н. Ф. Кублицкого . По данным Н. Ф. Высоцкой 1983 года, в храме был проведён свет и установлены решётки, однако отсутствовали сигнализация и телефонная сеть . В том же 1983 году с северной стороны алтаря в храме создали тёплый храм, а именно придел в честь преподобного Серафима Саровского площадью 80 м², освящённый 29 декабря того же года. К 1988—1990 годам относится ремонт храма, который проводился как внутри, так и снаружи: в частности, для перекрытия крыши было использовано оцинкованное железо. Приписной храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня в деревне Забелье , закрытый в 1963 году, был восстановлен и освящён в 1990 году

Республика Беларусь

На данный момент приход данного глубокского собора является самым многочисленным в Полоцкой епархии . При церкви действуют воскресная школа для детей и для взрослых [ источник не указан 2807 дней ] , детский хор , православная библиотека и профессиональный хор , собирается «Содружество православной молодёжи во имя преподобного Серафима Саровского» . В сентябре 2012 года воспитанники воскресной школы высадили вблизи храма молодой сад Молитвы . Настоятелем собора является протоиерей Сергий Громыко .

Архитектура

План собора

Данная церковь является первым памятником архитектуры виленского барокко на территории Белоруссии , однако до перестройки в 1735 году представляла собой один из наиболее интересных примеров сарматского барокко . Храм, в плане представлявший изначально протяжённый прямоугольник (в эту строго прямоугольную форму с точностью вошли все объёмно-пространственные части костёла ), имеет упрощённое планировочное решение, включая трёх нефную базилику , прямоугольную апсиду (пресбитерий), выделенную боковыми сакристиями , и располагавшийся за ней целый ряд келий, соединённых между собой коридором (один из корпусов монастыря, пристроенный непосредственно к задней плоской стене алтарной части и датированный тем же временем постройки ). Для объёмно-пространственной композиции церкви, напротив же, характерен многоярусный многоплановый вид. Так, наряду с четырьмя башнями, отмечающими углы храма, он отличается и двухъярусным перепадом нефов с выделенными крыльями трансепта . Эти четыре башни изначально, до перестройки фасада в 1735 году, были одинаковыми: квадратными ( четвериковыми ) в плане, двухъярусными и имели высокие полуциркульные окна, креповки и невысокие шатровые крыши . Затем обе фасадные башни были разобраны вплоть до карниза боковых нефов и заменены на сквозные, четырёхъярусные четвериковые башни с лучковыми и полуциркульными проёмами . Для первоначальных четырёх башен прослеживалась генетическая связь с оборонительными храмами-крепостями белорусских земель , однако их форма и значение для композиции относятся уже к зрелому барокко, равно как и перестройка башен главного фасада в 1735 году стала отражением развития и усовершенствования национальных форм данного стиля . Черты стиля алтарной части с фланкирующими её данными двумя четвериковыми башнями и завершающим её треугольным фронтоном соответствуют как раз сарматскому барокко .

Интерьер храма

Главный фасад церкви, на который сделан основной акцент, фланкирован двумя стройными многоярусными башнями, увенчанными луковичными главами , и отличается фигурным ступенчатым фронтоном, возведённым между башен. Вертикальную динамическую устремлённость последних подчёркивают и усиливают узкие и высокие арочные проёмы наряду с многочисленными креповками . О первоначальном же оформлении главного фасада судить сложно, но, по мнению исследовательницы Слюньковой И. Н ., оно следовало, вероятно, римским архитектурным образцам, точнее трёхосевой композиции, при которой дольняя часть базилики оформлена системой пилястр, а горняя часть — треугольным фронтоном и волютами по сторонам (такие волюты позднее были представлены в двух верхних ярусах иконостаса) . Богато украшенный портал входа с резными дверьми XVII века с позолотой выделяет центр низшего фасадного яруса, в то время как ниши- экседры , завершённые конхами , — его боковые стороны . Между низшим ярусом и следующим за ним, раскрепованным пилястрами и имеющим боковые части скругленными, расположен антаблемент , далее следует широкий крепованный фронтон. Окно, расположенное в разрыве данного фронтона, декорировано значительно выступающим пластичным порталом. Аттиковый фронтон, представляющий собой третий ярус, обладает сложным завершением . Ещё в 1735 году данный фасад был обильно декорирован ордерной пластикой — в частности, были добавлены связки пилястр, раскреповки, волнистые профилированные тяги и прочее . Ажурность главному фасаду придали возникшие с данной перестройкой сквозные проёмы башен и фронтонов вкупе с глубокими нишами ( табернаклями ), похожими на экзотические раковины . Задний фасад храма был решён в более сдержанных формах: так, он отличается треугольным фронтоном с круглой нишей в центре, украшением которого служат крестообразные лопатки , и двумя симметричными четвериковыми башнями .

Деревянный купол, сгоревший вместе с деревянными верхами башен и барабаном в 1944 году, вкупе с четырьмя маковками башен явился единственно лёгким для выполнения, но в то же время радикальным способом приспособить архитектуру кармелитского костёла, имевшего сходство с Виленским кафедральным собором , к нуждам православной церкви. Несмотря на несоответствие западноевропейской архитектуре барокко, маковки «кодировали храм как новообращённый для православных» .

Перекрытие нефов храма, интерьер которого сохранил свою объёмно-пространственную композицию с XVII века, составляют цилиндрические своды с . Над бабинцем храма расположены хоры . При перестройке в 1735 году для фасада церкви и её интерьера было выполнено единое ордерное оформление. Так, для стен и столбов храма характерна раскреповка пилястрами и широкими карнизными поясами, декор которых представляет собой богатый растительный орнамент с мотивами стилизованных листов аканта в дополнение к горельефным изображениям головок ангелов . Для декора сводов, в частности плафонов и обрамлений рёбер распалубок, характерен лепной геометрический орнамент. Галерея , идущая над антаблементами храма по всему его периметру, обнесена кованной металлической решёткой с орнаментом . Лепка, использованная в оформлении интерьера, сделана в технике стукко . В интерьере средокрестие оформлено плоским и ложным куполом .

Фресковые росписи , некогда украшавшие своды и часть стен, при перестройке храма в православную церковь были покрыты пластом штукатурки . Согласно воспоминаниям Александра Котлинского 1878 года, первого благочинного перестроенного храма , данные росписи были «прелестной красоты» .

В своё время при храме был обширный сад .

Иконы

Согласно «Акту предварительного обследования культовых зданий в городах Полоцк, Глубокое, Орша, Витебск» от 20 октября 1963 года, во время обследования собора не было выявлено утвари и росписей, представлявших художественную ценность. При этом внимание исследователей привлекли лишь две иконы благодаря своей точной датировке. Первый образ — икона Ченстоховской Богоматери — имел размеры 1 × 1,5 м и был написан маслом. Его мелкозернистый холст был наклеен непосредственно на дерево. На образе была обнаружена следующая надпись старославянским шрифтом : «образ Пресвятой девы Марии, Богородицы Ченстоховской, сооруженный для украшения Глубокской церкви иждивением глубокского обывателя Федора Грицкевича в 1757 г., возобн[овлена] в 1898 г. при иерее Влад. Концевиче». Икона, согласно рассказу служителя церкви Ясюкевича, была доставлена из каплицы на кладбище Дуброва после пожара в ней .

Второй образ — изображение Богоматери с младенцем — имел размеры 50 × 60 см и бронзовую ризу . Его холст, состоящий из двух слоёв — мелкозернистого (первый) и крупнозернистого (второй), был наклеен непосредственно на доску. Нижняя часть иконы была покрыта серебристой краской, на которой читалась чёрная надпись в две строки: «S Maria Mater dei \\ Anno 1738». Нижняя строка была дописана синими чернилами. В собор образ был привезён из села Сороки после разбора местной церкви в 1963 году . Данная икона до сих пор находится среди прочих образов храма, иконостас которого был поставлен в 1863 году . По данным же 1995 года, образ, чей серебряный с позолотой оклад считается произведением искусства рококо, размещался в одноимённой каплице храма, находящейся на кладбище .

Также в храме находится икона « Достойно есть », являющаяся точной копией чудотворного образа из афонского Карейского храма и имеющая размеры 1,6 × 1,15 м. Внутри образа, написанного масляными красками на кипарисовом дереве и окроплённого водой из реки Иордан и ряда других живоносных источников, вложили и навсегда заделали частицы мощей многих святых, а также кусочки ваты, которая предварительно была освящена на Гробе Господнем , святых мощах и перед многими иконами Божией Матери , а также кусочки ваты, которая была пропитана святым елеем , взятым из неугасимых лампад на Гробе Господнем, Гробе Богоматери и на Голгофе («ина многая благодатная Святыня из Иерусалима и с Афона внутри ея сокровенно заделана»). Согласно дарственной надписи на обратной стороне иконы, она представляет собой «дар от некоторых беднейших Русских святогорских иноков-патриотов всечестному отцу, настоятелю православной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы в местечке Глубоком, Литовской епархии , Виленской губернии , Дисненского уезда , священнику Евфимию Диволовскому с причтом и приходом для сей церкви в неотъемлемое достояние, во благословение от святой Горы Афонской сему храму, причту, прихожанам, богомольствующим в нем и благотворителям онаго, селению и по всему округу православным жителям — постоянным и временным, нынешним и будущим, духовным и военным, чиновным и простым в благодатную им всем помощь от всяких бед, зол и напастей от всех и на всех видимых и невидимых, явных и тайных, внешних и внутренних врагов России и Царя, Православия и Христианства». Кроме того, надпись содержит молитву Пресвятой Богородице о храме, приходе и стране. Икона известна исцелениями и фактом мироточения в 1999—2000 годах. В Глубокое икона, согласно «Литовским епархиальным ведомостям» за 1911 год, была доставлена в июне 1911 года. Был организован при участии духовенства и паломников (около 13 тысяч) специальный крестный ход, который за трое суток прошёл с иконой 35 вёрст, сделав остановки для молебствий в селениях Верхнее и Ласица и приблизившись к Глубокому вечером 12 июня. Навстречу вышел другой крестный ход с участием инокинь из , которые после соединения крестных ходов внесли икону в храм, и была совершена служба с акафистом Богородице (на следующий день уже были проведены Божественная литургия и водосвятие на озере в Березвечье у часовни), на которую прибыл член Государственной думы , священник Александр Вераксин . О данном событии был отправлен рапорт Агафангелу , архиепископу Виленскому и Литовскому, который, в свою очередь, представил его императору. В честь события было определено ежегодно 12 и 13 июня (по юлианскому календарю) совершать соответствующие богослужения . В последние годы старая традиция крестного хода с иконой от собора к недавно открытому Березвечскому женскому монастырю возобновилась, при этом верующие устилают цветами дорогу, по которой священнослужители несут на руках образ. В 2011 году с 21 по 26 июня прошло празднование 100-летия иконы .

Настоятели собора

Имя, отчество, фамилия священнослужителя Время служения настоятелем
1 Илларион Иоаннович Вилляновский 03.09.1878 — 08.05.1890
2 Николай Иоаннович Никольский 08.05.1890 — 25.03.1897
3 Владимир Иоаннович Концевич 29.05.1897 — 07.12.1901
4 Дмитрий Владимирович Маркевич 12.01.1902 — 10.03.1902
5 Александр Яковлевич Смирнов 10.03.1902 — 17.05.1908
6 Евфимий Алексеевич Диволовский 17.05.1908 — 05.1917
7 Николай Александрович Игнатович 06.1917 — 21.01.1948
8 Василий Григорьевич Скурко 03.03.1948 — 28.06.1960
9 Иоанн Михайлович Стосуй 09.08.1960 — 01.10.1962
10 Валентин Константинович Богаткевич 01.10.1962 — 06.06.1963
11 Иоанн Михайлович Стосуй 06.06.1963 — 15.11.1963
12 Аркадий Владимирович Стрелковский 15.11.1963 — 05.10.1964
13 Евгений Михайлович Амельянюк 24.02.1966 — 29.08.1967
14 Михаил Иосифович Юращик 29.08.1967 — 12.12.1967
15 архимандрит Афанасий (Кудюк) 12.12.1967 — 10.01.1969
16 Александр Васильевич Иванов 10.01.1969 — 15.07.1974
17 Иосиф Иосифович Шевченко 15.07.1974 — 1978
18 Серафим Адамович Гоголушко 1978 — 18.05.1997
19 Дмитрий Петрович Авсиевич 20.05.1997 — 03.09.2003
20 Сергий Алексеевич Громыко с 03.09.2003

Комментарии

  1. Благодаря размещению трансепта точно посредине внешней композиции и торцовые, и боковые фасады храма обрели зеркальную симметрию. В интерьере же данный попарно равноконечный крест, возникший в результате в верхнем сечении церкви, отмечен куполом на средокрестии. См.: Габрусь Т. В. Мураваныя харалы: сакральная архітэктура беларускага барока. — Мн. : Ураджай, 2001. — С. 143. — 286 с. — ISBN 985-04-0499-X . .
  2. При этом исследовательница Габрусь Т. В. считает, что на действительном времени постройки собора и стилистике его архитектуры сказались занятие Глубокого русскими войсками во время русско-польской войны 1654—1667 годов и сожжение местечка в 1661 году, а также пожар 1700 года. См.: Габрусь Т. В. Мураваныя харалы: сакральная архітэктура беларускага барока. — Мн. : Ураджай, 2001. — С. 142—143. — 286 с. — ISBN 985-04-0499-X . .
  3. Иногда церковь упоминается как костёл Сердца Иисуса. См.: Габрусь Т. В. Мураваныя харалы: сакральная архітэктура беларускага барока. — Мн. : Ураджай, 2001. — С. 142. — 286 с. — ISBN 985-04-0499-X . .
  4. Корсак осуществил ряд других фундаций костёлу и монастырю (1636, 1640 и 1642 годы), в том числе имения Мостовище, Свилу и Передолы (утверждено варшавским сеймом 1647 года), и завещал кармелитам своё имущество. См.: Габрусь Т. В. Мураваныя харалы: сакральная архітэктура беларускага барока. — Мн. : Ураджай, 2001. — С. 142. — 286 с. — ISBN 985-04-0499-X . ; Сапунов А., Друцкий-Любецкий В. Материалы по истории и географии Дисненского и Вилейского уездов Виленской губернии. — Витебск: Губернская Типо-Литография, 1896. — С. 103.
  5. Над одной из ниш данного склепа присутствует надпись на латинском языке : «Hic ossa, anima in coelo in pace quiescunt illustrissimi fundatoris» («Тут спят в мире кости вельможного фундатора, душа его — на небе»). См.: Сапунов А., Друцкий-Любецкий В. Материалы по истории и географии Дисненского и Вилейского уездов Виленской губернии. — Витебск: Губернская Типо-Литография, 1896. — С. 104. ; Кулагін А. М. Праваслаўныя храмы Беларусі: энцыклапедычны даведнік. — Мн. : БелЭн, 2007. — С. 121. — ISBN 978-985-11-0389-4 . .
  6. Иногда в качестве автора проекта 1735 года указывают гродненского архитектора с итальянскими корнями Юзефа Фонтана (также известен как Иосиф Фонтана III). См.: Габрусь Т., Ярашэвіч А. Глыбоцкі кляштар кармелітаў // Вялікае княства Літоўскае / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў (гал. рэд.) і інш. — Мн. : БелЭн, 2007. — Т. 1. — С. 539. — 688 с. — ISBN 978-985-11-0393-1 . ; Собор Рождества Пресвятой Богородицы / Под редакцией А. В. Вертинской, С. А. Громыко, М. П. Черепковского. — Глубокое, 2001. — С. 5. Польский историк Б. Ванат предполагает, что всем руководил итальянский архитектор . См.: Собор Рождества Пресвятой Богородицы / Под редакцией А. В. Вертинской, С. А. Громыко, М. П. Черепковского. — Глубокое, 2001. — С. 5. ; Wanat B. J. Zakon Karmelitów Bosych w Polsce. — Kraków, 1979. — С. 458—471.
  7. К нашему времени от здания 1639 года сохранились две приземистые башни заднего фасада. См.: Всеобщая история архитектуры / Под ред. Максимова П. Н. — М. , 1968. — Т. VI. — С. 519—520.
  8. Исследователь А. Н. Кулагин первоначально относил данные изменения (как в фасаде, таки и в интерьере) к стилю рококо. См.: Кулагін А. М. З архітэктурнай спадчыны // Памяць: гісторыка-дакументальная хроніка Глыбоцкага раёна / Рэд.: Б. І. Сачанка [і інш.]. — Мн. , 1995. — С. 59—73.
  9. Из-за покрытия плоскостей данных пилястр волнистым рельефом исчезла выразительность контура объёмов. См.: Гісторыя беларускага мастацтва / Рэдкал.: С. В. Марцэлеў (гал. рэд.) і інш.; Рэд. тома Я. М. Сахута. — Мн. : Навука і тэхніка, 1988. — Т. 2: Другая палова XVI — канец XVIII ст.. — С. 117. — 384 с. — ISBN 5-343-00342-7 .
  10. Свидетельством тому была плита из красного мрамора (125 × 93 см), которая после закрытия костёла была перенесена и положена перед входом к кладбищенской каплице (на Коптевке), а в 1933 году была вмурована в паперть по левой стороне от входа. В переводе текст на плите такой: «Именем Божиим! Путник, остановись благочестиво, и при самом виде Храма вознеси благодарение бессметному имени Корсаков! Если ищешь ты Основателя, смотри не только в сердца верующих, но и взгляни на этот кусок мрамора: достославный господин Юзеф Корсак, воевода мстиславльский и староста дисненский, вверяя себя милости Божией, костел сей и дарственную в 1640 году учредил. Если же хочешь ты знать, кто был консекратором сего костёла, считай им Достославного и в Боге преосвященного Ежи Анцуту, епископа антипатрийского, викария виленского, который 1735 года 16 июля костёл сей, освятив, отдал. Да будет благословенна память их обоих. Войди в церковь и старайся вымолить у Бога отпущение грехов». См.: Hedemann Ott. Glebokie. — Wilno, 1935. — С. 15.
  11. Некоторые исследователи данные ворота наряду с боковым входом при фасаде и небольшой каплицей, помещённой в преломлении стены, относят к стилю рококо. См.: Hedemann Ott. Glebokie. — Wilno, 1935. — С. 16. ; Lorentz St. Wycieczki po wojewodztwie Wilenskiem. — Wilno, 1932. — С. 59.
  12. Иногда указывается 1831 год (см.: Слюнькова И. Н. Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи. Пересоздание наследия. — М. : Прогресс-Традиция, 2009. — С. 535, 585. ), 1842 (см.: Слюнькова И. Н. Монастыри восточной и западной традиций. Наследие архитектуры Беларуси. — М. : Прогресс-Традиция, 2002. — С. 365. — 600 с. — ISBN 5-89826-093-5 . ) или 1862 (см.: Габрусь Т., Ярашэвіч А. Глыбоцкі кляштар кармелітаў // Вялікае княства Літоўскае / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў (гал. рэд.) і інш. — Мн. : БелЭн, 2007. — Т. 1. — С. 539. — 688 с. — ISBN 978-985-11-0393-1 . ) или 1861 год (см.: Кулагін А. М. Праваслаўныя храмы Беларусі: энцыклапедычны даведнік. — Мн. : БелЭн, 2007. — С. 121. — ISBN 978-985-11-0389-4 . ).
  13. Иногда указывается 1874 год. См.: Слюнькова И. Н. Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи. Пересоздание наследия. — М. : Прогресс-Традиция, 2009. — С. 585.
  14. По другим данным, в 1895 году. См.: Всеобщая история архитектуры / Под ред. Максимова П. Н. — М. , 1968. — Т. VI. — С. 519—520.
  15. Иногда указывается псевдовизантийский стиль . См.: Габрусь Т. В. Глыбоцкі касцёл і кляштар кармелітаў // Архітэктура Беларусі. — Мн. : БелЭн, 1993. — С. 149. — 620 с. — ISBN 5-85700-078-5 . ; Hedemann Ott. Glebokie. — Wilno, 1935. — С. 17.
  16. При этом основные параметры строения были выбраны в соответствии с основными требованиями ордена кармелитов: расстояния между пилястрами центрального нефа составили 9,6 м; ширина боковых каплиц — 4,2 м, а длина трансепта была выбрана равной половине ширины центрального нефа. См.: Слюнькова И. Н . Монастыри восточной и западной традиций. Наследие архитектуры Беларуси. — М. : Прогресс-Традиция, 2002. — С. 366. — 600 с. — ISBN 5-89826-093-5 . .
  17. Согласно другим источникам, храм изначально представлял собой трёхнефную базилику с двумя башнями, число которых, после расширения постройки, достигло четырёх. Тем самым для храма была достигнута оригинальная объёмно-пространственная симметричная композиция с развитым силуэтом (для восприятия со многих точек, ибо храм является основной постройкой в пространственной композиции Глубокого). Идея перехода от двух до четырёх башен, возможно, была взята от храмов с четырьмя башнями Белоруссии и Литвы в XV—XVII веках, однако сходство условно, так как в более старых храмах башня выполняли оборонную функцию. См.: Чантурия В. А. История архитектуры Белоруссии. — Мн. : Вышэйшая школа, 1977. — С. 182. ; Чантурия В. А. Памятники архитектуры и градостроительства Белоруссии. — Мн. : Полымя, 1986. — С. 206. — 240 с. ; Всеобщая история архитектуры / Под ред. Максимова П. Н. — М. , 1968. — Т. VI. — С. 519—520.
  18. По мнению Т. В. Габрусь, кроме того, имела место «осознанная имитация средневекового рыцарского замка». См.: Габрусь Т. В. Мураваныя харалы: сакральная архітэктура беларускага барока. — Мн. : Ураджай, 2001. — С. 143. — 286 с. — ISBN 985-04-0499-X . .
  19. По мнению Т. В. Габрусь, ажурность наряду с пластичностью лишь приобрели фронтоны с формами башен, что обусловили фигурные проёмы, те же раскреповки, слоистые пилястры, разорванные и волнистые карнизы. См.: Габрусь Т. В. Мураваныя харалы: сакральная архітэктура беларускага барока. — Мн. : Ураджай, 2001. — С. 143. — 286 с. — ISBN 985-04-0499-X . .

Примечания

  1. , с. 142—143.
  2. , с. 539.
  3. , с. 121.
  4. , с. 229.
  5. , с. 228.
  6. , с. 62.
  7. , с. 519—520.
  8. , с. 141.
  9. , с. 116—117.
  10. , с. 182.
  11. , с. 205—206.
  12. , с. 73—74.
  13. , с. 113.
  14. , с. 364.
  15. , с. 3.
  16. , с. 20.
  17. , с. 15.
  18. , с. 48.
  19. , с. 61.
  20. , с. 122.
  21. , с. 149.
  22. , с. 365.
  23. , с. 18.
  24. , с. 585.
  25. , с. 114.
  26. , с. 600.
  27. , с. 59.
  28. , с. 103—104.
  29. , с. 18—19.
  30. , с. 54.
  31. , с. 37.
  32. , с. 92.
  33. , с. 7.
  34. , с. 61, 77.
  35. , с. 4.
  36. , с. 17.
  37. , с. 17, 57.
  38. , с. 48, 58, 77.
  39. , с. 93.
  40. , с. 329.
  41. , с. 91.
  42. , с. 8.
  43. , с. 77.
  44. , с. 57.
  45. , с. 58.
  46. , с. 104.
  47. , с. 21.
  48. , с. 12.
  49. o.Jan Fibek. Wskrzeszenia na pograniczu dwóch światów: dzieje Kościoła rzymsko-katolickiego w dorzeczu Berezyny i Wilji w granicach Dekanatu Dokrzyckiego w Diecezji Witebskiej na Białorusi : 1395-2009 r. — Bracia Mniejsi Kapucyni, Bracia Mniejsi Kapucyni, 2011. — 280 с. — ISBN 8387229024 , 9788387229023.
  50. . Глубокское благочиние. Дата обращения: 1 мая 2014. 2 мая 2014 года.
  51. , с. 143.
  52. , с. 218—219.
  53. , с. 261.
  54. . Полоцкая епархия. Дата обращения: 1 мая 2014. 2 мая 2014 года.
  55. . Глубокское благочиние. Дата обращения: 1 мая 2014. 7 марта 2016 года.
  56. Панкрат Анна. // Полоцкие епархиальные ведомости. — 2012. — № 4 . — С. 2 . 2 мая 2014 года.
  57. . Полоцкая епархия. Дата обращения: 1 мая 2014. Архивировано из 2 мая 2014 года.
  58. , с. 366.
  59. , с. 224.
  60. , с. 48.
  61. , с. 22.
  62. , с. 203.
  63. , с. 9—10.
  64. , с. 3—4.
  65. . СОБОР.by. Дата обращения: 1 мая 2014. 2 мая 2014 года.
  66. Горидовец В.В. Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917–1990): По страницам архивных документов [Электронный ресурс. CD-R].. — Витебск, 2012..

Литература

Литература на русском языке

  • Всеобщая история архитектуры / Под ред. Максимова П. Н . — М. , 1968. — Т. VI.
  • Города, местечки и замки Великого княжества Литовского / Т. В. Белова (пред.) [и др.]. — Мн. : БелЭн, 2009. — 312 с. — ISBN 978-985-11-0432-7 .
  • Извеков Н. Д . Статистическое описание православных приходов Литовской епархии. — Вильна: Типография И. Блюмовича, 1893.
  • Панкрат Анна. // Полоцкие епархиальные ведомости. — 2011. — № 3 . — С. 3—4 .
  • Православная церковь на Витебщине (1918—1991): док. и материалы / Редкол.: М. В. Пищуленок (гл. ред.) [и др.]; сост. В. П. Коханко (отв. сост.) [и др.]. — Мн. : НАРБ, 2006. — 365 с. — ISBN 985-6372-48-8 .
  • Сапунов А., Друцкий-Любецкий В. Материалы по истории и географии Дисненского и Вилейского уездов Виленской губернии. — Витебск: Губернская Типо-Литография, 1896.
  • Слюнькова И. Н . Монастыри восточной и западной традиций. Наследие архитектуры Беларуси. — М. : Прогресс-Традиция, 2002. — 600 с. — ISBN 5-89826-093-5 .
  • Слюнькова И. Н. Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи. Пересоздание наследия. — М. : Прогресс-Традиция, 2009.
  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы / Под редакцией А. В. Вертинской, С. А. Громыко, М. П. Черепковского. — Глубокое, 2001.
  • Чантурия В. А. История архитектуры Белоруссии. — Мн. : Вышэйшая школа, 1977. — С. 182.
  • Чантурия В. А. Памятники архитектуры и градостроительства Белоруссии. — Мн. : Полымя, 1986. — 240 с.

Литература на белорусском языке

  • Багласаў С. Г. Царква Раства Багародзіцы // Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі. Віцебская вобласць. — Мн. : БелСЭ, 1985. — 496 с. — 8000 экз.
  • Барока ў беларускай культуры і мастацтве / Навук. пэд. В. Ф. Шматаў. — Мн. : Беларуская навука, 2001. — 304 с. — ISBN 985-08-0452-1 .
  • Габрусь Т. В. Глыбоцкі касцёл і кляштар кармелітаў // Архітэктура Беларусі. — Мн. : БелЭн, 1993. — 620 с. — ISBN 5-85700-078-5 .
  • Габрусь Т. В. Мураваныя харалы: сакральная архітэктура беларускага барока. — Мн. : Ураджай, 2001. — 286 с. — ISBN 985-04-0499-X .
  • Габрусь Т. В., Ярашэвіч А. А. Глыбоцкі касцёл і кляштар кармелітаў // Рэлігія і царква на Беларусі: Энцыкл. давед. / рэдкал.: Г. П. Пашкоў і інш. — Мн. : БелЭн, 2001. — 368 с. — ISBN 985-11-0220-2 .
  • Габрусь Т., Ярашэвіч А. Глыбоцкі кляштар кармелітаў // Вялікае княства Літоўскае / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў (гал. рэд.) і інш. — Мн. : БелЭн, 2007. — Т. 1. — 688 с. — ISBN 978-985-11-0393-1 .
  • Гісторыя беларускага мастацтва / Рэдкал.: С. В. Марцэлеў (гал. рэд.) і інш.; Рэд. тома Я. М. Сахута. — Мн. : Навука і тэхніка, 1988. — Т. 2: Другая палова XVI — канец XVIII ст.. — 384 с. — ISBN 5-343-00342-7 .
  • Памяць: гісторыка-дакументальная хроніка Глыбоцкага раёна / Рэд.: Б. І. Сачанка [і інш.]. — Мн. , 1995.
  • Кулагін А. М. З архітэктурнай спадчыны // Памяць: гісторыка-дакументальная хроніка Глыбоцкага раёна / Рэд.: Б. І. Сачанка [і інш.]. — Мн. , 1995. — С. 59—73.
  • Кулагін А. М. Праваслаўныя храмы Беларусі: энцыклапедычны даведнік. — Мн. : БелЭн, 2007. — ISBN 978-985-11-0389-4 .

Литература на польском языке

  • Hedemann Ott. Glebokie. — Wilno, 1935.
  • Lorentz St. Wycieczki po wojewodztwie Wilenskiem. — Wilno, 1932.
  • Słownik geograficzny Królestwa Polskiego i innych krajów słowiańskich. — Warszawa, 1881. — 927 S.
Источник —

Same as Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Глубокое)